Основные видимые признаки дегенера­ции

1. Нервный тик или судороги лица. Обычно это кон­центрируется вокруг рта. Дёргается рот, губы, нос, шея. По­дергиваются веки глаз. Это повторяется каждые несколько минут. Некоторые это пытаются скрыть потягиванием, раз­минкой шеи и т. п.

2. Косоглазие и прочие деформации глаз. Недаром го­ворится, что глаза - зеркало души. В эту категорию людей с «дурным глазом» следует отнести не только косых, но также: горбунов, карликов, необычайно уродливых людей. Сюда же следует относить разноцветие глаз, вплоть до астигматизма.

В средневековье, к примеру, органы инквизиции толь­ко по одному из вышеперечисленных признаков сжигали на кострах. А русский царь Петр Великий издал указ, запре­щающий рыжим, косым, горбатым давать свидетельские по­казания в судах. Эти исторические аксиомы необходимо при­менять в повседневной практике органов НКВД.

3. Всякие дефекты речи. Шепелявость, картавость, заикание. Все это тесно связано с нервными, наследственны­ми психическими болезнями.

4. Хронические мигрени. Сильные головные боли вплоть до тошноты и рвоты. Как правило, это заболевание наследственное. Если им страдает кто-то из близких родст­венников, то наверняка это передалось по наследству канди­дату, поступающему на службу. Не следует мигрени путать с обычными головными болями, которые бывают у каждого человека. Речь идет о таких болях, которые погружают чело­века в коматозное состояние, из которого он долгое время не может выйти, даже после вмешательства врачей. Следует выяснять, страдает ли такими болями кто-либо из числа близких родственников кандидата.

5. Лошадиные зубы. Это торчащие вперед, как у лоша­ди, зубы. Это можно отнести в категорию уродств, связанных с «дурным глазом». Иные признаки, указывающие на уродст­во лица: непропорциональность размеров головы по отноше­нию к туловищу, необычайно большая голова, выступающий лоб и т. п. Любые видимые диспропорции тела, которые мо­гут показаться отвратительными.

6. Родимые пятна. При медицинском обследовании следует выявлять большие родимые пятна черного или крас­новатого, темно-желтого, бурого цвета, и, возможно, других оттенков, которые в средние века официально назывались пе­чатью дьявола или меткой ведьмы. Не стоит это путать с обычными маленькими родимыми пятнами, которые есть у каждого человека. Печать дьявола обычно размером больше вишни, со сливу и вплоть до размеров тарелки или самовара. Бывают такие же пятна размером с чернослив, покрытые пу­хом. Конечно, не все вырожденцы имеют эти признаки, но, как правило, те, кто их имеет, - обычные вырожденцы.

7. Особое внимание обращать на национальное проис­хождение кандидата. Очень опасными в социальном плане по своей психогенетической сущности являются люди, произо­шедшие в результате смешанных браков. Для кадрового от­бора в НКВД важно отсекать, в основном, лиц, у которых присутствует еврейская кровь. Вплоть до пятого колена необ­ходимо интересоваться национальной принадлежностью близких родственников. Были ли в роду евреи. Все остальные межрасовые браки следует считать позитивными.

8. Самоубийцы. Важно знать, были ли среди близких родственников те, которые покончили жизнь самоубийством, независимо от обстоятельств, сложившихся при жизни по­койного. Исследования показывают, что склонность к само­убийству - это наследственное заболевание, передающееся из поколения в поколение. Не обязательно должно быть так, что каждый в наследственной цепи должен покончить жизнь са­моубийством. Но если это произошло однажды, то обязатель­но повторится, даже если пройдет несколько поколений.

При медицинском осмотре и проведении психофизио­логического обследования следует выявлять признаки выро­ждения и дегенерации путем их рассмотрения по системам тела и органам, согласно сравнительной анатомии:

I. План строения и формы тела. В случаях вырождения иногда нарушается план тела, его вес. При мужском половом типе все тело может соответствовать женскому организму, также и наоборот (феминизм и маскулизм), смешение полов (гермафродитизм). Могут быть нарушены размеры тела и со­отношение частей, симметрия двух половин. Это выражается в нарушении величины и пропорции частей. Например, шес­тилапистость, разные пальцы по величине на руках. Иногда бывает, что кожа одной половины тела содержит большее ко­личество бородавок, или пигментирована интенсивнее, или окрашена иным пигментом, чем другая; или радужная обо­лочка глаз содержит различные пигменты, т. е. глаз правый не будет похож на левый и т. п. Или, наконец, не закончено объ­единение двух половин тела и такая приостановка в его раз­витии может дать формы, известные под названием ВОЛЧЬ­ЕЙ ПАСТИ, ЗАЯЧЬЕЙ ГУБЫ. Неправильное расположение частей может выразиться в извращении положения внутрен­них органов. Например, печень, лежащая нормальной справа, находится слева, а сердце, расположенное слева, находится справа. Сюда следует относить малый рост как следствие проявления общего недоразвития (инфантилизм).

II. Члены и части тела. Образование хвостового при­датка, лишних конечностей или лишних пальцев на ногах и руках (полидактилия). Многопалость - аномалия в строении суставов и костей, является исключительно наследственным заболеванием. Множественные пальцы могут быть сращены, удвоены ребра, позвонки. Недостаток костей запястья, паль­цев рук, ног, а также всего скелета того же члена или части тела.

