Часть II. Лекции по Особенной части курса

«Уголовно-процессуальное право Российской Федерации»

Досудебное производство

Тема 9. Возбуждение уголовного дела

(составили: д.ю.н., профессор А.П. Гуськова,

к.ю.н., доценты: Е.В. Мищенко, Л.В. Бормотова)

План

1 Понятие и значение возбуждения уголовного дела

2 Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

3 Основания к отказу в возбуждении уголовного дела

4 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела

Возбуждение уголовного дела – это первоначальный этап досудебного производства, характеризующийся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений или содержанием предмета правоотношений, соответственно, процессуальными средствами, сроками и решениями.

Прежде чем начать расследование по факту преступления, исходя из требований уголовно-процессуального закона, необходимо принять решение о возбуждении уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела как процессуальное правовое явление может быть рассмотрено в ряде аспектов. Прежде всего возбуждение уголовного дела рассматривается как начальный этап уголовного судопроизводства, связанный с получением первичной информации о совершенном или готовящимся преступлении.

Далее, возбуждение уголовного дела исследуется как институт уголовно-процессуального права, представляющий собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении (глава 19 и 20 УПК).

Наконец, возбуждение уголовного дела – это акт правоприменения, решение компетентного должностного лица о начале производства по делу. Этот акт обладает властным велением, а потому его надлежит рассматривать одновременно как юридический факт, влекущий возникновение уголовно-процессуальных отношений. Кроме того, данное правовое явление может рассматриваться как вид деятельности компетентных органов и должностных лиц, призванных осуществлять производство по уголовному делу.

Рассмотрим характерные признаки этого досудебного этапа производства.

1. Он имеет свои временные границы со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный законом срок, не более 3 суток (ст. 144 УПК). Срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания (ч. 3 ст. 133 УПК);

2. Задачей этого этапа является прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятия мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;

3. Содержанием этого этапа является деятельность по рассмотрению сообщения преступлением и принятием соответствующего решения, обусловленного задачей данной стадии;

4. Назначением данного этапа является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, что включает в себя установление повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела;

5. На данном этапе возникают, развиваются и завершаются те правоотношения, которые появляются у субъектов правоотношений, лицо официально заявившее заявление – заявитель и дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор, которые обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящимся преступлении (ст. 144 УПК);

6. Юридическим фактов, вызывающим правоотношения, здесь является повод, указанный в законе.

Итак, возбуждение уголовного дела – это кратковременный и независимый этап судопроизводства. Его независимость от иных этапов движения дела обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности, здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и проверяются полученные сведения, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. При этом осуществляется двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, с другой – ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов: а) которых в реальности не было; б) безусловно, не являющихся преступными, то есть в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков).

На этом этапе действуют специфические уголовно – процессуальные отношения, отличающиеся от существующих, например на этапе предварительного расследования. Они носят многосубъектный и зачастую властный характер: между следователем и прокурором, осуществляющим надзорные полномочия за законностью возбуждения уголовного дела, следователем и заявителем о совершенном преступлении, при обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела (отказе в возбуждении) – между заявителем, следователем, прокурором, судом.

Самостоятельный характер этого этапа производства проявляется и в том, что он представляет собой этап уголовно – процессуальной деятельности, причем ни одно уголовное дело не может возникнуть вне него. Без надлежащего возбуждения уголовного дела совершение каких либо действий и принятие каких-либо решений по делу не могут иметь правового основания, да и самого уголовного дела быть не может, а если все-таки какие-то действия процессуального характера были совершены и их результаты облечены в процессуальную форму решений, то все они должны быть признаны не имеющими юридической силы и, соответственно, не могут быть положены в основу приговора.

Таким образом, основным содержанием этапа возбуждения производства по делу является принятие постановления о возбуждении уголовного дела либо отказ в его принятии.

