II. Темы занятий и объем учебных часов по дисциплине

СИЛЛАБУС

(Syllаbus)

ИНТЕРНАТУРЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ»

Специальность – Терапия 051301 «Общая медицина»

Название дисциплины «Психиатрия и наркология»

Объем учебных часов дисциплины – 180 часов

Практические занятия – 60 часов

СРИП – 60 часов

СРИ – 60 часов

Форма контроля:

Экзамен

Курс – 6 – 7 Семестр – 11 - 14

Алматы, 2014

I. Сведения о преподавателях:список, степени и должности, приоритетные научныеинтересы.

Таблица №7

Ф.И.О. Степень Должность Приоритетные научные интересы, достижения
Джарбусынова Ботагоз Бинешовна д.м.н. доцент зав. кафедрой, профессор Психосоматическое и соматопсихическое направление в психиатрии. Социальная психиатрия.
Беспалов Юрий Иванович к.м.н., доцент доцент Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях.
    Беспалова Людмила Юрьевна   к.м.н.   доцент   Психические расстройства при инфекционной патологии.
      Джамантаева Мария Шокбаровна к.м.н., доцент ассистент Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях
Жексембина Айтжан Есеновна - ассистент Эпидемиология и реабилитация наркологических расстройств.
Ситаканова Айгуль Санзызбаевна к.м.н.   ассистент Детско-подростковая психиатрия и психотерапия.
  Сулейменова Айгуль Агабековна - ассистент завуч кафедры Психотерапевтический подход к пациентам
Бойко Виктория Славовна - ассистент Современные направления психотерапии. Внедрение Балентовских групп
Ашимов Алик Ашимович - ассистент Психические расстройства при наркологических заболеваниях.
Красникова Валентина Степановна - ассистент Основные аспекты фармакотерапии при неврозах и психосоматических состояниях.

I. Контактная информация:место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес.

Таблица № 8

Наименование кафедры Адрес база кафедры (аудитория) Телефоны, электронный адрес
Кафедра интернатуры и резидентуры психиатрии, психотерапии и наркологии. Зав. кафедрой д.м.н., профессор Джарбусынова Б.Б. Завуч кафедры, ассистент Сулейменова Айгуль Агабековна ул. Амангельды, 88 (угол пр.Абая) Республиканский научно-практический центр психиатрии психотерапии и наркологии МЗ РК (РНПЦ ППН) 272-68-00
Электронный адрес: [email protected]  

II. Темы занятий и объем учебных часов по дисциплине

«Психиатрия и наркология» для интернатуры «Терапия»:

