Жилище человека
Наряду с использованием животных и растений в своей хозяйственной деятельности, люди во все времена стремились содержать их в своем жилище с непрагматическими целями. Очевидно, что в этом случае природные объекты призваны способствовать решению уже не материальных, а психологических проблем человека.
Наблюдения за индейцами племени акурио из Суринама позволяют проследить истоки отношения человека к ручным животным. Развитие индейцев акурио соответствует каменному веку, когда люди еще недалеко ушли от животного образа жизни. Они, например, не умеют разводить огонь, весь день проводят в поисках пищи и тотчас съедают добытое, в том числе и детенышей убитых ими животных. А вот индейцы племени трио вайяна, которых помимо охоты кормит еще и земледелие, как правило, берут на себя попечение о детенышах убитых животных. В селении, где люди не голодают, можно встретить всевозможных зверьков, за которыми ухаживают дети и женщины. Но если срывается охота и рыбная ловля, то эти любимцы закалываются и съедаются (Линблад, 1983).
Обычай держать в доме животных очень древний. В деревнях это спасало молодняк от морозов. Животных держали в доме, чтобы, как тогда считалось, они быстрее научились понимать, что от них нужно людям, т.е. одомашнились, а также для того, чтобы было легче отбирать более доверчивых к людям особей. Л.А.-Китаев-Смык (1989) приводит данные этнографического изучения жителей высокогорного Кавказа — сванов. В каменном сванском доме вдоль стен стоит длинный «шкаф» с рядом окошек, разукрашенных резным орнаментом. Через эти окошки в дом смотрят многочисленные коровы, быки, лошади, живущие всю зиму в этом своеобразном стойле-шкафу. У сванов существует обычай в определенный день года совершать ритуальные действия, разыгрывая в комнате, на виду у животных, сцены из их жизни, как бы показывая животным, что они должны делать, чтобы угодить своим хозяевам. Это пример пришедшего из древности сосуществования людей и животных в одном жилище.
Известно, что в Древнем Китае примерно 3,5 тыс. лет назад (правление династии Инь-Шанг) разводились золотые Рыбки. С ними велась селекционная работа, существовали пись-
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
менные руководства по разведению, такие рыбки в изящных фарфоровых вазах преподносились как драгоценный подарок. В легендарных вавилонских висячих садах ассирийской царицы Семирамиды (конец IX в. до н.э.) устраивались специальные прудики с рыбками и другими водными животными и растениями (Кочетов, 1991). В индейских государствах Центральной и Южной Америки XV в. во внутренних дворах горожан размещались декоративные садики. На каналах и озерах делались плавучие цветники на специальных плотах. Король ацтеков Монтесума II содержал большой вольер с диковинными птицами, привезенными со всего континента (Турдиев, Седых, Эрихман, 1974).
Характерно, что в Европе создание ботанических садов, а также содержание декоративных растений и животных в жилище, начинается с XVI в. — эпохи географических открытий, когда европейцы начинают активно контактировать с культурами Востока и Америки. К XVIII в. спрос на экзотические растения и животных достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию множества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли Старого и Нового света (Герасимов, Журавлев, 1988).
В настоящее время популярность содержания животных и растений в своих квартирах ради психологических контактов с ними с каждым годом возрастает. А.М.Кочетов (1991) называет число аквариумистов на территории бывшего СССР — 20 млн. Тех же, у кого в доме живет собака или кошка, намного больше, а комнатные растения можно встретить практически на каждом подоконнике, причем не только в квартирах, но и в офисах, на производстве, в общественных местах.
Спрос на экзотические растения и животных столь велик, что торговля ими является важной статьей национального дохода ряда тропических стран (Танзании, Бурунди, Таиланда и др.). США ежегодно импортируют только аквариумных животных на сумму свыше 80 млн. долларов (Кочетов, 1989).
«В эпоху научно-технического прогресса, интенсификации всех сфер человеческой деятельности как на производстве, так и в быту, в эпоху информационного бума у человека остается все меньше и меньше времени на общение с природой. Замена непосредственного общения с живой природой чтением книг о ней или просмотром специальных телевизионных программ, конечно же, не решает проблемы. И этот недостаток контакта с природой человек пытается возместить переносом ее частицы в свой дом» (Кудрявцев и др., 1991, с. 11).
Как же люди объясняют свое желание иметь дома растения и рвотных? Обычно говорят «для души». Иными словами, люди содержат растения и животных потому, что те удовлетворяют их определенные психологические потребности.
Вот что говорят сами натуралисты — любители растений — о мотивах своего увлечения.
«Без растений... неуютно и пусто даже в хорошо обставленной квартире. Особенно радуют они нас в зимнее время, когда за окном метель и вьюга. Цветы действуют на нас столь же положительно, как и хорошая музыка... Зеленые оазисы создают уют, вызывают у людей приятные эмоции, выполняя тем самым и важную психологическую функцию. Выращивая цветы, ухаживая за ними, человек учится творить красоту, а вместе с тем и сам становится красивей — добрее, нежнее» (Бибикова и др., 1989, с. 4).
«Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием» (Капранова, 1989, с. 6).
«В наше время люди занимаются растениями гораздо в большей степени, чем раньше. Они любуются их разнообразной формой и окраской, а чтобы постоянно наблюдать за интересными процессами роста, выращивают растения в своих квартирах. Ежедневный уход за ними доставляет радость» (Хаге, 1992, с. 8).
