II. Понятие и механизм работы закупочного центра

Маркетинг закупок – это система управления снабжен­ческой деятельностью, основанная на комплексном исследо­вании рынка поставщиков и направленная на решение проб­лемы закупки компонентов (сырья, материалов, оборудова­ния) для производственной деятельности.

В ходе реализации задач снабжения и принятия решения о покупке службе материально-технического снабжения не­обходимо вступать в связи почти со всеми подразделениями предприятия. Для этого создается так называемый закупоч­ный центр (закупочный комитет, центр по закупкам, заку­почный совет).Закупочный центр – это неформальное структурное подразделение предприятия, которое формиру­ется как совокупность отдельных лиц и структурных отде­лов для решения конкретной проблемы закупки определен­ного товара.

Перед закупочным центром ставится цель выработать (обосновать) решение проблемы закупки определенной про­дукции для предприятия. В процессе принятия решения о покупке приходится решать следующие задачи:

• выявить и сформулировать потребность;

• составить спецификацию покупаемых товаров;

• изучить информацию по данной проблеме;

• выбрать поставщика или нескольких поставщиков;

• принять решение.

Состав закупочного центра

Исходя из перечис­ленных задач, члены закупочного центра выполняют пять основных ролей (каждую из них могут исполнять один или несколько человек):

• пользователи – это работники предприятия, которые часто выступают инициаторами закупки и используют поку­паемые товары и услуги, а потому дают оценку закупаемо­го товара и работы поставщика. Ими могут быть: началь­ник производства, инженер-технолог, начальники производ­ственных цехов и участков, отдел сбыта и т.д.;

• советники – помогают составить перечень покупаемых товаров, влияют на принятие решения о покупке, определяя критерии отбора информации и выбора поставщиков. Как правило, это технический персонал предприятия (инже­нерно-технологические работники, конструкторы, консультанты, работники ОТК, начальники производств);

• администраторы – члены закупочного центра, управляющие потоками информации в закупочном центре и оказывающие таким образом косвенное влияние на принятие решения. Такую роль могут выполнять отдельный работники аппарата управления (секретари), учетно-финансовой и технической служб. В некоторых случаях снабженцы ограничивают пользователей или лиц, принимающих решения, от встреч с потенциальными поставщиками;

лица, принимающие решения, обладают формальнымправом окончательного выбора товара или поставщика. При случайных и повторных закупках это, как правило, коммерческий директор или начальник отдела снабжения. Решение по дорогостоящим проектам с высокой степенью риска, по комплектным поставкам чаще всего принимает собственник предприятия (совет директоров);

• покупателиимеют полное право и обязанность выбора поставщиков, ведения переговоров и заключения договоров. Обычно это работники отделов снабжения, занимающиеся определенным видом продукта. В случае технологически сложных и рискованных покупок ими могут быть руководители предприятия (генеральный или коммерческий директор и т.д.). Иногда покупатели помогают пользователям составить перечень необходимых товаров.

Этапы процесса осуществления закупок и роли членов закупочного центра

Этапы процесса закупки Состав закупочного центра
  Пользо­ватели Советники Адми­нистраторы Лица, при­нимающие решения Покупа­тели
1. Формулирование потребности *** *      
2. Составление спецификаций ** *** **    
3. Поиск поставщиков     *   ***
4-5. Запрос и оценка предложений * * * * **
6-7. Выбор поставщика и заключение договора     * *** ***
8. Оценка товара и работы поставщика ***        

Обозначения: *** – основная роль;** – значительное влияние; * – некоторое влияние.

Наши рекомендации