Психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений

Автор: К. КАРДЯЛИС, Б. АЛЕКСАНДРАВИЧЮТЕ

© 2005 г. К. Кардялис*, Б. Александравичюте**

* Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией социальных исследований физической культуры и спорта Литовской академии физической культуры, Каунас, Литва

**Кандидат педагогических наук, консультант Ассоциации психологов спорта Литвы, Вильнюс, Литва

Представлены результаты тестирования спортсменов из разных команд по показателям конфликтности и сплоченности, обусловленной заданием, и данные экспериментального исследования, направленного на оптимизацию сплоченности. В исследовании, проведенном на выборке 78 испытуемых, доказана гипотеза, что индивидуальная программа психологического влияния, основанная на методе работы гештальта, снижает конфликтность и оптимизирует сплоченность команды.

Ключевые слова: конфликтность; сплоченность, обусловленная заданием; спортивная команда; диагностика; оптимизация.

Современный спорт требует от спортсменов больших физических усилий и психического напряжения. Победителя во многих соревнованиях нередко определяет лишь одна сотая доля секунды, несколько сантиметров или очков. Между тем достижение высоких результатов во многом зависит от ряда как внешних, так и внутренних факторов, проявляющихся через качество межличностных отношений. В силу специфики спорта, где между спортсменами и командами всегда конкурируют сила мышц и интеллект, тактика и стратегия, установки и убеждения, эти отношения могут быстро меняться. С нарастанием разногласий межличностные отношения становятся более негативными, соответственно влияющими на психическое состояние спортсменов и психологический климат в команде. Возникшие при этом конфликты во многом затрудняют решения поставленных задач и препятствуют успешному выступлению на соревнованиях.

В обыденном сознании превалирует мнение: чем сильнее физически и тактически отдельный игрок, тем лучших результатов достигает команда. Однако в команде на первом месте всегда Мы и не может быть никакого Я. Особенно это характерно для спортивных команд в баскетболе, бейсболе, волейболе, американском футболе, в которых нередко возникают сложные межличностные отношения (конфликты), несогласованность в действиях, что в конечном итоге может повлиять на результат выступления.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в командных видах спорта, наряду с усовершенствованием спортивных навыков, необходимо уделять внимание и созданию целостности команды. С другой стороны, межличностные отношения в команде как динамической системе предопределяют ее особенности. Это наиболее характерно для команд высокого уровня спортивного мастерства. При этом в таких командах достаточно часто меняются спортсмены, что непосредственно приводит к изменению преобладающих в них межличностных отношений. Однако исследований, направленных на изучение команд высокого спортивного мастерства, недостаточно, в отличие от исследований, проведенных в группах, структура которых претерпевает наименьшие изменения [31, 32]. Необходимо отметить, что в 70- и 80-е гг. XX в. значительно увеличилось количество работ советских ученых в области социальной психологии малых групп, которые параллельно с развитием теоретических представлений о группе во многом были направлены и на решение задач прикладного характера [12, 13, 14]. Так, ряд из них был выполнен в целях изучения влияния межличностных отношений на эффективность деятельности спортивных команд [2, 4, 5, 6, 9, 18]. Однако последующее десятилетие для российских исследователей малых групп в целом, как отмечается в современной литературе, оказалось малоплодотворным [7].

Понимание и прогнозирование деятельности и поведения отдельных спортсменов имеет важное значение в создании спортивной команды и оптимизации в ней межличностных отношений. Поэтому, наряду с когнитивными, физиологическими и социальными особенностями спортсменов, необходимо учитывать и их личностные свойства

стр. 71

[37]. Изучению личностных особенностей спортсмена уделяется достаточное внимание в спортивной психологии, поскольку важно выделить те из них, которые наиболее способствуют достижению высоких спортивных результатов. Однако в ходе решения этих вопросов возникают и некоторые затруднения. С одной стороны, в исследованиях не всегда различаются природные предрасположенности личности и ее сформировавшиеся свойства, что, по мнению В. П. Моргана [30], является отличительной чертой подходов спортивных психологов, которые свои исследования не всегда соотносят с работами по общей психологии. С другой стороны, при исследовании особенностей личности спортсменов часто не учитываются условия окружающей среды или конкретной ситуации, способные повлиять на поведение спортсмена [11, 28]. Поэтому одни авторы, стремясь прогнозировать поведение спортсмена, опираются только на личностные его свойства [10, 19, 35], другие - наоборот, при изучении процессов, протекающих в группах или командах, как бы элиминируют значение личности [23, 25, 27, 29, 36].