«Зеленые растения не только украшают наше жилище, насыщают воздух кислородом, скрашивают тоскливую зимнюю пору, они поднимают наше настроение, воспитывают доброту, любознательность, приучают к аккуратности: ведь радуют нас зеленые друзья лишь в том случае, если мы регулярно заботимся о них, если уже по их виду сумеем понять, хорошо растению или плохо» (Агеева, Лаврова, 1992, с. 3)
«К орхидее мы относимся, как к существу одухотворенному: общение с ней всегда связано с какими-то приключениями или переживаниями, оставляющими след в нашем сознании» (Фидлер; цит. по Герасимов, Журавлев, 1988).
Но если любители растений находят способы «понимать» своих «друзей» и «общаться» с ними, если они утверждают возможность влияния растений, с которыми контактируют, на личность («воспитывают доброту, нежность» и т.д.), то при взаимодействии с животными эти феномены проявляются еще отчетливее.
Рассматривая взаимоотношения людей с животными, М. С. Каган пишет: «Такого рода отношения двояки: в одних случаях мы видим в животном простой объект нашей преобразовательной или Познавательной деятельности, подобный неживым объектам, и, соответственно, считаем себя вправе не только дрессировать его,
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
гибридизировать, но и убивать, и съедать; в других случаях мы относимся к животному, как к самим себе, приписываем ему человеческие свойства и способности, т.е. одухотворяем его, субъективируем и тем самым делаем возможным общение с ним» (1988, с. 223).
Я.Линблад подчеркивает, что люди довольно редко привязываются к животным, которые приносят ту или иную пользу в хозяйстве, так же сильно, как к избалованным домашним любимчикам, от которых почти ничего не требуют, но на выражение нежности к которым не скупятся. Он считает, что эти животные тоже приносят своеобразную, непрагматическую «пользу»: развивают в людях умение любить и заботиться о ком-то. Это одинаково относится и к взрослым, и к детям.
Забота о животных, несомненно, первое проявление той заботы и ласки, которые затем будут обращены на мужа или жену, а со временем и на детей. Кроме того, общение с животными имеет также и психотерапевтический эффект. «Для множества одиноких людей собака, кошка или другое приглянувшееся им животное -- существо, способное оценить ласку, не отвергающее тепло и привязанность» (1983, с. 27).
«Среди страстных любителей животных, и в частности среди любителей собак, существует особая категория людей, которые по той или иной горькой причине утратили веру в себе подобных и ищут эмоциональной помощи у животных» (Лоренц, 1995, с. 67).
Очень интересна мысль Я.Линблада о том, что собака наилучшим образом соответствует тем требованиям, которые мы предъявляем к другу: она принимает хозяина таким, каков он есть, ее любовь и расположение к нему безусловны и не зависят ни от каких внешних обстоятельств, она всегда ответит лаской на ласку и т.д. Как подчеркивает Е.Г.Симкина: «Привязанность людей к кошкам и собакам может объясняться двумя основными свойствами этих животных: их способностью давать любовь и тактильную поддержку, и их положение постоянной инфантильной зависимости, что соответствует естественной потребности человека оказывать поддержку и защиту» (1997, с. 4).
Более того, прирученные животные, по мнению Ф.Энгельса, сами испытывают потребность общаться с человеком: «В естественном состоянии ни одно животное не испытывает неудобства от неумения говорить или понимать человеческую речь. Совсем иначе обстоит дело, когда животное приручено человеком. Собака и лошадь развили в себе, благодаря общению с людьми, такое чуткое ухо по отношению *
членораздельной речи, что в пределах свойственного им круга представлений, они легко научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, приобрели способность к таким чувствам, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности и т.д., которые раньше им были чужды. Всякий, кому много приходилось иметь дело с такими животными, едва ли может отказаться от убеждения, что имеется немало случаев, когда они свою неспособность говорить ощущают теперь как недостаток» (Маркс, Энгельс, т. 20, с. 489). Проблема психологического взаимодействия человека с животными вызывает столь большой общественный интерес, что нередко освещается не только в научных, но и в научно-популярных изданиях. Например, в журнале «Наука и жизнь» №7 за 1978 г. приводится обзор зарубежных публикаций на эту тему (исследования М.Робина, Э.Кэйн, А.Кэтчера и др.).
М.Робин опросил около 500 подростков, живущих как в благополучных семьях, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатрических лечебницах. 91% опрошенных имел какого-то любимца: от собак, кошек, лошадей и птиц до крыс, черепах и змей. 97% считали их «лучшими друзьями», «единственной защитой». «Единственным существом, которое можно любить» называли своего питомца 29% школьников, 47% подростков из исправительных колоний и 61% пациентов психиатрических больниц. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. В этом отношении очень показателен такой эпизод. Один из воспитанников, имеющий «богатое» криминальное прошлое, уговаривал на побег другого (не столь «бывалого»), расписывая при этом все прелести свободной воровской жизни. Однако 14-летний Борис П. на побег не согласился, ответив: «Нет, не могу! Здесь зоокруж»к, здесь мои животные. Как же я без них...»
Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой ста-тус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует социальной реабилитации Аепривированного ребенка (Ясвин, 1994).
Экспериментальное исследование отношения к природе воспитанников детских домов проводилось Е.В.Цокало (1995) с ис-
механизмы развития отношения к природе практический канал развития отношения к природе
пользованием методики «Натурафил»*. Диагностика подростков 10—16 лет (357 человек) показала, что «в целом по выборке интенсивность субъективного отношения к природе у депривиро-ванных детей выше, чем у "обычных" (соответственно, 54,82 и 50,39 ст.). Эта же закономерность сохраняется и в каждой отдельной анализируемой возрастной группе... Показатели депривиро-ванных детей превышают показатели "обычных" в наибольшей степени по практическому компоненту, в котором отражается стремление личности практически взаимодействовать с природными объектами, общаться с ними» (с. 75).
Е.В.Цокало было установлено, что в кругу своих «значимых других» 96% 7-летних воспитанников детского дома на первой позиции отмечают какое-либо животное (кошка, собака, котята, лошадь и т.д.), в то время как среди «обычных» детей это отмечалось лишь у 7% обследуемых. Еще более показательно, что у 91% детдомовских семилеток различные животные занимали все три первые позиции в списке «значимых других», чего при обследовании «обычных» детей не было отмечено ни разу. Все депривированные дети включали какое-либо природное существо в первую тройку «значимых других», а среди «обычных» детей это делал лишь один из четырех.
П.Н.Виноградовым (1997) анализируется работа клуба юннатов Фрунзенского района Санкт-Петербурга по снижению дезадаптации детей из детского дома, из неполных семей и семей с психологическими проблемами и финансовыми затруднениями. Отмечается, что организация партнерского взаимодействия детей с животными позволяет, во-первых, диагностировать состояние ребенка, во-вторых, строить систему психотерапевтической помощи. «Основным итогом нашей работы мы видим смещение центра переживания с дезадаптивного состояния на взаимодействие с животным» (с. 211).
По данным шведского психиатра Л.Торкеллсона, опросившего около четырех тысяч человек, 98% владельцев домашних животных доверяют своим питомцам личные тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то.
*См. ч. 1,3.1.
0очти 60% отмечают день рождения своего подопечного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, в семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене. Л.Торкеллсон считает, что большая часть домашних животных действительно является для их хозяев самыми близкими существами, люди рассматривают своих животных как настоящих друзей.
В другом опросе владельцев собак был сделан вывод, что главное качество, которое человек больше всего ценит в собаке — это внимание к его персоне. На втором месте доброжелательность к хозяину, на третьем — возможность иметь собеседника.
Е.В.Антоновой (1995) под нашим руководством проводилось исследование роли ручных животных в жизни городских подростков. Специальный опрос пятиклассников показал, что практически все (98%), у кого есть животное, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживается половина опрошенных. В том, что животное может им помочь, убеждены 84% владельцев животных и 50% из тех, у кого животных пока нет. На то, что животное способно понимать их лучше, чем другие люди, указывают 63% школьников, у которых такое животное дома есть, и 40% тех, у которых его нет (!). Кроме того, 84% детей делится со своими домашними животными впечатлениями о событиях в школе, рассказывает о друзьях и т.д., 75% — обращается к животному за советом. «Практически весь день, кроме школы и сна» проводят со своими животными 62% юных владельцев животных.
Кроме того, Е.В.Антоновой с помощью методики «Кинетический рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять симптомокоъЛшексов: 1) «благоприятная семейная ситуация», 2) «конфликтность», 3) «тревожность», 4) «чувство неполноценности», 5) «враждебность». В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что при наличии в семье животного двое из каждых трех протестированных 10 летних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время практически все их сверстники (98%) из семей, где животных не содержится, — как неблагоприятную.
Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где Животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с отно-
механизмы развития отношения к природ
практический канал развития отношения к природе
сительно высокими показателями чувства неполноценности враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животн не содержат.
В экспериментальном исследовании влияний факторов среды на развитие городских дошкольников Н.Н.Авдеевой и Г.Б.Степановой были установлены значимые корреляции между «низкой конфликтностью с детьми» и «наличием животных в семье» — 0.427 (по критерию Пирсона), а также отмечены корреляции «большого количества дружеских контактов» с «наличием дачи, дома в деревне» (0.422); с «наличием животных в семье» (0.409); — с «наличием растений в доме» (0.356). Констатируется, что «возможность общения с природой дает положительные эффекты при социализации ребенка, формировании гуманности» (1996).
Э.Кэйн, изучавшая влияние разных домашних животных на взаимоотношения супругов в 20 семьях, пришла к выводу, что они могут действовать как катализатор хороших отношений в семье. В большинстве семей уменьшилось количество конфликтов, участилось и углубилось общение после того, как в доме появилось животное: сначала супруги беседовали только о животных, а затем переходили на более личные темы.
Результаты исследований влияния общения с животными на здоровье людей активно обсуждались на VIII Международной конференции по взаимодействию человека и животных (Прага, 1998). Так, врачи из Великобритании установили, что владельцы животных более позитивно реагируют на кризисные ситуации, чем те, у кого животных нет. Например, изучение группы недавно овдовевших людей показало, что имеющие домашних животных испытывали меньший стресс от тяжелой утраты. Исследования также показали, что сердечно-сосудистая система человека слабее реагирует на стресс в присутствии собаки или кошки (Робинсон, 1999).
А.Кэтчер измерял давление у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовали со своими любимцами. Во втором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня была иногда довольно бурной (физическая активность, как правило, поднимает давление крови). Когда человек разговаривал со своим животным, давление крови у него оказывалось ниже, чем когда он беседовал с экспериментатором. А.Кэтчер также обнаружил, что давление, особенно у гипертон ков, снижается, если смотреть на аквариум с красивыми рыб ми. Кроме того, им наблюдалась группа из 92 человек, перенесших
инфаркт. 53 из них держали дома животных, у 39 с похожими клиническими случаями, возрастными социальными и личностными параметрами таких любимцев не было. За год наблюдений #з первой группы умерли 3 пациента, из второй группы — 11, соответственно, 6% и 28%.
