Диагноз и прогноз способностей. Количественный диагноз профессиональных способностей как внешний критерий в профотборе

Как всякое психическое явление, способности — это некоторая качественно-количественная определенность. Справедливо пишет C. Л. Рубинштейн, что «проблема одаренности — это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос — вопрос о том, каковы способности человека, к чему у него способности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект. Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу».

Именно поэтому диагноз способностей (житейский или научный) всегда сравнительный. Только сравнение это, чтобы стать достоверным, должно быть корректным. Во-первых, нельзя сравнивать людей с качественно разными способностями. Во-вторых, за оценку способностей нельзя принимать произвольно выбранные критерии.

Диагноз способностей — это ответственное и отнюдь не простое дело. Самая частая ошибка при этом состоит в том, что вместо способностей оценивается подготовленность. Даже учителя школ, как показало специальное исследование, зачастую способными считают отличников и неспособными — троечников, безотносительно к таким их качествам, как направленность, интересы, трудолюбие и др.

На самом деле диагноз, как качественный, так и количественный, любых способностей возможен лишь при соблюдении ряда условий. Во-первых, все оцениваемые должны одинаково активно стремиться к овладению теми или иными знаниями и умениями. Во-вторых, иметь одинаковые стартовые возможности по фактическим знаниям и умениям. В-третьих, иметь равные возможности по квалификации учителей, условиям учебы, здоровью и т. д.

Нарушение любого из этих трех минимальных условий делает сомнительной достоверность диагностики интересующих исследователя (педагога, психолога, врача, юриста и т. д.) способностей.

Кому и зачем нужен диагноз и прогноз способностей? Самый короткий ответ — всем. Всем, кто интересуется людьми, работает с ними и для них. Это — дети и родители, соученики и учителя, начальники и подчиненные. Это — специалисты интерактивных профессий (т. е. профессий типа «человек — человек») — педагоги и врачи, юристы и милиционеры, менеджеры, а в той или иной мере — все специалисты, работающие в любой сфере производства, культуры и науки.

Зная способности партнера по делу, игре или общению, мы предполагаем, чего от него ждать, на что он способен. Говоря научным языком, в самом диагнозе способностей уже заложен и прогноз — как поведения, так и возможностей дальнейшего их развития.

На теории способностей основаны такие важнейшие социальные мероприятия, как профконсультация, профориентация, отбор и подбор. Разумеется, не менее важна и самооценка. Чтобы разумно планировать жизнь, надо достаточно хорошо знать свои возможности, в том числе психологические способности в точном смысле этого понятия.

Качественная оценка способностей достаточно проста. Например, сам факт хорошей игры на фортепиано не оставляет сомнения в том, что играющий имеет музыкальные способности. Гораздо сложнее поставить количественный диагноз. То есть приблизительный диагноз поставить можно, просто оценивая игру, сравнивая ее с некими эталонами, например игрой признанных мастеров.

Однако такая оценка слишком приблизительна. Напомним, что для постановки диагноза способностей необходимо соблюдение ряда обязательных условий. Другая трудность — выбор методов количественной оценки психических явлений вообще и способностей в частности.

Возможны ли вообще измерения в психологии? Вопрос не праздный. Сравнительно малое использование математики в современной психологии иногда оценивается как признак недостаточной зрелости психологии как науки.

Однако с этим, казалось бы, очевидным суждением можно и поспорить. Конечно, математический язык давно стал языком науки. Именно на нем говорят физики, а физика для психолога — это эталон научности применяемых методов. И тем не менее трудно представить себе полный переход психологии и других отраслей гуманитарного знания исключительно на математический язык.

В истории был даже показательный эксперимент на эту тему. В свое время Б. Спиноза попытался, и не без успеха, значительную часть своих философских трудов излагать языком математики. Однако не все. Что касается последователей из дальнейших поколений философов, то их оказалось мало и нет надежд на увеличение числа философов, пишущих на языке математики.

Зачем ученому математика? Чтобы писать кратко и, главное, доказательно. Есть ли другой способ обеспечить доказательность научных рассуждений? Есть. Им является логика. Таким образом, всячески приветствуя использование математики в психологии, не следует только в этом видеть резервы роста ее научности.

Какова методика количественной оценки способностей? Во-первых, необходимо соблюдение тех обязательных условий, о которых уже говорилось. Во-вторых, следует выбрать форму активности исследуемого, которую надо изучить.

