Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Понятие юридической техники. Возникновение термина «юридическая техника» и исторические этапы ее развития. Значение юридической техники.

2. Понятие и своеобразие языка права. Определение и основные черты юридического стиля речи; отграничение от публицистического, научного, художественного.

3. Понятие и виды юридических терминов. Требования юридической терминологии. Проблема использования иностранных слов, архаизмов, неологизмов, повседневно-бытовой лексики.

4. Юридические дефиниции: понятие, виды, структура. Проблема обеспечения единства правовых понятий в российском законодательстве.

5. Понятие и роль юридических конструкций в праве. Нормативность юридических конструкций.

6. Определение правотворческой (законодательной) техники.

7. Наименование правового акта.

8. Стандарты и реквизиты правовых актов.

9. Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта.

10. Понятие и способы экспертизы правового акта.

11. Понятие коллизий в праве и способы их преодоления.

12. Особенности составления и оформления индивидуальных правых актов: актов правоприменения, договоров, претензий, жалоб, заявлений.

13. Понятие и требования этики юридического письма.

14. Роль межличностных коммуникаций в деятельности юриста.

15. Определение юридического диалога и его виды: беседа, консультация, судебные прения, публичное выступление, полемика, реплика.

16. Юридическое доказательство: понятие, виды, способы.

17. Стратегия и тактика юридического диалога: конструктивный и деконструктивный юридический диалог.

18. Методы расширения поля аргументации, альтернативного доказывания, компромисса, концентрации аргументов и др.

19. Этика юридического диалога. Соотношение цели и средств в юридическом диалоге.

20. Понятие и виды уловок (манипуляций) в юридическом диалоге.

21. Определение софизма и его виды: подмена тезиса доказательства, порочный круг доказательства, изменение условности или модальности тезиса, предвосхищение основания и др.

22. Недопустимые аргументы: к авторитету, к массам, к аудитории, к невежеству, к тщеславию, к личности, аргумент-гипербола, грубая аналогия.

23. Понятие и виды психологических уловок в юридическом диалоге.

24. Организационно-процедурные уловки в юридическом диалоге.

25. Способы нейтрализации недопустимых приемов в юридическом диалоге.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Введение

В настоящее время существует около двухсот национальных правовых систем, о которых мы располагаем относительно точными сведениями. Такое многообразие вызывает необходимость проведения сравнительного анализа этих правовых систем с выявлением уникальных, специфических, национальных черт, а также их классификацию и выделения их в правовые семьи с присущими им общими признаками.

Сравнительный анализ позволяет выделить сущностные характеристики российской национальной правовой системы, оценить возможность заимствования правовых институтов других государств без потери целостности и эффективности собственной правовой системы.

Объективными факторами, обуславливающими необходимость изучения данного курса являются:

- многообразие правовых систем современности;

- появление на правовой карте мира правовых систем новых независимых государств;

- развитие правовых взаимосвязей и расширение международных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами.

Содержание дисциплины

Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина.

Сравнительное правоведение как особая отрасль правового познания. Значение курса для подготовки юристов. Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими науками: теорией и историей государства и права, отраслевыми юридическими науками. Сравнительное правоведение и изучение зарубежного права. Сравнительное правоведение как метод и как научная дисциплина. Методология сравнительного правоведения. Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как учебный курс. Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения.

Наши рекомендации