Статистические данные швейцарских ученых свидетельствуют, что пожилые люди, в доме которых живет кошка, обращаются к врачам на 16% реже, чем не имеющие кошек («Наука и жизнь», 1991, № 4, с. 112). Специальный опрос показал, что 47% американских врачей рекомендуют в качестве «лечебного средства» некоторым своим пациентам завести для общения собаку, кошку или птицу.
В последние годы в реабилитационной деятельности больниц, санаториев (особенно детских), наркологических диспансеров, клиник и других лечебных учреждений широко используют зооте-рапию (анималотерапию), с целью психотерапевтического и транквилизирующего воздействия (Кочетов, 1991). «Простое созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние нервной системы, снижает возбуждение, успокаивает человека» (Махлин, Солоницына, 1984, с. 4).
По данным нью-йоркских врачей, даже кратковременное наблюдение за спокойно плавающими в аквариуме рыбками оказалось эффективным средством для снятия стрессовых состояний, преодоления бессонницы, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний (I Международный симпозиум по взаимоотношениям между человеком и животными. США, 1982). В аптеках Нью-Йорка продаются видеокассеты с аквариумными «сюжетами», которые используются в больницах, в приемных зубных врачей (Котковец, 1992).
Обзор психокоррекционного и психотерапевтического использования контактов с животными проведен Е.Г.Симкиной (1997), в работе которой приводится .ряд интересных сведений (данные Ап(1егуоп9 1987; Апоп, 1989; Ейпеу, 1992; ^еV^п5оп, 1969, Согзоп & Согзоп, 1987 и др.).
Так, еще в XVIII веке в Йоркской больнице было отмечено благотворное влияние общения с животными на пациентов, которые в этом общении учились контролировать себя, повышали свою самооценку.
В США в одном из госпиталей с 1919 г. было введено использование собак для эмоциональной поддержки психиатрических
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
пациентов. Было отмечено повышение их социальной активности и заинтересованности в различных видах деятельности. У пациентов, страдавших церебральным параличом, синдромом Дауна и рядом других тяжелых заболеваний, при организации их верховой езды на пони и лошадях улучшались моторные функции, координация, эмоциональное состояние и социальные взаимодействия.
В специальном исследовании психотерапевтического влияния домашних животных на пациентов было установлено, что уровень депрессии, измеренный по симптоматической шкале, обратно пропорционален степени привязанности испытуемого к своему животному (Едпеу, 1992).
Большой вклад в развитие практики психотерапевтического использования животных внес американский психиатр Б.Левин-сон. Он показал, что общение с животными помогает пациентам преодолевать чувство одиночества и депрессию, дает возможность почувствовать себя нужным и любимым, способствует преодолению замкнутости и повышению активности в социальных контактах.
Американские врачи С. и Э. Корсоны организовали в одной из психиатрических клиник «собачью палату», где для пациентов с высокой степенью отчужденности использовалось взаимодействие с животными для реализации их потребности в общении и разрядки эмоционального напряжения. Позднее Корсоны успешно продолжили свои исследования в госпитале для беспомощных больных и в исправительном учреждении с целью гуманизации заключенных.
Огромную роль, которую может играть в психологической жизни человека взаимодействие с природой, иллюстрирует такая любопытная история, связанная с одним убийцей, приговоренным к пожизненному заключению. «В тюрьме Страуд находился с 1909 года. В 1942 году его перевели в знаменитую тюрьму Алькатрас, находящуюся на острове. Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, породили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить жизнь пернатых. Страуд занялся самообразованием, запросил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал вдумчиво и планомерно изучать строение птиц. В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О Птичнике (такое прозвище он получил в тюрьме) сняли фильм, многие видные общественные деятели обращались к представителям американской Фемиды с просьбой об освобождении талантливого ученого.
Органы правосудия, однако, решили не отступать от принятого десятилетия назад решения. Страуд так и умер в тюремной камере» (Лав-рин, 1993, с. 222).
Российский врач-психиатр М.Е.Бурно (1989) использует терапевтическое воздействие мира природы на людей с различными нервно-психическими расстройствами. Его пациенты в группе рассматривают гербарии и натуралистические слайды, изображения ландшафтов и насекомых. В терапевтическом процессе используется рисование, фотографирование и описание пейзажей, деревьев, цветов, трав, жуков, бабочек. Выясняя свое отношение к миру природы, пациенты получают более четкие представления о самих себе.
Итак, может быть выделен ряд психологических функций взаимодействия людей с растениями и животными, обусловленных определенными потребностями человека. Это обеспечивает наличие соответствующих мотивов (как осознанных, так и неосознанных) непрагматической практической деятельности человека, связанной с природными объектами:
1) Эстетическая функция — возможность любоваться «красо
той форм», наслаждаться «приятным запахом», мелодичными зву
ками и т.д.
2) Познавательная функция — возможность «наблюдать за ин
тересными процессами», узнавать новое и т.д.
3) Функция реализации потребности в компетентности — ов
ладение соответствующими технологиями, удовлетворение от своей
компетентности — «ежедневный уход за ними доставляет радость».
4) Функция реализации этических потребностей — «наша по
требность изливать на кого-то свою приязнь», «любить и забо
титься о ком-то» и т.д.
5) Психотерапевтическая функция — «снятие стрессовых со
стояний», «снижение возбуждения» и т.д.