Но этим не ограничивается содержание рассматриваемой стадии. Она включает в себя также деятельность дознавателя, следователя, прокурора по рассмотрению, разрешению и исследованию комплекса вопросов, а именно:

- является ли поступившее сообщение поводом к возбуждению уголовного дела;

- есть ли в сообщении данные, указывающие на признаки преступления;

- подпадают ли признаки преступления под действие определенной статьи Уголовного Кодекса РФ;

- нет ли обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;

- подследственно ли данное преступление, признаки которого обнаружены, тому органу, который принял сообщение;

- какие процессуальные и следственные действия необходимо произвести до возбуждения уголовного дела (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, получение объяснений и др.). Круг разрешаемых вопросов не может на этом исчерпываться, поскольку зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления.

Согласно ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор, а также следователь или дознаватель, с согласия прокурора, вправе возбуждать уголовное дело о любом преступлении частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этом случае названные уголовные дела становятся делами публичного обвинения и так же по всем остальным делам публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ) уголовное преследование будет иметь место именно с момента возбуждения уголовного дела и на всем протяжении производства по нему при условии, если обвинение по нему по указанным в ст. 27 и 28 УПК РФ основаниям не будет прекращено.

Возбуждение уголовного дела не предрешает последующие процессуальные решения на стадии предварительного расследования, которое может быть закончено составлением обвинительного заключения (акта), прекращением производства по делу или уголовного преследования по основаниям, указанным в УПК РФ, несмотря на законное и обоснованное возбуждение уголовного дела.

Сказанное выше позволяет заключить: сущность стадии возбуждения уголовного дела, заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дел. Применение мер процессуального принуждения и производства следственных действий могут проводиться тогда когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Вот почему этот этап судопроизводства выступает одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц (физических и юридических). От своевременного возбуждения уголовного дела зависит деятельность по успешному расследованию преступления, поскольку «по горячим» следам преступнику не будет возможности скрыться от органов расследования.

Рассмотрим поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Чтобы обеспечить законность и обоснованность возбуждения уголовного дела необходимо соблюдать условия, по которым может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотренные законом поводы и основания, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (гл. 4 УПК РФ).

Поводы для возбуждения уголовного дела – это «источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, орган дознания,

следователя и прокурора в пределах установленных УПК рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления» [1]. К.Ф. Гуценко уточняет, что под поводом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следовало бы считать получаемые из установленных законом источников сведения (информацию) о событии, факте, чьем-то поступки, содержащим признаки преступления2.

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Называя поводы для возбуждения уголовного дела, законодатель в п.1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусмотрел в качестве одного из них заявление о преступлении. Результаты обобщения судебно-следственной практики3 нередко показывают, что это самый распространенный повод, к которому относятся: заявления о преступлении граждан, ставших очевидцами преступления; заявления о преступлении граждан, которым преступлением причинен вред.

В соответствии с ч.1 ст.141 УПК гражданин, пострадавший от преступления, вправе подать заявление как письменно, так и устно. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, следователем, прокурором, принявшим заявление, а письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого исходит. Ознакомление с архивными уголовными делами в вышеназванных судах показало, что протоколы устных заявлений пострадавших были оформлены в 64% дел.

В тех случаях, когда заявление о возбуждении уголовного дела составляет адвокат, ему необходимо решить, в какой орган целесообразнее направить заявление: в суд (в случае подачи заявления по делам частного обвинения), в прокуратуру или отдел милиции – с тем, чтобы в этом органе могло быть принято окончательное решение о возбуждении уголовного дела. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо реквизитов относительно содержания заявления гражданина, пострадавшего от

_______________________

1Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. – М.: Юристъ, 2003. – 352с.

2 Уголовный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под ред. К.Ф. Гуценко. Издание 5-е, перераб. И доп. – М.: ИКД «Зеррцало-М», 2004. – С. 280.

3 Изучение уголовных дел в архиве Новотроицкого городского суда, Октябрьского районного суда г. Орска и Ленинского районного суда г. Оренбурга за период с июня 2003г. по май 2005г. в количестве 300 дел показало, что по заявлениям пострадавших от преступления граждан было возбуждено 74,7% дел, по заявлениям их законных представителей – 1,7% дел, таким образом, по заявлениям пострадавших и их законных представителей было возбуждено 76,4% уголовных дел. Приведенные данные свидетельствуют о том, что заявления лиц, пострадавших от преступления, являются наиболее часто встречающимся поводом к возбуждению уголовного дела.

преступления, указывается лишь обязательность подписания его заявителем (ст.141 УПК РФ). Тем не менее, в заявлении должны быть по возможности указаны: 1) сведения о лице пострадавшем от преступления; 2) сведения о лице подозреваемом в совершении преступления; 3) время, место, способ и иные обстоятельства совершения преступления; 4) последствия и характер причиненного вреда; 5) сведения, подтверждающие событие преступления, виновность конкретного лица, обосновывающие характер и размер причиненного вреда; 6) просьба к органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о возбуждении уголовного дела; 7) уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы, которыми руководствовался составитель заявления (особенно это касается адвокатов, оказывающих юридическую помощь при составлении заявления).

Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом мете нахождения и контактном телефоне (факсе, других средствах связи).

Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем.

Сообщения руководителей юридических лиц могут содержать сведения о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории данной организации, либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.

Сообщения должностных лиц могут содержать сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей, например, аудитора – о не целевом расходовании средств федерального бюджета, обнаруженном при проведении проверок Счетной палатой, ревизора – о сокрытии недостач, выявленном при осуществлении ревизий контрольно-ревизионными подразделениями органов исполнительной власти, и т.п.

Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными и представительскими полномочиями (уполномоченные по правам человека, государственные инспектора Санэпиднадзора, Госгортехнадзора, охот-, рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтера и т.п.).

Заявления и обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), т.е. те, которые не могут быть идентифицированы с его автором, признаются анонимными. Они не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела1, поскольку признаются законом (ч. 7 ст. 141 УПК РФ) анонимными заявлениями. Они не регистрируются, и могут быть использованы только в оперативных целях. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона

______________________

Комментарий к УПК РФ под общей редакцией В.М. Лебедева, научный редактор В.П. Божьев. – М., Спарк, 2002. с.297.

«Об оперативно-розыскной деятельности» 1 подобные сообщения, содержащие признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих,

совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 названного закона).

В органах внутренних дел имеются круглосуточно функционирующие дежурные части, принимающие заявления и сообщения о преступлениях. Прием и регистрация заявлений осуществляется на основании Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях2, основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, «доступных для посетителей органов внутренних дел» (п. 4 Инструкции). Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон - уведомление о регистрации сообщения в КУС (Книге учета сообщений о преступлениях).

Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Особенностью и обязательным условием данного повода возбуждения уголовного дела является добровольность сообщения о преступлении и признания лицом своего участия в преступлении. Добровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но, тем не менее, предпочло сообщить о содеянном. Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее не известного правоохранительным органам, или же преступления неизвестного, но не раскрытого. Явка с повинной не предполагает обязательное личное и непосредственное обращение соответствующего лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Заявление может быть представлено и через его близких, знакомых, адвоката и т.д.

Заявление о явке с повинной должно содержать сведения о совершенном заявителем преступлении и адресоваться в органы, наделенные правом возбуждать уголовные дела. Устное заявление заносится в протокол, который оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 141 УПК РФ.

_________________________________________

1Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями на 29 июня 2004 года) от 12.08.1995г. № 144-ФЗ// Российская газета, № 160, 18.08.1995г., Собрание законодательства РФ, 1995, № 33. Ст. 3349.

2 Утверждена приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. № 158 // Российская газета, 2003, 12 апреля.

Протокол зачитывается в слух явившемуся с повинной и подписывается им и должностным лицом, составившим протокол. При явке гражданина с повинной должна быть установлена его личность путем ознакомления с документами, имевшимися при нем, или другими способами. Явка с повинной – обстоятельство, смягчающее наказание либо освобождающее от ответственности или наказания1. Явка с повинной является основанием для освобождения от уголовной ответственности в соответствии с ч.1 ст.75 УК РФ, если наряду с ней имеются следующие обстоятельства: лицо впервые совершило преступление небольшой тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в статьях 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Рапорт об обнаружении признаков преступления – один из видов поводов к возбуждению уголовного дела, предусмотренных п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ, это документально оформленное сообщение о преступлении, принятое должностным лицом, к числу которых относятся сотрудники правоохранительных органов, по роду своей деятельности обладающие следующими правомочиями: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это - криминальная милиция и милиция общественной безопасности (местная милиция), органы федеральной службы безопасности и таможенные органы.

