Особенности организации метакогнитивного опыта

Способность к саморегуляции интеллектуальной деятельности — важ­нейший ресурс интеллектуального роста человека. В последние годы в центре внимания современных психологов оказались метакогнитивные (в том числе рефлексивные) процессы, отвечающие за управ­ление ходом текущей интеллектуальной деятельности.

В составе метакогнитивного опыта можно выделить четыре типа ментальных структур: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осве­домленность, открытая познавательная позиция.

Непроизвольный интеллектуальный контроль — ментальные струк­туры, отвечающие за организацию процесса построения познаватель­ного образа на субсознательном уровне. Сформированное» непро­извольного интеллектуального контроля проявляет себя в наличии способности распределять внимание по всем аспектам проблемной ситуации, а также фокусировать его на ключевых элементах этой си­туации; структурировать воспринимаемый материал (например, бы­стро и точно выделять отдельные детали в изображении или основ­ные идеи в тексте); учитывать контекст происходящего; тормозить импульсивность при принятии решений в условиях неопределенно­сти; привлекать обобщающие категории в процессе переработки ин­формации и т. д.

Произвольный интеллектуальный контроль — ментальные струк­туры, обеспечивающие сознательное управление и регулирование собственного интеллектуального поведения, в том числе в виде спо­собностей планировать свою интеллектуальную деятельность; пред­восхищать последствия своих действий и возможные изменения ситуа­ции; оценивать отдельные «шаги» в своей интеллектуальной работе и собственные знания в соответствующей предметной области; при­останавливать при необходимости свою интеллектуальную актив­ность (способность сказать себе «Стоп!»); выбирать стратегию само­обучения с учетом своих познавательных потребностей и реальных условий деятельности.

Метакогнитивная осведомленность — система представлений че­ловека о своих интеллектуальных возможностях. Метакогнитивная осведомленность предполагает:

Ø знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (како­вы особенности собственной памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем и т. д.), а также знание оснований своей интеллектуальной деятельности (в виде пред­ставлений о закономерностях запоминания, правилах эффектив­ного мышления, различиях между логически необходимыми и эм­пирически верными суждениями и т. д.);

Ø умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные каче­ства как на уровне «плохой — хороший», «недостаточный — до­статочный», так и па уровне самопринятия;

Ø готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта. Соответственно одним из кри­териев интеллектуальной зрелости является возможность чело­века оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллекту­альные силы для решения возникшей проблемы. Открытая познавательная позиция — это такой тип познаватель­ного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение от­личается вариативностью, гибкостью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события; толерантностью по отношению к необычной, невозможной, парадоксальной информа­ции; готовностью обсуждать и принимать точку зрения другого че­ловека и т. д.

Итак, ментальные структуры, образующие состав метакогнитивного опыта, являются психологической основой способности к ин­теллектуальной саморегуляции и, следовательно, условием продук­тивной интеллектуальной деятельности.

Наши рекомендации