Легче всего изучать способности в процессе учебы. С формальной точки зрения (а математика требует формализма), учеба — это ряд упражнений нарастающей сложности, организованных во времени. Одновременно с овладением знаниями и умениями обучающийся и демонстрирует свои способности, и развивает их.

Как непосредственно измерить способности? Очевидно, измеряя эффективность деятельности. Обозначив ее буквой Э, продуктивность — буквой П, надежность — буквой Н и цену — буквой Ц, получим формулу для количественной оценки способностей:

Э = f (П, Н, Ц).

Формула читается так: эффективность деятельности есть функция трех переменных: продуктивности, надежности и цены. Под продуктивностью понимается число изделий в единицу времени или рабочих циклов. Допустим, за урок один учащийся сделал 6 деталей, а другой — только три. Следовательно, его продуктивность вдвое ниже, чем у первого.

Под надежностью деятельности понимается ее соответствие некоторым принятым нормативам. Например, из шести деталей, изготовленных вторым учеником, три забракованы учителем. Следовательно, надежность первого ученика была 100% -ной, а второго — вдвое ниже.

Под ценой понимается величина нервно-психического напряжения, потребовавшегося для достижения фиксируемого результата. Допустим, что оба ученика в нашем примере старались одинаково прилежно, устали в меру, и никаких различий по этому параметру мы не фиксировали. Примем цену их напряжения равной условной единице.

Каков итог? А вот его подвести не так уж просто. В общем виде способности каждого определяются положением точки в трехмерном пространстве. Вычислить ее при современных технических средствах несложно.

Можно, однако, упростить задачу. Примем за основу, что работа в мастерской не требует никаких сверхусилий и по плечу почти всем ученикам. Тогда величиной Ц можно пренебречь. Можно «избавиться» и от величины Н. Для этого будем учитывать только те детали, которые приняты учителем. Тогда оценка способностей станет совсем простой, одномерной, основывающейся на величине П.

В данном примере способности обоих учеников одинаковые. При этом мы игнорировали структуру их способностей. Она разная! Но для каких-то целей этим можно пренебречь.

Есть специальности, где упрощать формулу нельзя, например при оценке летных способностей. Если при обучении у курсанта встречаются грубые ошибки, угрожающие безопасности полета, то во всех случаях этот параметр подлежит анализу, и его нельзя выбрасывать из процедуры оценки способностей.

То же справедливо и для цены. Если успехи в летном обучении идут за счет переутомления, невроза, то одно это влечет за собой низкую оценку (вне зависимости от того, каковы два других параметра). Словом, при количественной оценке способностей в особо ответственных профессиях нашу формулу упрощать нельзя.

Возможен ли и нужен ли качественно-количественный прогноз способностей? Да, он нужен и возможен, в частности, применительно к профессиональным способностям.

Для его получения необходимы специальные исследования. Их основные этапы следующие:

1) профессиографическое исследование, завершающееся составлением итогового документа — профессиограммы;

2) подбор психологических методов диагноза задатков, общих, специальных и групповых способностей, а также ПВК — профессионально важных качеств;

3) экспериментальное исследование корреляций между данными психодиагностики и фактическими способностями как внешним критерием в профотоборе;

4) выбор математической модели отбора и разработка соответствующих инструкций.

Пятый, обязательный этап — проверка разработанной процедуры и ежегодный мониторинг результатов.

Для нахождения количественного прогноза профессиональных способностей необходимо иметь результаты по всем пяти перечисленным этапам экспериментально-психологического исследования. Само вычисление прогнозируемой количественной оценки может быть разным, в зависимости от того, какая математическая модель положена в основу.

Относительно несложной и часто используемой моделью является множественная регрессия. Вычисления выполняются по формуле:

У = а + в1 х1 + в2 х2 + ... + вn хn,

где а — постоянная величина, в1, в2, ... , вn — коэффициенты множественной регрессии, х1, х2, ..., хn — результаты по n-ному числу методик психодиагностики абитуриентов и У — прогнозируемый внешний критерий отбора (например, балльная оценка профессиональных способностей).

Валидность методики прогноза количественной оценки профессиональных способностей проверяется ежегодно, в порядке мониторинга результатов отбора. По мере выявления недостатков в методике психологического тестирования, математической обработке результатов и их интерпретации вносятся соответствующие коррективы.

Наши рекомендации