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из компетентных должностных лиц в процессе служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным пп.1 и 2 ч.1 ст.140 УПК РФ. В рапорте подробно излагаются обстоятельства совершенного деяния и сведения об источнике получения информации.

Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении из любого, гласного или негласного оперативно-розыскного источника, сотрудники перечисленных правоохранительных органов (органов охраны правопорядка) обязаны принять все зависящие от них меры, чтобы готовящееся, но еще не совершенное преступление пресечь, закрепить следы совершенного преступления, принять меры к обеспечению собирания доказательств, установлению лица, его совершившего, и к задержанию подозреваемого, а о результатах своей служебной деятельности доложить письменным рапортом своему непосредственному руководителю или же руководителю органа, обладающего статусом органа дознания (например,

___________________

1 Постановление Пленума ВС РФ от 11 июня 1999 №40 // Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. – М.: Спарк. - С. 504.

районный отдел внутренних дел, таможня и т. д.).

Закрепленная в ч. 1 ст. 140 УПК совокупность поводов к возбуждению уголовного дела заключает в себе определенную серьезную проблему. Она не представляет собой систему и страдает существенными недостатками. Во-первых, в существующий перечень поводов никак не вписываются многочисленные официально-документальные источники информации о совершенных или готовящихся преступлениях, поступающие в правоохранительные органы от многочисленных инспекций, которые охватываются понятием контролирующих органов государства, а также от других органов и должностных лиц, в обязанности которых входит выявлять правонарушения в соответствующей сфере и сообщать о них. Очевидно, что эти официальные материалы могут и должны служить поводом к возбуждению уголовного дела, но их нельзя назвать ни заявлением, ни сообщением, требующим оформления рапортом, потому что они достаточны сами по себе и поступили извне. Аналогично сказанному нельзя, строго говоря, отнести к заявлениям и сообщениям, требующим реагирования рапортом, официальные письма и приобщенные к ним документальные материалы, поступающие в правоохранительные органы от самых различных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности, так или иначе пострадавших от чьих-то преступных действий, нуждающихся в защите закона и требующих уголовного преследования виновных.

Во-вторых, сама форма фиксации повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии заявления, а именно путем составления рапорта, выбрана неудачно, без учета и теоретических разработок по этому вопросу и накопленного практического опыта. Рапорт - это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему воинскому начальнику. Рапорты уместны в органах дознания, например в милиции, органах федеральной службы безопасности и других военизированных учреждениях. Ни следователь, ни прокурор, получив сообщение о преступлении из источников, не подпадающих под понятие заявления, ни кому и ни о чем рапортовать не обязаны по самому смыслу своего процессуального положения точно так же, как не обязан никому и ни о чем рапортовать судья.

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30.

При проведении до следственной проверки производство следственных действий и применение мер уголовно-процессуального принуждения не допускается.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ. Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 УПК РФ.

По результатам проверки о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор в зависимости от этих результатов принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения о преступлении по последовательности или по подсудности.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Основание к возбуждению уголовного дела включает два необходимых элемента:

- признаки уголовно наказуемого деяния (состав преступления) о факте, событии, ставшем известным дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору;

- достаточно серьезные данные о том, что преступление действительно было совершено (или подготовлялось).

Отсутствие в полученных сведениях любого из этих элементов (юридического или фактического) препятствует возбуждению уголовного дела. Так, если сообщается, что в действиях лица есть признаки преступления, но нет данных, что эти действия в действительности совершены, отсутствует основание для возбуждения уголовного дела. Нет основания и в случае, когда получено сообщение о реально совершенном деянии непреступного характера.

На этом этапе судопроизводства должностные лица не имеют полных и точных данных о совершенном преступлении. В их распоряжении имеются лишь обоснованные предположения заявителя, которые подлежат проверке в последующих стадиях уголовного процесса. Поэтому в момент возбуждения уголовного дела полной уверенности в совершении преступления быть не может.

Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в следующей стадии уголовного процесса – в стадии предварительного расследования. Но в любом случае те материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление.

