Интервенции стресс-менеджмента
В начале 1980-х гг. на Западе резко возросло внимание к стрессу. В журнале «Time» в июне 1983 г. стресс был объявлен «эпидемией», и назван главной проблемой, угрожающей здоровью людей. С тех пор ситуация продолжает ухудшаться. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что стрессовость эпидемией расползлась по всему миру.
В ходе изучения интервенций стресс-менеджмента будут рассмотрены четыре следующих вопроса:
1. Сущность интервенций стресс-менеджмента;
2. Уровни интервенций;
3. Исследование интервенций стресс-менеджмента;
4. Оценка эффективности интервенций.
Многочисленные исследования и опросы показываю нарастание отрицательного воздействия на здоровье людей. Отчёт Организации Объединённых Наций (ООН) называет стресс на работе как «чуму XXI века».
Установлено, что 60–90 % всех визитов к врачам связаны со стрессом. Стресс вызывает болезни сердца, инсульт, рак, артрит, желудочно-кишечные болезни, бессонницу, психические расстройства и т.д.
В качестве главного стрессора выступают профессиональные напряжения, волнения и страхи. Разрушающее воздействие производственного стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях.
Развитие стресс-реакций имеет многофакторные причины:
особенности работы – шум, вибрация, температура, освещение, интенсивность труда (рабочая нагрузка), время работы, новые технологии, риски, аварийность;
отношения на работе – с начальниками, коллегами, подчинёнными, партнёрами, клиентами;
проблемы карьерного роста – продвижение по службе, неопределённость на рынке труда;
роли в организации – ролевая неоднозначность, ролевой конфликт, ответственность, права;
взаимосвязь работы и дома – недостаточное внимание семье, упущения в воспитании детей и т.д.
Психолого-производственные стрессы сказываются как индивидуально, так и коллективно. Они отрицательно влияют на психическое и соматическое состояние отдельных людей. Кроме того, стрессы отрицательно влияют на внутреннюю среду организации, производственную эффективность, конкурентоспособность, финансовую стабильность.
Так, Американский институт стресса (АИС) указывает, что производственный стресс обходится в 200–300 млрд долл. в год из-за: текучести кадров, абсентеизма, низкой производительности, возрастающих компенсациях на обеспечение здоровья и оплате больничных. Работники, подверженные производственным стрессам, рассматривают свою организацию как противника, и склонны психологически удаляться от неё.
Новым способом эффективной борьбы с психолого-производст-венными стрессами стало явление, получившее название «интервенция стресс-менеджмента» (stress management interventions) на уровне организации (предприятия).
Интервенция стресс-менеджмента (ИСМ) – это активное управленческое воздействие на возникновение, развитие и преодоление стрессовых ситуаций.
ИСМ направлена на основные производственные стрессоры – психическое и физическое переутомление, стрессогенные условия труда, состояния высокой ответственности, ощущения нестабильности и риска, вызывающие тревогу обстоятельства и т.д. Кроме того, ИСМ стремится изменить и самих работников, в первую очередь их отношение к стрессам.
Организации ежегодно вкладывают значительные средства в программы по стресс-менеджменту, однако отдача от этого явно недостаточна. Это связано с тем, что руководители не до конца понимают причины и источники производственных переутомлений и напряжений. Поэтому профилактические воздействия часто оказываются малоэффективными.
Исследования показывают, что стресс-менеджмент в организациях носит, в основном, случайный характер, мало использует научные достижения в этой области. Руководители часто неправильно оценивают влияние рабочей среды и психологического климата, ошибаются в распределении ответственности, недооценивают нарушения стабильности и роль неожиданных изменений в организации труда и производственных отношениях.
ИСМ предполагает не обычное вмешательство в управление стрессовыми ситуациями. Это вмешательство основывается на детальном изучении ситуации, и воздействии на реальные «болевые точки» коллектива. Причём способы и методы воздействия должны строго соответствовать поставленной цели и условиям их применения.
Интервенции стресс-менеджмента специалисты делят на уровни.
Уровни ИСМ – это характер и степень воздействия на конкретные элементы модели стресса. Различают три уровня ИСМ: первичный, вторичный и третичный.