Таблица № 9

Тема Содержание практических занятий Форма проведения Часы
Диагностические подходы Приоритетные цели психиатрического и наркологического собеседования. Способы получения необходимой информации, например при суицидальных намерениях. Международные классификации психических и поведенческих расстройств. Экспериментальные и инструментальные методы диагностики. семинар: устный опрос, решение ситуационных задач (кейс-стади), курация больных 3,5
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии. Диагностика. Основные и дополнительные клинические признаки шизофрении, параноидных и шизоаффективных расстройств. Типы биполярных расстройств. Соматические состояния и биполярные расстройства. Критерии диагностики большого депрессивного эпизода. Дисморфофобические расстройства. Особенности лечебных подходов. семинар (дискуссии, мозговой шторм, кейс-стади, работа в малых группах; обзор статьи, сообщение по теме занятия) 3,5
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии. Диагностика. Основные признаки социальной фобии, генерализованно тревожного и обсессивно-компульсивного расстройства. Посттравматическое расстройство, причины, признаки, возрастные особенности. Соматически необъяснимые симптомы, причины, соматоформные расстройства, соматизированное и конверсиооное расстройство. Особенности лечебных подходов. тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.) 3,5
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии. Диагностика. Психические и поведенческие расстройства при употреблении психоактивных веществ. Острые и хронические психические расстройства вследствие употребления ПАВ. Абстинентный синдром. Основные психофармакопрепараты при данных расстройствах. Расстройства вследствие употребление психоактивных веществ, соматические проблемы, взаимодействие специалистов оказывающих помощь при данных расстройствах. Особенности лечебных подходов. семинар (ролевая игра, решение ситуационной задачи /кейс-стади/, работа в малых группа, дискуссии, сообщение по теме занятия и т.д.)
Социально-психологические проблемы пациентов и их семей. Особенности реабилитации     Лечебные подходы Ситуации когда необходимо направить к психиатру. Поддерживающая терапия и психосоциальные проблемы реабилитации, роль семьи при психических и поведенческих расстройствах. Роль клинициста, врача первичной медицинской помощи при данных расстройствах. Горе и скорбь. Взаимоотношения с депрессией. Неотложная помощь при реакции горя и скорби. тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.) 3,5
Лечебные подходы Психоаналитическая психотерапия. Психодинамическая психотерапия. Роль психоанализа в понимании человеческого развития. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Бихевиоральные методы, когнитивная триада, расстройства при которых используется данный метод. Отличия краткосрочной психотерапии от долгосрочной. Показания к супружеской и семейной терапии. Групповая психотерапия, преимущества и недостатки. Медитация и другие тренинги релаксации, и их эффективность.   3,5
Лечебные подходы Особенности психотерапии зависимостей, функционирование общественных организаций «анонимных алкоголиков» и др. Медикаментозное лечение депрессии, распространенные антидепрессанты, эффективность. Антипсихотические препараты и их показания. Нормотимики и особенности их использования. Противотревожные и седативные препараты, особенности назначения. Межлекарственные взаимодействия. Неотложная помощь при злокачественном нейролептическом синдроме. экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного 3,5
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии детского и подросткового возраста. Диагностика и лечение. Симптомы аутизма в детском и подростковом возрасте. Нарушение социального функционирования и странности в поведении. Синдром Аспергера, Ретта. Тесты диагностические. Причины. Основные методы лечения. Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ). тематический/ клинический разбор больного 3,5
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии детского и подросткового возраста. Диагностика и лечение.   Расстройства поведения, распространенность, причины, дифференциальный диагноз и эффективные методы терапии. Обсессии и компульсии в детско-подростковом возрасте, частота, дифференциальный диагноз, типы и роль врачей других специальностей. Медикаментозное и немедикаментозное лечение. Энкопрез и энурез. Причины, распространенность, методы лечения. Частота, особенности злоупотребления психоактивными веществами в детском и подростковом возрасте (ПАВ). Стадии развития, выявления групп риска. Принципы психофармакотерапии у детей и подростков. тематический/ клинический разбор больного 3,5
Основные проблемы психического здоровья лиц пожилого возраста. Мировозренческий кризис у пожилых людей. Особенности сексуальной жизни в пожилом возрасте. Злоупотребление ПАВ в пожилом и старческом возрасте, особенности коррекции и терапии. Особенности психотерапии, психофармакотерапии лиц пожилого возраста. семинар 3,5
Расстройства, связанные с беременностью и менструацией Предменструальный синдром. Предменструальное дисфорическое состояние. Распространенность, факторы риска, этиология. Дифференциальный и диагноз и стратегия лечения. Расстройства пищевого поведения у беременных, распространенность и лечение. Влияние употребления ПАВ на течение беременности, здоровье ребенка и матери. Депрессия и беременность тревога и беременность. Психические расстройства в послеродовом периоде. Неотложная помощь при послеродовом психозе. Наиболее частые диагнозы, факторы, клиническая характеристика данных расстройств, биологические виды лечения, психосоциальные воздействия. тематический/ клинический разбор больного 3,5
Консультативная психиатрия Показания консультации врача психиатра и/или нарколога в стационаре. Необходимая информация о пациенте для консультанта психиатра и нарколога. Рекомендации психиатра и их выполнение. Депрессия при соматических заболеваниях. Психические расстройства в отделении первой помощи, распространенность, частота встречаемости расстройств, соматические состояния напоминающие психические расстройства. Ведение больных с хроническим болевым синдромом. Диагностика и лечение сексуальных дисфункций. Психиатрические аспекты ВИЧ/СПИД. Консультация психиатра кардиовасулярных больных. Консультация психиатра онкологических больных. Психологические аспекты лечения больных сахарным диабетом. семинар 3,5
Лечение особых категорий больных Суицид, факторы риска и ведения больных. Депрессия резистентная к лечению. Клиническая оценка и ведение агрессивных больных. Ожирение, медицинские и психологические последствия ожирения. Проблемы лечения и коррекции. семинар 3,5
Делирий и родственные им состояния Типичные поведенческие проявления соматических и неврологических расстройств. Спутанность, первичный и вторичный психоз, симптоматический психоз. Делирий, причины, клиника, соматические расстройства и лекарства как причина делирия. Аффективные расстройства и личностные расстройства сопровождающие соматические и неврологические заболевания. Неотложная помощь при психозах (делирии, психомоторном возбуждении, интоксикационных и инфекционных психозах). тематический/ клинический разбор больного 3,5
Деменция и родственные им состояния Деменция и ее причины. Корковые, подкорковые и смешанные деменции. Состояния ошибочно диагностируемые как деменция. Медикаментозное вмешательство. семинар 3,5
Расстройства личности Личностные черты и расстройства личности. Влияния возраста. Коморбидные психические расстройства. Типы психиатрических лечебных подходов для лечения данных категорий расстройств. тематический/ клинический разбор 3,5
Специфические расстройства личности Пограничные расстройства личности (ПРЛ). Реакции врачей на пациентов с ПРЛ и возможные проблемы во взаимоотношениях. Антисоциальное расстройство личности. Причины. Соматические расстройства у данной категории и особенности взаимодействия.   3,5
  Всего    

III.I Тематический план самостоятельной работы интернов с преподавателеми (СРИП).

Наименование тем СРИП Методы преподавания Часы
Исследование психического статуса, наркологического статуса (скрининговые методы, мини-исследование). Психосоциальный анамнез. Стандартизованное психиатрическое интервью. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности диагностики клинических признаков шизофрении, параноидных и шизоаффективных расстройств. Депрессии в общесоматической практике. Презентация клинического случая, дискуссия, консультация, решение ситуационных задач (кейс-стади) консультация. 3,5
Диагностика психосоматических расстройств в общемедицинской практике. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Тактика врача терапевта при обследовании пациентов с психическими и поведенческими расстройствами. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация
Психосоциальные проблемы реабилитации, роль семьи при психических и поведенческих расстройствах. в клинике внутренних болезней. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Использование психотерапевтических методик в клинике внутренних болезней. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности психотерапии зависимостей и роль общественных организаций «анонимных алкоголиков» и др. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности клинических проявлений психических и поведенческих расстройств детского и подросткового возраста. Особенности диагностики психических и поведенческих расстройств детского и подросткового возраста. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности клинических проявлений и диагностики психических и поведенческих расстройств детского и подросткового возраста при употреблении психоактивных веществ. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности психических расстройств и терапии у лиц пожилого возраста. Презентация клинического случая, дискуссия,решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Влияние беременности и менструального цикла на психическое состояние и поведение женщин. Психические и поведенческие расстройства в период беременности и родов. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности их протекания при психосоциальных воздействиях. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Психические расстройства в клинике внутренних болезней и тактика врача-терапевта при оказании первой помощи. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Тактика врача-терапевта в клинике внутренних болезней при наличии у пациентов психических и поведенческих расстройств.   Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Диагностика и тактика врача-терапевта при лечении пациентов с суицидальными и агрессивными тенденциями. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности ведения и тактика врача-терапевта при ведении больных с помрачением сознания. Особенности ведения пациентов с деменцией Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
Особенности и тактика ведения пациентов с расстройствами личности в терапевтической клинике. Особенности и тактика ведения пациентов с асоциальным расстройством личности в терапевтической клинике. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация 3,5
  Всего  

III. Задания для самостоятельной работы:

При подготовке в интернатуре предусмотрены два вида самостоятельной работы интерна:

· Самостоятельная работа интерна в учебное время (под руководством преподавателя)

· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна.

Самостоятельная работа интерна - внеаудиторная работа, выполняемая интерном самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями;

Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:

· изучение специальной медицинской литературы;

· подготовку рефератов и докладов;

· работу в библиотеке;

· работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинскими порталами сети Интернет

Внеаудиторная самостоятельная работа оценивается по результатам:

Индивидуального задания – создание сценария медицинской симуляции для ролевой игры

Тематический план самостоятельной работы интернов по специальности «Терапия»

Темы СРИ Форма проведения СРИ
Международная классификация болезней Х-пересмотра психических и поведенческих расстройств. Проективные методы диагностики психических и поведенческих расстройств. Нейропсихологическое тестирование. - презентация - реферат
Самозаполняемые опросники диагностические шкалы. Стандартизированное психиатрическое интервью и его отличии от клинического. - алгоритм психического статуса; - презентация - реферат
Психологические и социальные проблемы больных и их близких в связи с психическими и поведенческими расстройствами. Социальная реабилитация больных с психическими и поведенческими расстройствами - реферат; - презентация.
Психоаналитически ориентированная психотерапия. Краткосрочная психотерапия. Когнитивно–поведенческая психотерапия. Супружеская и семейная терапия. Групповая психотерапия. Тренинг релаксации. - реферат; - презентация.
Категории сексуальных расстройств, их типы, клиническая характеристика.   - реферат; - презентация.
  Расстройства пищевого поведения. Причины, физические и психические расстройства, основные методы лечения. - реферат; - презентация.
Медикаментозное лечение депрессии. Антипсихотические препараты. Стабилизаторы настроения (нормотимики). Противотревожные препараты (анксиолитики). - реферат; - презентация.
Седативные/гипнотические средства. Применение стимуляторов в психиатрической практике. Межлекарственное взаимодействие. - реферат; - презентация.
Физиология бодрствования и сна. Фазы сна, расстройства и методы лечения.Обследование больных с расстройствами сна, с хроническим болевым синдромом, с сексуальными дисфункциями, ожирением. - реферат; - презентация.
Принципы психофармакотерапии у детей и подростков. - реферат; - презентация.
Злокачественный нейролептический синдром. - реферат; - презентация.
Факторы риска суицидального поведения и ведения больных. Клиническая характеристика и ведение агрессивных больных. - реферат; - презентация.
Депрессия, резистентная к лечению. Медикаментозное ожирение. - реферат; - презентация.
Интерпретация данных проективных методов, нейропсихологического тестирования, самозаполняемых опросников. - реферат; - презентация.
Интерпретация данных методов инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, КТ, ГТ, ПЭТ, КЭАГМ) психических и поведенческих расстройств связанных с органическим поражением ЦНС. - реферат; - презентация.
Обследование психического статуса больных с сахарным диабетом, ВИЧ/СПИД, с онкологией, кардиоваскулярными заболеваниями. До- и послетестовое консультирование больных ВИЧ/СПИД - реферат; - презентация.
Обследование терапевтического характера больных с хроническими психическими и поведенческими расстройствами. - реферат; - презентация.

IV. Политика и процедуры дисциплины кафедры:

направлена на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:

- подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе изучения запросов и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, изучения динамично изменяющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;

-повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала университета посредством обучения, мотивации, рейтинговой оценки труда каждого работающего;

- непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса,

- внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям здравоохранения;

Общие требования кафедры, предъявляемые к интернам в процессе изучения данной дисциплины:

обязательное, регулярное посещение практических занятий

· к началу занятий каждый интерн должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь;

· интерн не должен опаздывать на лекции, практические занятия;

интерн должен принимать активное участие в учебном процессе: иметь конспекты лекций, практического занятия; знать теоретический материал; решать ситуационные задачи; тестовые задания; освоить и уметь применить объективные методы обследования больных при курации больного.

· обязательное выполнение каждым интерном СРИ (реферат, подготовка презентаций) .

· срок сдачи материалов СРИ и защита темы СРИ осуществляется в установленное время, согласно тематического плана;

· при наличии пропуска практического занятия (по уважительной причине)интерн с разрешения деканата допускается к занятию;

· конфликтные ситуации в академической группе разрешать с участием заведующего кафедрой или завуча кафедры.

Штрафные меры при невыполнении разделов работы:

1.При пропуске занятий без уважительной причины в течение 3 дней подается рапорт соответствующей кафедрой в деканат;

2.Все пропуски отмечаются в табеле рабочего времени интерна и соответственно эти пропуски не оплачиваются;

3.До 5 числа последующего месяца в деканат подается рапорт об успеваемости и посещаемости интернов,

4.За пропуски и не подготовленность к занятиям, выполнению СРИ выставляется в учебный журнал – 0 баллов;

5.При оценке рейтинга текущего контроля дисциплин, входящих в модуль, а также при оценке рейтинга текущего контроляпо дисциплинам, не входящим в модуль49 баллов и меньше, интерн не допускается к рубежному контролю;

6.Если средняя итоговая оценка рубежного контроля по завершенным модулям составит 49 баллов и меньше, интерн не допускается к итоговому контролю по профилирующей дисциплине.

7.Лица, не сдавшие экзамен по модулям, не допускаются к итоговой аттестации по специальности.

V. Литература основная и дополнительная:

Наши рекомендации