Беседа с больным в психиатрической клинике

CLINICAL

PSYCHIATRY

SYNOPSIS OF PSYCHIATR

HAROLD 1. KAPLAN, M.D.

Professor of Psychiatry, New York University School of Medicine: Attending Psychiatrist, University Hospital of the New York University Medical Center: Attending Psychiatrist, Bellevue Hospital, New York, New York

BENJAMIN J. SADOCK, M.D.

Professor and Vice Chairman, Department of Psychiatry, New York University School of Medicine; Attending Psychiatrist, University Hospital of the New York University Medical Center; Attending Psychiatrist, Bellevue Hospital, New York, New York

WILLIAMS &WILKINS Baltimore • Hong Kong • London • Sydney

ГИ.Каплан Б.Дж.Сэдок

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

ИЗ СИНОПСИСА ПО ПСИХИАТРИИ

В 2 томах

Том 1

Перевод с английского докт. мед. наук В. Б. Стрелец

Москва «Медицина" 1994

ББК 56.14 К20

УДК 616.89-(035)

Издание рекомендовано для перевода д. м. н. В. Н. КРАСНОВЫМ, зам. директора НИИ психиатрии МЗ РФ

Данная книга представляет собой часть большого руководства, в котором описаны основы клиники, диагностики и лечения психических расстройств.

В первом томе приведены описания расстройств, наблюдающихся при органическом психосиндроме, злоупотреблении психоактивными веществами, а также бредовых, соматоформных, диссоциативных и других видов расстройств.

Книга предназначена для психиатров и специалистов смежных дисциплин.

перевод на русский язык, 1994

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ......................

Глава 1. Клиническое обследование психически больного ......

Глава 2. Типичные признаки и симптомы психических заболеваний

Глава 3. Классификация в психиатрии (DSM-III-R) ........

Глава 4. Расстройства, наблюдающиеся при органическом психосиндроме

Глава 5. Психиатрические аспекты синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) .................

Глава 6. Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами ..................

Глава 7. Шизофрения ..................

Глава 8. Бредовые (параноидные) расстройства .........

Глава 9. Психотические расстройства, нигде более не классифицируемые (Другое название отсутствует, ДНО) .........

Глава 10. Расстройства настроения ..............

Глава 11. Расстройства в виде тревожности (или неврозы тревожности

и фобические неврозы) ..............

Глава 12. Соматоформные расстройства ............

Глава 13. Диссоциативные расстройства ............

Глава 14. Сексуальная сфера человека ............

Глава 15. Сон и нарушения сна ...............

Глава 16. Искусственно демонстрируемые расстройства ......

Глава 17. Расстройства контроля над своими импульсами, нигде более не классифицируемые (Другое название отсутствует, ДНО) . .

Глава 18. Расстройства адаптации ..............

Глава 19. Психологические факторы, влияющие на физическое состояние (психосоматические расстройства) ..........

Глава 20. Расстройства личности ..............

-5-

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психиатрия сегодняшнего дня должна подчеркивать гуманный и сочувственный аспекты медицины. Данное руководство посвящено этому гуманизму, который часто теряется в технически оснащенной современной медицинской практике. Точно так же взаимоотношения между учебными медицинскими факультетами и студентами требуют подчеркнутого внимания, если мы хотим избежать появления подобных компьютеру врачей-роботов.

В Соединенных Штатах Америки психиатрия является единственной медицинской дисциплиной, курс преподавания которой проводится непрерывно в течение четырех лет. Если преподавание ведется на должном уровне, этот курс должен быть волнующим напоминанием всем о том, что задача медицины—ставить диагноз, лечить и добиваться облегчения боли, страдания и заболевания, основываясь на подходе к больному как к целостной личности.

Новое издание в уменьшенном размере.Эта книга является частью большего издания, в котором охвачены основы поведенческих наук и клинических психических расстройств. Данное меньшее издание включает описание только клинических проявлений психических расстройств. Руководство в полном объеме дает возможность студенту пользоваться книгой на протяжении всех четырех лет учебы в медицинском институте. Данное руководство годится для студента, которому требуется учебник, включающий только клиническую психиатрию. Мы считаем, что такая гибкость обеспечивает возможность выбора для широкого круга читателей, занимающихся психиатрией, психологией, социальной деятельностью в психиатрии, деятельностью среднего медицинского персонала в психиатрии, поведенческой рекреационной (восстановительной) терапией и другими аспектами, связанными с психическим здоровьем.

Новые изменения в этом издании. Эта книга содержит новейшие разработки в клинической психиатрии. В частности, в ней представлена нозология, разработанная в третьем исправленном издании Американской Психиатрической Ассоциации «Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям» ("Diagnostical and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-III-R), которое было опубликовано в 1987 г. В нее включены достижения в области изучения органического психосиндрома и связанных с ним расстройств, нарушений, обусловленных употреблением психоактивных веществ, содержится новый и расширенный раздел описания расстройств сна. Подробно обсуждаются последние результаты биологических исследований, в ходе которых были обнаружены этиологические факты, лежащие в основе различных психических расстройств.

