II. Темы занятий и объем учебных часов по дисциплине
СИЛЛАБУС
(Syllаbus)
ИНТЕРНАТУРЫ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ»
Специальность – Терапия 051301 «Общая медицина»
Название дисциплины «Психиатрия и наркология»
Объем учебных часов дисциплины – 180 часов
Практические занятия – 60 часов
СРИП – 60 часов
СРИ – 60 часов
Форма контроля:
Экзамен
Курс – 6 – 7 Семестр – 11 - 14
Алматы, 2014
I. Сведения о преподавателях:список, степени и должности, приоритетные научныеинтересы.
Таблица №7
№ | Ф.И.О. | Степень | Должность | Приоритетные научные интересы, достижения |
Джарбусынова Ботагоз Бинешовна | д.м.н. доцент | зав. кафедрой, профессор | Психосоматическое и соматопсихическое направление в психиатрии. Социальная психиатрия. | |
Беспалов Юрий Иванович | к.м.н., доцент | доцент | Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях. | |
Беспалова Людмила Юрьевна | к.м.н. | доцент | Психические расстройства при инфекционной патологии. | |
Джамантаева Мария Шокбаровна | к.м.н., доцент | ассистент | Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях | |
Жексембина Айтжан Есеновна | - | ассистент | Эпидемиология и реабилитация наркологических расстройств. | |
Ситаканова Айгуль Санзызбаевна | к.м.н. | ассистент | Детско-подростковая психиатрия и психотерапия. | |
Сулейменова Айгуль Агабековна | - | ассистент завуч кафедры | Психотерапевтический подход к пациентам | |
Бойко Виктория Славовна | - | ассистент | Современные направления психотерапии. Внедрение Балентовских групп | |
Ашимов Алик Ашимович | - | ассистент | Психические расстройства при наркологических заболеваниях. | |
Красникова Валентина Степановна | - | ассистент | Основные аспекты фармакотерапии при неврозах и психосоматических состояниях. |
I. Контактная информация:место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес.
Таблица № 8
Наименование кафедры | Адрес | база кафедры (аудитория) | Телефоны, электронный адрес |
Кафедра интернатуры и резидентуры психиатрии, психотерапии и наркологии. Зав. кафедрой д.м.н., профессор Джарбусынова Б.Б. Завуч кафедры, ассистент Сулейменова Айгуль Агабековна | ул. Амангельды, 88 (угол пр.Абая) | Республиканский научно-практический центр психиатрии психотерапии и наркологии МЗ РК (РНПЦ ППН) | 272-68-00 |
Электронный адрес: [email protected] |
II. Темы занятий и объем учебных часов по дисциплине
«Психиатрия и наркология» для интернатуры «Терапия»:
Таблица № 9
№ | Тема | Содержание практических занятий | Форма проведения | Часы |
Диагностические подходы | Приоритетные цели психиатрического и наркологического собеседования. Способы получения необходимой информации, например при суицидальных намерениях. Международные классификации психических и поведенческих расстройств. Экспериментальные и инструментальные методы диагностики. | семинар: устный опрос, решение ситуационных задач (кейс-стади), курация больных | 3,5 | |
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии. Диагностика. | Основные и дополнительные клинические признаки шизофрении, параноидных и шизоаффективных расстройств. Типы биполярных расстройств. Соматические состояния и биполярные расстройства. Критерии диагностики большого депрессивного эпизода. Дисморфофобические расстройства. Особенности лечебных подходов. | семинар (дискуссии, мозговой шторм, кейс-стади, работа в малых группах; обзор статьи, сообщение по теме занятия) | 3,5 | |
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии. Диагностика. | Основные признаки социальной фобии, генерализованно тревожного и обсессивно-компульсивного расстройства. Посттравматическое расстройство, причины, признаки, возрастные особенности. Соматически необъяснимые симптомы, причины, соматоформные расстройства, соматизированное и конверсиооное расстройство. Особенности лечебных подходов. | тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.) | 3,5 | |
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии. Диагностика. | Психические и поведенческие расстройства при употреблении психоактивных веществ. Острые и хронические психические расстройства вследствие употребления ПАВ. Абстинентный синдром. Основные психофармакопрепараты при данных расстройствах. Расстройства вследствие употребление психоактивных веществ, соматические проблемы, взаимодействие специалистов оказывающих помощь при данных расстройствах. Особенности лечебных подходов. | семинар (ролевая игра, решение ситуационной задачи /кейс-стади/, работа в малых группа, дискуссии, сообщение по теме занятия и т.д.) | ||
Социально-психологические проблемы пациентов и их семей. Особенности реабилитации Лечебные подходы | Ситуации когда необходимо направить к психиатру. Поддерживающая терапия и психосоциальные проблемы реабилитации, роль семьи при психических и поведенческих расстройствах. Роль клинициста, врача первичной медицинской помощи при данных расстройствах. Горе и скорбь. Взаимоотношения с депрессией. Неотложная помощь при реакции горя и скорби. | тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.) | 3,5 | |
Лечебные подходы | Психоаналитическая психотерапия. Психодинамическая психотерапия. Роль психоанализа в понимании человеческого развития. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Бихевиоральные методы, когнитивная триада, расстройства при которых используется данный метод. Отличия краткосрочной психотерапии от долгосрочной. Показания к супружеской и семейной терапии. Групповая психотерапия, преимущества и недостатки. Медитация и другие тренинги релаксации, и их эффективность. | 3,5 | ||