Первичный уровень ИСМ направлен на устранение стрессоров в рабочей среде, либо значительном снижении их влияния.
Данный уровень интервенции является активным профилактичес-ким средством. Он основан на подходе к стрессу «человек – внешняя среда». Иными словами, первичные интервенции направлены на адаптацию физической или социально-психологической среды к индивидуальным потребностям работников.
Первичный уровень ИСМ содержит основные виды интервенции: реорганизация власти и реструктурирование; изменения в способах принятия решений; ре-дизайн заданий и среды; регулирование психологического климата.
Реорганизация власти и реструктурирование. Уровни властных полномочий и ответственности могут стать неадекватными по отношению к реальной обстановке. В этом случае вполне может сложиться ситуация, что за полномочия одного сотрудника отвечает другой. Такое положение для первого сотрудника является серьёзным стрессором. Для его устранения необходима своевременная передача ответственности тем, в чьи функции и полномочия входит данная проблема.
Реструктурирование связано не с простым изменением структуры предприятия, а с разделением крупных компаний на небольшие фирмы. Это позволяет решить две проблемы. Во-первых, избавиться от лишних звеньев управленцев и бюрократов. Во-вторых, уйти от безликости, так как на малых предприятиях все сотрудники лично знают друг друга.
Такое положение позволяет работникам преодолеть синдром маленького «винтика» в большой машине.
Изменения в способах принятия решений. Наиболее прогрессивными являются способы демократического принятия решений. В этом случае в выработке важных решений участвует весь коллектив. Об этом подробно рассказано в первом томе в главе 6.
Изменения могут коснуться и рабочих ролей. Работники, участвующие в принятии решений, перестают быть простыми исполнителями. Они ощущают себя участниками определения основных направлений жизни коллектива. У сотрудников исчезает повод переживать из-за принятых кем-то неправильных решений.
Ре-дизайн трудовых заданий и рабочей среды. Изменение общего вида и содержания (частично) трудовых заданий позволяет скорректировать отношение к ним со стороны исполнителей. Цель ре-дизайна заданий состоит в том, чтобы они выглядели привлекательнее, психологически принимались исполнителями.
Условия работы, производственное окружение активно влияет на настроение, усталость, эмоциональность. С помощью ре-дизайна рабочей среды можно существенно повысить порог производственной утомляемости, что позволит снизить стрессовые риски.
Регулирование психологического климата. Характер отношений в коллективе, уровень служебной этики активно влияют на накопление отрицательных эмоций и опасность возникновения стрессов. Создавать в коллективе положительный психологический климат и его постоянно регулировать входит в обязанности руководителя. Об этом подробно изложено в первом томе в главе 7.
Главным аспектом первичного уровня ИСМ является предоставление сотруднику большего контроля над рабочей средой и обстоятельствами. Ощущение контроля способствует положительному отношению к работе и снижению усталости.
Вторичный уровень ИСМ сориентирован на ослабление влияния средовых стрессоров, на тренинг стресс-менеджмента. Если первичный уровень ИСМ пытается изменить среду, то вторичный направлен на уменьшение её влияния. Вторичные интервенции влияют на результаты, а не на источники напряжения и переутомления.
Вторичные интервенции направлены на человека, а не на организационные изменения. Они увеличивают осведомлённость людей об опасности эмоционального напряжения, позволяют корректировать отношение к делу, и личные профессиональные стратегии.
К видам ИСМ вторичного уровня относят проактивные и реактивные интервенции, а также тренинги.
Проактивные интервенции являются профилактическими. Они могут помочь предотвратить начало или развитие стресса. Влияние их может быть направлено на любой элемент модели стресса.
Реактивные интервенции являются реакцией науже случившийся стресс. Они направлены на его преодоление.
Тренинги стресс-менеджмента направлены на повышение стрес-соустойчивости личности. Они позволяют изменить отношение к конкретным стрессорам, и тем самым уменьшить их отрицательное влияние на эмоциональный мир личности.