III. Общие покровы:

а) Ненормальная пигментация кожи. Различные пиг­менты, пигментность или образование резко пигментирован­ных участков (различная пигментация кожи плеч, верхней части спины или кожи живота, бедер и т. п.), или, как у жи­вотных, пестрая пегая окраска кожи.

б) Ненормальная волосатость тела и лица. Сросшиеся брови, имение волос на лице у женщины.

в) Значительное количество мелких родимых пятен на коже или небольшое число крупных.

г) Реверсивные признаки. Т.е. возвратные явления, указывающие на возвращение природных признаков, свойст­венных животным. Сросшиеся пальцы между собой, вроде плавательной перепонки ноги амфибии, ненормальное развитие кожных и молочных желез. Нахождение одной иди нескольких грудных желез у мужчин, увеличение числа молоч­ных желез и грудных сосков, вместо одной пары – несколько пар.

IV. ГОЛОВА – ненормально большие или малые раз­меры головы: неправильная форма головы по четырем видам:

1. plaqocephalia – косость головы;

2. oxycephalia – суживающаяся кверху голова, следст­вие раннего сращивания венечного и стреловидного швов;

3. clinocephalia – седлообразная голова;

4. scaphocephalia – ладьеобразная голова. К признакам вырождения и дегенерации следует относить отсутствие про­порциональности между головой и лицом, иначе говоря, раз­меры между мыслительными и жевательным аппаратами. Не­привычные крупные размеры лица или нижней челюсти, вы­ступление нижней челюсти вперед (прогнатизм). Такое же значение имеет форма носа. Резкое скошение носа, углубле­ние корня носа, открывающиеся не вниз, а наружу или вперед ноздри.

V. Орган зрения. В нем встречается следующая врож­денная аномалия (кроме врожденной слепоты): альбинизм, неправильное выступление центральной артериальной рети­ны, colomba iridis и choroideae, овальная форма зрачка с длин­ным диаметром, обращенным к корню носа (Legrian). В осо­бенности имеют значение неправильности в пигментации ра­дужной оболочки в виде резко окрашенных небольших скоп­лений пигмента вместо равномерного распределения по ра­дужной оболочке. Нередко цвет этого пигмента не соответст­вует общей окраске глаз, например, кучки желтого или бурого пигмента, вкрапленные в голубом или зеленом глазе. Нередко встречаются врожденные аномалии органов, движущих и за­щищающих глаз: врожденное косоглазие, присутствие зача­точного третьего века, прикрывающего глаз с обеих сторон от носа - реверсивный знак, соответствующий третьему веку жи­вотных (глаз амфибии). Всякого рода колебания в величине глазных яблок, в густоте и формы бровей, что составляет ча­ще антропологическую, чем невропатическую особенность. Но отношение промежутка между глазами к ширине разреза век имеет патологическое значение: расстояние между глаза­ми, превышающее длину разреза век, признано считать вы­рождением.

VI. Орган слуха. Чрезмерная малость ушей, рудимен­тарное или недоразвитое состояние ушей, резко выраженный Дарвинов бугорок, заострение или выступление верхней части уха – Сатиров бугорок. Морелевское ухо (упрощенное ухо без складок и завитков), резкое оттопыривание ушей от голо­вы до величины, близкой к прямому углу.

VII. Кишечный канал. Ротовое отверстие у дегенератов может быть или очень большим, или слишком малым. Малым следует считать отверстие рта, если оно равно глазной щели субъекта, или приближается к этим размерам. Зубы представ­ляют собой один из органов, наиболее подверженных дегене­ративным изменениям. В глубокой древности по зубам опре­деляли полноценность человека. Древние врачи Аристотель, Гален объясняют изменение зубов дегенерацией, самостоя­тельными физиологическими признаками вырождения. Зубы могут быть в неполном числе. Чаще всего отсутствуют два резца, вместо четырех. Или же при полном числе резцов - два имеют нормальную величину, а других два (чаще наружные) являются узкими, недоразвитыми, отделенными значитель­ными промежутками от смежных зубов, что свидетельствует о недоразвитости зубов при нормально развитой челюсти. Встречается также недоразвитая челюсть, в которой зубы с трудом помещаются и выходят из естественных границ одной кривой полости, отступают частью назад, частью вперед и зу­бы или в неполном числе или неправильно стоят. Значитель­ное отклонение от нормы замечается в верхнем нёбе. Оно может быть узким, углубленным, сводообразным вместо того, чтобы быть плоским, как потолок.

VIII. Мочеполовой аппарат. У дегенератов встречается: epispadiasis, hipospadiasis, ненормально малая величина поло­вого органа, недоразвитие яичек (anorchia), наличие только одного яичка (monorchia), гермафродитизм в качестве изоли­рованного симптома без других ненормальных знаков пола. У женщин: малость молочных желез, недоразвитие, заращение маточного рукава, малость, недоразвитие матки, двурогая матка (реверсивный знак).

Система кровообращения и внутренние органы (сердце, легкие, печень и пр.). У дегенератов часто встречает­ся, что сердце, кровеносная система, а также другие важные органы подвержены аномальным увеличенным размерам. Это обстоятельство является существенным моментом, предопре­деляющим заболевания тех или иных органов. Например, при слишком малых почках или недоразвитости легких обремени­тельная викарная работа приходится на кожу и кишечный ка­нал; то же самое происходит при малости артериальных ство­лов. Относительная малость сердца, узость артериальной системы, крупные размеры легких при малой печена и коротких тонких кишках дают одну комбинацию, а крупное сердце, просторная артериальная система, большая печень и значи­тельная длина толстых кишок при малоразвитых легких дают противоположную комбинацию. Это влечет за собой болез­ненные процессы, которые протекают губительно и по-раз­ному в каждой комбинации (Benecke).

X. Аномалии телосложения. Следует иметь в виду не­редкую у дегенератов тучность. Нередка известная степень общей и местной отечности, аналогичной или же тождествен­ной со слизистым отеком при кровоточивости, связанной с анатомическими особенностями строения сосудов. Тонкая атрофическая кожа.

При обсуждении анатомических особенностей, при решении вопроса, что является патологическим и может быть отнесено к признакам вырождения и дегенерации, а что явля­ется простым вариантом антропологической особенности, можно руководствоваться следующими признаками, если они имеются налицо. Эти примеры состоят в статистическом под­счете частоты исследуемых признаков. Например, оттопы­ренные уши среди здорового населения составляют 15,5%, а в психиатрических лечебницах — 45-50%. Это обстоятельство показывает, что носители оттопыренных ушей имеют больше шансов заболеть психозом, нежели субъекты, свободные от этого признака. Следовательно, этот признак является показа­телем скрытого невропатического предрасположения.

Вторым распознавательным критерием является ре­версивность разбираемого признака, т. е. принадлежность его к явлениям, уже давно пережитым филогенетически, напри­мер, множественность грудных желез у человека, общая во­лосатость и т. п. признаки, более свойственны животным, не­жели человеку. Таким образом, следует обращать присталь­ное внимание на людей, чье тело как на спине, так и на груди имеет обильный волосяной покров; если эти кандидаты при­надлежат к белой расе, тогда налицо признаки вырождения и дегенерации. По-другому стоит относиться к людям, чьи на­циональные корни исходят с Кавказа и Азии. Тогда наличие волосяного покрова на теле служит защитной функцией, свойственной месту рождения.

Третьим руководящим критерием в оценке признаков вырождения и дегенерации служит множественность знаков вырождения и разбросанность их по разным системам тела: аномалии зубов, радужность оболочки, кожи, половых органов (имеются в виду только необычайно малые размеры по­ловых органов у мужчин - 2-3,5 см по длине полового члена и недоразвитость половых органов у женщин, в т. ч. отсутствие и малоразвитые груди) и прочее.

Четвертым признаком является несомненная незакон­ченность известного анатомического органа или части его, например, волчья пасть, заячья губа, задержание яичек в брюшной полости и т. п.

Пятым критерием служит параллелизм анатомических знаков с физиологическими и психическими.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВЫРОЖДЕНИЯ И ДЕГЕНЕРАЦИИ

1. Функциональная дисимметрия двух половин тела. Сюда можно отнести часто наблюдающуюся у дегенератов одностороннюю потливость - явление, состоящее в том, что потение, наступающее под влиянием душевных волнений, умственной работы или иногда под влиянием физического напряжения, происходит в гораздо большей степени на одной стороне тела или лица, чем на другой. При этом одна сторона является ненормально чувствительной в этом отношении и в пределах такого различия точно совпадает с серединной ли­нией любой части тела (лица, носа, лба и т. д.). Подобная од­носторонность замечается и в трофических функциях, напри­мер, поседение или пигментация точно совпадают с предела­ми разных половин тел или различных сегментов туловища.

2.Наклонность к мозговым гиперемиям и зависящему от этою возбуждения мозговой (особенно психической) дея­тельности. В основе этого болезненного явления лежит не­нормальная возбудимость вазомоторных аппаратов в центре или периферии. Такая физиологическая особенность замеча­ется у детей и потомков многих душевно больных или деге­неративных субъектов. Это резко выражено в ближайшем по­колении пьяниц (алкоголиков) и служит выражением наслед­ственного изменения того самого аппарата, который является наиболее чутким к токсическому действию этилового спирта. Как показывает фармакология, алкоголь и эфир, принятые внутрь или поступившие в организм путем вдыхания дегене­ратами, ослабляет их организм, а хлороформ, прежде всего, поражает (парализует) вазомоторы, а затем уже действует ядовито на другие центры. Таким образом, следует предпо­ложить, что употребление алкоголя нормальными людьми, не подверженным вырождению и дегенерации, в том числе в больших количествах, свойственно усвояемости алкоголя и ею переработки внутренними органами без последующих аномальных явлений в поведении здорового субъекта (утрата памяти, хулиганство, дебош, пьяное домогательство и т. п. -все, что считается отвратительным и омерзительным у трезвых людей). Дегенераты и вырожденцы после употребления дозы спиртного, во-первых, не могут остановиться, а, во-вторых, напиваясь до скотского состояния, впадают в поведение аг­рессии, хулиганят, не отдают отчет своим действиям, теряют контроль над собой. По отрезвлении они, как правило, со­жалеют о происшедшем и не помнят последовательности со­бытий и своих действий. Поэтому при прохождении обследо­вания целесообразно спрашивать о том, в каких количествах субъект может употребить спиртное и что происходит при передозировке. Наследственное действие алкоголя выражает­ся в том, что вазомоторная система у потомков алкоголиков является болезненно возбудимой ко всякого рода воздействи­ям, будто паралич сосудов, приобретенный алкоголиком, пе­редался сполна к потомкам в качестве прирожденного физио­логического недостатка. Таким образом, на этом примере ал­когольной наследственности следует генетическая связь яв­лений. Прослеживается ход болезненной передачи и вызы­ваемого ею функционального вырождения. Поэтому задачей медицинскою обследования при прохождении комиссии яв­ляется ВЫЯВЛЕНИЕ у кандидатов близких родственников, страдающих хроническим алкоголизмом. Призыв на службу таких кандидатов, естественно, является недопустимым.

