Ответственность за нарушение режима

Осужденный, являясь специальным субъектом правовых отношений в сфере исполнения наказания, рассматривается и как сторона, которая призвана выполнять возложенные на нее законом обязанности. Для стимулирования правомерного поведения в части выполнения своих обязанностей законодатель предусмотрел возможность наступления юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, уголовной.

Уголовная ответственность осужденных к лишению свободы может наступать по тем же основаниям, предусмотренным ст. 8 УК РФ[38]. Порядок привлечения их к уголовной ответственности установлен гл.19, 20 УПК РФ[39]. Вместе с тем совершение преступления в период отбывания наказания свидетельствует о повышенной общественной опасности лица и рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего его ответственность (ч.2, п.«а» ст.63 УК РФ). Это дает основание суду признать таких осужденных в случаях, предусмотренных в ч.2, 3 ст.18 УК РФ, в качестве лиц, совершивших преступления при рецидиве. Рецидив преступления влечет более строгое наказание.

Осужденный к лишению свободы, как специальный субъект, может быть привлечен к уголовной ответственности за такие преступления, как:

– побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст.313 УК РФ);

– уклонение от отбывания лишения свободы (ст.314 УК РФ);

– дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст.321 УК РФ).

Формой злостного уклонения от отбывания лишения свободы выступает побег из мест лишения свободы, когда он совершается с целью уклонения от отбывания наказания, совершения новых преступлений, избежания ответственности за другие преступления или продолжения занятия противоправной деятельностью. Простой побег из ИУ имеет место, как форма противодействию насилия, при исключительных обстоятельствах (необоснованное осуждение к лишению свободы, тяжелые условия семьи и др.)[40]. Обстоятельством, исключающим ответственность при простом побеге, может выступать необоснованное осуждение к лишению свободы.

При совершении осужденным преступления к нему применяются более строгие виды наказания, предусмотренные в санкциях статей Особенной части УК РФ. Ему может быть назначено наказание с отбыванием в исправительной колонии с более строгим видом режима или с содержанием в тюрьме. Здесь следует также иметь в виду возможность изменения судом категории преступления[41] .

За причинение во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные несут материальную ответственность (ст.102 УИК РФ):

– за ущерб, причиненный при исполнении осужденным трудовых обязанностей, в размерах, предусмотренных законодательством РФ о труде;

– за ущерб, причиненный иными действиями осужденных, в размерах, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

Осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью. Таким образом, возмещение ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания, регулируется нормами трудового и гражданского права. Материальная ответственность осужденных может наступать согласно трудовому законодательству при наличии прямого действительного ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между действием (бездействием) и ущербом, а также вины осужденного в причинении ущерба своими действиями.

Дисциплинарная ответственность осужденных представляет собой особый вид юридической ответственности, отличающийся от дисциплинарной ответственности рабочих и служащих и административной ответственности граждан. Особая юридическая природа дисциплинарной ответственности осужденных определяется специальным их правовым статусом, характером правоотношений, возникающих в процессе отбывание наказания, и условиями порядка его исполнения и отбывания[42].

Особый характер этого вида юридической ответственности зависит также от правонарушений, рассматриваемых в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве нарушений режима отбывания наказания. Поэтому дисциплинарную ответственность справедливо рассматривать в науке уголовно-исполнительного права в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

Основанием дисциплинарной ответственности осужденных является дисциплинарный проступок, под которым необходимо понимать виновное, противоправное действие (бездействие), посягающее на установленный уголовно-исполнительным законодательством порядок отбывания наказания. Объектом дисциплинарного проступка является установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок отбывания наказания, который выражается в требованиях режима.

Требования режима определяют не только правила поведения осужденных, но и порядок привлечения к труду осужденных, правила дисциплины труда, организацию воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных. Поэтому вся совокупность указанных правил входит в объект дисциплинарного проступка[43].

Объективная сторона дисциплинарного проступка осужденного про- является в противоправном деянии (действии или бездействии) и выражается в нарушении осужденным порядка отбывания наказания.

Вместе с тем, анализ УИК РФ свидетельствует, что законодатель в ряде норм указывает на «нарушения установленного порядка отбывания наказания», но нигде не конкретизирует, какое деяние осужденного признается таковым (кроме злостных нарушений режима). По сути, он наделяет администрацию исправительного учреждения правом правотворчества. При таком подходе признание (или непризнание) конкретного поведения осужденного правонарушением, выбор меры взыскания и определение ее объема зависят от усмотрения начальника исправительного учреждения[44].

По мнению отдельных авторов, решить данную проблему необходимо путем разработки Дисциплинарного устава, в котором следовало бы закрепить виды (составы) дисциплинарных проступков осужденных и меры взыскания за совершение каждого из них[45].