В качестве основания для возбуждения уголовного дела выступает предварительный вывод о признаках преступления и реальность его совершения. Между тем, этот вывод должен базироваться на анализе конкретных данных, содержащихся в определенных источниках. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании слухов, домыслов, предположений. Для того, чтобы признать наличие основания для возбуждения уголовного дела, в представленных материалах должны быть необходимые и достаточные предпосылки для их дальнейшей процессуальной проверки.

Важное значение имеет вопрос об объеме тех данных, которые должны обосновывать вывод о наличии преступного деяния. Поэтому, достаточно ли данных для вывода о наличии готовящегося или совершенного преступления, в каждом конкретном случае решается тем лицом, которое рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела. Но во всех случаях данные должны быть подвергнуты всесторонней оценке. Для этого в соответствии со ст.144 УПК РФ должна быть проведена предварительная проверка: истребованы необходимые материалы, получены объяснения, однако без производства следственных действий. То есть проверка не должна превращаться в собирание доказательств, изобличающих конкретное лицо.

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются достоверно установленные в ходе проверки заявлений и сообщений о преступлениях обстоятельства, одни из которых являются безусловным препятствием к возбуждению уголовного дела, а другие могут стать обстоятельством, исключающим возбуждение уголовного дела в зависимости от волеизъявления отдельных заинтересованных участников процесса, а также по усмотрению уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц.

В зависимости от силы правового предписания все основания к отказу в возбуждении уголовного дела можно разделить на две группы: материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые исключают само основание уголовной ответственности, преступность деяния или его наказуемость. К ним относятся:

1) Отсутствие события преступления (п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ), когда само событие (например, убийство, недостача) не существовало (лицо которое предполагалось убитым, оказалось живым; недостача оказалась результатом счетной ошибки); в случае самоубийства, несчастного случая, аварии и т.д., - если данные о совершенном преступлении, на которые указывал заявитель, материалами проверки не подтвердились, а событие было результатом действий самого потерпевшего или стихийных явлений.

2) Отсутствие состава преступления (п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ), когда в первичных материалах имелось указание на конкретное лицо, если:

- событие, по поводу которого велось производство, имело место, было результатом действия этого лица, но эти действия носили правомерный характер (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.);

- событие явилось результатом действий данного лица, содержало признаки преступления, но лишено одного из обязательных элементов состава преступления; состав преступления отсутствует, в частности, в случаях:

а) малозначительности содеянного и отсутствия в связи с этим общественной опасности (ч.2 ст.14 УК). Вопрос о признании деяния малозначительным должен решаться на основе совокупности фактических обстоятельств каждого конкретного случая с учетом не только размера стоимости, но и общественной значимости ущерба, распространенности деяния, характера, обстановки и условий его совершения. Деяние признается малозначительным только в тех случаях, когда совершившее его лицо не только не причинило существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям, но и не намеревалось его причинить.

б) добровольного отказа от доведения преступления до конца, если фактически совершенное деяние не содержит иного состава преступления (ч.2 ст.31 УК). На практике часто неправильно подходят к решению вопроса о том, имел ли место добровольный отказ или же покушение на преступление. Так, при изучении материалов об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям о кражах из жилых помещений в 17% случаях от числа изученных материалов, в возбуждении дела было отказано в связи с тем, что неизвестные, проникнув в квартиру или дом, ничего оттуда не похитили. Следователи и дознаватели, расценивая это как добровольный отказ от преступления, давали не достаточную правовую оценку такой стадии преступления, которая является покушением. Для того, чтобы ответить на вопрос был ли добровольный отказ, необходимо исходить из субъективной стороны деяния, то есть из направленности умысла лица, проникшего в жилище, а также из выяснения причин, в силу которых оно отказалось от завладения имуществом. Выяснить это можно тогда, когда установлен правонарушитель. Поэтому в подобных ситуациях, когда неизвестно лицо, проникшее в квартиру, и нет достоверных данных, свидетельствующих о добровольном отказе, необходимо возбуждать уголовное дело и проводить расследование;

в) совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости (ст.21 УК). В редких случаях основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, может служить невменяемость лица, нарушившего уголовно-правовой запрет. Но это возможно, как отмечали в свое время Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин, лишь при наличии двух условий: 1) если без проведения новой судебно-психиатрической экспертизы достоверно известно, что лицо, совершившее рассматриваемое деяние, является невменяемым; 2) если в силу тех или иных обстоятельств нет необходимости применить к душевнобольному за это деяние принудительные меры медицинского характера. Оба этих условия должны иметь место одновременно. Такое положение, например, может встретиться в том случае, когда общественно опасное деяние учинено невменяемым лицом уже помещенным в лечебное учреждение для принятия мер медицинского характера, но случайно оказавшимся на свободе 1.

___________________

Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Возбуждение уголовного дела. - М., 1961. - С. 142-143.

г) совершение преступления лицом, не являющимся субъектом преступления (относится к специальным составам).

Различие между отсутствием события преступления и отсутствием состава преступления заключается в том, что применение названных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела влечет разные правовые последствия. Отсутствие в деянии состава преступления не исключает наличия в нем административного или дисциплинарного проступка либо иного нарушения общественного порядка и правил общежития. Поэтому, в отличие от отсутствия события преступления, отсутствие состава преступления не исключает возможность применения в этих случаях мер административного, дисциплинарного воздействия. Кроме того, отсутствие события преступления влечет отказ в удовлетворении гражданского иска, в то время как отсутствие состава преступления оставляет возможность решить вопрос о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства. Как видно, между рассматриваемыми обстоятельствами есть принципиальные отличия, и правильное их определение имеет существенное значение.

Здесь следует отметить, что первые два основания, по своему содержанию не могут по идее являться обстоятельствами отказа в возбуждении

уголовного дела, поскольку отсутствие события преступления и состава преступления – это отсутствие «основания» для возбуждения уголовного дела. По всей видимости, применение п.1 и п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК может иметь место только по ошибочно возбужденному уголовному делу, т.е. может являться основанием к прекращению производства по делу, иначе налицо явная законодательная неточность в применении формулировок.

3) Истечение сроков давности уголовного преследования (п.1 ч.3 ст.24 УПК). Решая вопрос об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, суд, прокурор, следователь, дознаватель должны руководствоваться соответствующими положениями УК. Исходя из ч.1 ст. 78 УК, уголовное дело подлежит прекращению, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: два года после совершения преступления небольшой тяжести; шесть лет после совершения преступления средней тяжести; десять лет после совершения тяжкого преступления; пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления. А также оснований, исключающих при определенных законом условиях ответственность за государственную измену, за дачу взятки (примечание к ст.275 и к ст.291 УК РФ), за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (примечание к ст.222 УК РФ) и т.д.

Процессуальными обстоятельствами, устраняющими возбуждение уголовного дела, считаются такие, наличие которых с точки зрения уголовного права, не исключает факта преследования и наказания за содеянное, но в силу требований процессуального закона устраняет возможность возбуждения уголовного дела и ведения следствия. К этой группе обстоятельств относятся: смерть подозреваемого или обвиняемого, кроме случаев, когда возбуждение уголовного дела необходимо для его реабилитации (п. 4 ч. 1 ст. 24 УК РФ); отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам неспособного воспользоваться принадлежащими ему правами (п.5 ч.1 ст.24 УПК РФ); отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1-5, 9 и 10 части первой ст.448 УПК РФ (п.6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

По признаку правовых последствий основания к отказу в возбуждении уголовного дела классифицируются на реабилитирующие и не реабилитирующие.

К реабилитирующим основаниям относятся обстоятельства, указанные в п.1,2 ч.1 ст.24 УПК, - отсутствие события преступления и отсутствие в деянии состава преступления. При отказе в возбуждении уголовного дела по этим основаниям репутация человека остается незапятнанной и он не ущемляется в правах. Если же по каким-то причинам были ущемлены его интересы, то они должны быть восстановлены в прежнее состояние.

Реабилитирующие основания одновременно являются безусловными предпосылками уголовного судопроизводства, препятствующими возбуждению уголовного дела.

Все остальные основания к отказу в возбуждении уголовного дела относятся к не реабилитирующим.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования прокурору или в суд (ч.2 ст. 45, ч.1,2 ст.46 Конституции, ч.5 ст.148 УПК).