Следует иметь в виду, что вазомоторная возбудимость, приобретенная тем или иным путем, органически меняет ха­рактер человека, делая его раздражительным и склонным к душевным волнениям, в физиологическом отношении эта причина легко вызывает гиперемию мозга и бред при всяких инфекционных заболеваниях - обстоятельство, давно извест­ное медицине.

3. Неспособность управлять некоторыми, хорошо под­чиненными воле, сложными рефлекторными актами. Напри­мер, ночное недержание мочи, которое согласно неопублико­ванным исследованиям, может быть отнесено к физиологиче­ским признакам вырождения и дегенерации. Оно встречается гораздо чаще у тех людей, у которых наблюдаются и другие бесспорные признаки дегенерации. Ночное недержание должно рассматриваться как следствие особой чувствительности слизистой оболочки мочевого пузыря (повышенная рефлекторная возбудимость) или как выражение слабости тормозящего влияния со стороны черепно-мозговых центров. Подобная чувствительность пузыря замечается иногда при душевных волнениях (например, при ожидании) и представ­ляет собой, по всей вероятности, кортикальное явление дина­могенического или, наоборот, тормозящего характера. К этому разряду явлений относится наблюдаемое явление тош­ноты и рвоты от ожидания. Сюда же следует отнести неудер­жимое покраснение и боязнь покраснения.

4. Идиосинкразия. Представляет собой физиологиче­скую особенность, в силу которой некоторые субъекты со­вершенно исключительно или свойственным им образом вос­принимают действие агентов, способных возбудить их орга­ны, нервные центры. В силу такой способности подобные субъекты то оказываются нечувствительными к некоторым средствам, то, наоборот, отличаются чрезмерной чувстви­тельностью к малейшим возбуждениям известного рода (к пищевым средствам, лекарствам и т. д.). Описываемая физио­логическая особенность основана на наибольшей, превыша­ющей всякие нормы возбудимости какого-либо нервного цен­тра или какой-либо функции. Приведенный выше пример возбудимости общего сосудодвигательного центра у потом­ков пьяниц представляет собой частный случай идиосинкра­зии, ограничивающийся одним нервным аппаратом. Опыт по­казывает, что идиосинкразии многочисленны, относятся ко многим органам и нервным центрам и могут быть вызваны многими внешними агентами (лекарствами и другими влия­ниями, например, ездой на санях, видом снега и т. п.).

Болезни речи. Некоторые болезни речи несут на себе характерный отпечаток признаков дегенерации. Сюда следует отнести такие болезненные недостатки речи как заикание, шепелявость, картавость. Не следует относить к дегенератив­ным признаком картавость, если это не врожденный, а приоб­ретенный признак. Например, маленького ребенка напугали чем-то (злые собаки, волки и т. п.), и он стал заикаться;. А до этого он разговаривал нормально. Болезненный характер этих явлений вытекает из того факта, что эти недостатки (за ис­ключением заикания) очень трудно поддаются излечению. Они часто неустранимы и это тем поразительнее, что некото­рые из трудных душ субъекта членораздельных звуков дос­тупны для него в одних комбинациях звуков и совершенно недоступно в других. Недостатки произношения - одна из самых характерных черт дегенеративных болезней, подобно идиотизму; так что природа и значение недостатков речи этим и выясняется.

6. Наконец, к физиологическим (функциональным) признакам дегенерации можно отнести некоторые общие биологические особенности, отличающие дегенеративные се­мьи и роды от здоровых:

а) больше бесплодных браков, чем здоровых, в про­порции 1:7;

б) большая рождаемость и многочисленность ближай­шего потомства;

в) большая смертность детей;

г) жизнеспособность понижается с каждым поколени­ем;

д) число преступников, выходящих из их среды, боль­ше, чем из среды здоровых семейств.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВЫРОЖДЕНИЯ И ДЕ­ГЕНЕРАЦИИ

1. Душевные качества: в гермафродитизме, феминиз­ме, маскулизме, инфантилизме и сенилизме. Гермафродитизм – это соединение в одном индивидууме двух различных полов или только некоторых их свойств. Феминизм - это остановка развития мужчины в юношеском возрасте, что придает ду­ховному складу некоторые свойства женственности. В феми­низме наблюдаются и более глубокие перемены, зависящие от присутствия в организме мужчины некоторых третьих при­датков (женских грудей, широкого таза, утолщенных голеней и прочее) и многих душевных свойств женщины. Инфанти­лизм – эта приостановка у юноши или девушки физического развития во всех отношениях, а главным образом в отноше­нии половых особенностей (матки, яичников, грудей – у жен­щины, и наружных половых органов и яичек – у мужчин), за­медление роста волос на половых частях. Сенилизм – прежде­временное (раннее) умственное и физическое остаревание с последовательной остановкой, появлением старческой, мор­щинистой кожи и свойств старческой души.

