Совершенствование системы нематериального стимулирования

Целью данной системы мероприятий является закрепление сотрудников в организации, их продвижение и всестороннее развитие, что, в конечном счете, приведет к улучшению морально-психологического климата в компании и снижению текучести.

При мотивации сотрудников помимо денежного вознаграждения важным фактором являются и нематериальные формы стимулирования. Эти формы можно

отнести к нескольким группам:

1. Первая группа определяет возможность самореализации сотрудника, участие его в управлении делами фирмы. В эту группу следует отнести и реальность программы развития сотрудника, повышение его профессионального уровня, перспективы служебной карьеры.

2. Ко второй группе относятся формы материально-технической (социальной) поддержки (льготы при медицинском, санитарно-курортном обслуживании, страховании жизни, занятиях спортом и другие).

3. Группа морального поощрения сотрудников (знаки отличия, благодарности, грамоты).

4. Условия труда (техническая оснащенность, транспортное обеспечение, размеры рабочего помещения и прочее).

Первой группе факторов был посвящен предыдущий раздел, где посредством аттестационной таблицы не только формируется объективная заработная платы для каждого сотрудника отдельно, но и оценивается его трудовая деятельность по многим параметрам, что делает возможным планирование карьеры.

Что касается второй и четвертой группы нематериальных стимулов, то в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям» они развиты в достаточной степени. Вторая группа факторов также нашла дополнение в предыдущем параграфе.

Моральные стимулы (третья группа факторов) находит свое выражение в награждении высших знаков отличия лишь по очень торжественным поводам, как-то: юбилей фирмы или президента ОАО. Поэтому целесообразным решением явилось создание постоянно действующей системы морального стимулирования, а именно: высшие знаки отличия должны вручаться высококвалифицированным сотрудникам с многолетним стажем работы (от 5 лет) ежегодно на праздновании дня рождения фирмы; благодарственные грамоты («лучший сотрудник квартала», «лучший по профессии») – ежеквартально; поздравления от всей организации по случаю дня рожденья сотрудника.

Также должны проводиться корпоративные вечеринки, в том числе и новогодние вечера, на которых отличившиеся в ведении туристского бизнеса сотрудники награждаются переходящим вымпелом и дипломом за высокое профессиональное мастерство. Ежегодное проведение конкурсов на звание «Лучший сотрудник» (причем руководители не должны попадать в категорию награждаемых) с последующим награждением сотрудника памятным знаком и правом с семьей бесплатно выехать на отдых за рубеж является сильным мотивирующим фактором к результативному и качественному труду, ответственному и творческому подходу к решению поставленных задач.

Для мотивации сотрудников необходимо не только обучение, но и карьерный рост, то есть продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательная смена занятий в рамках отдельной организации. Для наибольшего эффекта предлагается движение работника осуществлять путем чередования вертикального роста с горизонтальным. Такая карьера получила название ступенчатая (рис. 8.).

Совершенствование системы нематериального стимулирования - student2.ru

Рис. 8. Возможности развития деловой карьеры персонала в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям»

Таким образом, в силу обеспечения планомерного горизонтального и вертикального продвижения по системе должностей будет развиваться привлекательность данной туристской организации для способных и желающих работать в данной компании людей.

Решение о выдвижении сотрудника в резерв, его переводе (ротации) принимается на основе аттестационных таблиц небольшой комиссией, состоящей из непосредственного руководителя его структурного подразделения, наставника и начальника кадровой службы. Окончательное решение принимается президентом компании. В среднем, предполагается переводить сотрудника раз в 3 года.

Перемещение (см. рис. 8) может быть использовано для преодоления при необходимости конфликтной ситуации в коллективе, уменьшения монотонности труда или если у работника нет перспектив роста в прежнем подразделении. Перестановка предполагает выполнение функций и обязанностей другого сотрудника (как правило, вышестоящего) под руководством последнего. Эта форма ротации эффективна при подготовке приемника. «Карусель» (временный переход) позволяет взглянуть на собственную туристскую организацию с разных сторон, а также освоить новую специальность, получить новые знания. Такой вид горизонтальной карьеры будет особенно эффективен среди управляющих кадров турфирмы. Не секрет, что особую значимость представляет тот руководитель, который имеет целостное понимание о туристской организации, подкрепленное личным опытом работы в ее разных службах.

Назначение на руководящую и вышестоящую должность осуществляется, как правило, путем подбора наиболее достойной кандидатуры из числа сотрудников, включенных в резерв выдвижения.

В структуре резерва выдвижения выделяются три уровня:

1-й уровень – резерв руководителей самостоятельных отделов, подразделений и генеральных директоров обществ;

2-й уровень – резерв заместителей руководителей самостоятельных отделов, подразделений и исполнительных директоров обществ (заместителей директоров

обществ);

3-й уровень – резерв специалистов.

Персональный состав резерва выдвижения утверждается президентом компании и оформляется ежегодным приказом.

После включение сотрудника в резерв разрабатывается индивидуальный план карьеры работника, включающий его профессиональную подготовку (тренинги, семинары, наставничество и т.д.) к выполнению обязанностей того уровня, на котором он числиться в резерве, а также осуществляется контроль за выполнением намеченных мероприятий. Функции должностных лиц и подразделений компании при формировании резерва выдвижения на руководящие и вышестоящие должности подробно рассмотрены в приложении 6.

Благодаря системе ступенчатой карьеры предоставляется возможность не только привлечения, но и сохранения перспективных кадров организации, устраняются «карьерные тупики», которые не дают возможности для развития и профессионального роста персонала.

При системе планомерной ротации работник знает, что он через определенное время будет продвинут и поэтому нужно подобрать себе замену. Благодаря этому более динамично осуществляется обновление руководителей, движение резерва кадров на выдвижение. Таким образом, руководители будут выбирать достойных приемников, не опасаясь подсиживания.

Экономическая часть

Наши рекомендации