Семинар 12. Формальные и неформальные структуры социально-экономической организации

Цель – опознавать формальные и неформальные структуры социально-экономической организации.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: типы организационных структур их основные параметры и принципы их проектирования.

2) Уметь: проектировать организационную структуру.

3) Владеть: навыками проектирования организационной структуры.

Вопросы:

1. Организация (предприятие) как производственно-хозяйственная система и трудовой коллектив. Административно-правовые (формальные) и социально-психологические (межличностные) отношения в организации.

2. Формальная структура и персонал организации. Организационно-штатная структура организации.

3. Неформальная структура и коллектив организации. Признаки и функции трудового коллектива как социальной общности.

4. Неформальные отношения, группы и лидеры в структуре коллектива организации. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

5. Значение для эффективности менеджмента человеческих (активных) ресурсов и неформальных структур организации в оперативном и стратегическом аспектах.

Реферативные доклады:

· Формальная и неформальная структуры организации: их соотношение и взаимодействие. Роль неформальных лидеров.

· Роли членов неформальной группы.

· Динамика жизненного цикла неформальных структур организации.

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009.  
Теория организации Шеметов П. В. М.: Омега-Л, 2008. - 282 с.  
Социальные коммуникации: учебное пособие Болотова А.К. М: Гардарики, 2008.- 279 с.  
Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.    

Семинар 13. Власть и лидерство в системе менеджмента организации.

Цель – применять основные теории лидерства и формы власти к управлению организацией.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: основные теории лидерства и власти, для решения управленческих задач.

2) Уметь: применять на практике основные теории лидерства и власти, для решения управленческих задач

3) Владеть: основными теориями лидерства и власти, для решения управленческих задач.

Вопросы:

1. Понятие власти как центрального звена системы управления организации. Личностные и должностные источники власти.

2. Власть и влияние. Формы влияние: принуждение, убеждение, сотрудничество.

3. Типы власти: формальная и неформальная. Инструменты власти: ущемление, вознаграждение, экспертная, эталон, легитимность.

4. Администраторство как нормативно-правовое явление.

5. Лидерство как социально-психологическое явление. Три подхода к решению проблемы лидерства.

Реферативные доклады:

· Власть и функции руководителя. Официальные и неофициальные обязанности руководителя.

· Руководство, власть и партнерство. Власть, администраторство и лидерство.

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009.  
Основы менеджмента: Уч. для вузов Под ред. Д.Д. Вачугова М.,2007.  
Менеджмент: Уч. пос. для вузов Под ред. Ю.А. Цыпкина. М.,2009  
Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.  

Семинар 14. Типы руководителей и стили руководства в системе менеджмента организации. Эффективность управления социально-экономической системой.

Цель – опознавать различные типы руководителей и стили руководства в системе менеджмента организации. Эффективно управлять социально-экономической системой.

В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: типы руководителей и стили руководства в системе менеджмента.

2) Уметь: применять на практике приобретенные знания по типологии руководителей и стилей руководства в системе менеджмента

3) Владеть: основными знаниями по типам руководителей и стилям руководства в системе менеджмента.

Вопросы:

1. Типы руководителей в соответствии с направленностью их деятельности.

2. Типы руководителей в соответствии с управленческой решеткой Блейка и Моутон.

3. Понятие стиля руководства. Типы стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный).

4. Стиль руководства, ориентированный на задачу (инструментальный) и ориентированный на человеческие отношения (гуманитарный).

5. Понятие, сущность и содержание эффективности менеджмента. Соотношение результативности (эффекта) и эффективности управления организацией.

6. Факторы эффективности менеджмента. Классификация факторов эффективности менеджмента по содержанию, форме воздействия, по продолжительности воздействия.

7. Критерии и показатели экономической эффективности менеджмента. Стратегическая и оперативная экономическая эффективность менеджмента. Методы сравнения менеджмента организации по финансово-экономической эффективности.

8. Критерии и показатели социальной эффективности менеджмента. Методы сравнения менеджмента организации по социально-экономической эффективности.

Реферативные доклады:

· Концепции многомерных стилей руководства (Ф. Фидлера, Т. Митчелла и Р. Хауса).

· Концепции многомерных стилей руководства (П. Херсли и К Бланшира, В Вруама и Ф. Йеттона).

· Историческое развитие базовых моделей анализа эффективности менеджмента: «механистическая (бюрократическая) структура».

· Историческое развитие базовых моделей анализа эффективности менеджмента: «коллектив, выполняющий общую работу».

· Историческое развитие базовых моделей анализа эффективности менеджмента: «общественный институт, стремящийся к балансу интересов».

Литература:

Наименование Автор(ы) Год и место издания  
 
Менеджмент: Учебник Виханский О.С., Наумов А.И. М.: МГУ, 2009.  
Основы менеджмента: Уч. для вузов Под ред. Д.Д. Вачугова М.,2007.  
Как эффективно управлять организацией? Галенко В. П. М.: Бератор, 2009. - 270 с.  
Конкурентоспособность организации: социально-экономический аспект Воронин В. П. Воронеж. гос. аграр. ун-т. – Воронеж: ВГАУ, 2008. – 149 с.  
Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. М.: Дело, 2004.    

Наши рекомендации