6) Психофизиологическая функция — «снижение артериального
Давления», устранение бессонницы и т.д.
7) Реабилитационная функция -- повышенное стремление к
контактам с природными объектами пациентов психиатрических
больниц, воспитанников колоний, детских домов.
8) Психокоррекционная функция — «улучшают взаимоотноше
ния в семье» и т.д.
9) Воспитывающая функция — «воспитывают доброту, любоз
нательность, приучают к аккуратности» и т.д.
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
10) Функция общения — «возможность иметь собеседника», доверять свои тайны и т.д.
Необходимо отметить, что все указанные функции могут реализовываться при контактах человека как с животными, так и с растениями. Однако, наиболее полно они раскрываются во взаимодействии именно с животными в силу филогенетической преемственности коммуникационных систем человека и животных (см. ч. II). Психологическое взаимодействие с растениями требует большей сензитивности к проявлениям («ответам») природного объекта (см. 13.4.). О людях, способных к такому уровню контактов, говорят: «Цветы чувствуют его любовь и прекрасно растут».
Весьма показательно, что, говоря о «значении растений животных в жизни человека», авторы (натуралисты и педагоги остаются в плену прагматических установок по отношению к природным объектам. Они как бы «стесняются» писать о психологических функциях, уделяя основное внимание тому, что «растения очищают воздух в помещениях и выделяют кислород», «аквариум повышает влажность воздуха» и т.п. Хотя, с точки зрения здравого смысла, очень трудно представить, что кто-то заводит аквариум именно для увлажнения воздуха. Приверженность канонам материалистического мировоззрения заставляет авторов (особенно отечественных) избегать анализа общения с природными объектами. В то же время эта проблема, с вполне материалистических позиций, решается М.С.Каганом (1988), Д.Лукачем (1986), С.Д.Деря-бо (1993).
Именно в процессе общения с природными существами реализуются указанные выше психологические функции, а само общение служит мотивом взаимодействия человека с растениями и животными, содержания их в человеческом жилище.
Как уже отмечалось, понятие «общение» традиционно связывается с межличностными, межчеловеческими контактами, и с этой точки зрения, употребление понятия «общение» по отношению к взаимодействию человека с природным объектом выглядит некорректно. Однако, называя межличностное общение «реальным общением людей», М.С.Каган показывает, что существуют пределы реального общения, которые могут преодолеваться с помощью таких «дополнительных средств», как иллюзорное, символическое общение. Необходимым условием такого общения с природным объектом является наделение его свойствами субъекта, в результате чего с ним «человек способен завязывать отношения, подобные его отношениям с подлинными субъектами» (1988, с. 223). «Такого
рода общение с иллюзорными субъектами повседневно осуществляется каждым из нас, выражая потребность человека в максимальном расширении сферОы его общения» (с. 228).
Приведенные выше примеры взаимодействия человека с животными полностью соответствуют процессу «общения ради общения», описываемому М.С.Каганом. Это так называемые «дружеские контакты», имеющие своей целью сам процесс душевного сближения. Такое общение призвано снимать психическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности (Титаренко, 1979), что возможно и при взаимодействии с природными объектами.
С.Д.Дерябо (1993), анализируя проблему взаимодействия человека с природным объектом, воспринимаемым в качестве субъекта, выделяет пять вариантов влияния такого природного объекта на человека.
Во-первых, это ситуация, когда субъектифицированный природный объект (8о) служит опосредствующим элементом при взаимодействии человека (8) с другими объектами (О): 8 — 8о — О. В этом случае природный объект выступает в роли референтного лица для человека, «значимого другого». То, что «не понравилось» животному, становится неприятным и для его владельца.
Во-вторых, природный объект может служить референтным лицом и при восприятии человеком других людей. Хозяева, как правило, с большей симпатией относятся к тем гостям, которым «поверил» их любимый пес. Его «мнение» порой может оказаться решающим, как в одном из эпизодов повести Дж.Лондона «Белый Клык»: «Отойдите, моей собаке не нравится ваш запах». Эта модель взаимодействия соответствует схеме: 81 — 8о -> 82 .
С нашей точки зрения, обе описанные ситуации отражают такую функцию общения, как «приобщение к ценностям другого» (по М.С.Кагану).
В-третьих, природный объект может восприниматься как субъект совместной деятельности и вступать с человеком во взаимодействие, опосредованное объектом — предметом деятельности: 8 — О — 8о. Например, пастух и собака «вместе пасут стадо».
Здесь общение выступает в функции «обслуживания предметной деятельности» (по М.С.Кагану).
В-четвертых, природный объект может выступать как опосредствующий элемент в собственно межсубъектном взаимодействии: 81 *- 8о -> 82. Например, супруги прекращают ссориться, когда в комнату входит их собака, потому что им «становится неловко перед ней».
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
И, наконец, в-пятых, природный объект может выступать в качестве опосредствующего элемента при диалоге человека с самим собой: 8 3 5о. Здесь он функционирует в качестве своеобразного зеркала, в которое смотрится человек, — экспертной составляющей рефлексивного процесса.
Таким образом, взаимодействие человека с природными объектами — в определенных случаях — может принимать характер общения. При этом природный объект, выступая как «иллюзорный партнер общения», может способствовать решению ряда психологических проблем человека.