Поддерживая идею совершенствования правового регулирования отношений в сфере дисциплинарной ответственности осужденных, полагаем, следует идти по пути создания единого «Дисциплинарного устава исправительных учреждений», который бы имел силу закона, будучи оформленным в качестве приложения к УИК РФ. Тем более, что законодательные предпосылки для этого уже имеются:

– общие основания применения взысканий к осужденным к лишению свободы определены в ч.1 ст.115 УИК РФ, ими являются нарушения порядка отбывания наказания;

– неисполнение обязанностей и запретов законодатель относит к конкретизированным основаниям ответственности осужденных (ч.6 ст.11 УИК РФ);

– законодатель через виды дисциплинарных наказаний классифицирует по степени строгости: незначительной строгости; средней строгости; и строгое (это предполагает и соответствующую классификацию проступков: проступок небольшой тяжести; проступок средней тяжести; и тяжкий проступок – злостное нарушение порядка отбывания лишения свободы);

– законодательно определен и порядок применения мер взысканий (ст.117 УИК РФ);

– для исполнения наиболее суровых дисциплинарных мер – содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях каменного типа и единых помещениях камерного типа, установлена специальная процедура (ст.118 УИК РФ)[46].

Субъектом дисциплинарного проступка, а также данной формы ответственности могут быть только осужденные, отбывающие наказание – лишение свободы. Уголовно-исполнительным законодательством установлены различные виды взысканий за дисциплинарные проступки, при этом ответственность за нарушения режима отбывания лишения свободы наступает по нормам ст.ст.115, 116, 117, 118, 119 УИК РФ.

Для всех перечисленных категорий осужденных установлены специальные правила поведения. С субъективной стороны всякое противоправное действие или бездействие осужденного должно быть виновным.

Таким образом, виды юридической ответственности носят обеспечительный и профилактический характер. Они направлены на должную реализацию правового положения осужденных к лишению свободы.

Заключение

Режим – порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы.

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер предупреждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания.

Режим является сложным многоаспектным понятием. С одной стороны, режим является обязательным элементом процесса исполнения (отбывания) наказания, процесса исправления осужденных, способствующим их ресоциализации, с другой – затрудняющим социальную адаптацию осужденных к лишению свободы.

Режим особых условий в исправительных учреждениях определен ст.85 УИК РФ. Данная статья в отличие от ранее действовавшего законодательства содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий.

Режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала. Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

Такими должностными лицами выступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок.

Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно- исполнительного права.

Административные процедуры, применяемые в УИС, представляют собой урегулированный нормами административного права порядок осуществления органами и учреждениями УИС деятельности по разрешению подведомственных им юридических дел или совершению отдельных административно-правовых действий в целях обеспечения правопорядка и пенитенциарной безопасности.

Основным из направлений деятельности уполномоченных и общественных наблюдательных комиссий может быть недопущение нарушения прав и законных интересов при посягательстве: одними осужденными в отношении других; осужденных на права персонала исправительного учреждения; при установлении запретов в отношении осужденных; при применении специальных и других средств со стороны сотрудников исправительных учреждений.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 8 января 1997 г. №1-ФЗ: с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724.

2) Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ: с изм. и доп. от 1 мая 2016 г. №139-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №18. – ст.2515.

3) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ: с изм. и доп. от 1 мая 2016 г. №139-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №18. – ст.2515.

4) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: [федер. закон: от 08 марта 2015 г. №21-ФЗ: с изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. №103-ФЗ] // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2016. – 5 апреля.

5) Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: федер. закон: [от 21 июля 1993 г. №5473-I: с изм. и доп. от 20 апреля 2015 г. №103-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №17 (ч.IV). – ст.2478.

6) Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон: [от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ: с изм. и доп. от 28 декабря 2013 г. №432-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (ч.I). – ст.6997.

7) Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конституц. закон: [от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ: с изм. и доп. от 31 января 2016 г. №1-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №5. – ст.552.

8) О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон: [от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ: с изм. и доп. от 22 декабря 2014 г. №446-ФЗ] // Российская газета. – 2014. – №293. – 24 декабря.

9) Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федер. закон: [от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ: с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724.

Официальные документы

10) Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста РФ: [от 3 ноября 2005 г. №205] // СПС «КонсудьтантПлюс».

11) Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях ФСИН: приказ Минюста РФ: [от 23 июня 2005 г. №95] // СПС «КонсультантПлюс».

12) Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ: [от 14 октября 2010 г. №1772-р: с изм. и доп. от 23 сентября 2015 г. №1877-р] // СПС «КонсультантПлюс»

Научная литература

13) Абрамова, И.Е. О некоторых вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2016. – 907 с.

14) Борсученко, С.А. Режим исполнения наказаний: законодательная регламентация в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве // Юридическая наука и практика / Под ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2015. – 1231 с.

15) Бочкарев, В.В. Уголовно-исполнительные средства обеспечения частно-предупредительной функции лишения свободы // Прикладная юридическая психология. – 2014. – №4. – С.175-181.

16) Киселев, А.М., Чабыкин, А.Н., Ашихмин, В.И. Деятельность исправительного учреждения при чрезвычайных обстоятельствах: курс лекций. – Рязань, 2014. – С.190.

17) Огородников, В.И. Организация деятельности в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. – 2014. – №4. – С.15-21.

18) Конегера, П.Е. Уголовно-исполнительное право России: учебник // Под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. – С.97.

Научные статьи

19) Артемьев, Н.С. Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы – необходимое условие эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью / Н.С. Артемьев // Человек: преступление и наказание. – 2013. – №3. – С.96-98.

20) Артемьев, Н.С., Розуван, А.М., Семено, А.В. Соблюдение законности и соблюдение прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы / Н.С. Артемьев, А.М. Розуван, А.В. Семено // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №4. – С.78-80.

21) Беляева, Г.С. Правовые режимы, основанные на ограничениях: к определению понятия / Г.С. Беляева // Право и политика. – 2015. – №8. – М.1141-1149.

22) Борсученко, С.А. Проблемы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы / С.А. Борсученко // Вестник РПА. – №1. – 2011. – С.38-41.

23) Витушкин, А.В. Понятие режима в исправительных учреждениях и краткая характеристика его основных функций / А.В. Витушкин // Вестник Кузбасского института. – 2015. – №3 (24). – С.49-56.

24) Воронин, О.В. Пенитенциарный надзор прокуратуры / О.В. Витушкин // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №4 (14). – С.50-59.

25) Горбань, Д.В. К понятию прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний / Д.В. Горбань // Юрист Юга России и Закавказья. – 2015. – №3 (11). – С.11-17.

26) Гришин, Д.А. О применении административно-деликтного законодательства в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы / Д.А. Гришин // Уголовно-исполнительное право. – 2012. – №2. – С.93.

27) Кулешов, М.А. Об обеспечении прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий / М.А. Кулешов // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №3. – С.68-71.

28) Лихварев, В.В., Дьяконов, А.С. Понятие, сущность и функции режима в исправительных учреждениях / В.В. Лихварев, А.С. Дьяконов // Вестник Прикамского социального института. – 2013. – №2 (7). – С.34-40.

29) Рахматуллин, З.Р. Ретроспективный анализ режима лишения свободы на определенный срок, а также мер воздействия, схожих с наказанием в виде ограничения свободы / З.Р. Рахматуллин // Эпоха науки. – 2015. – №4. – С.19-31.

30) Ромашов, Р.А. Правовой режим исполнения уголовных наказаний в форме социальной изоляции / Р.А. Ромашов // Вестник Самарского юридического института. – 2014. – №1 (12). – С.9-11.

31) Рябых, С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» / С.Б. Рябых // Российский следователь. – 2010. – №5. – С.56-59.

32) Синюгин, В.Ю. Административная процедура: проблемы дефиниции / В.Ю. Синюгин // Административное право и процесс. – 2014. – №10. – С.30-33.

33) Смирнов, Л.Б. Пенитенциарный режим и проблемы его регламентации / Л.Б. Смирнов // Вестник Орловского государственного университета. – 2013. – №3 (32). – С.32-35.

34) Южанин, В.Е.Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении / В.Е. Южанин // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №2. – С.14-18.

35) Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечение его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях / В.Е. Южанин // Человек: преступление и наказание. – 2014. – №1. – С.9-12.

[1] Горбань Д.В. К понятию прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний // Юрист Юга России и Закавказья. – 2015. – №3 (11). – С.11-17.

[2] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (с изм. и доп. от от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724.

[3] Лихварев В.В., Дьяконов А.С. Понятие, сущность и функции режима в исправительных учреждениях // Вестник Прикамского социального института. – 2013. – №2 (7). – С.34-40.

[4] Витушкин А.В. Понятие режима в исправительных учреждениях и краткая характеристика его основных функций // Вестник Кузбасского института. – 2015. – №3 (24). – С.49-56.

[5] Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // СПС «КонсудьтантПлюс».

[6] Смирнов Л.Б. Пенитенциарный режим и проблемы его регламентации // Вестник Орловского государственного университета. – 2013. – №3 (32). – С.32-35.

[7] Рахматуллин З.Р. Ретроспективный анализ режима лишения свободы на определенный срок, а также мер воздействия, схожих с наказанием в виде ограничения свободы // Эпоха науки. – 2015. – №4. – С.19-31.

[8] Ромашов Р.А. Правовой режим исполнения уголовных наказаний в форме социальной изоляции // Вестник Самарского юридического института. – 2014. – №1 (12). – С.9-11.

[9] Борсученко С.А. Режим исполнения наказаний: законодательная регламентация в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве // Юридическая наука и практика / Под ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2015. – С.40.

[10] Борсученко С.А. Проблемы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Вестник РПА. – №1. – 2011. – С.38-41.

[11] Беляева Г.С. Правовые режимы, основанные на ограничениях: к определению понятия // Право и политика. – 2015. – №8. – М.1141-1149.

[12] Витушкин А.В. Понятие режима в исправительных учреждениях и краткая характеристика его основных функций // Вестник Кузбасского института. – 2015. – №3 (24). – С.49-56.

[13] Южанин В.Е. Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №2. – С.14-18.

[14] Абрамова И.Е. О некоторых вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2016. – С.122.

[15] Беляева Г.С. Правовые режимы, основанные на ограничениях: к определению понятия // Право и политика. – 2015. – №8. – М.1141-1149.

[16] Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. – 2010. – №5. – С.56-59.

[17] Уголовно-исполнительное право России: учебник // Под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. – С.97.

[18] Кулешов М.А. Об обеспечении прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – №3. – С.68-71.

[19] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 22 декабря 2014 г. №446-ФЗ) // Российская газета. – 2014. – №293. – 24 декабря.

[20] Киселев А.М., Чабыкин А.Н., Ашихмин В.И. Деятельность исправительного учреждения при чрезвычайных обстоятельствах: курс лекций. – Рязань, 2014. – С.190.

[21] Огородников В.И. Организация деятельности в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. – 2014. – №4. – С.15-21.

[22] Артемьев Н.С., Розуван А.М., Семено А.В. Соблюдение законности и соблюдение прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №4. – С.78-80.

[23] Артемьев Н.С. Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы – необходимое условие эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью // Человек: преступление и наказание. – 2013. – №3. – С.96-98.

[24] Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп. от от 31 января 2016 г. №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №5. – ст.552.

[25] Федеральный закон РФ от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724.

[26] Воронин О.В. Пенитенциарный надзор прокуратуры // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №4 (14). – С.50-59.

[27] Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечение его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Чоловек: преступление и наказание. – 2014. – №1. – С.9-12.

[28] Синюгин В.Ю. Административная процедура: проблемы дефиниции // Административное право и процесс. – 2014. – №10. – С.30-33.

[29] Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.» (с изм. и доп. от от 23 сентября 2015 г. №1877-р) // СПС «КонсультантПлюс»

[30] Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп. от 20 апреля 2015 г. №103-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №17 (ч.IV). – ст.2478.

[31] Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изм. и доп. от от 28 декабря 2013 г. №432-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (ч.I). – ст.6997.

[32] Кодекс административного судопроизводства РФ от 08 марта 2015 г. №21-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. №103-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2016. – 5 апреля.

[33] Гришин Д.А. О применении административно-деликтного законодательства в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. – 2012. – №2. – С.93.

[34] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №48 (ч.I). – ст.6724.

[35] Приказ Минюста РФ от 23 июня 2005 г. №95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях ФСИН // СПС «КонсультантПлюс».

[36] Бочкарев В.В. Уголовно-исполнительные средства обеспечения частно-предупредительной функции лишения свободы // Прикладная юридическая психология. –2014. – №4. – С.175-181.

[37] Приказ Минюста РФ от 03 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // СПС «КонсультантПлюс».

[38] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изм. и доп. от 1 мая 2016 г. №139-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №18. – ст.2515.

[39] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с изм. и доп. от 1 мая 2016 г. №139-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №18. – ст.2515.

[40] Артемьев Н.С. Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы – необходимое условие эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью // Человек: преступление и наказание. – 2013. – №3. – С.96-98.

[41] Борсученко С.А. Режим исполнения наказаний: законодательная регламентация в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве // Юридическая наука и практика / Под ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2015. – С.49.

[42] Борсученко С.А. Режим исполнения наказаний: законодательная регламентация в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве // Юридическая наука и практика / Под ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2015. – С.52.

[43] Артемьев Н.С. Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы – необходимое условие эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью // Человек: преступление и наказание. – 2013. – №3. – С.96-98.

[44] Абрамова И.Е. О некоторых вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2016. – С.125.

[45] Борсученко С.А. Режим исполнения наказаний: законодательная регламентация в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве // Юридическая наука и практика / Под ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2015. – С.56.

[46] Абрамова И.Е. О некоторых вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2016. – С.128.

Наши рекомендации