Тренинг социокультурной адаптации

В данном подразделе отчета описывается тренинг социокультурной адаптации - разновидность тренинга социокультурных умений.Он представляет собой специальную когнитивно-поведенческую программу поддержки в решении проблем социокультурной адаптации людям, оказавшимся в другой культуре. Главная цель тренинга – мигрантов навыкам и способам поведения, которые позволят им адекватно взаимодействовать с представителями принимающей культуры, сильно отличающейся по большинству параметров – религии, языку, традициям, ценностям.
Проведенная в рамках проекта систематизация практических программ и методов формирования навыков межкультурной коммуникации и межкультурной компетентности личности была необходима на подготовительном этапе. Итеграция положительных моментов всех типов тренингов, рассмотренных в данном обзоре, позволила создать наиболее эффективные практические и образовательные программы.
Школьный театр – один из видов технологий культурного воспитания подрастающего поколения, обладающий большими возможностями в формировании толерантной личности. Значимый педагогический потенциал в аспекте воспитания толерантности принадлежит творческой учебной деятельности. Не менее важна также позиция интерпретатора (зрителя, слушателя, посетителя музея), воспринимающего культурный материал.
В процессе творческой педагогической деятельности, занимая позицию координатора, педагог не участвует в прямом взаимодействии со школьниками. Он призван моделировать пространство, в котором школьник оказывается в позиции организатора, становится инициатором коммуникации автора и интерпретатором. Школьник при этом органично удерживает содержательные ориентиры взаимодействия этих позиций, обеспечивает их адекватную представленность в открытом образовательном пространстве. Миссия педагога, в свою очередь, состоит в анализе взаимодействия учащихся как авторов, интерпретаторов, организаторов с целью выявления целостной представленности взаимодействия.
В контексте актуализации проблемы воспитания толерантности у школьной молодежи начала XXI века, крайне важной представляется необходимость обращения к тем традициям и обычаям, которые длительное время успешно использовались как инструмент педагогического воздействия в образовательной реальности прошлого. Применение позитивного опыта прошлого в современной школе и во внешкольной работе предполагает опору на дидактическое наследие, воспитательные традиции и практический опыт школы, на этнокультурное и этнорелигиозное наследие.
Педагогическим условием формирования этнической идентичности подростков является содержание образования, в котором усилен этнический компонент. Это могут быть общеобразовательные программы, например, в московских школах преподается курс "Москвоведение". В этом курсе изучается история, культура, традиции, обычаи, образ жизни москвичей на разных исторических этапах. Через любовь, гордость, уважение к своим предкам, родному городу формируется любовь к Отечеству, патриотизм. Также могут быть специальные программы, адаптированные к психологическим потребностям определенного возраста, которые формируют этническую идентичность, проявляющийся в реальном этническом поведении как часть "Я - модели".
Этническая культура личности рассматривается как интегральное личностное образование, включающее в себя: необходимые знания о культуре своего народа; этнические культурные потребности; этнические культурные идеалы, традиции, культурные интересы, образовательные способности; эмоциональную отзывчивость к красоте, добру, истине народной культуры.
Этнические традиции оздоровления молодых людей, физкультурно-спортивная деятельность отличается гибкостью режимов и отношений, опорой на индивидуальный интерес, добровольностью и свободой выбора, наставническим по характеру кодексом отношений между тренерами и занимающимися. Этнические виды спорта, подвижные игры весьма доступны, развлекательны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования. В старину ими увлекались и стар, и млад. Возвращаясь к национальным традициям, рационально используя спортивные традиции, мы можем укрепить и физическое и психическое здоровье молодежи.
Использование народных спортивных традиций значительно повышает качество содержания и методики занятий, делая их яркими, эмоциональными, близкими и понятными по духу, этнопсихологически доступными. Это – часть поликультурного образования. Народные подвижные игры, содержание которых составляют эпизоды из жизни людей, явления природы, повадки животных, являются традиционным средством воспитания подрастающего поколения. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Использование игр максимально развивает в детях разнообразные двигательные навыки и умения, двигательные качества, необходимые в быту, в трудовой и оборонной деятельности, а также для психологической и физической подготовки их к труду.

44.

45.

46. Мультикультурное психологическое консультирование (МПК) — один из видов психологического консультирования, сфокусированный на культурных аспектах осуществленияпсихологической помощи — на том, как происходит поиск психологической помощи, как организован консультативный процесс и его результаты в различных культурах.

Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе

Согласно Сью, консультанты так или сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме иэноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь - это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.

Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.

Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как[5]:

§ этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);

§ демографические переменные (возраст, пол, место жительства);

§ статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;

§ переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).

Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы - каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять те степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.

Наши рекомендации