Общение с природными объектами — важнейшая составляющая процесса развития субъективного отношения личности как к этим объектам природы, так и к природе в целом. «Когда узнаешь животное близко, по-настоящему узнаешь, совсем другими глазами смотришь на всех представителей вида — ведь речь идет о сотнях, тысячах, иногда миллионах индивидов, — да только нам, людям, очень уж трудно это уразуметь. Я порой испытываю острое, до боли, сочувствие, чуть не отождествляю себя с теми нашими сожителями по планете, которые для большинства моих сородичей "просто животные"» (Линблад, 1983, с. 183).
12.4. РОЛЬ «ОТВЕТА» ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА НА АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Важнейшую роль в развитии отношения к природному объекту играет его встречная активность при взаимодействии с человеком, без которой оно не может стать именно взшшодействием, оставаясь, в сущности, актом воздействия человека на природный объект.
При наличии соответствующей встречной активности со стороны природного объекта взаимодействие человека с ним может развиться до уровня общения. Как отмечает М.С.Каган, анализируя этот процесс на примере собаки: «Этот вид общения обеспечивается психологически тем, что животное обладает рядом качеств, сходных с человеческими — эмоциональностью, способностью выражать свои переживания определенными действиями, звуками, мимикой, реагируя на коммуникативные инициативы человека, и последний чувствует, что собака отвечает на его любовь привязанностью, преданностью, собственной любовью, мы и говорим о "дружбе" человека с собакой или лошадью, о спо-
собности животного понимать своего хозяина, сочувствовать ему, сострадать, а подчас и об особой надежности, верности, преданности животного человеку, едва ли не более прочной, чем в отношениях людей» (Каган, 1988, с. 224).
Итак, собака реагирует определенным, легко доступным пониманию, образом на активность человека, который, в свою очередь, субъективно воспринимает эту реакцию именно в качестве «ответа» на свою инициативу.
При практическом взаимодействии с природным объектом, человек, совершая ряд действий по отношению к нему, ждет каких-либо ответных проявлений, причем таких, которые можно заметить, увидеть, услышать одним словом, сенсорно зафиксировать. Ведь когда человек о ком-то заботится, он получает наибольшее удовольствие именно от благодарности за эту заботу и вольно или невольно ждет ее.
Собака является самым близким человеку живым существом как раз потому, что в силу этологически обусловленных коммуникативных особенностей способна наиболее ярко и понятно для человека продемонстрировать ему эту благодарность: лизнуть в лицо, «приветливо» повилять хвостом, «радостно» залаять при его появлении и т.д. Кошка, потомок одиночных животных, а не стайных, как собака, менее способна выражать свою благодарность; хотя тоже описывается немало случаев, когда кошки приносили хозяевам пойманных мышей в виде «подарка», но такой подарок далеко не всегда оценивался по достоинству. Хотя кошка также может отвечать человеку своим доверием: позволяет себя гладить, мурлыкает, устроившись на коленях, но в связи с вышеназванными причинами любителей кошек среди людей гораздо ^еныые, чем любителей собак.
Очень интересный случай, иллюстрирующий роль «ответа» в формировании отношения к природному объекту, описывает Дж.Даррелл.
«Один пожилой пеон*, не отличавшийся особой сентиментальностью и, вероятно, способный без угрызений совести убить кого угодно, от человека до насекомого, торжественно заявил мне, что он никогда не обидит Иогпего (испанское название печника — небольшой птицы, обитающей в пампасах. — В.Я.). Однажды, путешествуя верхом по пампе, он увидел на пне гнездо печника. Оно было почти закончено, стенки были еще сырыми. На одной из стенок барахтался создатель этого гнезда, попавший лапкой в петлю, образованную длин-
* Пеон — крестьянин-батрак в странах Южной Америки.
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
ным стеблем травы, которую он использовал в качестве арматуры. Птица, вероятно, давно уже пыталась вырваться и была совершенно обессилена. Повинуясь внезапному порыву, пеон подъехал к пню, вытащил нож, осторожно отрезал травинку и бережно посадил выбившуюся из сил птичку на верхушку гнезда. И тогда произошло неожиданное.
- Клянусь вам, что это правда, сеньор, — рассказывал мой собеседник. — Я стоял в двух шагах от птицы, не больше, но она меня не боялась. Хоть она и была слаба, она все же встала на ноги, подняла голову и запела. Минуты две она пела для меня чудесную песню, а я слушал, сидя верхом на лошади. Потом она снялась с места и полетела над травой. Эта птица благодарила меня за то, что я спас ей жизнь. Птица, которая способна таким образом выражать благодарность, достойна того, чтобы ее уважали» (1994е, с. 19—20). Популярность живых существ у людей снижается по мере снижения их способности «отвечать» на заботу хозяев, т.е. по мере затруднения интерпретации их проявлений как благодарности за активность личности. Я.Линблад пишет: «Контакт животного с человеком определяется этологическими особенностями данного вида» (1983, с. 24), имея в виду, как раз, способность различных животных к «сотрудничеству» с человеком, т.е. к коммуникативному взаимодействию.
Чем больше форма «проявления себя» у природных объектов отличается от человеческой, тем труднее их реакции субъективно интерпретировать как «ответ». Это происходит еще сложнее, когда такая реакция значительно отодвинута во времени от инициирующего действия человека. Однако чем больше усилий затрачено человеком на организацию контакта с природным объектом, чем больше его желание получить «вознаграждение» за эти усилия, тем сензитивнее, восприимчивее становится он к реакциям этого объекта, тем легче они интерпретируются именно как «ответы». «Ответы» объектов природы на активность человека могут быть самыми различными: съесть предложенный корм, искупаться в подставленной ванночке с водой, поселиться в сооруженном для них домике, «наконец-то» зацвести на подоконнике или на грядке, вывести потомство в искусственных условиях, даже просто дать новый лист после подкормки удобрениями и т.д.
