Психофизическая модель инженера-строителя (раскрыть один из блоков модели)

Психофизическая модель – совокупность профессионально важных психофизических качеств инженера.

Три блока: (Раскрыть нужно один)

1) Психические возможности:

- Интеллектуальные способности (вычислительные, пространственные, быстрота мышления, логические и т.д.)

- Социально-психологические качества (нервно-эмоциональная устойчивость, исполнительность, организаторские способности)

- Черты характера (коммуникабельность, лидерство, надежность)

2) Физические качества:

Выносливость, сила, быстрота, равновесие, координация, моторика мелких движений

3)Психофизиологические резервы:

- Зрение (острота, глазомер, периферийное зрение)

- Зрительно- и слухо- моторная реакция

- Устойчивость функциональных систем (вестибулярный аппарат, геоклиматическая устойчивость и т.д.)

- Познавательные функции мозга (память, внимание)

8-4Психофизическая модель инженера-строителя

Психофизическая модель инженера-строителя представляет собой совокупность профессионально важных психофизических качеств инженера-, Строителя (ПВК) ранжированных по 10-балльной шкале. ПВК включают в Себя три блока качеств: психические возможности и характерологические Особенности личности, физические качества и психофизиологические ре­зервы организма.

Модель составлена по профессиограммам для строителей для четырех видов деятельности инженера-строителя. Профессиограммы содержат следующие : параметры:

- типичные трудовые действия, операции;

- типичные ошибки;

- двигательная активность;

- основные и вспомогательные рабочие движения;

- физическая нагрузка и ее направленность;

- рабочая поза;

- характер психической и психофизической нагрузки;

- метеорологические и санитарно-гигиенические условия, экологиче­ская ситуация;

■ профессиональные вредности и заболевания;

■ профессионально важные физические качества;

• ключевые профессионально важные психофизиологические функции;

■ профессионально важные двигательные умения и навыки;

■ профессионально важные психические качества и способности;

■ профессионально значимые деловые и личностные свойства.

8-5Профессиональная психическая готовность.Осн. проф важные физ …..

Любую инженерную деятельность, как и деятельность инженера-строителя, можно представить в виде четырех-пяти направлений: практическ деятельность (работа на стройке прорабом, мастером, начальником участ и т.п., а также технологом на производстве); работа проектировщиком, конструктором в проектном бюро; работа по эксплуатации оборудования; научная деятельность; руководящая деятельность.

Для этих видов деятельности рассмотрим условия работы и какими качествами и в каком объеме должен обладать инженер-строитель для тога чтобы качественно, эффективно работать на определенном участке деятельности, без потери трудоспособности.

Инженер-строитель практик.

Условия работы близки к экстремальным: работа проводится на откры той местности, в любое время суток, на любых географических широт любых высотах, в любое время года, иногда при резкой смене температур Двигательный режим активный, т.е. большую часть рабочего времени чел век проводит на ногах, может подниматься на различные конструкции, спускаться в котлованы, проходить по шатким мостикам и конструкциям и т.д,

Работа проводится в зоне повышенной опасности, т.к. на строительной пло­щадке много движущейся строительной техники, работают подъемные кра­ны, могут быть провода под напряжением, имеются разрытия, траншеи, кот­лованы. Эмоциональное и интеллектуальное напряжение выше допустимых норм, т.к. приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью, в том числе и за безопасность других.

ПВК - по физическим качествам прораб должен быть хорошо подго­товлен, основное требование - высокая динамическая выносливость - 10 баллов. Сила может быть в пределах 5-6 б. Хорошо должны быть развиты реакции: слухо-моторная, зрительно-моторная и тактильная. Т.е. что-то уви­дел, услышал, ощутил нештатное, должен быстро оценить ситуацию, а для ■лого должен обладать быстротой мышления, и отдать нужную команду подчиненным понятными словами; для этого должна быть хорошо развита логичность мышления, должен быть определенный запас слов.

У прораба должен быть развит глазомер, желательно на 8-10 баллов, т.к. в работе нужно правильно оценивать расстояния до движущихся пред­метов (в зоне повышенной опасности), длины, высоты и т.д.

Психофизиологические резервы должны иметь высокий уровень: 8-10 баллов. ССС, ЦНС. Дыхательная система, вестибулярный аппарат должны быть без патологий, т.е человек должен быть абсолютно здоровым. Вести­булярный аппарат должен быть тренированным, т.к. приходится поднимать­ся на высоты и проходить мо мостикам на высоте. Должна быть высокая ге­оклиматическая устойчивость.