Лечебные подходы | Особенности психотерапии зависимостей, функционирование общественных организаций «анонимных алкоголиков» и др. Медикаментозное лечение депрессии, распространенные антидепрессанты, эффективность. Антипсихотические препараты и их показания. Нормотимики и особенности их использования. Противотревожные и седативные препараты, особенности назначения. Межлекарственные взаимодействия. Неотложная помощь при злокачественном нейролептическом синдроме. | экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного | 3,5 | |
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии детского и подросткового возраста. Диагностика и лечение. | Симптомы аутизма в детском и подростковом возрасте. Нарушение социального функционирования и странности в поведении. Синдром Аспергера, Ретта. Тесты диагностические. Причины. Основные методы лечения. Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ). | тематический/ клинический разбор больного | 3,5 | |
Основные клинические расстройства в психиатрии и наркологии детского и подросткового возраста. Диагностика и лечение. | Расстройства поведения, распространенность, причины, дифференциальный диагноз и эффективные методы терапии. Обсессии и компульсии в детско-подростковом возрасте, частота, дифференциальный диагноз, типы и роль врачей других специальностей. Медикаментозное и немедикаментозное лечение. Энкопрез и энурез. Причины, распространенность, методы лечения. Частота, особенности злоупотребления психоактивными веществами в детском и подростковом возрасте (ПАВ). Стадии развития, выявления групп риска. Принципы психофармакотерапии у детей и подростков. | тематический/ клинический разбор больного | 3,5 | |
Основные проблемы психического здоровья лиц пожилого возраста. | Мировозренческий кризис у пожилых людей. Особенности сексуальной жизни в пожилом возрасте. Злоупотребление ПАВ в пожилом и старческом возрасте, особенности коррекции и терапии. Особенности психотерапии, психофармакотерапии лиц пожилого возраста. | семинар | 3,5 | |
Расстройства, связанные с беременностью и менструацией | Предменструальный синдром. Предменструальное дисфорическое состояние. Распространенность, факторы риска, этиология. Дифференциальный и диагноз и стратегия лечения. Расстройства пищевого поведения у беременных, распространенность и лечение. Влияние употребления ПАВ на течение беременности, здоровье ребенка и матери. Депрессия и беременность тревога и беременность. Психические расстройства в послеродовом периоде. Неотложная помощь при послеродовом психозе. Наиболее частые диагнозы, факторы, клиническая характеристика данных расстройств, биологические виды лечения, психосоциальные воздействия. | тематический/ клинический разбор больного | 3,5 | |
Консультативная психиатрия | Показания консультации врача психиатра и/или нарколога в стационаре. Необходимая информация о пациенте для консультанта психиатра и нарколога. Рекомендации психиатра и их выполнение. Депрессия при соматических заболеваниях. Психические расстройства в отделении первой помощи, распространенность, частота встречаемости расстройств, соматические состояния напоминающие психические расстройства. Ведение больных с хроническим болевым синдромом. Диагностика и лечение сексуальных дисфункций. Психиатрические аспекты ВИЧ/СПИД. Консультация психиатра кардиовасулярных больных. Консультация психиатра онкологических больных. Психологические аспекты лечения больных сахарным диабетом. | семинар | 3,5 | |
Лечение особых категорий больных | Суицид, факторы риска и ведения больных. Депрессия резистентная к лечению. Клиническая оценка и ведение агрессивных больных. Ожирение, медицинские и психологические последствия ожирения. Проблемы лечения и коррекции. | семинар | 3,5 | |
Делирий и родственные им состояния | Типичные поведенческие проявления соматических и неврологических расстройств. Спутанность, первичный и вторичный психоз, симптоматический психоз. Делирий, причины, клиника, соматические расстройства и лекарства как причина делирия. Аффективные расстройства и личностные расстройства сопровождающие соматические и неврологические заболевания. Неотложная помощь при психозах (делирии, психомоторном возбуждении, интоксикационных и инфекционных психозах). | тематический/ клинический разбор больного | 3,5 | |
Деменция и родственные им состояния | Деменция и ее причины. Корковые, подкорковые и смешанные деменции. Состояния ошибочно диагностируемые как деменция. Медикаментозное вмешательство. | семинар | 3,5 | |
Расстройства личности | Личностные черты и расстройства личности. Влияния возраста. Коморбидные психические расстройства. Типы психиатрических лечебных подходов для лечения данных категорий расстройств. | тематический/ клинический разбор | 3,5 | |
Специфические расстройства личности | Пограничные расстройства личности (ПРЛ). Реакции врачей на пациентов с ПРЛ и возможные проблемы во взаимоотношениях. Антисоциальное расстройство личности. Причины. Соматические расстройства у данной категории и особенности взаимодействия. | 3,5 | ||
Всего |
III.I Тематический план самостоятельной работы интернов с преподавателеми (СРИП).
№ | Наименование тем СРИП | Методы преподавания | Часы |
Исследование психического статуса, наркологического статуса (скрининговые методы, мини-исследование). Психосоциальный анамнез. Стандартизованное психиатрическое интервью. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности диагностики клинических признаков шизофрении, параноидных и шизоаффективных расстройств. Депрессии в общесоматической практике. | Презентация клинического случая, дискуссия, консультация, решение ситуационных задач (кейс-стади) консультация. | 3,5 | |
Диагностика психосоматических расстройств в общемедицинской практике. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Тактика врача терапевта при обследовании пациентов с психическими и поведенческими расстройствами. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | ||
Психосоциальные проблемы реабилитации, роль семьи при психических и поведенческих расстройствах. в клинике внутренних болезней. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Использование психотерапевтических методик в клинике внутренних болезней. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности психотерапии зависимостей и роль общественных организаций «анонимных алкоголиков» и др. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности клинических проявлений психических и поведенческих расстройств детского и подросткового возраста. Особенности диагностики психических и поведенческих расстройств детского и подросткового возраста. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности клинических проявлений и диагностики психических и поведенческих расстройств детского и подросткового возраста при употреблении психоактивных веществ. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности психических расстройств и терапии у лиц пожилого возраста. | Презентация клинического случая, дискуссия,решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Влияние беременности и менструального цикла на психическое состояние и поведение женщин. Психические и поведенческие расстройства в период беременности и родов. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности их протекания при психосоциальных воздействиях. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Психические расстройства в клинике внутренних болезней и тактика врача-терапевта при оказании первой помощи. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Тактика врача-терапевта в клинике внутренних болезней при наличии у пациентов психических и поведенческих расстройств. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Диагностика и тактика врача-терапевта при лечении пациентов с суицидальными и агрессивными тенденциями. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности ведения и тактика врача-терапевта при ведении больных с помрачением сознания. Особенности ведения пациентов с деменцией | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Особенности и тактика ведения пациентов с расстройствами личности в терапевтической клинике. Особенности и тактика ведения пациентов с асоциальным расстройством личности в терапевтической клинике. | Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади), консультация | 3,5 | |
Всего |
III. Задания для самостоятельной работы:
При подготовке в интернатуре предусмотрены два вида самостоятельной работы интерна:
· Самостоятельная работа интерна в учебное время (под руководством преподавателя)
· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна.
Самостоятельная работа интерна - внеаудиторная работа, выполняемая интерном самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями;
Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:
· изучение специальной медицинской литературы;
· подготовку рефератов и докладов;
· работу в библиотеке;
· работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинскими порталами сети Интернет
Внеаудиторная самостоятельная работа оценивается по результатам:
Индивидуального задания – создание сценария медицинской симуляции для ролевой игры
Тематический план самостоятельной работы интернов по специальности «Терапия»
№ | Темы СРИ | Форма проведения СРИ |
Международная классификация болезней Х-пересмотра психических и поведенческих расстройств. Проективные методы диагностики психических и поведенческих расстройств. Нейропсихологическое тестирование. | - презентация - реферат | |
Самозаполняемые опросники диагностические шкалы. Стандартизированное психиатрическое интервью и его отличии от клинического. | - алгоритм психического статуса; - презентация - реферат | |
Психологические и социальные проблемы больных и их близких в связи с психическими и поведенческими расстройствами. Социальная реабилитация больных с психическими и поведенческими расстройствами | - реферат; - презентация. | |
Психоаналитически ориентированная психотерапия. Краткосрочная психотерапия. Когнитивно–поведенческая психотерапия. Супружеская и семейная терапия. Групповая психотерапия. Тренинг релаксации. | - реферат; - презентация. | |
Категории сексуальных расстройств, их типы, клиническая характеристика. | - реферат; - презентация. | |
Расстройства пищевого поведения. Причины, физические и психические расстройства, основные методы лечения. | - реферат; - презентация. | |
Медикаментозное лечение депрессии. Антипсихотические препараты. Стабилизаторы настроения (нормотимики). Противотревожные препараты (анксиолитики). | - реферат; - презентация. | |
Седативные/гипнотические средства. Применение стимуляторов в психиатрической практике. Межлекарственное взаимодействие. | - реферат; - презентация. | |
Физиология бодрствования и сна. Фазы сна, расстройства и методы лечения.Обследование больных с расстройствами сна, с хроническим болевым синдромом, с сексуальными дисфункциями, ожирением. | - реферат; - презентация. | |
Принципы психофармакотерапии у детей и подростков. | - реферат; - презентация. | |
Злокачественный нейролептический синдром. | - реферат; - презентация. | |
Факторы риска суицидального поведения и ведения больных. Клиническая характеристика и ведение агрессивных больных. | - реферат; - презентация. | |
Депрессия, резистентная к лечению. Медикаментозное ожирение. | - реферат; - презентация. | |
Интерпретация данных проективных методов, нейропсихологического тестирования, самозаполняемых опросников. | - реферат; - презентация. | |
Интерпретация данных методов инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, КТ, ГТ, ПЭТ, КЭАГМ) психических и поведенческих расстройств связанных с органическим поражением ЦНС. | - реферат; - презентация. | |
Обследование психического статуса больных с сахарным диабетом, ВИЧ/СПИД, с онкологией, кардиоваскулярными заболеваниями. До- и послетестовое консультирование больных ВИЧ/СПИД | - реферат; - презентация. | |
Обследование терапевтического характера больных с хроническими психическими и поведенческими расстройствами. | - реферат; - презентация. |
IV. Политика и процедуры дисциплины кафедры:
направлена на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:
- подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе изучения запросов и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, изучения динамично изменяющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;
-повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала университета посредством обучения, мотивации, рейтинговой оценки труда каждого работающего;
- непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса,
- внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям здравоохранения;
Общие требования кафедры, предъявляемые к интернам в процессе изучения данной дисциплины:
обязательное, регулярное посещение практических занятий
· к началу занятий каждый интерн должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь;
· интерн не должен опаздывать на лекции, практические занятия;
интерн должен принимать активное участие в учебном процессе: иметь конспекты лекций, практического занятия; знать теоретический материал; решать ситуационные задачи; тестовые задания; освоить и уметь применить объективные методы обследования больных при курации больного.
· обязательное выполнение каждым интерном СРИ (реферат, подготовка презентаций) .
· срок сдачи материалов СРИ и защита темы СРИ осуществляется в установленное время, согласно тематического плана;
· при наличии пропуска практического занятия (по уважительной причине)интерн с разрешения деканата допускается к занятию;
· конфликтные ситуации в академической группе разрешать с участием заведующего кафедрой или завуча кафедры.
Штрафные меры при невыполнении разделов работы:
1.При пропуске занятий без уважительной причины в течение 3 дней подается рапорт соответствующей кафедрой в деканат;
2.Все пропуски отмечаются в табеле рабочего времени интерна и соответственно эти пропуски не оплачиваются;
3.До 5 числа последующего месяца в деканат подается рапорт об успеваемости и посещаемости интернов,
4.За пропуски и не подготовленность к занятиям, выполнению СРИ выставляется в учебный журнал – 0 баллов;
5.При оценке рейтинга текущего контроля дисциплин, входящих в модуль, а также при оценке рейтинга текущего контроляпо дисциплинам, не входящим в модуль49 баллов и меньше, интерн не допускается к рубежному контролю;
6.Если средняя итоговая оценка рубежного контроля по завершенным модулям составит 49 баллов и меньше, интерн не допускается к итоговому контролю по профилирующей дисциплине.
7.Лица, не сдавшие экзамен по модулям, не допускаются к итоговой аттестации по специальности.
V. Литература основная и дополнительная: