Ассоциации по смежности, сходству и контрасту. Классификация

ассоциаций, предложенная К.Д. Ушинским: по месту, по времени, по

противоположности, сходству, «ассоциации рассудочные», «ассоциации по

сердечному чувству, «ассоциации развития». Влияние ассоциаций на

Оригинальность и яркость музыкальных образов.

Исследование музыкального восприятия в контексте психологии

бессознательного. «Коллективное бессознательное» (К.-Г. Юнг).

Преломление архетипичных

символов («дитя», «герой», «анима», «мать», «старик», «круг») в

Индивидуальном бессознательном восприятии музыки.

Законы музыкального восприятия. Проявление закона доминанты (А.А.

Ухтомский) в восприятии музыки. Константность музыкального

восприятия. "Закон перцепции" Н.Н. Ланге: смена фаз восприятия

Происходит от более общего характера к более частному,

Дифференцированному, диффузное представление о предмете сменяется

Более детальным.

Фазы художественного восприятия: впечатление, заражение, уподобление,

осмысление, сопоставление с исходным мироощущением, постижение '

Посредством этого сверхидеи произведения, обобщение впечатления.

Стадии контакта реципиента с музыкальным произведением: предком-

Муникативная, коммуникативная, посткоммуникативная. Стадии в

восприятии музыки: 1) слушание как физический и физиологический

Процесс; 2) понимание и переживание музыки; 3) ее интерпретация и

Оценка (А.Н. Сохор).

Апперцепция как актуализация ценностного и оценочного опыта,

Усвоенных критериев и шкал. Механизмы апперцепции и проблема

Адекватного постижения художественного произведения. Сопереживание,

Эмпатия в процессе художественного восприятия. Сотворчество

Реципиента. Проблемы понимания музыкального текста. Роль социального

Фактора в формировании способности к восприятию музыки. Влияние

Субкультуры, группового фона на музыкальное восприятие. Стадии в

развитии способности к восприятию музыки: 1) сенсомоторного научения;

Перцептивных действий; 3) стадия образования эстетических моделей;

Эвристическая.

Значение мнемических процессов в развитии музыкальной культуры

Личности. Музыкальная память как комплекс различных видов памяти.

Основные разновидности музыкальной памяти: эмоциональная,

Двигательная, зрительная, слуховая, логическая. Ведущая роль слухового

Компонента в музыкальной памяти. Методы развития музыкальной памяти.

Приемы работы по запоминанию музыкального текста (смысловая

группировка, смысловое оттеснение). Виды запоминания: произвольный,

Непроизвольный. Включение в работу всех анализаторов как необходимое

Условие эффективности процесса запоминания.

Способы работы по запоминанию, предложенные И. Гофманом: 1) работа с

Текстом произведения без инструмента; 2) работа с текстом произведения

За инструментом; 3) работа над произведением без текста (игра наизусть);

Работа без инструмента и без нот.

Процессы воображения в создании художественного произведения.

Индивидуальные особенности воображения, фантазии, интуиции,

Вдохновения в музыкальном творчестве.

Внимание и воля в системе музыкально-познавательных процессов. Учет в

Практике музыкального образования функций и свойств внимания.

Внимание экстериоризованное и интериоризованное в структуре

музыкального сознания. "Круги" внимания (К.С. Станиславский).

Тема 3. Особенности эмоционально-волевой сферы и психомоторных

Актов музыканта.

Раздел 1 Музыкально-познавательные процессы психики личности.

Раздел 2 Психологические особенности личности и музыкальной

Деятельности учащихся и учителя музыки.

Музыкальные способности и особенности из развития на различных

Возрастных этапах.

Проблема соотношения общих и специальных, врожденных и

приобретённых способностей в музыкальной психологии. Вклад Б.М.

Наши рекомендации