Глава 1. Структура и функции конфликтологического знания

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

На тему: «СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПОСРЕДНИЧЕСТВО. ВИДЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА»

Выполнил: студент 3 курса

Группы 3203-1с

Файзуллин Эдуард Ильгизович

Проверил(а): доцент

Сергеева Зульфия Харисовна

КАЗАНЬ 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………… . 2

ГЛАВА I. Структура и функции конфликтологического знания

§ 1. Структура конфликтологии 4

1.1. Общая теория конфликта 4

1.2. Отраслевые конфликтологии 5

1.3. Прикладные методики урегулирования конфликтов 5

§ 2. Основные функции конфликтологии 6

ГЛАВА II. Посредничество

§1.Что такое посредничество 7

1.1.Понятие, функции, этапы посредничества 7

1.2. Виды и типы посредничества 10

1.3. Условия эффективности посредничества 12

Заключение……………………………………………………………………… 15

Список литературы………………………………………………………… 17

Введение.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который содержит 17 источников. В первой главе два параграфа, в которых раскрывается структура и функции конфликтологии, во второй главе – один параграф, в котором рассматривается, что такое посредничество.

Целью работы является исследование посредничества при урегулировании конфликтов, а также определение структуры и функций конфликтологии. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучение структуры и функций конфликтологии,

- изучение структуры посредничества,

- технологий и трудностей при осуществлении посреднической деятельности,

- условия эффективности посреднических услуг.

Говоря о конфликтологии, необходимо отметить, что это сравнительно молодая наука, значение которой сегодня нельзя недооценить. Преподавание же конфликтологии в России исчисляется несколькими годами. И все-таки конфликтология стала заметной наукой об обществе и человеке, о причинах и отрицательных следствиях функционирования господствующих отношений в современном российском обществе.

Предметом конфликтологии является сам конфликт, в какой бы сфере общества он ни протекал, какую бы личность он ни затрагивал. Однако конфликтология не только теоретико-прикладная наука о конфликтах и способах их предупреждения и разрешения. Конфликтология — междисциплинарная наука. Междисциплинарный характер конфликтологии не столько в конфликте, как способе взаимодействия индивидов в тех или иных условиях, не в его инструментальности, сколько в самом конфликте как социальном явлении, внутреннем содержании конфликта, и одновременно в его причинах. Определяя понятие «конфликт», мы тем самым определяем границы конфликта и очерчиваем конфликтное пространство. Это важно потому, что конфликтное пространство подвижно в силу его объективно-субъективного содержания.

Объективно-субъективным содержанием отличается и сам предмет конфликтологии — конфликт. Потому о конфликте можно говорить как о междисциплинарном предмете исследования, ибо объективно-субъективный характер конфликта предполагает действие субъекта, его состояние и положение, которое он занимает в системе установленных связей. Конфликт — это негативный способ взаимодействия субъектов в состоянии нацеленности на борьбу за изменение и сохранение положения в объединении.

Одна из практических, или прикладных задач конфликтологии - дать навыки по выработке согласованных действий.

В нынешней обстановке не существует никаких других способов решения возникающих в нашем обществе конфликтов, кроме организации посредничества и переговоров. Однако, путаница в социальной жизни общества вызвала путаницу и в решении конфликтов. Посредники, появлявшиеся по решению высших инстанций, зачастую навлекали на себя гнев враждующих сторон, а конфликты вспыхивали с новой силой.

В последнее время к посредничеству стали относиться серьёзно. Об этом говорят, в частности, поиск и появление более непредвзятых, в том числе и международных, посредников в большинстве конфликтов на территории бывшего СССР. Это относится и к Нагорному Карабаху, и к Южной Осетии, и к Приднестровью и т.д. Посредничество работает неровно, ещё только приобретая опыт, но, шаг за шагом добиваясь некоторых успехов, о чём свидетельствует стабилизация положения в некоторых регионах. Поэтому тема посредничества на сегодняшний день является очень актуальной.

Глава 1. Структура и функции конфликтологического знания.

Структура конфликтологии.

Общая теория конфликта.

Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта:

1) статистическую;

2) динамическую.

В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:

1) конфликтующие стороны или объекты;

2) отношения, возникающие между ними.

При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.

В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.

Американский социолог Кеннет Боулдингсчитал, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.

Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.

Наши рекомендации