Организация групповой интерактивной работы. 1.Анализ и обсуждение вопросов«Взаимодействие между экспериментальными переменными», «Контроль внешних переменных»
1.Анализ и обсуждение вопросов«Взаимодействие между экспериментальными переменными», «Контроль внешних переменных».
2. Анализ и обсуждение схем взаимодействия между переменными в самостоятельно разработанных экспериментах.
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчётности |
1. | Общая | Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций по теме исследования | Текущее занятие | Конспект |
2. | Групповая | Анализ экспериментальных исследований с целью выделения экспериментальных переменных, их взаимодействия и контроля. | Практическое занятие, часы индивидуальных консультаций по предмету | Тексты описания классических экспериментов (Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил Экспериментальная психология: практический курс (75 уникальных экспериментов). СПб.: Прайм-Еврознак». – 2001 г. |
3. | Индивидуальная | Разработать модели исследования с выделением всех видов переменных | Практическое занятие, часы индивидуальных консультаций по предмету | Программа исследования |
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
1. Внутренние переменные: виды и контроль.
2.Управляемые и субъективные переменные.
Форма текущего контроля:
1. Устный опрос, тестирование.
2. Проверка программы исследования, эссе.
Материалы текущего контроля
Примерные вопросы для устного опроса:
1. Понятие и виды переменных в психологическом эксперименте.
2. Независимая экспериментальная переменная, контроль независимой переменной.
3. Зависимая экспериментальная переменная.
4. Внешние переменные, способы контроля внешних переменных.
Тестирование:
1. Экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор, управляемый и активно изменяемый самим экспериментатором:
а) независимая переменная;
б) зависимая переменная;
в) дополнительная переменная;
г) подобная переменная.
2. Психическое явление, характеристика или фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной:
а) независимая переменная;
б) зависимая переменная;
в) дополнительная переменная;
г) подобная переменная.
3. Наиболее радикальный способ контроля, состоящий в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних переменных:
а) создание константных условий4
б) балансировка;
в) контрбалансировка;
г) элиминация внешних воздействий.
4. Способ контроля внешних переменных, используемый всегда тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий:
а) создание константных условий;
б) балансировка;
в) контрбалансировка;
г) рандомизация.
5. В качестве независимой переменной в исследовании могут рассматриваться:
а) характеристика заданий;
б) организменные состояния испытуемых;
в) внешние условия проведения эксперимента;
г) личностные особенности экспериментатора.
6. По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации) эксперименты подразделяются на:
а) интрапроцедурный (внутри);
б) интерпроцедурный (между);
в) кросс-процедурный (пересечение);
г) индивидуальный.
7. Видами связи между переменными являются:
а) монотонно-возрастающая;
б) монотонно-убывающая;
в) нелинейная U-образная зависимость;
г) нелинейная инвертированная U-образная зависимость;
д) квазипериодическая зависимость;
е) отсутствие зависимости;
ж) неопределенная зависимость.
Эссе
1. На примере исследования тревожности проиллюстрируйте разницу между а) управляемыми и б) субъективными независимыми переменными.
2. На различных примерах покажите разницу между ситуативными, рабочими и инструктивными независимыми переменными.
3. Считается, что в исследовании с использованием субъективных переменных выводы о причинах явлений не могут быть сделаны. Почему?
Практическое задание «Выявление переменных»
В каждом из перечисленных ниже исследований выявите независимую (независимые) переменную (переменные), значения независимой переменной и зависимую переменную. Определите, являются ли независимые переменные управляемыми или неуправляемыми. Укажите, какая шкала использовалась для измерения зависимых переменных.
1. В исследовании когнитивных карт сравнивалась способность первокурсников и студентов старших курсов точно указывать местоположение конкретных зданий. Некоторые здания располагаются в центре, поблизости от дорог, по которым часто ходят студенты, а другие – на переферии студенческого городка. Участников исследования попросили оценить ( по шкале от 1 до 10) степень уверенности в том, что они правильно указали направление, и записать количество ошибок (в процентах).
2. В исследовании эффективности нового лекарства для лечения депрессии одни участники принимали его, а другие думали, что принимают. Третья группа участников не подвергалась экспериментальному воздействию. По окончании программы участники заполнили опросник депрессии Бека, а затем опытные наблюдатели оценили (по 10-ти бальной шкале) уровень их депрессии.
3.В исследовании, посвященном готовности к оказанию помощи, к посетителям торгового центра подходил либо хорошо одетый студент, либо неряшливый и спрашивал, где находится туалет или ближайший магазин. Расположившийся неподалеку экспериментатор отмечает, была ли оказана помощь.
4. В исследовании обусловливания, проведенном И. П. Павловым, у голодных животных вырабатывался условный рефлекс слюноотделения при звуковом сигнале, связанном с получением пищи. Одним животным, прежде чем выдать еду, предъявляли сигнал, а затем снова выключали его, На других животных воздействовали сигналом до самого конца кормления. Третья группа животных получала еду