II. Понятие и механизм работы закупочного центра
Маркетинг закупок – это система управления снабженческой деятельностью, основанная на комплексном исследовании рынка поставщиков и направленная на решение проблемы закупки компонентов (сырья, материалов, оборудования) для производственной деятельности.
В ходе реализации задач снабжения и принятия решения о покупке службе материально-технического снабжения необходимо вступать в связи почти со всеми подразделениями предприятия. Для этого создается так называемый закупочный центр (закупочный комитет, центр по закупкам, закупочный совет).Закупочный центр – это неформальное структурное подразделение предприятия, которое формируется как совокупность отдельных лиц и структурных отделов для решения конкретной проблемы закупки определенного товара.
Перед закупочным центром ставится цель выработать (обосновать) решение проблемы закупки определенной продукции для предприятия. В процессе принятия решения о покупке приходится решать следующие задачи:
• выявить и сформулировать потребность;
• составить спецификацию покупаемых товаров;
• изучить информацию по данной проблеме;
• выбрать поставщика или нескольких поставщиков;
• принять решение.
Состав закупочного центра
Исходя из перечисленных задач, члены закупочного центра выполняют пять основных ролей (каждую из них могут исполнять один или несколько человек):
• пользователи – это работники предприятия, которые часто выступают инициаторами закупки и используют покупаемые товары и услуги, а потому дают оценку закупаемого товара и работы поставщика. Ими могут быть: начальник производства, инженер-технолог, начальники производственных цехов и участков, отдел сбыта и т.д.;
• советники – помогают составить перечень покупаемых товаров, влияют на принятие решения о покупке, определяя критерии отбора информации и выбора поставщиков. Как правило, это технический персонал предприятия (инженерно-технологические работники, конструкторы, консультанты, работники ОТК, начальники производств);
• администраторы – члены закупочного центра, управляющие потоками информации в закупочном центре и оказывающие таким образом косвенное влияние на принятие решения. Такую роль могут выполнять отдельный работники аппарата управления (секретари), учетно-финансовой и технической служб. В некоторых случаях снабженцы ограничивают пользователей или лиц, принимающих решения, от встреч с потенциальными поставщиками;
лица, принимающие решения, обладают формальнымправом окончательного выбора товара или поставщика. При случайных и повторных закупках это, как правило, коммерческий директор или начальник отдела снабжения. Решение по дорогостоящим проектам с высокой степенью риска, по комплектным поставкам чаще всего принимает собственник предприятия (совет директоров);
• покупателиимеют полное право и обязанность выбора поставщиков, ведения переговоров и заключения договоров. Обычно это работники отделов снабжения, занимающиеся определенным видом продукта. В случае технологически сложных и рискованных покупок ими могут быть руководители предприятия (генеральный или коммерческий директор и т.д.). Иногда покупатели помогают пользователям составить перечень необходимых товаров.
Этапы процесса осуществления закупок и роли членов закупочного центра
Этапы процесса закупки | Состав закупочного центра | ||||
Пользователи | Советники | Администраторы | Лица, принимающие решения | Покупатели | |
1. Формулирование потребности | *** | * | |||
2. Составление спецификаций | ** | *** | ** | ||
3. Поиск поставщиков | * | *** | |||
4-5. Запрос и оценка предложений | * | * | * | * | ** |
6-7. Выбор поставщика и заключение договора | * | *** | *** | ||
8. Оценка товара и работы поставщика | *** |
Обозначения: *** – основная роль;** – значительное влияние; * – некоторое влияние.