Тренинги можно применять оперативно, и это мало нарушает рабочий ритм. Они повышают психологический ресурс в преодолении стрессов. В качестве тренингов могут использоваться релаксации, медитации, управление временем и др. Каждая разновидность тренинга направлена на защиту от конкретной группы стрессоров.
Эффективность тренинга зависит от степени его воздействия на психологическое состояние и внутренний мир человека. Чем сильнее влияние на ощущения и оценки человека, тем более успешным является тренинг.
Третичный уровень ИСМ связан с реабилитацией после стресса. Он позволяет восстановить здоровье или благополучие, которые пострадали в результате стресса.
Основными видами третичных интервенций являются: программы помощи работникам (ППР), консультации специалистов, психокоррекция.
Программы помощи работникам (Employee assistance programs) состоят из группового психологического консультирования. Их целью является помощь сотрудникам в преодолении тех рабочих стрессоров, которые невозможно исключить на структурном уровне. ППР включают процедуры идентификации проблемных для коллектива вопросов, на которые даются убедительные ответы.
Консультации специалистов заключаются в индивидуальной работе с людьми, подверженными стрессу. В роли консультантов могут выступить и менеджеры, имеющие некоторую психологическую подготовку для этого.
Психокоррекция является помощью профессионального психолога в преодолении стресса и послестрессовой реабилитации. О психокррекции подробно рассказано в первом томе в главе 3.
Исследования интервенцийстресс-менеджмента связаны с их разновидностью, доступностью и эффективностью.
Известным исследованием является полевой эксперимент психологов Ганстера, Мейза, Сайма и Трапа. Их ИСМ состояли из продолжительной (2 месяца) программы тренингов, с охватом 79 человек. Исследовалось влияние тренингов на психологические, физиологические и соматические реакции. Полученные результаты доказали эффективность применения тренингов для снижения влияния производственных стрессоров.
Исследования эффективности интервенций показали их высокую индивидуализацию. Одни и те же воздействия в схожих ситуациях вызывали у разных людей различную результативность. Причём степень влияния (реакции) отличалась очень существенно. Это позволило психологам сделать вывод о том, что ИСМ должны быть максимально индивидуализированными.
Оценка эффективности интервенцийстресс-менеджмента достаточно затруднительна, так как имеет ряд сложностей.
Основными видамиоценки являются: диагностика валидности, эффект ожидания и эффект плацебо.
Диагностика валидности (адекватности) связана с высокой субъективностью восприятия и реакции на интервенцию стресс-менеджмента. Различают три вида валидности ИСМ: внутреннюю, конструктную и внешнюю.
Внутренняя валидность ИСМ охватывает жизненные события, происходящие во время и сразу после интервенций, изменения в самих участниках ИСМ, личностные характеристики участников и их динамику. Эти факторы не связанные прямо с программой ИСМ, тем не менее, могут очень сильно повлиять на результат интервенции.
Диагностика внутренней валидности основана на сравнении доинтервенционного и постинтервенционного дизайна. В повышении валидности хорошо зарекомендовала себя техника «ретроспективы изменений». Она предполагает размышления самих участников над произошедшими изменениями.
Конструктная валидность ИСМ заключается в установлении связи стратегии интервенции с достигнутыми с её помощью результатами. Важнейшим вопросом является то, действительно ли оцениваемые показатели (психологические, соматические и др.) зависят от стратегии ИСМ.
Внешняя валидность ИСМ отражает то, насколько интервенции, применяемые в одной среде, будут действенными в другой. Внешняя валидность зависит от трёх основных факторов: от самих участников ИСМ; от процедуры влияния; от среды интервенции.
Эффект ожидания связан с тем, что участники ждут от интервенции определённых положительных результатов. Они психологически заранее настроились на некое изменение, и чтобы его ощутить, даже если этого и не произошло.
Предварительное ожидание, внушённое себе самому, может существенно исказить оценку реального результата. Эффект ожидания можно рассматривать как самосбывающееся пророчество, и оценить его влияние на результат достаточно сложно.
Эффект плацебо заключается в воздействии на участников ИСМ посторонних факторов, не связанных с осуществлённой интервенцией. Сложность состоит в том, чтобы, зафиксировав изменение во влиянии стресса, связать его с мерами интервенции. Ведь участник ИСМ в этот момент находился не в изолированной среде, а в конкретной жизненной ситуации. И в ней вполне могли оказаться побочные факторы влияния, которые усилят либо ослабят ИСМ.
Основными подходами к оценке эффективности являются: сравнение дизайна участников ИСМ и контрольных лиц; динамика дизайна участников.
Сравнение дизайна личностных характеристик участников ИСМ и тех, кто не подвергался интервенции, позволяет оценить эффект воздействия на стрессовую реакцию или постстрессовую реабилитацию.
Динамика дизайна участников ИСМ заключается в установлении тех изменений, которые произошли во внутреннем мире конкретной личности под влиянием интервенции. Фиксируются те изменения дизайна, которые связаны с эмоциональным напряжением, вызывающим стресс.
Итак,интервенцией стресс-менеджмента называется активное управленческое воздействие на возникновение, развитие и преодоление стрессовых ситуаций.
Характер и степень воздействия на конкретные элементы модели стресса определяются уровнями интервенцией стресс-менеджмента. Различают три уровня ИСМ: первичный, вторичный и третичный.
Оценка эффективности интервенцийстресс-менеджмента заключается в соотношении результата и затрат. Основными видами оценки являются: валидность, эффект ожидания и эффект плацебо.
Выводы по главе 5
1. Стресс – это напряженное состояние организма и личности, как физиологическое, так и психологическое. Факторами стресса могут быть профессиональная деятельность или жизненные обстоятельства. Умеренный стресс вполне допустим, он может даже нести положительное влияние: улучшение внимания, повешение активности, эмоциональное разнообразие. Чрезмерный стресс снижает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
2. Характер реакции на стресс тесно связан с особенностями личности, её психологическими свойствами и внутренним миром. Поэтому стрессовая реакция является, главным образом, социально-психологической.
3. Стрессоустойчивость является способностью человека противостоять внешним и внутренним раздражителям. Существует два вида стрессоустойчивости: организма и личности. Различают два типа стрессоустойчивости: зависящая от особенностей организма и типа нервной системы; и приобретённая, связанная с развитием личности и индивидуальным опытом.
4. Управление стрессовыми ситуациями получило название «стресс-менеджмента». Он состоит из профилактики, вывода из стресса и послестрессовой реабилитации.
5. Новым эффективным способом борьбы с психолого-производ-ственными стрессами стали «интервенции стресс-менеджмента». Они означают активное управленческое воздействие на возникновение, развитие и преодоление стресса. ИСМ осуществляются на трёх уровнях: влияние на стрессоры; изменение отношения людей к стрессорам; послестрессовая реабилитация.
Контрольные вопросы
1. Назовите профессиональные факторы стресса.
2. Назовите личностные факторы стресса.
3. В чём заключается концепция «поисковой активности» в стрессе?
4. В чём состоит суть концепции «болезнь достижения»?
5. Что означает природная стрессоустойчивость?
6. Из чего состоит приобретённая стрессоустойчивость?
7. Определите сущность понятия «стресс-менеджмент».
8. Назовите основные направления профилактики стресса.
9. Назовите основные психологические приёмы выхода из стресса.
10. Какие существуют уровни интервенции стресс-менеджмента?
Литература
1. Виткин, Д.Ж. Женщина и стресс / Д.Ж. Виткин. – СПб., 1996.
2. Виткин, Д.Ж. Мужчина и стресс / Д.Ж. Виткин. – СПб., 1996.
3. Голизек, Э. Преодоление стресса за 60 секунд / Э. Голизек. – М., 1995.
4. Грегор, О. Как противостоять стрессу / О. Грегор. – М., 2002.
5. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. – Мн., 1986.
6. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев, 1990.
7. Ротенберг, В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. – М., 2004.
8. Селье, Г. Стресс без болезней / Г. Селье. – СПб., 1994.
9. Стресс жизни: сборник / сост.: Л.М. Попова, И.В. Соколов. – М., 2001.
10. Шрайдер, К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты / К. Шрайдер. – М., 1992.