Тенденции изменения современной школы и задачи интеллектуального воспитания учащихся
В отечественных педагогических публикациях все чаще (хотя и в разной форме) проводится положение о том, что современная школа должна стать «антропоцент-ричной»: центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик, при этом все способы и формы организации школьной жизни оказываются подчиненными цели его всестороннего личностного развития. В частности, активно разрабатывается идея «лич-ностно-ориентированного обучения», связанного с поиском путей наилучшего удовлетворения познавательных потребностей ребенка и созданием условий для его психологического роста. Особое значение в этой связи приобретает проблема воспитания учащихся, суть которой заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств. Таким образом, в антропоцентрич-ной школе задачи обучения органично перерастают в задачи воспитания и соответственно задачи воспитания находят свое отражение в трансформации содержания и методов обучения.
В контексте «личностно-ориентирован-ного обучения» обосновывается необходимость признания уникальности личного (субъектного) опыта каждого ученика, представленного в виде, во-первых, наличных представлений и ранее усвоенных понятий, во-вторых, практических и умственных действий и, в-третьих, личностных смыслов, установок и стереотипов [Якиманская, 1994]. По мнению И.С. Якиманской, традиционная педагогика имела дело с выполнением социального заказа на формирование личности с заранее заданными свойствами, при этом создавались
7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 669
одинаковые условия для всех детей и соответственно все дети должны были усваивать некоторые обязательные нормы интеллектуального поведения (в виде системы научных понятий и способов учебной работы). Личный (субъектный) опыт при таком типе обучения «оттормаживался» как несовершенный, отягощенный случайными (не научными) представлениями. Напротив, личностно-ориентированное обучение, учитывающее своеобразие индивидуального опыта ребенка, предполагает создание таких учебных программ, которые предоставляют ученику свободу выбора учебного содержания, поощряют индивидуальную избирательность по отношению к форме обучения, признают су-шествование индивидуально-специфических способов усвоения материала и т. д.
Отправной точкой в выстраивании антропоцентричной школы по определению должны стать права и интересы ребенка. В нынешних непростых социокультурных условиях школа, по-видимому, остается единственным общественным институтом, который может (и обязан) взять на себя защиту главного права каждого ребенка — права на такие условия школьной среды, которые обеспечивали бы ему полноценное личностное (человеческое) развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психологических ресурсов.
Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. В.А. Сухомлинский [1983, с. 3] писал: «Невежда опасен для общества... Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком».
Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания учащихся вынуждает пересмотреть основные компоненты современного школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.
Назначение образования.Школьное образование наряду с познавательной
функцией (передача ученику системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания) должно реализовывать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка) [Каган, Эткинд, 1989]. Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение математики, истории, географии и т.д., но, скорее, расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, истории, географии и т. д.
Содержание образования.Суть происходящих в этой сфере школьного образования изменений формулируется в виде двух альтернативных позиций.Традиционная школа решала следующую проблему: «Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?». Однако сейчас вопрос должен стоять принципиально иначе: «Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?».
Иными словами, в рамках антропоцентричной школы не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьников, а именно кардинальная его трансформация в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности.
Критерии эффективности форм и методов обучения.В контексте задач интеллектуального воспитания эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения, т. е. в ментальном (умственном) опыте каждого ребенка. Соответственно в качестве критериев оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения должны выступать не только