В исследованиях межличностных отношений в спортивной команде, наряду с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, необходимо всегда иметь в виду и уровень сплоченности, влияющий на успешность выступления команды. Однако по поводу последнего в литературе нет единого мнения. Одни авторы утверждают, что данный феномен влияет только на индивидуальные результаты [22], а другие - что сплоченность улучшает результаты преимущественно в командных видах спорта [26, 38]. Несмотря на эти противоречия, в доступной нам литературе не удалось найти работ, в которых исследовалась бы связь между показателями сплоченности команды, обусловленной заданием, и результатами, достигнутыми на соревнованиях отдельными ее игроками.

Понимание значения сплоченности в спортивной команде побуждает поиск наиболее эффективных методов ее оптимизации. В этом поиске важно исходить из положения, что спортивная команда - это динамическая система. Поэтому чтобы избежать конфликтов и улучшить сплоченность в спортивной команде, следовало бы больше внимания уделить отдельным ее игрокам, учитывая их индивидуальные особенности.

В данном исследовании ставился вопрос: является ли индивидуальная программа психологического влияния, основанная на методе работы гештальта, пригодной для снижения конфликтности и улучшения сплоченности команды? Формулирование проблемного вопроса позволило выдвинуть гипотезу: индивидуальная программа психологического влияния, основанная на методе работы гештальта, снижает конфликтность и улучшает сплоченность команды. Данная дедуктивная гипотеза опирается на концепцию общей теории систем, которая утверждает, что любое воздействие, направленное на какую-либо часть системы (в нашем случае - команды), оказывает влияние и на другие ее части.

Объект исследования - конфликтность и сплоченность в спортивных командах, обусловленная заданием. Изучалась также и причинно-следственная связь между этими показателями и программой воздействия. Выбор сплоченности, обусловленной заданием, в качестве зависимой переменной объекта исследования обусловлен тем, что, по имеющимся в литературе данным, этот вид сплоченности оказывает большее влияние на результат, достигнутый командой, нежели социальная сплоченность [37].

Цель исследования - определить особенности конфликтности и сплоченности, обусловленной заданием, в спортивной команде и выявить возможности оптимизации сплоченности.

МЕТОДИКА

В спортивной практике в целях прогнозирования возможных конфликтных ситуаций часто применяется тест К. Томаса "Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации". Он позволяет определить способы реагирования на конфликтные ситуации, а также выделить тех, кто склонен к соперничеству или сотрудничеству в команде, стремится к компромиссам (избегает конфликтов) или старается их обострить. Однако в данном тесте, как и в ряде других психологических тестов, измеряющих склонность спортсменов к конфликтному поведению, не учитывается то обстоятельство, что тип поведения человека во время конфликтов во многом зависит от личностных характеристик его соперника. Поэтому при поиске наиболее приемлемого метода для определения конфликтности в спортивных командах мы обратились к методике А. Н. Лебедева [8]. Ценность данной методики заключается и в том, что она позволяет оценить обусловленную заданием сплоченность (сработанность) спортсменов в команде. Следует подчеркнуть, что долгое время в научной литературе не было единого мнения в определении понятия "сплоченность", которая, будучи одной из самых главных переменных моделей эффективности команд и динамическим конструктом, меняется по разным направлениям на всех стадиях развития команды [25]. В 50-х гг. XX в. сплоченность определялась как общее поле сил, вынуждающих членов группы оставаться в ней. В дальнейшем исследователи разделили сплоченность на два ее вида: сплоченность, обусловленную заданием, и социальную. Первая отражает степень согласованности действий членов группы для достиже-

стр. 72

ния общей цели, вторая - межличностную привязанность членов группы. Такое разделение видов сплоченности имеет концептуальное значение, ибо позволяет объяснить, как команды преодолевают конфликты для достижения успеха [37]. Это обстоятельство, на наш взгляд, является наиболее важным, поскольку из-за трактовки сплоченности как единого целого, без разделения ее на вышеуказанные виды, в течение долгого времени исследователи получали противоречивые данные по вопросу связи между сплоченностью и результатом команды.

Довольно продолжительное время (до 1982 г.) в научной практике для выявления сплоченности широко применялся опросник сплоченности в спорте (Sport Cohesiveness Questionnaire), которым в настоящее время из-за недостаточного теоретического обоснования и не вполне определяемых психометрических свойств испытуемых исследователи уже не пользуются. В дальнейшем, в 1985 г., был разработан опросник климата группы (The Group Environment Questionnaire) [24], однако, как указывает один из исследователей групповой сплоченности П. Мудрак [32], необходимо продолжить поиск валидных и надежных методов для различения социальной сплоченности и сплоченности, обусловленной заданием.

Для оценки сплоченности (также и конфликтности) членов спортивной команды можно использовать и метод социометрии, который из числа имеющихся социально-психологических тестов, применяемых для диагностики межличностных и межгрупповых отношений, является наиболее популярным и надежным [7]. Исключительной ценностью этого метода является возможность информативно и наглядно расположить данные в социограмме (карте групповой дифференциации). Однако при наличии в команде 30 и более игроков (например, в регби) графически расположить положительные и отрицательные выборы в одной социограмме несколько затруднительно, несмотря на имеющиеся в настоящее время технические возможности.

Программа нашего эксперимента была направлена на выявление динамики двух зависимых переменных: совершенствования восприятия спортсменами самих себя и членов их команд. В первой из них учитываются профессиональные и биографические данные спортсмена, его индивидуальные особенности (потребностно-мотивационная сфера, ожидания и др.), отношения с командой (самочувствие в ней, положительные и отрицательные явления, замеченные в команде и др.). Во второй - обсуждались не только наиболее важные в прошлом события, которые каким-то образом повлияли как на самого спортсмена, так и на команду в целом, но и прогнозировались данные события. При этом выделялись самые влиятельные спортсмены в команде, их способность общаться и работать совместно.

В эксперименте применялась индивидуальная программа психологического влияния. Ее индивидуализированный характер заключается в том, что возникающие у спортсменов гештальты (образы) абсолютно разные, наполнены специфическим содержанием их жизненного опыта. Поэтому методы работы с этими гештальтами применялись также индивидуально.

Со спортсменами команды, принимавшей участие в эксперименте, было проведено от четырех до шести бесед. Неодинаковое их число объясняется тем, что во время бесед основное внимание уделялось интроекции (после ее определения спортсмен должен был ее опознать, а затем отделить от своего опыта) и проекции (при ее обнаруживании спортсмену предлагалось приспособить ее к себе или вернуть проектировщику). Эти процессы, опираясь на цикл гештальта, проявляются между первой (ощущение) и второй (восприятие) фазами, которые в зависимости от особенностей каждого спортсмена могут выражаться очень индивидуально. Продолжительность бесед - от 30 до 60 мин.

В программе эксперимента были использованы следующие методы работы гештальта: осознание, управляемое/инструктированное поведение, драматизация и фантазия [15, 33, 34]. В техническом плане суть первого метода - направить и сохранить внимание спортсмена на происходящий в данный момент опыт. При втором - спортсмену даются разные инструкции, способствующие повышению его осознания в целях помочь изменить свое поведение. Это достигается двумя способами: 1) внимание спортсмена направляется на его поведение в данный момент и 2) ему предлагается его изменить. При третьем методе применяются техники персонификации ("стань", "вырази" и т.п.), "диалога" со своей личностью (метод "пустой стул") и ролевой игры/психодрамы, суть которой - "оживить" актуальную, "незаконченную" для игрока ситуацию. Четвертый метод реализуется с помощью техники визуализации, т.е. спортсмена просят увидеть определенный образ, "войти" в воображаемый случай, опыт и т.п. В проведении эксперимента и при интерпретации данных учитывались такие проблематичные стороны естественного психологического влияния, как: полный контроль экспериментальной ситуации, объем выборки и возможность экстраполяции результатов эксперимента.

Исследовательские процедуры (тестирование и эксперимент) проводились в период с 2000 по 2002 гг.

В тестировании, в котором применялась методика А. Н. Лебедева, участвовали спортсмены

стр. 73

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 1. Выражение суммарного показателя конфликтности спортивных команд по отдельным ее параметрам (1 параметр - уровень профессиональной подготовленности и профессиональных знаний; 2 -отношение к труду, качество и объем самостоятельно выполняемой работы; 3 - уровень развития нравственных качеств; 4 - уровень способностей к руководству группой, умения организовать работу, эффективно управлять людьми в процессе работы; 5 -уровень развития инновационных качеств, умения быстро воспринимать новые идеи).

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 2. Выражение конфликтности спортивных команд по отдельным ее параметрам. Обозначения такие же, как на рис. 1.

восьми мужских команд высшей лиги Литвы по баскетболу (четыре команды), волейболу (две команды) и бейсболу (две команды). Всего тестированию подвергалось 78 спортсменов.

Обследованные команды, выбор которых произведен случайно, были сгруппированы следующим образом: бейсбольные команды условно названы как первая и вторая, волейбольные - как третья и четвертая, а баскетбольные - пятая-восьмая команды. Экспериментальной программой были охвачены игроки одной из волейбольных команд (п = 8), согласившиеся принять в ней участие. Очевидно, что в данном эксперименте подобрать гомогенную группу в качестве контрольной, что обеспечило бы внутреннюю валидность эксперимента, было крайне затруднительно.

Обработка массива данных осуществлялась при помощи компьютерной программы SPSS. В ходе статистической обработки результатов исследования был использован χ2 -критерий Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты исследования конфликтности в спортивных командах представлены на рис. 1. Они показывают, что по суммарному показателю, выявленному у игроков всех обследованных команд, наиболее вероятные конфликты наблюдались по второму-четвертому параметрам, т.е. в сферах способностей к руководству группой (коэффициент конфликтности - 0.543), развития нравственных качеств (0.501) и отношения к труду (0.487). Меньшая вероятность конфликтов замечена по параметрам развития инновационных качеств (0.485) и уровня профессиональной подготовленности (0.322).

Несколько иная картина вырисовывается при анализе данных, полученных в каждой из команд в отдельности (рис. 2).

Результаты свидетельствуют о том, что вероятность конфликта распределяется по всей оценочной шкале, т.е. в интервале от 0 до 1 (цифра 0 показывает минимальную вероятность конфликта, а цифра 1 - максимальную). Наибольшая вероятность конфликта по 1 - 3 параметрам выявлена в пятой команде по баскетболу. Высокая вероятность конфликта в этой команде обнаружена и по остальным его параметрам. Такой же высокий уровень вероятности конфликтов наблюдается и в первой команде по бейсболу. Необходимо подчеркнуть, что обе эти команды в момент обследования находились в лидирующих группах чемпионата страны.

Более низкие показатели конфликтности были в третьей и четвертой командах по волейболу (спортивные достижения у них несколько ниже). На это указывают и суммарные показатели конфликтности (рис. 3). Так, в первой команде данный показатель был равен 0.78, в пятой - 0.73, во второй - 0.64, в седьмой - 0.47, в восьмой и шестой - соответственно 0.30 и 0.29, а в четвертой и третьей-0.28 и 0.21.

На рис. 4 представлены данные исследования сплоченности команд, обусловленной заданием. На рисунке видно, что самые низкие результаты сплоченности у всех обследованных команд выявлены по 3 - 4 параметру (коэффициент сплоченности колебался от 0 до 0.24). Более высоким ее уровнем выделялся 1-й параметр (от 0.2 до 0.4). Средние показатели были соответственно 0.06 и 0.28 (здесь, как и в случае конфликтности, цифра 0 показывает, что команде не характерна сплоченность, а цифра 1 характеризует высокую сплоченность).

стр. 74

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 3. Выражение суммарных коэффициентов конфликтности обследованных команд.

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 4. Выражение сплоченности (обусловленной заданием) спортивных команд по отдельным ее параметрам. Обозначения такие же, как на рис. 1.

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 5. Процентное выражение суммарных коэффициентов сплоченности, обусловленной заданием, у отдельных команд.

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 6. Выражение суммарного показателя обусловленной заданием сплоченности спортивных команд по отдельным ее параметрам. Обозначения такие же, как на рис. 1.

Процентное выражение средних показателей всех параметров сплоченности, обусловленной заданием, в отдельных командах (рис. 5) было таким: во второй и пятой - 17.2% и 17%, в первой и восьмой - 16.3% и 16%, в третьей -14.7%, в четвертой и седьмой - по 12% и в шестой - 9%. Представленные данные свидетельствуют о низком уровне сплоченности, обусловленной заданием, у обследованных команд. Оптимальный уровень данной сплоченности у бейсболистов должен быть не менее 50% от максимального [38], поэтому до нужного уровня первой и второй команде не хватает около 33%. Для волейбольных и баскетбольных команд (третья-восьмая команды) требуется максимальный уровень сплоченности, обусловленной заданием. Очевидно, что этим командам до должного уровня сплоченности не достает приблизительно 80 - 90%.

Из данных, представленных на рис. 6, видно, что на низкую сплоченность спортивных команд, обусловленную заданием, более отрицательно влияет 3-й параметр - нравственные качества спортсменов (коэффициент сплоченности - 0.05). Также низкие показатели наблюдались по 2 (отношение к труду - 0.1) и 5 (уровень развития инновационных качеств, умение быстро воспринимать новые идеи - 0.09) параметрам. Более позитивно на сплоченность команды влияет ее 1-й параметр (0.23), а влияние 4-го - менее значительное (0.12).

Результаты тестирования, характеризующие конфликтность и сплоченность спортивных -команд, указывают на поиск эффективных методов для оптимизации процессов сплоченности. Итоги эксперимента, проведенного по вышеупомянутой программе, выявили ряд позитивных тенденций. Так, данные, представленные на рис. 7, свидетельствуют, что в команде экспериментального воздействия снизилась вероятность конфликтности по всем исследуемым параметрам.

Наиболее существенные сдвиги наблюдались по 4 (способность к руководству группой), 5 (уровень развития инновационных качеств) и 3 (уро-

стр. 75

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 7. Изменение конфликтности по отдельным ее параметрам в экспериментальной команде. Обозначения такие же, как на рис. 1.

психология спорта. конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений - student2.ru

Рис. 8. Изменения сплоченности, обусловленной заданием, по отдельным ее параметрам в экспериментальной команде. Обозначения такие же, как на рис. 1.

вень развития нравственных качеств) параметрам (различия в показателях этих параметров, полученные при втором тестировании, были соответственно 0.31, 0.28 и 0.27). Менее заметные сдвиги (разница в показателях коэффициента конфликтности между первым и вторым тестированием была 0.18) выявлены в сфере профессиональной подготовленности (1-й параметр). Следует подчеркнуть, что полученные различия в показателях коэффициента конфликтности не являлись статистически значимыми (р < 0.06; 0.07). При проверке объема выборки выяснилось, что для того, чтобы различия в полученных цифрах соответствовали 95% уровню значимости, в экспериментальной группе должно быть не менее 10 спортсменов.

Аналогичными оказались и результаты сплоченности, обусловленной заданием (рис. 8).

Из представленных на данном рисунке данных видно, что наибольший эффект получен в показателях нравственной сферы (коэффициент сплоченности повысился от 0.02 до 0.24). Менее выраженные изменения сплоченности, обусловленной заданием, выявлены по 4 ее параметру (от 0.09 до 0.15). Однако, как и в случае конфликтности, статистически значимых различий в показателях сплоченности не выявлено. Тем не менее, полученные результаты однозначно свидетельствуют в пользу примененных методов воздействия. Что касается влияния результатов эксперимента на успешность выступления команды, принимавшей в нем участие, то заметно положительных сдвигов в турнирной таблице чемпионата страны у нее не произошло. Объясняется это более низким по сравнению с другими командами уровнем физической и технической подготовленности отдельных игроков команды, а также травмами лидирующих спортсменов.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ литературы по изучаемым вопросам показал, что нет единого мнения в определении факторов, оказывающих влияние на конфликты в спортивной практике. Одни авторы выделяют психофизиологическую и социальную несовместимость, спортивное мастерство, формы коммуникации и общения, психическое состояние и еще ряд особенностей спортсменов [5]. Другие - возникновение конфликтов в спортивной команде склонны объяснять объективными причинами, обусловленными тем, что спортивный коллектив как постоянно меняющийся живой организм развивается благодаря активной деятельности его членов [1, 3]. Также можно предполагать, что уровень конфликтности в спортивной команде может зависеть и от таких факторов, как результаты, достигнутые командой на соревнованиях (данные нашего исследования - см. рис. 3); от высоты спортивных результатов (прямая зависимость); "философии" тренирования (имеется в виду две ее разновидности: одна из них связана с ориентацией тренера на победу любой ценой, даже в ущерб здоровью спортсмена, другая направлена на лучшую реализацию объективных возможностей каждого игрока); типа локуса контроля спортсмена (интернальный и экстернальный) и др.

Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что конфликты часто возникают из-за неадекватного восприятия спортсменами как самих себя, так и других членов команды, вследствие чего снижается и ее сплоченность. Такое мнение, в частности, поддерживает И. Сулейманов [17], который указывает, что на возникновение и развитие конфликтов, также как и управление ими, влияют субъективные факторы.

Управление конфликтом по существу зависит от того, в какой стадии его развития он обнаружен. Понятно, что чем раньше он диагностируется, тем легче его разрешить. В связи с этим возрастает значение его прогнозирования. Результаты исследования по выявлению вероятности конфликтов показали, что в трех из обследованных команд вероятность конфликтов превышает средний балл, т.е. выше 0.5. Очевидно, что сфера

стр. 76

конфликтов в этих командах нуждается в повышенном внимании. При этом сравнительный анализ уровня конфликтности (он определялся с помощью вычисления коэффициента) между отдельными командами показал, что статистически значимые различия (p < 0.001) выявлены между первой командой бейсболистов (коэффициент конфликтности - 0.78) и третьей волейболистов (0.21). Эти различия не могут быть объяснены спецификой вида спорта (в волейболе физический контакт между соперниками является косвенным, а в бейсболе - непосредственным). Как уже отмечалось [17], конфликтность спортсменов в основном детерминирована особенностями их личности.

Снижение обусловленной заданием сплоченности спортивной команды - одно из возможных последствий конфликтов. Этому могут предшествовать удаление из команды нежелательного игрока, раскол на группы, организационные перемены и др. [16, 21]. На сплоченность команды отрицательное воздействие оказывают: формирование группировок, число спортсменов в команде, время, проводимое игроками вместе, уверенность в своих силах. Указываются и другие причины, в частности, личностные факторы, влияние окружающей среды, стиль руководства командой [22, 37].

Результаты нашего исследования выявили низкую сплоченность обследованных команд, обусловленную заданием, (средний показатель коэффициента сплоченности был равен 0.13). Это, помимо других вышеуказанных причин снижения сплоченности, может свидетельствовать и об отсутствии в данных командах направленного выдвижения цели. Также известно, что не во всех видах спорта требуется высокий уровень сплоченности, обусловленной заданием. Низкий уровень такой сплоченности свойствен следующим видам спорта: стрельба из лука, гольф, кегли и др. Средний ее уровень необходим в бейсболе, гребле, легкой атлетике (в эстафете), а высокий - в баскетболе, футболе, хоккее, волейболе и др. Результаты исследования показали, что должного уровня сплоченности, обусловленной заданием, не достигают не только бейсбольные, но также баскетбольные и волейбольные команды, для которых важен более высокий уровень данного показателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу, состоявшую в том, что индивидуальная программа, в которой соединены методы работы гештальта, наряду с развитием команды, улучшает ее сплоченность, обусловленную заданием, и снижает вероятность конфликтности. Наблюдения в команде, подвергавшейся экспериментальному влиянию, выявили заметные позитивные сдвиги в снижении конфликтности и повышении сплоченности. Есть основания полагать, что подтвердилась общая теория систем, поскольку психологическое воздействие, направленное на отдельных игроков, оказало влияние и на команду в целом. Это в частности согласуется и с теорией изменения гештальта, в основе которой лежит положение о том, что изменение наступает тогда, когда субъект становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он пытается стать таким, каким он не является, или, говоря другими словами, прежде всего необходимо стать самим собой и только после этого изменяться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генов Ф. Психологический климат в трудовом коллективе. София, 1987.

2. Гудков В. И. Некоторые социально-психологические характеристики студенческих спортивных команд Заполярья // Теория и практика физической культуры. 1978. N 12. С. 62 - 64.

3. Гуменюк Н. П., Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта. Киев: Спортивная литература, 1985.

4. Коломейцев Ю. А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тарту, 1974.

5. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984.

6. Кричевский Р. Л. Межличностная совместимость в игровом спортивном коллективе // Теория и практика физической культуры. 1980. N 3. С. 5 - 8.

7. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.

8. Лебедев А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психол. журн. 1992. N 5. С. 71 - 79.

9. Мальчиков А. В. Психологическая однородность и разнородность спортивных команд как фактор и как результат сыгранности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Л., 1983.

10. Маржиня А. В. Психологические факторы эффективности руководства юношеским спортивным коллективом: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.

11. Мартене Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1979.

12. Новиков М. А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 178 - 217.

13. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

14. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 24 - 45.

15. Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферли Р. Практикум по гештальттерапии. СПб: XXI век, 1997.

16. Роберт М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.

стр. 77

17. Сулейманов И. И. Конфликт в спорте: теория, методология управления // Теория и практика физической культуры. 1995. N 9. С. 11 - 14.

18. Травина А. П. Игровое взаимопонимание в спортивных командах: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М, 1983.

19. Шарова Е. М. Психологические характеристики мастера производственного обучения как фактор эффективности руководства учебной группой ПТУ: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.

20. Carles S.A., de Paola С. The measurement of cohesion in work teams // Small Group Research. 2000. V. 31. N1. P. 18 - 71.

21. Carron A.V., Hausenblas HA. Group dynamics in sport. Second edition. USA: BookCrafters, 1998.

22. Carron A.V. Cohesiveness in sport groups: Interpretations and considerations // J. of Sport Psychology. 1982. V. 4. N1.P. 123 - 138.

23. Carron A.V., Brawley L.R. Cohesion // Small Group Research. 2000. V. 31. N 1. P. 89 - 106.

24. Carron A.V., Widmeyer W.N., Brawley L.R. The development of an instrument to assess cohesion in sport teams: The Group Environment Questionnaire // J. of Sport Psychology. 1985. V. 7. N 4. P. 244 - 266.

25. Cohen S., Bailey D.E. What makes teams work: Group effectiveness research from the shop floor to the executive suite? // J. of Management. 1997. V. 23. N 1. P. 239 - 290.

26. Gruber J.J., Gray G.R. Responses to forces influencing cohesion as a function of player status and level of male varsity basketball competition // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1982. V. 53. N 1. P. 27 - 36.

27. Hackman J.R., Wageman R. Total quality management // Administrative Science Quarterly. 1995. V. 40. N 2. P. 309 - 344.

28. Martens R. Coaches guide to sport psychology. Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, 1987.

29. Myers D.G. Psichologija. Kaunas: UAB Informatika ir poligrafija. 2000.

30. Morgan W.P. Psychophysiology of self-awareness during vigorous physical activity // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1981. V. 52. N 3. P. 385^27.

31. Moreland R.L., Levine J.M. Socialization in small groups: Temporal changes in individual-group relations / Ed. L. Berkowitz // Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1982.

32. Mudrack P.E. Defining group cohesiveness: A legacy of confusion // Small Group Behavior. 1998. V. 20. N 2. P. 37^9.

33. Newis E. Organizational consulting: A Gestalt Approach. Gestalt Insititute of Cleavlend Press. New York: Gardner Press, 1987.

34. Newis E. Gestalt Therapy: Perspectives and Application. Gestalt Institute of Cleavelend Press. New York: Gardner Press, 1992.

35. Shaw M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. New York: Publisher, 1971.

36. Sundstrom E., De Meuse K., FutrellD. Work teams: Applications and effectiveness // American Psychologist. 1990. V. 45. N 2. P. 120 - 133.

37. Weinberg R.S., Gould D. Foundation of Sport and Exercise Psychology. Champaign, IL: Human Kinetics Publisher, 1995.

38. Williams J.M., Widmeyer WN. The cohesion-performance outcome relationship in a coacting sport // J. of Sport & Exercise Psychology. 1991. V. 13. N 4. P. 364 - 371.

Наши рекомендации