Для осуществления права на обжалование недостаточно уведомить заявителя об отказе в возбуждении уголовного дела и разъяснить ему право на жалобу, ему должно быть предоставлена возможность ознакомления с материалами проверки заявления о преступлении. В соответствии с ч.2 ст. 24 Конституции и постановлением Конституционного суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П – лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по заявлению или сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено это решение 1.

Если в ходе обжалования будет установлен незаконный или необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, то прокурор обязан отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело самостоятельно, либо направить материалы для дополнительной проверки. В аналогичном случае, суд, установив незаконность и необоснованность отказа в возбуждении уголовного дела, выносит постановление о признании действий (бездействий) или решений

____________________

Ведомости Конституционного Суда РФ. – 2000. – №3.

должностного лица незаконными и необоснованными и о его обязанности устранить допущенное нарушение.

Рассмотрим процессуальный порядок возбуждения уголовного дела и

отказа в возбуждении уголовного дела. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК, орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 20 УПК (изнасилование - ч. 1 ст. 131 УК, насильственные действия сексуального характера – ч. 1 ст. 132 УК, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина – ч. 1 ст. 136 УК, нарушение неприкосновенности частной жизни – ч. 1 ст. 137 УК, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений – ч. 1 ст. 138 УК, незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица – ч. 1 ст. 139 УК, необоснованный отказ в приеме на работу, необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет – ст. 145 УК, присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю – ч. 1 ст. 146 УК, нарушение изобретательских или патентных прав – ч. 1 ст. 147 УК), считаются уголовными делами частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК РФ. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. Прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УПК (умышленное причинение легкого вреда здоровью – ст. 115 УК, побои – ст. 116 УК, клевета – ч. 1 ст. 129 УК, оскорбление – ст. 130 УК), возбуждаются только при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя, а в случае смерти потерпевшего, от его имени могут подать заявление близкие родственники или в защиту нарушенных прав может возбудить дело прокурор. Указанные уголовные дела именуются делами частного обвинения, а заявитель – частным обвинителем. Особенностью производства данной категории уголовных дел является то, что они рассматриваются и разрешаются без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и их производство осуществляется непосредственно в мировом суде.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершается следующая последовательность процессуальных действий: 1) прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования; 2) следователь приступает к производству предварительного следствия; 3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, производит дознание.

В связи с введением процедуры согласования с прокурором постановления о возбуждении уголовного дела в правоприменительной деятельности возникло опасение, что это полномочие прокурора существенно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя. Следует уточнить, что следователь не лишен законодателем права возбуждать уголовное дело, изменен лишь порядок возбуждения. УПК РФ введено только требование о получении согласия на возбуждение уголовного дела. С учетом того, что в настоящий момент разрешено проведение отдельных следственных действий до возбуждения уголовного дела и до получения согласия прокурора, можно сделать вывод о том, что фактически речь идет о получении согласия на продолжение уже начатого расследования. К тому же и ранее прокурор имел право отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела в тех случаях, когда дело возбуждено без достаточных оснований. Естественно, что сегодня такого полномочия прокурора в УПК уже нет, поскольку оно трансформировалось, изменилось и в определенной степени вошло в новое полномочие прокурора – дачу согласия на возбуждение.

Поскольку при возбуждении уголовного дела лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, обычно бывает неизвестным, его обнаружение и изобличение происходит уже после того, как дело возбуждено во время дознания и предварительного следствия. Но даже тогда, когда при возбуждении уголовного дела есть указание на определенное лицо, как на совершителя преступления, то необходимо проверить, подтвердить доказательствами, что возможно только лишь в дальнейших стадиях процесса, но не при возбуждении уголовного дела. Конечно, возможны случаи, когда уже в момент возбуждения уголовного дела имеется ввиду определенное лицо. В этих случаях возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности максимально сближается, но все же не совпадут, так как и здесь вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого будет произведено уже после возбуждения уголовного дела, хотя и непосредственно вслед за ним.

Тема 10. Предварительное расследование

Наши рекомендации