Понятия малой группы и коллектива
Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами. Среди них можно выделить большие, средние и малые социальные группы.
Большие социальные группыпредставлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В такие группы могут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти сообщества опосредованно осуществляется воздействие идеологии и политики общества на психологию составляющих их людей. Состав таких групп нестабилен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации.
Средней социальной группойназывают людей, входящих в ту или иную сравнительно небольшую социальную организацию. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т. п., включающие в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризуются тем, что они существуют на более или менее постоянной основе, их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе (организации и т. п.) и отделяют себя и свою группу (организацию) от других подобных групп. Состав таких групп, кроме того, более или менее постоянен, а их члены, как правило, проживают в одном регионе и работают в одной и той же организации.
Малая группапредставляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам:
• наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.);
• личное знание друг друга;
• непосредственное взаимодействие друг с другом;
• существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы;
• наличие внутренней организованности группы, например присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.
Такая группа является непосредственным проводником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды точнее было бы сформулировать как идею о непосредственной зависимости личности, ее психологии и поведения от психологии, действий и отношений людей, принадлежащих к тем же самым малым группам, к которым принадлежит данная личность.
Типичными примерами малых групп являются семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живущие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.
Существуют различные способы классификации малых групп, но чаще всего среди них выделяются следующие разновидности:
• лабораторные и естественные, случайные (временные, непостоянные по составу) и стационарные (постоянные по составу) группы;
• формальные и неформальные группы;
• группы низкого и группы высокого уровня развития;
• группы членства и референтные группы.
В сравнении и в противоположность последним иногда выделяют и отдельно рассматривают индифферентные и антиреферентные малые группы.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных разновидностей.
Лабораторными называют малые группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования.
Случайными именуют малые группы, которые собираются из случайно оказавшихся в данном месте людей.
Стационарная, или постоянная, – это такая группа, которая создана и существует длительное время, не прекращает свое существование и после того, как задача, поставленная в данный момент времени перед ней, уже решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые такая группа в течение длительного времени должна решать, причем эти задачи могут меняться, а группа как таковая продолжает существовать).
Формальными (официальными) называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций.
Неформальными, или неофициальными, называют такие малые группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами). К ним, например, относятся небольшие группы людей, случайно образовавшиеся в том или ином месте, группы друзей и т. п.
Малые группы низкого уровня развития – это такие объединения людей, в которых отсутствуют или сравнительно слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе – единая цель (задача), лидерство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Группа низкого уровня развития, как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями.
Группами высокого уровня развития называют такие малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ними задачами. В отечественной психологии по сложившейся традиции такие группы принято называть коллективами.
Группа членства – это социальная группа, к которой человек реально принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не принадлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не принимает.
Референтными называют малые группы, которые являются наиболее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психологическое влияние.
Есть немало малых групп, которые никакого или почти никакого влияния на психологию и поведение человека не оказывают. Такие группы, в отличие от референтных, называют индифферентными, или безразличными.
Антиреферентными являются малые группы, члены которых имеют взгляды и убеждения, противоположные собственным убеждениям и взглядам данного человека. Индифферентные и антиреферентные малые группы – это, как правило, такие, к которым человек не принадлежит и стать членом которых он не желает.
Выделяют и другие разновидности малых групп. Это, например:
• первичные и вторичные;
• горизонтальные и вертикальные;
• гетерогенные и гомогенные;
• дискуссионные и исполнительские;
• интерактивные и коактивные;
• маргинальные;
• нормативные и др.
Кратко охарактеризуем их.
Первичная группа – это малая группа, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты (хорошие личные взаимоотношения).
Вторичная – это социальная группа, состоящая из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и отдельные, общие для них формы стандартного поведения. Во всем остальном такая группа может существенно отличаться от себе подобных, в том числе по влиянию на психологию и поведение входящих в ее состав людей. Кроме того, такая группа намного менее значима для формирования человека как личности, чем первичная группа.
Горизонтальная – это группа, собранная из людей, которые представляют один и тот же социальный класс или занимают одинаковое положение (имеют одинаковый статус) в обществе.
Вертикальная группа представляет собой социальную группу, составленную из людей, занимающих в обществе разное положение с точки зрения их власти, влияния, материального положения и т. п., то есть имеющих в соответствующем обществе различные социальные статусы.
Гетерогенная группа состоит из людей, существенно отличающихся друг от друга по своей психологии и поведению.
Гомогенная группа представляет собой социальную группу, состоящую из похожих друг на друга по психологии и поведению людей.
Дискуссионной называют группу, основная цель которой заключается в обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу.
Исполнительская – это группа, которая сама решения не принимает, но выполняет те решения, которые принимаются кем-либо, например членами другой социальной группы.
Интерактивной называют малую группу, в которой ее участники могут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе совместной работы.
Коактивная – это группа, в которой несколько человек в одно и то же время работают над решением какой-либо задачи, но при этом они непосредственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межличностное общение во время решения задачи ограничено.
Маргинальной называют социальную группу, состоящую из людей, которые по своей психологии и поведению находятся между несколькими разными культурами, полностью не принадлежа ни одной из них.
Нормативная – это социальная группа, которая используется для установления стандартов (норм), относительно которых, в свою очередь, оцениваются психология и поведение других людей.
Среди основных направлений исследований или подходов к изучению малых групп выделяют: социометрическое, интеращионистическое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое.
Социометрическое направлениесвязано с изучением межличностных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Я. Морено.
Интеракционистический подходориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представлен в работах К. Левина и Р. Бейлза.
Стратометрический подходразработан А. В. Петровским и реализован в стратометрической концепции коллектива. В нем в основном описывается коллектив как группа высокого уровня развития и выделяются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт (слоев) в стратометрической концепции коллектива выделено три: отношения к содержанию совместной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), и эмоционально-непосредственные отношения (третий, или поверхностный, слой).
Параметрометрический подходк коллективу разработан Л. И. Уманским и его последователями. Здесь также обсуждаются структура и развитие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-кооперация, группа-корпорация и коллектив. Особое внимание в характеристике уровня развития группы как коллектива обращается на организованность (А. С. Чернышов) и эмоциональное единство (А. Н. Лутошкин).
Организационно-управленческий подходотличается тем, что малая группа рассматривается как объект и субъект управления в реально существующих организациях.
Тренинговый подходк изучению малых групп состоит в том, что малой группе организуется и проводится социально-психологический тренинг, и она, с одной стороны, используется в психотерапевтических или психокоррекционных целях, а с другой – становится объектом научного изучения как реально существующая малая группа.
Группу в социальной психологии изучают также с точки зрения ее структуры и динамики.
Под структурой малой группыпонимается ее персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы.
Динамику малой группыпредставляют через происходящие в группе социально-психологические процессы, включая те, которые связаны с развитием группы как коллектива или команды (последнее понятие является синонимом коллектива, используемым в зарубежной социальной психологии).
Сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами называют каналами межличностных(или групповых) коммуникаций.Существуют разные системы каналов коммуникаций в группе. На рис. 1 представлены два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике.