Методологические основы психологии

Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.

Математические методы в психологии

Измерение в психологии; типы шкал; представление данных; описательная статистика; меры связи; метрика; методы одномерной и многомерной прикладной статистики; многомерное шкалирование; многомерный анализ данных (факторный, кластерный); дисперсионный анализ; анализ данных на компьютере, статистические пакеты; приближенные вычисления; возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных; стандарты обработки данных; нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии; методы математического моделирования; модели индивидуального и группового поведения, моделирование когнитивных процессов и структур, проблема искусственного интеллекта.

Психология развития и возрастная психология

Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

Социальная психология

История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.

Психология труда

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

Клиническая психология

Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.

Специальная психология

Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Психофизиология

Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

III. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОМУ ЭКЗАМЕНУ

Вопросы, диагностирующие знания:

1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.

2. Методология психологии. Методы психологии. Системный подход в психологии.

3. Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете.

4. Культурно-историческая теория психологии.

5. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм).

6. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности.

7. Сознание: определение, структура, признаки и свойства.

8. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное). Различные подходы к изучению неосознаваемого.

9. Понятие и классификация ощущений. Свойства и закономерности ощущений. Психофизика ощущений.

10. Общее представление о восприятии. Классификации и свойства восприятия.

11. Общее представление о памяти. Виды и процессы памяти. Закономерности памяти. Развитие и тренировка памяти.

12. Определение мышления. Виды и процессы мышления. Основные подходы к изучению мышления. Мышление и интеллект.

13. Воображение: определение, функции, классификации, свойства. Формы воображения. Приемы творческого воображения.

14. Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Виды и функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Мышление и речь.

15. Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Развитие внимания.

16. Психические состояния: определение, функции, классификация, диагностика. Управление психическими состояниями.

17. Два принципиальных отличия эмоций от чувств.Функции эмоций. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций.

18. Потребности и мотивация. Теории мотивации. Виды и закономерности мотивации.

19. Понятие воли в психологии. Функции воли. Признаки волевых явлений. Воля как высший уровень регуляции. Структура волевого акта.

20. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Свойства, структура и типология личности.

21. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

22. Темперамент: определение, основные свойства нервной системы и их соотношение с типами темперамента. Свойства темперамента. Характеристика типов темперамента.

23. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования.

24. Психодиагностика: принципы, сфера применения. Виды психодиагностических методик: аппаратурные, компьютерные, личностные опросники, рисуночные, проективные и др. Их преимущества и недостатки. Системная психологическая диагностика.

25. Психометрические показатели диагностической методики: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Стандартизация психодиагностической методики. Структура психодиагностической методики.

26. Этика и правовые основы психодиагностики. Методы постановки психологического диагноза. Практическое использование результатов психодиагностики.

27. Предмет, задачи и методы социальной психологии. История развития социальной психологии. Социально-психологические теории.

28. Общение как коммуникация, как интеракция и как социальная перцепция.

29. Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы.

30. Малые социальные группы: понятие, виды, структурные и динамические характеристики.

31. Большие социальные общности: Отличия публики, массы и толпы. Виды и свойства толпы

32. Нейропсихология: предмет и задачи науки. Современные концепции нейропсихологии. Мозговая локализация психических функций. Нарушения психических функций при локальных поражениях мозга. Способы восстановления нарушенных высших психических функций.

33. Нарушения психических процессов, свойств и состояний (нарушения ощущений и восприятия, памяти, двигательно-волевой и эмоциональной сферы; патология мышления, сознания и самосознания) и их характеристика. Психопатология и патопсихология.

34. Предмет, задачи, принципы и методы психологии развития и возрастной психологии. Условия и механизмы психического развития. Детерминанты психического развития ребенка.

35. Психологические критерии начала и завершения каждого возрастного периода: новорожденности, младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов.

36. Психологические критерии (признаки) зрелых возрастов.Психологическая характеристика старения и старости.

37. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Объект, предмет и методы психологии труда.

38. Психологическое отличие труда от игры, учения и общения. Структура субъекта труда. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

39. Профессиограмма (ее структура, виды) профессиональной деятельности, психограмма.

40. Подбор, расстановка и аттестация кадров. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.

41. Системный подход как теоретико-методологическая основа психологии труда и организационной психологии. Компоненты системного подхода (структурный, функциональный, генетический). Принципы системного подхода.

42. Инженерная психология: определение, объект, предмет, задачи. Методы исследования в инженерной психологии.

43. Понятие и структура трудового поста.

44. Понятие и виды конфликта. Структура, функции и динамика конфликта.

45. Психология управления конфликтами в организации. Основные стратегии поведения в конфликте.

46. Научные принципы и методы организационной психологии.

47. Цели, задачи, структура, функции кадровой службы в любой организации.

48. Должностные обязанности и условия работы психолога в организации.

49. Психологические особенности реализации основных управленческих функций.

50. Психологические основания классификации профессий.

Вопросы, диагностирующие умения и навыки:

1. Дать научное объяснение: почему минимум по 4-6 нотам человек может угадать мелодии.

2. Дать научное объяснение: почему в программу обучения дошкольников обязательно включают лепку, рисование, сборку из деталей детского конструктора.

3. Дать научное объяснение: почему речь на родном языке воспринимается слушающим как нечто целое, а не набор отдельных звуков.

4. Дать научное объяснение: почему в мировой практике обучение в школе не начинается раньше шестилетнего возраста.

5. Сформулировать правила работы с гиперактивными детьми.

6. Сформулировать правила работы с агрессивными детьми.

7. Сформулировать правила работы с тревожными детьми.

8. Сформулировать стратегию поведения взрослых в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.

9. Разработать схему психолого-педагогического анализа урока.

10. Описать профессиограмму психолога.

11. Охарактеризовать психологическое содержание стресса, его диагностические отличия от стресса и дистресса.

12. Охарактеризовать методы развития мотивации познавательной деятельности подростков.

13. Разработать программу психологической коррекции педагогически запущенных детей.

14. Представить сценарий разрешения конфликтной ситуации.

15. Составить план беседы психолога с родителями подростка, склонного к аддиктивному поведению.

16. Охарактеризовать стили педагогического общения и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе.

17. На примере одного из этапов социализации показать, какие факторы и агенты влияют на развитие личности.

18. Описать методы профориентационной работы с опорой на психосоциальные факторы юношеского выбора профессии.

19. Привести примеры перцептивных искажений в социальном восприятии (эффекты ореола, новизны, последовательности, проекции, снисходительности).

20. Назвать отличительные поведенческие признаки: гипертимного, демонстративного, сенситивного, циклоидного, интровертированного и застревающего акцентуантов.

21. Привести пять условий предотвращения паники. Назвать признаки террористического поведения.

22. Назвать признаки поведения, отличающие эмоционально-неустойчивое, диссоциальное, нарциссическое и истерическое расстройства.

23. Перечислить типичные ошибки при проведении деловых переговоров: в выборе места, времени, методов, аргументов и состояния противоположной стороны.

24. Перечислить методы воздействия психолога на мотивацию персонала организации.

25. Охарактеровать особенности поведения людей в критических ситуациях: нештатной, чрезвычайной и экстремальной.

26. Перечислить возможные причины психотравмы и варианты коррекции посттравматического расстройства.

Наши рекомендации