Во всех перечисленных состояниях душевные качества идут большей частью рука об руку с физическими. Для пояс­нения мы ограничимся несколькими примерами. Некоторые девушки-маскулянтки становились в ряды мужчин, поступали в армию, жили и спасались в мужских монастырях. Они не только не обнаруживали своего истинного пола, но и в ду­шевном отношении проявили типичные свойства мужчины. В свою очередь, - черты женского характера у мужчин-феминистов также не редки. Таким мужчинам нравятся свет­лые костюмы, женские занятия (рукоделие) и в них преуспе­вают. В детстве феминисты любили одеваться в женское пла­тье, применять краски, свойственные женскому туалету. От этих свойств, замеченных у феминистов, необходимо отли­чить те явления, наблюдаемые у слабовольных молодых лю­дей, когда они инстинктивно стремятся понравиться женщи­нам и обнаруживают рабскую подражательность. В свою оче­редь, от маскулизма следует отделить проявления тех моло­дых особ женского пола, когда эти особы из побуждений под-ражаемости облачаются своей душой в типичные наряды мужского характера. В том и другом случае распознавание основывается на существовании или отсутствии физических признаков описываемого состояния и на непродолжи­тельности и временном характере этих явлений, свойствен­ных подражательным формам. Поэтому стоит пристально и серьезно относиться к женоподобным мужчинам так же, как и к мужеподобным женщинам.

2. Мимика и физиогномика как признаки дегенерации и вырождения. Многочисленные научные свидетельства в глубокой древности – со времен Аристотеля и Адамантия – установили с несомненностью факт, что мимика и физиогно­мика могут явиться частями или частными проявлениями сложных симптомов вырождения. Аристотель не боялся рис­ка, решаясь определить дурной характер и дурные нравствен­ные черты у своих современников на основании мимики. Они указывали при этом на такие черты, которые являлись посто­янными, а не временными симптомами. Многочисленные ав­торы средних веков и нового времени указывают рядом с фи­зическими признаками вырождении (родимые пятна, боро­давки, пигментные наросты и прочее) неправильность мими­ки – о чем уже было упомянуто выше. Сам факт не оставляет в себе сомнений в дегенерации.

3. Половые аномалии. Принадлежат к самым харак­терным знакам вырождения. Они представляются то в форме неврастеничных ощущений, то в виде бесчисленных анома­лий, сведения о которых собраны в рамках судебной медици­ны и судебной психологии. Крайним выражением является некрофилия. Относительная часть этих психических анома­лий у дегенератов подтверждает их патологическую природу.

Наиболее частыми и известными с отдаленных времен анома­лиями являются, эротомания или старизм у мужчин, нимфо­мания у женщин, а также извращения, известные под именем педерастии (в основном в пассивной форме), содомии, некро­филии (физическая любовь к трупам), зоофилии (половое влечение к животным) и прочее.

4. Obsessiones или фобии, то есть навязчивые и насиль­ственные душевные состояния (мысли и чувства, волевые ак­ты), относятся к числу наиболее бесспорных патогномических знаков вырождения. Состояния эти в настоящее время имеют богатую литературу и хорошо изучены. Примером на­вязчивых мыслей может служить мысль о том, что проглоче­на известная вещь (булавка, насекомое и т. п.), хотя в то же время субъект ясно осознает, что этого вовсе не, было. Такие же мысли о возможной заразе, о прикосновении к чему-либо нечистому, требующему мытья рук, или мысль о том, что в приготовленном к отправке запечатанном конверте содержит­ся неприличное выражение. Возникают гадкие от­вратительные мысли при взгляде на покойника, портреты и т. п. К навязчивым чувствам относится боязнь покраснеть в обществе других. Непобедимое чувство стыда, конфузливо­сти и виновности в присутствии других. Примером насильст­венных и навязчивых действий может служить постоянное мытье рук при мысли о заразе. Такая же проверка письма в отношении употребленных, будто бы, неприличных выраже­ний. Или переход с правой стороны улицы на левую по при­мете, что путь по правой стороне угрожает отцу, по левой – матери.