Потребность в компетентности, являющаяся одним из источников активности, направленной на непрагматическое взаимодействие с природными объектами, как раз и реализуется в организации для них таких условий (специальное освещение, регуляция температуры, подбор партнеров, рацион и режим пита-
ния и т.д.), которые позволяют ожидать и получить от них определенный «ответ», помогают, а порой и заставляют живые существа проявлять себя в качестве партнеров по взаимодействию. Чем труднее добиться такого «ответа», тем выше удовлетворение, когда это происходит: для аквариумиста -- добиться размножения новой, «трудной» рыбки; для любителей сукулен-Тов -- цветения редкого кактуса; для собаковода — отличной «работы» своего питомца на выставке и т.д.
«Я кормлю кенара, чищу клетку и ощущаю, что все, что я делаю, находит ответную реакцию у него, не только потому, что он понимает, что это все делаю именно я, что от меня изливается на него добро, и за это он каждый раз смотрит на меня благодарно.
Речь идет о маленькой птичке, о крошке, где тут разглядеть благодарность? Некоторые рассказывают, что птицы садятся на головы своим хозяевам, целуют их, даже чистят им ресницы. Всего этого моя птичка делать не могла, но вот смотрит кенар на меня из клетки, и я чувствую явное общение с ним. И что удивительно: чем крохотнее существо, чем меньше у него способов общения... тем более ранят человеческую душу те скудные проявления внимания, которые исходят от него. Словно чем скупее "слово", чем сдержаннее, тем большую силу в себе несет, тем доходчивее оно и пронзительнее» (Романова, 1996, с. 392).
Реакции природных объектов на целенаправленную активность человека, субъективно интерпретируемые как «ответы», могут быть проранжированы по степени легкости их «прочтения» в качестве таковых.
1. Антропоморфный ответ — непосредственная поведенческая
реакция природного объекта на определенное действие человека
и прямо направленная на него как адресованный коммуникатив
ный сигнал. Эта реакция совпадает с соответствующим ч&ювечес-
ким проявлением и, следовательно, очень легко интерпретируется
как «ответ».
Примеры: собака выбежала встречать вернувшегося хозяина, попугай ответил на приветствие адекватной фразой, обезьяна обнимает владельца и прижимается к нему и т.д.
2. Поведенческий ответ — непосредственная или немного ото
двинутая во времени реакция на действия человека, выражающа
яся в поведении природного объекта, которое аналогично
соответствующему поведению человека в сходной ситуации, но
при этом не является собственно коммуникативным сигналом. Зна
чение такой реакции, как правило, легко понимается человеком
и интерпретируется как «ответ».
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
Примеры: скворцы поселились в приготовленном для них скворечнике, рыбки резво плавают во вновь оборудованном аквариуме, животное отказывается от предлагаемой пищи и т.д.
Антропоморфный и поведенческий «ответы» могут быть получены только от животных, чем объясняется наибольшее их предпочтение по сравнению с другими природными объектами в качестве партнеров по взаимодействию.
3. Морфологический ответ — реакция природного объекта на
действия человека, выражающаяся в том или ином изменении
своего внешнего облика. Как правило, такая реакция и обусло
вившее ее действие человека разделены во времени значительным
интервалом. В качестве «ответа» она интерпретируется значитель
но труднее, чем описанные ранее.
Примеры: листья растения приобрели более интенсивную зеленую окраску после подкормки удобрениями, перья попугая стали гладкими и блестящими в результате витаминизации корма, у яблони сформировалась правильная крона после обрезки и т.д.
4. Физиологический ответ — реакция природного объекта на
действия человека, проявляющаяся в том или ином функциональ
ном изменении. Такая реакция также отделена определенным вре
менным промежутком от вызвавшего ее действия человека.
Интерпретация изменения физиологического состояния природ
ного объекта как «ответа» по трудности примерно соответствует
морфологическому проявлению.
Примеры: больное животное выздоровело в результате лечения, корова дала больше молока, яблоки стали вкуснее после улучшения агротехники и т.д.
Следует отметить, что, безусловно, и поведенческие, и морфологические проявления имеют в своей основе физиологическую природу. Но в основе приведенной классификации лежат не собственно биологические, а психологические критерии. С этой точки зрения, между физиологическими и, скажем, морфологическими проявлениями есть существенные различия в аспекте их восприятия. В то же время морфологические и физиологические проявления часто выступают в единстве и их разделение становится искусственным. Например, если не политое растение завяло, то это может в равной степени рассматриваться и как морфологический, и как физиологический «ответ».
Все рассмотренные формы «ответа» присущи живым существам и действительно, в принципе, отвечают каузальной схеме «стимул — реакция»: какое-либо действие или бездействие человека
действительно является причиной данной реакции природного объекта. Таким образом, сензитивность, восприимчивость к «ответам», по существу, означает владение языком общения с природными объектами.
Однако, взаимодействие личности с природными объектами может происходить и на идеальном уровне. В этом случае «ответ» полностью конструируется самим человеком и приписывается объекту природы. Такая форма идеального взаимодействия обычно складывается с объектами неживой природы.
5. Геофизический (механический) ответ — это интерпретация в качестве «ответа» какого-либо природного явления (грозы, землетрясения и т.д.) При этом в качестве инициирующего действия человека могут рассматриваться какие-либо ранее совершенные им поступки, которые, в принципе, реально не могли вызвать подобную реакцию со стороны данного природного объекта. (В данном случае нельзя даже говорить о «реакции»: она подразумевает наличие каузальной связи со стимулом, а здесь такая связь лишь конструируется в сознании человека, но не существует в объективном мире).
Примеры: обвал в горах может рассматриваться людьми как «ответ» на их «дерзость» в выборе маршрута (у альпинистов есть выражение «гора не приняла»), море может «наслать» шторм в «ответ» на убийство китихи с китенком и т.д.
В некоторых случаях реакция природного объекта геофизического характера, интерпретируемая как «ответ», может быть действительно обусловлена действиями человека. Например, прорыв рекой плотины, построенной в неудачном месте. В подобных случаях просматривается влияние следов архаического сознания, когда природный объект становится «иллюзорным партнером оощения».
Следует подчеркнуть, что «ответы» природных объектов могут быть как положительными, т.е. направленными на укрепление контакта с человеком, так и отрицательными, направленными на избегание этого контакта. (Естественно, в данном случае речь идет о субъективной трактовке взаимодействующего с ними человека.) Известен случай, когда коллега И.П.Павлова, к которой одна из собак была особенно привязана, хотела вызвать у этой собаки локальный рефлекс посредством слабого тока. Собака, отвернувшись, не реагировала ни на какие ласковые слова, не давала никаких условных рефлексов и отказывалась принимать пищу. И.П.Павлов объяснял это тем, что собака чувствовала себя обиженной. И действительно, когда тот же самый эксперимент был
механизмы развития отношения к природе
практический канал развития отношения к природе
:тавлен другим человеком, к которому собака не испытывала нежных чувств, он прошел безукоризненно (Павловские среды, т. III, 1949).
Рис. 47. Виды «ответов» природных объектов на активность зка, направленную на взаимодействие: 1) антропоморфный, поведенческий, 3) морфологический, 4) физиологический и о) геофизический (механический).
Подобные ситуации, когда природный объект реагирует, «отвечает» не так, как того ожидал человек, т.е. не подкрепляет положительными эмоциями соответствующую активность последнего, обозначают своего рода «кризисные точки» взаимодействия. Далее может включаться либо механизм рефлексии, способствующий формированию субъектно-этического отношения к природному объекту, либо — рационализации, закрепляющий объектно-прагматическое отношение к нему.
12.5. рефлексия и рационализация
Взаимодействие с природными объектами может стимулировать человека к анализу своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, поведения по отношению к этим природным объектам. Именно рефлексия,обусловливающая осторожность и тщательность действий человека, т.е. тактичность поведения, позволяет ему устанавливать контакты даже с дикими животными.
Всемирно известная писательница Дж.Адамсон, которой удавалось приручать африканских львов и гепардов, пишет: «Я не стану повторять, какую радость испытываю от сознания, что завоевала доверие и любовь животных, которые позволили мне стать соучастницей их жизни и сделались моими верными друзьями. Хочу надеяться, что те, кто читал мои книги, вместе со мной узнали, как тонко чувствуют и как много понимают дикие животные. Может статься, читатели, как и я, откажутся понимать, почему с этими животными нужно обращаться так, словно они не способны чувствовать и любить» (1995, с. 466).
Подобный рефлексивный анализ как следствие взаимодействия с природой обусловливает нравственный самоконтроль%личнос-ти, т.е. совесть.
Экологическая совесть заставляет человека самостоятельно формулировать для себя нравственные обязательства по отношению к объектам природы, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Экологическая совесть может проявляться как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий («когнитивная совесть»), так и в форме эмоциональных переживаний типа «угрызений совести» («эмоциональная совесть»). В результате рефлексии человек, например, может сделать вывод о том, что для Успешного взаимодействия с природными объектами ему недостаточно знаний, что стимулирует его познавательную активность
механизмы развития отношения к природе
в соответствующей области. Сформированность экологической совести — один из важнейших признаков проявления субъектно-этического отношения к природе.
практический канал развития отношения к природе____________ 319
Однако, вместо рефлексии может произойти и рационализациянегативного по отношению к природным объектам поведения. Рационализация выступает как механизм психологической защиты личности, самооправдания в ситуациях противоречия между поведением и нравственными нормами. В этом случае, в соответствии с теорией когнитивного диссонанса Л.Фестингера, стремясь усилить оправдание поступка, человек обесценивает его значение для себя и других при рациональном обосновании.
Допустим, возникает ситуация, когда родители решают, что от морской свинки в доме слишком много грязи и хлопот и захотят от нее избавиться. Наверняка, ребенку будет сказано что-то вроде: «От нее только грязь да блохи!» — иными словами, подчеркнута и усилена негативная сторона ситуации и полностью проигнорирована позитивная: радость от общения с животным. При этом морская свинка перестает быть Машей или Тяпочкой, о которой заботились, ухаживали, старались ловить ее желания («подстелим Маше тряпочку, ей же холодно» или «поиграй с ней, Тяпочке скучно»), а превращается в «грызуна — переносчика инфекций», снова становится одной из многих, объектом, но уже не «нашей удивительной зверюшкой». Таким образом, к ней формируется объектно-прагматическое отношение.
В случае же, когда рефлексивный анализ дает положительную «оценку» действия человека со стороны природного объекта, усиливается склонность к деятельности, направленной на этот объект природы.
Рис. 48. Специфические механизмы развития отношения к природным объектам по практическому каналу.
развитие субъективного отношения к природе как система
глава XIII.развитие субъективного