Задания для самостоятельной работы. 1.Используя литературу, опишите основные виды игр дошкольников

1.Используя литературу, опишите основные виды игр дошкольников. Заполните таблицу, приведите примеры.

Вид игры Характеристика игры Влияние на когнитивное развитие Влияние на развитие личности

2.По мнению Д.Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности. Какова роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста? Охарактеризуйте структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Какие изменения претерпевают данные компоненты на протяжении дошкольного возраста?

3.По мнению Ж. Пиаже, дети с 2 до 7 лет находятся на дооперациональной стадии развития интеллекта. Как называются особенности мышления, описание которых приводится ниже?

1) Дети верят в то, что практически все движущиеся объекты живые.

2) Дети верят в то, что объекты и люди из фантазий и снов реальны.

3) Дети сосредоточены на собственных перцептивных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как и они.

4) Дети не способны иметь дело с абстракциями. Их мышление направлено на то, что происходит «здесь и сейчас», а также на физические объекты, которые они могут легко представить.

5) Дети не способны представить себе, что какой-то объект может вернуться в свое первоначальное состояние или связи между объектами могут быть двусторонними.

6) Когда маленьким детям показывают набор деревянных шариков, одни из которых красного цвета, а другие - желтого, и спрашивают их, каких шариков больше, красных или деревянных, они не могут правильно ответить на этот вопрос. Они не способны одновременно учесть и цвет, и материал, из которого сделаны шарики [14, с. 334-336].

4.Проанализируйте данные экспериментов Ж. Пиаже и Б. Инельдер. Выделите характеристики мышления дошкольника на основании этих данных.

1) Ребенку показывали макет, содержащий три горы разной высоты, причем каждая из них обладала каким-либо отличительным признаком: домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной. Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий макета, на которых все три горы были сняты с различных сторон; домик, снежная вершина и река были хорошо видны на всех снимках. Ребенка просили выбрать фотографию, на которой были изображены так же, как он их видит. Ребенок обычно выбирал правильный снимок. Затем ему предлагали выбрать такую фотографию гор, которую видит кукла, посаженная на другую сторону макета. Кукла была без лица, чтобы ребенок не мог проследить за направлением ее взгляда. И здесь ребенок снова выбирал снимок, где макет был изображен так, как он видит его сам. И сколько бы экспериментаторы не пересаживали куклу или ребенка, он всегда давал ошибочный ответ.

2) Ребенка 5 лет, у которого двое братьев и сестра, спрашивают: «Сколько у тебя братьев?»- «Два: Миша и Коля». – «А сестер?»- «Одна: Валя».- «Сколько братьев у Коли?»- «Один: Миша». – «А сестер?»- «Одна: Валя».- «Сколько братьев у Миши?» - «Один: Коля». – «А сестер?»- «Одна: Валя».- «Сколько братьев у Вали?»- «Два: Миша и Коля» и т.д.

3) Пятилетним детям показывают рисунки цветов на отдельных карточках- 7 примул, 2 розы, 1 гвоздику - и спрашивают: «Все ли примулы-цветы?»- «Да». – «Все ли эти цветы-примулы?» - «Нет. Здесь еще две розы и гвоздика». – «В букете больше примул или цветов?» - «Больше примул, потому что всего три цветка». – «Но если убрать цветы, останутся примулы?»- «Нет, это тоже цветы?»- «Ну, так как же, здесь больше цветов или примул?»- Больше примул, потому что у нас только три цветка» и т.д.

4) В опытах ребенку давали два сосуда одинаковой формы и размера, наполненные красными и синими бусинками, и просили вынимать их одновременно обеими руками и перекладывать по одной в другие два сосуда: синие бусины - в сосуд правой рукой, красные - в сосуд левой рукой. Когда ребенок наполнял сосуды, его просили их сравнить. Ребенок был уверен, что в обоих сосудах одинаковое число бусинок. Тогда его просили синие бусины высыпать в сосуд другой формы и размера. Младшие дети, наполняя высокий и узкий сосуд до более высокого уровня, утверждали, что в нем больше бус, чем было в прежнем; наполняя низкий и широкий, считали, что их меньше.

5) Ребенка 7 лет спрашивают: «Живое ли солнце?» – «Да». – «Почему?» – «Оно двигается».

6) Дошкольника спрашивают: «Почему Луна не падает?»- «Потому что большая (светит)» [66, с. 375-376].

5.В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уровень притязаний и самооценка, в содержание которой входит оценка внешности, собственных моральных качеств, различных умений. Выделите факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование самооценки и уровня притязаний у дошкольников.

6. Исследование Т.Н. Ковалевой (1991) показало, что разновозрастная группа является наиболее предпочтительной для успешного развития дошкольника как субъекта общения и деятельности. Попробуйте найти объяснение данному научному факту. Какие преимущества имеет разновозрастная группа детского сада в сравнении с группой детей одного возраста?

7. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Наблюдения за дошкольниками показали, что уже в этом возрасте некоторые дети пользуются популярностью среди сверстников, а другие – нет. По мнению психологов, данное положение может сохраняться на протяжении длительного периода: детей, которых отвергали в детском саду, скорее всего, будут отвергать и в школе. При этом, как отмечает Я.Л. Коломинский, «…для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами; для того, чтобы попасть в число непопулярных и даже изолированных детей, им часто достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами» [49, c. 174]. Поэтому очень важно распознать отверженных детей и своевременно оказать им помощь, что, в свою очередь, будет способствовать успешной социализации ребенка. Исследования показали, что популярные в детском саду дети обладают следующими качествами:

· Умеют организовать игру, не навязывая свою волю другим детям.