Пересмотрен раздел, посвященный тревоге (как нормальной, так и патологической). Включены последние разработки в области детской психиатрии, в том числе суициды у детей. Имеется обширный и подробный обзор лечения, включая применение лабораторных тестов в психиатрии.

В связи с подчеркнутой клинической направленностью этого руководства авторы дали ряд описаний клинических историй болезни в приложении. Они проиллюстрировали множество различных заболеваний, описанных в данной книге. Эти описания взяты из «Книги историй болезни» DSM-III-R, опубликованной Американской Психиатрической Ассоциацией, и пересмотрены авторами в связи с требованиями современности для того, чтобы они соответствовали DSM-III-R.

Использование книги студентами. Уникальной особенностью этого руководства является его портативность и организация. Им могут пользоваться и те студенты, которым необходима чрезвычайно подробная информация о полном диапазоне психических расстройств, и те, которым нужны основные моменты, характеризующие каждое расстройство: в данной книге они представлены в табличной форме для облегчения пользования. Приводятся также дозы препаратов, показания и противопоказания к их применению, включая вещества, только что ставшие известными. Глава, посвященная неотложной помощи в психиатрии, включает наиболее значимые данные. Данное руководство по клинической психиатрии и «Синопсис по психиатрии» составляют одну часть тройной системы, разработанной авторами для облегчения обучения психиатрии и наукам о поведении. Другая часть этой системы представляет собой «Всестороннее Руководство по Психиатрии», которое скоро появится в пятом издании, глобальное по глубине и широте охвата, но совсем не такое портативное, как эта книга. Обе эти книги имеют путеводитель к данному руководству, что позволяет студенту изучить любой предмет более глубоко, опираясь на описание, сделанное специалистом в данной области. Заключительная часть представляет собой «Путеводитель» для изучения и самостоятельного анализа обзора «Синопсиса по психиатрии», который состоит из проблем со множественным выбором решений и ответов, которые можно дать, опираясь на имеющиеся ключи к текущему изданию «Синопсиса по психиатрии». Книга вопросов со множественным выбором дает возможность оценить важность и вклад Национального Совета ученых, работающих

-7-

в области медицины и Американского Совета по психиатрии и неврологии, создавших курс обучения, на котором основаны все наши книги. Их исследования приведены в форме проблемы со множественным выбором решений, являющейся типом вопроса и методом преподавания, используемыми в Путеводителе для изучения, который рекомендуется как сопроводительное издание для одновременного использования с «Синопсисом по психиатрии». В то время как авторы признают огромную важность и позитивный вклад этих Советов относительно их влияния и силы воздействия, хотя и позитивного, на нашу систему образования, существуют определенные противоречия. Точно так же нозология, использованная в этом руководстве, основывается на пересмотренном третьем издании Американской Психиатрической Ассоциации «Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям» (DSM-III-R), которое является законом в американской психиатрии. Тогда как авторы имеют оговорки относительно полезности и обоснованности DSM-III-R, которая содержит нововведения, вызывающие иногда сомнения в отношении ее преимуществ перед DSM-III, студенты должны изучить DSM-III-R до тех пор, пока она не изменится определенным образом и когда будет опубликована версия DSM-IV.

Глава 1

КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОГО

БЕСЕДА С БОЛЬНЫМ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с положениями современной психиатрии беседа с психически больным основана на точном понимании врачом характера психопатологии и динамики течения болезни. Беседа не должна происходить без предварительной подготовки во время случайной встречи врача и больного. Беседа с больным в психиатрической клинике основана на том, что психиатр — это специалист в области исследования деятельности мозга и межличностных отношений и, следовательно, является для больного не просто сочувствующим слушателем. Искусство врача-психиатра в проведении беседы состоит в том, чтобы задавать больному одни вопросы и не касаться других; это искусство имеет еще целый ряд особенностей, о которых будет сказано ниже в этой же главе.

Беседа с больным может осложняться тем обстоятельством, что не все психически больные добровольно обращаются за помощью к врачу, и у них могут вообще отсутствовать желание и/или способность вступать с врачом в контакт. Одних больных удается уговорить быть откровенным с врачом, чтобы облегчить свои страдания, другие же склонны скрывать свои самые сокровенные чувства и причины своих душевных потрясений.

Иногда больные, понимая, что болезнь проявляет в них не самые лучшие личностные качества, не хотят говорить о себе, пока не убедятся, что, рассказав, не потеряют уважения врача. По этой причине сложившиеся между больным и врачом отношения оказывают значительное влияние на то, что больной говорит врачу, и что он скрывает.

Наши рекомендации