Перевода «сырых баллов» в проценты

Фактор S (интегрированное «за» или «против» себя)

Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты (%) Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты (%)
69,33
0,67 74,33
3,00 80,00
5,33 85,00
6,33 88,00
9,00 90,67
13,00 93,33
16,00 96,00
21,33 96,67
26,67 98,00
32,33 98,33
38,33 98,67
49,00 99,67
55,33 99,67
62,67 29-30

Фактор 1 (самоуважение)

Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты (%) Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
1,67 58,67
4,00 71,33
6,00 80,00
9,33 86,67
16,00 91,33
25,33 96,67
34,00 99,67
44,67

Фактор 2 (самосимпатия)

Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты (%) Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты (%)
0/1 0,33/ 3,67 69,67
9,00 77,33
16,00 86,00
21,67 90,67
28,00 96,67
37,33 98,33
47,00 99,67
58,33

Фактор 3 ( ожидания положительного отношения других)

Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты (%) Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты (%)
0/1 0,00 7 / 8 17,67 / 27,33
0,67 39,67
1,00 53,00
3,33 72,33
6,00 91,33
9,00

Фактор 4 (самоинтерес)

Кол-во «сырых баллов»   Накопленные частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
0,67 49,67
2,00 71,33
5,33 92,33
16,00
29,00    

Фактор 11 (самоуверенность)

Кол-во «сырых баллов»   Накопленные частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
3,77 65,67
7,33 81,33
16,67 92,33
29,33
47,67    

Фактор 12 (ожидание отношения других)

Кол-во «сырых баллов»   Накопленные частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
0,00 32,00
0,67 51,33
3,67 80,00
7,33
15,00    

Фактор 13 (самопринятие)

Кол-во «сырых баллов»   Накопленные частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
2,67 70,67
7,67 89,67
16,67
34,33    
50,67    

Фактор 14 (самопоследовательность)

Кол-во «сырых баллов» Накопленные Частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
3,00 79,67
9,67 92,00
25,67
38,33    
60,33    

Фактор 15 (самообвинение)

Кол-во «сырых баллов»   Накопленные частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
1,67 60,67
4,67 81,67
15,00 96,67
27,67
43,33    

Фактор 16 (самоинтерес)

Кол-во «сырых баллов»   Накопленные частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
0,67 54,67
3,00 80,00
11,33
20,00    
34,33    

Фактор 17 (самопонимание)

Кол-во «сырых баллов»   Накопленные частоты Кол-во «сырых баллов» Накопленные частоты
4,33 94,00
21,33 99,33
43,33
68,67    
83,67    

Стандартизация, как указывают авторы, проводилась на выборке в 300 человек. Кроме того, в выборку входили различные категории испытуемых: студенты разных вузов и специальностей, рабочие, служащие, клиенты ряда психологических служб в возрасте от 20 до 40 лет. Значимых различий между мужчинами и женщинами не было обнаружено.

4. 3. Психологические механизмы защиты[15]

Самоотношение активно защищается сознанием, что проявляется в различных психологических механизмах, на что обратил внимание психоаналитик З. Фрейд. Исходя из представления личности, как совокупности трех составляющих сознания: Супер-Эго, Эго и Ид, он обосновал основные механизмы такой защиты.

Вытеснение представляет собой механизм при котором неприятная информация (или информация, которая плохо характеризует личность (Супер-Эго), вытесняя из реального Я (Эго) в подсознание (Ид), где во время сна происходит ее переработка в виде каких-либо сновидений. Очень часто механизм вытеснения присутствует у демонстративных людей, причем неугодная информация просто забывается. Когда человеку напоминают о ней, он обижается на то, что его пытаются уличить в непорядочности (или плохой памяти) – здесь защита идет по принципу «Я - хороший, вы - плохие» или «То, что плохая память – это не означает, что я плохой».

Рационализация, как психологическая защита самоотношения, идет с обоснованием того, почему это не пригодно для сверхнормативного Супер-Эго. Эго, чтобы сохранить: самоуважение, самоуверенность, самопринятие, полученную информацию обесценивает и естественно, становится, что такая информация опять вытесняется в подсознание (Ид), как не заслуживающая внимания. Классический пример из басни И.Крылова «Лиса и виноград», когда не в состоянии достать и полакомиться виноградом, Лиса обосновывает свою несостоятельность тем, что виноград еще зеленый и будет оскомина. Защита своей самопоследовательности (логичность, слово не расходится с делом), самопринятия сопровождается принципом «Умный в гору не пойдет», «Ты же умный, для того чтобы не делать глупость».

Близок к этому и механизм замещения но различие заключается в том, чтобы хоть как-то удовлетворить свои стремления один предмет потребности заменяется другим. Например, отсутствие материальных средств на покупку автомашины объясняется тем, что она не приспособлена к нашим условиям климата, плохим дорогам и т.п. и вместо этой марки можно купить более подходящую и дешевле («Запорожец»).

В данном случае, самообвинение остается на прежнем уровне, а другие составляющие самоотношения не затрагиваются, и даже в результате такого механизма человек укрепляет самоуверенность («Я оказался прав»).

Механизм компенсации тоже похож на рационализацию, но вместо замены предмета потребности Эго предлагает какой-то вид практической деятельности («Не стоит отвлекаться по пустякам») и Супер-Эго соглашается с этим, а неприемлемая ситуация уходит на уровень Ид (подсознательное). Сознание осуществляет защиту исходя из того, что «Работа (деятельность) более значима, поэтому другие точно обратят на вас внимание».

При проекции происходит первичное вытеснение информации, которая не удовлетворяет Супер-Эго в подсознание, но при этом остается незначительная ее часть в Супер-Эго и в Эго, как маркер. Как только сверхнормативное Супер-Эго обнаруживает (сигнализирует маркер) в другом человеке признаки неприемлемой ситуации (информации), происходит активизация по уничтожению ее. Очень часто этот механизм можно наблюдать в родительской, административной среде - воспитание. «В себе этого мало (или совсем нет), с этим покончено, а здесь опять неприятность появляется», «Промыли кости кому-то».

Суть механизма «реактивного образования»базируется на слабом вытеснении отрицательной информации в подсознание и особым пристальным контролем за ней со стороны Супер-Эго. Но аккумулированность ее в реальном Эго прорывается в виде оговорок, обмолвок, подчеркнутом внешнем внимании (благосклонности) к какому-либо человеку, т.е. Супер-Эго держит (Эго) человека в конвенциально-ролевой позиции. При длительной работе этого механизма возможны соматические заболевания: гипертония, язва и т.п. Проблема из психологического уровня переходит на биологический, таким образом вместо неприемлемой информации реальное Эго вынуждено заниматься соматическим здоровьем человека.

Механизм отрицания реальностиоснован на установке неприемлемости реальности. Супер-Эго настроено на отрицание, в виду того, что реальное Эго не способно сразу адекватно проанализировать информацию, поступающую из внешнего мира, и этим отрицанием отсрочивается время для ее обработки. По мере проработки информации (частями) Супер-Эго соотносит информацию (через споры, доказательства) с принятыми нормами. Внешне это проявляется в презентации человека на необычность мышления, глубину понимания («Я не принимаю это потому, что хочу понять почему…»).

Регрессия, как механизм психологической защиты, основан на ослабленном контроле Супер-Эго. В результате этого поведение человека приобретает элементы детства. В социальном аспекте это весельчак, пользующийся ролью шута и клоуна.

ОПРОСНИК КАЛЛЕРМАН-ПЛУТЧЕКА

для выявления механизмов психологической защиты

Инструкция испытуемому: «Прочитайте приведенные ниже высказывания. Выбирайте из них те, которые соответствуют вашему поведению и состоянию и отметьте их в бланке для ответов. Помните: здесь нет ни «плохих» ни «хороших» ответов. Здесь важно ваше первое мнение.

1. Я сговорчивый человек.

2. Я сплю больше, чем мои знакомые.

3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.

4. Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему не все это делают.

5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока это не получу.

6. Я часто краснею.

7. Одно из самых больших моих достоинств – сдержанность.

8. Иногда у меня появляется желание пробить стену кулаком.

9. Я – не сдержанный.

10. Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его за это прибить.

11. Я редко запоминаю сны.

12. Меня злят люди, которые командуют другими людьми.

13. Мне часто бывает плохо.

14. Я – высоконравственный человек (более, чем большинство других).

15. Чем больше я приобретаю имущества, тем счастливее себя ощущаю.

16. Я всегда нахожусь в центре своих размышлений, мечтаний.

17. Мне даже неловко от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.

18. Люди мне говорили, что часто хвастаюсь.

19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня никогда не появляется желания покончить с жизнью из-за этого.

20. Мне кажется, что я нравлюсь многим, и некоторые люди мной любуются.

21. Я иногда был так ожесточен, что даже бил вещи.

22. Меня очень раздражают люди, которые сочиняют всякие сплетни.

23. Как правило, я вижу лучшую сторону жизни.

24. Я хочу, и все время стараюсь с помощью физзарядки и специальных упражнений изменить свой внешний облик.

25. Иногда хочется, чтобы атомная бомба уничтожила весь мир.

26. Я не суеверный.

27. Мне говорили, что я бываю импульсивным.

28. Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими людьми.

29. Ненавижу недружелюбных.

30. Я очень стараюсь никого не обидеть.

31. Я из тех людей, которые не плачут.

32. Я очень много курю, постоянно пью крепкий чай, кофе и т.п.

33. Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.

34. Я плохо запоминаю лица.

35. Мне очень нравятся физические ласки.

36. Я с трудом запоминаю фамилии.

37. Если мне кто-нибудь мешает, я ему ничего не говорю, но сразу же жалуюсь на него кому-нибудь.

38. Если я даже знаю, что я прав, то все равно люблю выслушивать разные мнения по обсуждаемому вопросу.

39. Как правило, люди мне не надоедают.

40. Я не могу спокойно усидеть на месте длительное время.

41. Я мало что помню из своего детства.

42. Я долго не замечаю плохие стороны людей.

43. Прежде чем сердиться надо хорошо все обдумать.

44. Другие говорят, что я доверчивый.

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели.

46. Неприятные вещи я стараюсь выбросить из головы.

47. Я не теряю оптимизма почти никогда.

48. Перед путешествием, поездкой я обдумываю каждую мелочь.

49. Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-нибудь больше, чем надо.

50. Если дела идут не по моему желанию, я иногда становлюсь угрюмым.

51. Во время спора я люблю другим указывать на ошибки в их рассуждениях.

52. Если мне брошен вызов, то у меня появляется сильное желание его принять.

53. Неприятные фильмы меня бесят.

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания.

55. Люди говорят про меня, что я неэмоциональный (холодный) человек.

56. Приняв какое-нибудь решение, я даже после этого обдумываю его.

57. Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это.

58. Когда я вожу автомобиль или еду на автомобиле, то мне иногда хочется зацепить или разбить другую машину.

59. Многие люди меня раздражают, потому что они эгоисты.

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой работу.

61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами.

62. Я грызу ногти.

63. Говорят, что я обхожу проблемы стороной.

64. Я много выпиваю (алкогольных напитков).

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарный юмор.

66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь.

67. Карьеристы меня раздражают.

68. Я много вру.

69. Я брезгую порнографией.

70. Из-за моего плохого характера я имел неприятности на работе.

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей.

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.

73. Если я услышу или прочитаю о какой-нибудь неприятности, то на меня это никогда не действует.

74. Прикосновение к слизистому вызывает у меня отвращение.

75. Когда я в приподнятом настроении, начинаю вести себя как ребенок.

76. Я все-таки много спорю с людьми.

77. Я никогда не расстраиваюсь во время похорон даже если нахожусь в одном помещении с покойным.

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.

79. Многие люди меня раздражают.

80. Мыться не в своей ванной для меня настоящее мучение.

81. Мне очень трудно произнести неприличные (нецензурные) слова.

82. Меня раздражает, когда нельзя доверять людям.

83. Хочу, чтобы люди говорили, что я сексуально привлекательный.

84. Что бы я не начал, я никогда не заканчиваю.

85. Я стараюсь носить такую одежду, чтобы выглядеть более привлекательно.

86. Мои моральные принципы намного выше, чем у многих моих знакомых.

87. В спорах мои аргументы бывают более логичными, чем у многих моих знакомых.

88. Люди низкой морали мне неприятны.

89. Если кто-нибудь на меня налетит или заденет, я бешусь.

90. Я часто влюбляюсь.

91. Говорят, что я во всех вопросах бываю слишком объективным.

92. Увидев окровавленного человека, я нисколько не волнуюсь.

Ключ к опроснику Каллермана-Плутчека

1. РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: 17, 53, 61, 65 ,66, 69, 74, 80, 81, 86 … х 10 = ...%

2. ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: 1, 20, 23 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 … х 9,1= …%

3. ЗАМЕЩЕНИЕ: 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 … х 10 = ….%

4. РЕГРЕССИЯ: 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84… х 5,9= …%

5. КОМПЕНСАЦИЯ: 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 … х 10 =….%

6. ПРОЕКЦИЯ: 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 … х 8,3= …%

7. Вытеснение: 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 … х 10 =….%

8. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ: 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 … х 8,3= …%

4. 4. Личностный опросник FPI[14]

(см.: Практикум по экспериментальной и прикладной психологии – Л .: ЛГУ, С.51.)

Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16 PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только меньшим в два раза числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I - IX являются основными, или базавыми, а X - XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и M соответственно.

Шкала 1 (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала 11 (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала 111 (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала 1V (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала V1 (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала V11 (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала V111 (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала 1X (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

(Е) Шкала X (экстраверсия-интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

(N) Шкала X1 (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

(М) Шкала X11 (маскулинизм-феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Исследование может проводиться индиви­дуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересо­ванного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консульта­ций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов.

Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствую­щих номеру вопроса и варианту ответа. Полученныетакимобразом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми линиями обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение

ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя, отчество _________________________________________Дата____________________

Возраст ____________________________

Профиль личности

Номер шкалы Первич-ная оценка Стандартная оценка, баллы
I   . . . . . . . . .
II   . . . . . . . . .
III   . . . . . . . . .
IY   . . . . . . . . .
Y   . . . . . . . . .
YI   . . . . . . . . .
YII   . . . . . . . . .
YIII   . . . . . . . . .
IX   . . . . . . . . .
X   . . . . . . . . .
XI   . . . . . . . . .
XII   . . . . . . . . .

профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки.

К низким относятся оценки в диапазоне 1- 3 балла,

к средним — 4—6 баллов,

к высоким — 7—9 баллов.

Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе по­нимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей ис­следуемых факторов между собой и с другими психологически­ми и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

В процессе адаптации и модификации была осуществлена стандарти­зация теста на выборке более 200 человек мужского и женского пола в возрасте от 16 до 30 лет. На основании полученных результатов были рассчи­таны стандартные оценки по 9-балльной шкале. Частота встречаемости стан­дартных оценок по сравнению с исходной формой тестаимела незначительные различия: 4, 7,12, 17, 20, 17, 12, 7, 4—в исходной форме теста; 4, 6, 12, 18, 20, 18, 12, 6, 4—в адаптированном и модифицированном варианте (частота дана в процентном выражении). Таким образом, распределение стан­дартных оценок от 1 до 9 баллов остается близким к нормальному.

Таблица

Наши рекомендации