· Умеют устанавливать дружеские отношения и поддерживать их.

· При необходимости приходят на помощь.

· Способны поддержать разговор; с удовольствием делятся интересной информацией.

· Умеют разрешать конфликты без применения агрессии.

· Обладают приятной внешностью, аккуратны.

Отверженные дети, как правило, обладают следующими качествами:

· Проявляют агрессию, нарушают нормы поведения.

· Неаккуратны, неопрятны.

· Проявляют упрямство, грубость, бурно выражают негативные эмоции.

· Не обладают игровыми навыками, замкнуты, молчаливы, держатся в игре особняком [14, 49].

Вопросы:

1. Что, на ваш взгляд, является причиной, а что следствием: отверженный ребенок ведет себя недружелюбно вследствие того, что его игнорируют, или причиной такого отношения к нему других детей служит изначально негативное поведение отверженного ребенка?

2. Почему у одних детей есть навыки, делающие их популярными среди сверстников, а у других такие навыки отсутствуют?

3. Как влияют социально-психологические характеристики семьи на формирование социальных навыков ребенка, а именно: тип семьи и ее структура, отношения между родителями, стиль воспитания в семье, наличие или отсутствие сиблингов?

4. Какую помощь могут оказать родители и педагоги дошкольного учреждения в преодолении ребенком отвержения со стороны сверстников?

8.Ознакомьтесь с формами общения дошкольника со сверстниками. Определите возраст, в котором проявляются данные формы общения. Какие психические и личностные новообразования ребенка способствуют появлению данных форм общения? Выделите специфические особенности общения ребенка со сверстниками, отличающие его от общения со взрослыми. Какова роль взрослого в формировании общения дошкольников друг с другом? Какую помощь могут оказать педагоги и родители в организации успешного взаимодействия детей?

1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками. Ребенок проявляет интерес к сверстнику, стремится привлечь его внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, и сопровождается переживанием положительных эмоций. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Общение носит ситуативный характер и зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, а также от практических действий партнера. Основные средства общения – выразительные движения. Речь используется как средство общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

2. Ситуативно-деловое общение со сверстниками. Общение возникает в процессе ролевой игры и разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (мать-дочь, водитель-пассажир) и на уровне реальных отношений, то есть существующих за пределами разыгрываемого сюжета: дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других. Главным содержанием общения детей становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении со стороны сверстников. Дети постоянно сравнивают cебя со сверстниками. В общении появляется конкурентное начало. На этом этапе начинают преобладать речевые средства общения, однако речь продолжает оставаться ситуативной.

3.Внеситуативно – деловое общение со сверстниками. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Общение происходи на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности. Дети начинают проявлять сопереживание, стремятся помочь другому ребенку или поделиться с ним. Сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самоценной целостной личностью [68, С. 74-79].

9.Прочтите результаты сравнительного анализа исследований разных лет, в ходе которых изучалась личностная готовность детей 6-7 лет к школе, и ответьте на вопросы.

По мнению Л.И. Божович, показателем личностной готовности ребенка к школе является «внутренняя позиция школьника», которая проявляется и выражается в стремлении ребенка пойти в школу и начать учиться (Божович Л.И., 1968). Внутренняя позиция школьника проявляется как результат соединения познавательных и социальных мотивов учения. В исследовании, проведенном под руководством Л.И. Божович в 40-е годы XX века, было показано, что в конце дошкольного возраста (6-7 лет) дети начинают проявлять стремление к школе и учению.

Но в 70-е годы прошлого века Л.И. Божович отмечала, что детей с ярко выраженной внутренней позицией школьника становится все меньше. Исследования Н.И. Гуткиной, проведенные в начале 90-х годов, также подтвердили эту тенденцию (Гуткина Н.И., 2004). В 2004-2006 году В.В. Назаренко было проведено исследование внутренней позиции школьника у детей 6-7 летнего возраста. Сравнение полученных данных с результатами, полученными Н.И. Гуткиной, показало, что уровень выраженности внутренней позиции школьника у современных детей существенно ниже, чем у их сверстников начала 90-х годов прошлого века [58, С. 187-188].

Вопросы: 1) Чем, на ваш взгляд, объясняется снижение уровня сформированности внутренней позиции школьника у современных детей по сравнению с их сверстниками начала 90-х? 2) Каким образом можно формировать стремление к школе и учению у дошкольников? 3) Уделяют ли родители и педагоги достаточное внимание формированию данного личностного новообразования?

10.Многие современные родители не могут себе представить, что ребенок пойдет в первый класс, не умея читать, писать и считать. Они полагают, что будущего первоклассника необходимо целенаправленно готовить к школе. С этой целью ребенок должен посещать подготовительные занятия к школе, где его обучают основам арифметики, письма и чтения.

Как вы считаете: насколько полезны подобные занятия для будущего первоклассника? Выделите плюсы и минусы данного обучения. Какой категории детей необходимо посещать занятия, подготавливающие к школе?

Наши рекомендации