5. Демонические черты. Олицетворенное зло. Больше присуще в творчестве поэтов. Признаки проявляются с ранне­го возраста по нарастающей, где процесс вырождения стано­вится вполне очевидным:

а) в отношении ума. Умственные силы обычно состав­ляют единственную сильную сторону духовного наследия че­ловека, посредством которого субъект разрешает для себя все жизненные вопросы и даже такие, которые малодоступны ум­ственному анализу, и, обыкновенно, разрешаются у нормаль­ных людей при участии чувства как более тонкого орудия -нравственности, долга, совести и т. п. Основными чертами ума демонических натур являются: многоречивость, наклон­ность к спору, к софизмам и диалектике, сухая логика и умст­венный формализм, пытающийся стать выше чувств, совести и намеков нравственного такта. Далее – стремление вытеснить логику фактов, заменить ее логикой умственных настроений;

б) в отношении чувств – на первом плане стоит всегда сильно развитое чувство гнева и органическая стихийная гневность, которая часто достигает размеров страсти и поэто­му с трудом поддается обузданию. Чувство гнева, таким обра­зом, становится неустранимой, постоянно тлеющей чертой характера, которая придает роковую печать всего душевного состояния. Очень легко переходит в злобу, злопамятство, мстительность. Многие высшие чувства – доброта, любовь, ласковость, надежда на лучшее будущее, вера в людей и доб­ро – развиты не полностью и никогда не достигают высоты идеальности. От этого субъекты пессимистичны, недовер­чивы, сухи. Существует наклонность к постепенному усилию в себе личного начала, личных интересов, борьбы и враждеб­ности, для которой агрессивное чувство гнева и гневности яв­ляется готовым исполнительным орудием. Такой нравствен­ный дальтонизм ведет дегенератов к роковым последствиям. Он усиливает в них личные чувства, гордость, самомнение, что ведет к личной переоценке, неуважению и презрению к людям. Гордость у дегенератов является такой же глубокой чертой характера, как и гнев. Она воспитывает в субъекте до­веденное до крайности – noli me tangere. При таких бо­лезненных чертах характера объединение с людьми в семье и обществе является делом не легким: всякое возражение деге­нерату представляется нападением на него, а всякое несогла­сие – обидой и оскорблением. Для дегенератов непонято иде­альное, общественное, а понятно личное. Тем самым дегене­раты лишены общественного стыда и причин этих важных и нравственных корректив жизни. В своих действиях они руко­водствуются личной совестью, которая легко затмевается страстями, в особенности гневом. Благодаря указанным ос­новным чертам характера, дальнейшая жизнь, начиная с юно­го возрасти, направляется но такому нравственному руслу, ко­торое приводит не к усовершенствованию, а к упадку и деге­нерации. Дегенераты более или менее отделяются от людей и, попадая в нравственное одиночество, продолжают чуждаться людей и пребывают в холодном ими же самими созданном заточении. Такие условия жизни приводят к мрачности и со­мнениям. Сомнение есть результат возникающего с течением времени убеждения в неразрешимости многих вопросов жиз­ни и нравственного душевного состояния – главнейшего ору­жия, которым одарен дегенерат от природы рождения, то есть ума;

г) по отношению к воле. Внутренняя дисгармония в соединении со слабым развитием нравственной жизни делает для дегенерата невозможным как индивидуальное усовер­шенствование, так и достижение высших целей жизни. Отто­го нравственная жизнь дегенерата с течением времени дви­жется не вперед, как бы следовало, а назад. Это естественным образом приводит к разочарованию, к утрате радости в жиз­ни, к моральному одряхлению, и такая нравственная мета­морфоза происходит тем в больших размерах, чем слабее раз­виты эти чувства. Распадается весь план жизни. Жизнь пре­вращается в нравственную случайность. К такому положению дегенерат приходит неминуемо, что влечет за собой по­следствия самоубийства, свойственного дегенератам вообще.

Следует обращать внимание на сокращение верхней орбитальной мышцы (мышцы мысли и ума) в соединении с резким сокращением пирамидальной мышцы носа (злоба, злость, враждебность) и более или менее заметным сокраще­нием большой скуловой мышцы (радость). Единовременное сокращение двух последних мышц выражает собой злорадст­во. Таким образом, холодный ум, злоба, злорадство, бессер­дечность и одинаково присущи демонической натуре дегенера­ции.

В заключение следует обращать внимание на то, что процесс вырождения и дегенерации с его этапами, проявле­ниями, направлениями и исходом может быть весьма нередко прослежен не только психологически и физиологически, но и анатомически: физическое сходство предшествующих и по­следующих поколений, передача каких-либо отменных фи­зиологических особенностей (привычек, идиосинкразии, странностей и пр.) указывают, в каких нисходящих от дегене­ратов ветвях и поколениях процесс сказался, и какие, наобо­рот, избежали его действия. В этом широком вопросе, как и во всякой научной задаче, касающейся человека, необходимо руководствоваться всею сложностью физиологических, фи­зических и психических данных.

1 По давней традиции в числе адресатов, перечисляемых по алфавиту, те, на чьи письма отвечаю. Копия идёт тем, чьих писем-реплик не дождался, но диа(поли)лог с которыми желателен.

2 Малоупотребимый термин, имеющий хождение среди исследователей логики и психологии коммуникации.

3 К твоему, Рудольф, письму есть приписка про фазенду до осени. А адрес этого курорта? У нас было в таких случаях принято сообщать: до такого-то пишите по адресу…, с такого-то по иному… Часто это желательно, иногда – важно.

4 О понятии «движение» (социальное) применительно к ТД как-нибудь напишу специально, поскольку это вопрос далеко не академический, а в печати всех течений затрагивается постоянно и не всегда с достаточной – и достойной! – корректностью.

5 Здесь следовало бы сказать не «фактическому», а «фактуальному», что в научных текстах я и предпочитаю. Дело в том, что слова «фактически», «фактический» имеют в обиходе широко распространённой значение: на самом деле, всамделишный. Термин же «фактуальный» означает просто наличие данного факта, присутствие. Фактуальное содержание – объём привлечённых «единиц» действительности. Данное пояснение – на случай, что в моих текстах могут встретиться и то и другое слово.

6 Вот случай, когда целесообразность употребления термина «культуральный» вполне наглядна. Нельзя же сказать «культурный сатанизм» – язык протестует, поскольку в нашей лексической традиции культурный – положительное качество. Культуральный же (англ.: cultural – просто принадлежащий к сфере культуры, а она есть и у каннибалов, и у маргиналов любого вида, хотя такого рода культуру так и подмывает называть… некультурной, что, кстати, и зафиксировано – даже в переводе названия одной из англоязычных книг.

7 Строго говоря, отношения истинности/неистинности (ложности) – альтернативны, или, как говорят философы и логики, дихотомичны. Это – не это и третьего не дано. В логике – закон исключённого третьего. Абсолютистски, максималистски его можно применять только к тем предметам (классам предметов), относительно которых мы имеем «полное» знание.

* Некоторые факторы, влияющие на геном человека и приводящие к физиологическим, психическим и нравственным отклонениям называет собеседник интервьюера «МК» в № газеты за 7 июня, в день, когда я заканчиваю это письмо. По-моему, в Абакане эта газета распространяется.

8 Я давно уже пришёл к пониманию, что целесообразно иметь особый термин для обозначения любви к Родине в отличие от термина «патриотизм», который явно обозначает различные национальные мировоззрения, часто несовместимые, из-за чего яростно полемизируют между собой патриоты разных толков – а все патриоты. Термин «патриофилия» мной не придуман (где-то в моём архиве есть его автор), но ареал его распространения крайне узок.

9 Все в этом списке мечены ярлыком «дегенераты», хотя поименованы люди, составляющие славу человечества. После этого, после подобного у меня, как правило, возникает чувство гневного протеста и стоит больших усилий удержать себя в рамках. Неужели Вы не чувствуете, что такое Ваше обличительство на самом деле проявление мизантропии или фактического угождения мизантропам. Обратите внимание на слово «фактического» - мне ясно, что субъективно, по идейной, нравственной основе Вы, конечно, не угодник. (Каюсь, не знал о прискорбном грехопадении Познера, но как тактично и вместе с тем беспощадно расправился с ним Красовский! Благодарю Вас, кстати, за ксерокопию его статьи – с её высокой оценкой я полностью согласен.)

10 Как совместить пороки и… святость? Правильнее было бы доказать теоретически, но на то нет времени и места. Поэтому ограничусь – не в порядке доказательства (оно требует именно теории), а для постановки проблемы и в качестве средства заставить Вас задуматься и отказаться от плоского максимализма. В этом примере задействованы три знаковые для ТД фигуры: Анатолий Фёдорович Кони, чьё мнение-свидетельство о запрете-14 для нас наиболее авторитетно; Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой.

Кони однажды ночевал у Толстого, в комнатке рядом со спальней Толстого. Они беседовали. И Анатолий Фёдорович изложил (или даже зачитал) рассуждение Достоевского о том, что порочный человек не обязательно дурной. Эта мысль встрепенула Толстого. Лев Николаевич вошёл к Кони и сказал: - Он так считает!? Вот я так же думал.

Русские писатели и мыслители (честные реалисты вообще, не только русские) не метили человека ярлыками. Тот же Толстой как-то говорил Горькому о персонаже Чехова: «Там есть старик – вроде пьяница, пропащий человек, а свет от него» (излагаю не текстуально – просто нет возможности всё перепроверить по источникам.

11 Говорят, что ещё и сейчас на школьных уроках вспоминают оценку Лениным Толстого, что, мол, до этого графа подлинного мужика в русской литературе не было. Но оценка вернее для Некрасова. Именно он первым пережил судьбу народа как собственную личную судьбу, если воспользоваться формулой также задетого Вами Бердяева, приложенной не помню к кому.

12 Вообще с источниками Вам не повезло. Неужели не питаете отвращения к сплетникам, составляющим «досье на звёзд» и пр.!?

13 Характеристика трезвости как добродетели человека нового мира впервые, считаю, дана в 1970 году Г.М. Энтиным.

14 Это как-то неожиданно – благодаря Вам, Е.Г., – сказанулось. И кажется подходяще. Думаю термин можно использовать, хотя наполнить его не так просто. Во всяком случае никакого толку не будет, если культура сопротивления выльется исключительно в обличительство.

15 Термин Г. Маккузе, который я применял для освещения наших проблем в «Драме взаимности…»

16 Многое кое-чего приписывают «психиатризаторы» Николай Васильичу. Но уж коли Вы последовали Розанову, так хоть бы поправили его. Он обмишурился,. – с кем не бывает!? – уверенно отмечая, что Н.В но Вы ж читали «Тараса Бульбу , а там старый Тарас, глядя на убитого Андрия, видит, что «он и мёртвый был прекрасен…» и… дальнейшее описание. А изображения красавицы Оксаны и соблазнительницы Солохи (которую мы с автором детально рассматриваем глазами сластолюбца дьячка).

17 Видимо, за то пожалели Рихтера, что он во время своей легендарной и уникальной поездки через всю Сибирь, дал в Абакане несколько (три?) концерта. Посчастливилось побывать?

17 Я настоятельно Вам советую крайне строго себя контролировать в случаях, когда Вы попадаете в зависимость от чужого текста. Это важно не только в указанных смыслах. Прямо-таки насильственно заставляйте себя 50-100-строчные цитаты излагать своими словами и втрое-впятеро-вдесятеро короче.

18 Признаюсь, что, несмотря на цейтнотность всего мая и этих первых июньских дней (в этом месяце предстоит защита моего ученика, а это сопряжено с множеством времяёмких мелочей), которая уже привела к моей задолженности адресатам и повлекла недостаточную отработанность текста, полез-таки в собрание сочинений Герцена и пытался по именному указателю его адресатов отыскать письмо, к которому Вас, ЕГ., отсылаю. Простите, не отыскал. А мой архив для систематизации, хранения и поиска материалов, ссылок, набросков – на просветных (суперпозиционных) перфокартах ручной обработки, но по скорости в некоторых операциях превосходящий архаичные папочные системы ПК – к сожалению, в значительной мере уже демонтирован. Первоначальные познания об этой системе можно почерпнуть из книг Г.Г. Гецова (в сущности – одной, имеющей около 10 изданий разных лет). Более углублённые и инструментальные – у меня. Ещё более совершенные, адекватные современным возможностям (ПК, мировая «паутина»), придётся вырабатывать самостоятельно, если возможно преодоление убогой папочной системы.

19 Образ «строительные леса» используется в наукознании, по меньшей мере, около века. О предшествующих теориях как о строительных лесах для новых теорий или качественного, принципиального, парадигмального обновления прежних писал В.И. Вернадский. Именно в этом значении я использовал это словосочетание сейчас. Более интересным мне кажется этот термин в виде аббревиатуры «СЛЕНТ» (строительные леса научной теории) и в ином толковании, которое я дал в «Драме взаимности…»

20 О семиотике сужу не понаслышке. В первой книге, излагающей основания новой научной дисциплины семиосоциопсихологии, разработанной Т.М. Дридзе, оказалась даже моя фамилия как автора термина «текстовая (семиотическая) действительность». Не стану преувеличивать своей роли: к самой науке я имею более чем косвенное отношение – лишь как человек, предложивший её основателю одно недо-стающее звено, а именно концепцию (скорее, всё же идею) одного малоизвестного философа о доязыковом и внеязыковом сознании. Однако в связи с тем, что писал статью об этом исследовании, вынужден был настолько в неё влезть, что в последствии пришлось даже редактировать книгу по этой дисциплине (в изд-ве «Высшая школа» не оказалось специалиста).

21 Слово «эпидемия» столь эффектно, что для него, употребляемого в переносном значении, нет собственного синонима, и это тот случай, когда самостоятельный термин крайне необходим, - в отличие от случаев простого переназывания новыми терминами уже известных понятий.

22 Эта книга будет интересна и Вам, Евгений Георгиевич, коль скоро и Вы не чужды интересу к детерминации психического здоровья, а у Лисицына-Петленко встречаются и Фрейд, и Фромм, и Рейх…

*Персонально направляя данное письмо Вам, Евгений Георгиевич, как видному публицисту в ТД, я предусматриваю и возможность его непосредственного (миную Вас) выхода за границы нашей взаимности. Письмо далеко не частное. Это предопределено тем, что Ваши содержательные тексты, каким является и «Культуразм люциферовых слуг», как правило, создают благодатную почву для критики. Во-вторых, дорожа такими «перьями», как Вы, Евгений Георгиевич, лелею надежду своим опытом старого публициста и исследователя как-то содействовать Вашей работе. Лелею-то лелею, однако с учётом особенностей характера и психологии «объекта» надежды осознаю её малость, едва ли не призрачность: уж очень Вы необъективен и эмоционально упёрт в суждениях. Это, как правило, обусловливает несамокритичность, консервирует взгляды и в целом мировоззрение, к числу базовых принципов которого у Вас относятся обскурантизм по отношению к культуре и её деятелям и антисемитизм. Если бы к этому ещё прибавлялись тщеславие и произрастающие из него притязания на вождизм, как это характерно для некоторых знаменитых в ТД деятелей, то смешно было бы лелеять даже малую, призрачную надежду. Но этих полутора качеств, как мне видится на расстоянии, Вы, Евгений Георгиевич, свободны. И сектантских наклонностей вроде нет. Так что рискну. Понимаю, что Вы имеете основания быть на меня раздражены и потому против меня предубеждёны с вытекающими отсюда последствиями. Но и этого не заметил, что делает Вам честь, а меня весьма и весьма радует.

И, тем не менее, страхуюсь, адресую письмо и председателю МНАТ. Так что даже если мои откровения минуют Вас лично, я объективно обязан Вас поблагодарить за предоставленный для критики материал.

Наши рекомендации