Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ

Проект Научное исследование
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ
Формулировка замысла проекта: · предварительное описание продукта проектных работ, · его соответствие условиям будущего использования Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы
Формулировка целей: Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ - student2.ru  
на выполнение замысла проекта (очень конкретно) на решение научной проблемы (большая степень свободы)
Интерпретация целей на языке задач Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ - student2.ru  
получение конкретного продукта проектных работ разностороннее научное исследование объекта изучения
Выбор методологического инструментария Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ - student2.ru  
В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д. Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности
Проведение проектных или исследовательских работ Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ - student2.ru  
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности. Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.
Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию. Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.
Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях. Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.
Практическое использование полученного продукта. Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам. Исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен.

Не следует забывать, что реализация проектной деятельности требует значительного творческого потенциала от разработчиков – зачастую, не меньшего, чем при исследовательской работе. Один и тот же продукт проектной деятельности, выполненный разными разработчиками, хотя и отвечает всем заданным требованиям проекта, но может отличаться по некоторым деталям, дизайну и т.п. все это следует отнести к творческому потенциалу тех, кто его выполнил.

Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определенной теме химии, физики, биологии и т.д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны – для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта также очевидна.

Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, следует учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования. В основном, это касается необходимости получения в ходе профессионального научного исследования результатов, характеризующихся очевидной научной новизной, тогда как важнейшим результатом исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

Таким образом, для успешного овладения исследовательской и проектной деятельностями учащиеся должны овладеть следующими действиями:

- постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;

- формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности;

- планирование исследовательских или проектных работ и выбор необходимого инструментария;

- собственно проведение исследования или проектных разработок с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

- оформление результатов деятельности, как конечного продукта;

- представление результатов исследования или продукта проектных работ широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Наши рекомендации