Качество внимания (концентрация, переключение, объем) - в среднем 6-7 баллов. Память - особенно вербальная - 7 баллов.

Психические качества: общий уровень интеллекта может быть невысо­ким, т.к. прорабу не приходится в процессе своей деятельности обрабатывать большой поток информации, в пределах 5 баллов. Но некоторые со­ставляющие должны быть выше: пространственное мышление - 7-8 баллов, Т. к. приходится работать с чертежами.

Прораб должен быть эмоционально устойчив - 8 баллов; это качество Важно для руководителя, т.к. от степени эмоциональной устойчивости руко­водителя зависит эмоциональный климат в коллективе. Нормативность, или следование нормам морали, тоже высокий уровень - 7 баллов.

Организаторские способности - 7 баллов, т.к. он руководит коллективом.

Очень важное качество - добросовестность. Для строителя оно является профессиональным, т.к. от добросовестности соблюдения всех требований и норм строительства зависит безопасность строений, сооружений и людей.

В целом к прорабу предъявляются наиболее высокие требования по исем показателям.

Инженер-конструктор, экономист.

Условия работы: работает в помещении, в замкнутом пространстве, при недостатке освещения, воздуха, при наличии пыли от чертежей (бумаги), при проектировании с помощью ЭВМ - под влиянием электромагнит­ных излучений. Двигательный режим - пассивный, рабочая поза - вынуж­денная, постоянно сидя с наклоном, если работает, (чертит) сидя, или стоя за кульманом, совершает мелкие движения.

Требования к уровню ПВК: по физическим качествам основное - ста­тическая и общая выносливость, координация (для выполнения мелких движений). К остальным качествам требования пониженные. По психофизиологическим резервам: Основное - хорошее зрение и глазомер. Хорошая вер­бальная (на слова) и зрительная память, объем внимания.

Самое главное требование в блоке психических возможностей: должно быть высокоразвито пространственное мышление и вычислительные спо­собности. Человек должен быть исполнительным и самое главное как и для прораба добросовестным.

Инженер эксплуатационник.

Условия работы примерно такие же, как у прораба, если работа связа­на с техническим осмотром зданий, сооружений, оборудования и т.д. Т.е. двигательный режим активный, но меньше, чем у прораба. Характер требо­ваний по ПВК такой же, как у прораба, но по уровню меньший.

Особые требования предъявляются к инженеру, работающему с автома-: тезированными средствами управления различным оборудованием зданий,, сооружений. Это работа в машинных залах управления электростанций, теплолодстанций и т.п. Работа здесь связана с большим психоэмоциональным на­пряжением, необходимостью постоянно поддерживать большой объем вни­мания, концентрировать внимание, на показаниях различных приборов, переключать внимание с одного прибора на другой. Поэтому жесткие требование к ЦНС, она должна быть устойчивой к психоэмоциональной нагрузке. Научная деятельность.

Научной деятельностью могут заниматься не все люди. Конечно, те, у кого большой объем знаний в выбранной области, но и обязательно те, у ко высокий интеллектуальный уровень, т.е. имеется большой объем знаний и других областях науки. К уровню здоровья и физической подготовленности особенных требований нет. Предъявляются повышенные требования к ПВ содержащимся в блоке психических возможностей. Во-первых, человек, занимающийся научной деятельностью должен иметь аналитический склад ума, т. е. способность к анализу событий, выявлению среди них главных, п ' иску связей между ними и т.д. Из черт характера - основное - это стремлении к достижению цели, без этого качества очень часто научная работа остается незаконченной. Стремление к достижению цели характеризуется умение ставить перед собой цель, искать пути к ее достижению, стремиться ее достичь. Это качество вырабатывается при занятиях теми видами спорта, в которых спортсмен добивается установления своих личных достижений: тяж лая атлетика, бег, лыжи и т.д. Эти качества переносятся им в жизнь.

Руководитель.

Работа руководителя (организация строительства, строительного про­изводства, руководство проектами) связана с большими как физическими, так и психоэмоциональными нагрузками, т.к. на руководителе лежит персо­нальная ответственность за выполнение работы.

Требования по физической подготовленности и здоровью такие же, как у прораба, а по особенностям мышления - как у научного работника. В чер­тах характера обязательно должно быть на высоком уровне такое качество, как лидерство. Руководитель должен быть ярко выраженный лидер. Лидер ->то тот, кто берет на себя ответственность в принятии решений; делает это гот, кто обладает уверенностью в себе, решительностью; эти качества име­ет тот, у кого большой объем знаний.

Наши рекомендации