Уступчивость и теории влияния
Соломон Аш утверждал, что влияние — это не рабское подчинение социальному давлению и что, скорее всего, оно не является унитарным процессом, т. е. что влияние и власть — это не одно и то же (Asch, 1952, 1956). Изучая конформизм, он обнаружил, что испытуемые, столкнувшись с единодушным несогласием заблуждающегося большинства, в некоторых случаях начинают вести себя по-другому и изменяют свои суждения даже тогда, когда в их восприятии не происходит никаких изменений. По мнению Аша, этот паттерн отражал социально и эмоционально мотивированную уступку большинству. Испытуемые проявили конформность по отношению к большинству, для того чтобы избежать насмешек, не быть отвергнутыми и заслужить одобрение.
Леон Фестингер предложил теорию, согласно которой привязанность к группе (сплоченность группы) является базовой детерминан-той поведения членов группы, т. е. именно от нее зависит, принимают ли члены группы ее нормы или просто демонстрируют на публике свое согласие с ними (Festinger, 1953). В соответствии с точкой
1 6 6 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Уступчивость и теории влияния
зрения Фестингера, сформулированной в 1950 году, роль сплоченности группы заключается не только в том, что она способствует большей уступчивости и тем самым облегчает достижение стоящих перед группой целей, но также и в том, что она вообще увеличивает социальное давление, включая и давление, направленное на тестирование социальной реальности. Следовательно, влияние сплоченности группы на конформность ее членов отражает и действительно определяет информационный процесс личного принятия групповых норм. Униформность группы означает уступчивость только в том случае, если члены группы не испытывают привязанности к ней.
Дойч и Джерард пошли по иному пути (Deutsch & Gerard, 1955). Они предположили, что информационное влияние зависит от неуверенности. Нормативное влияние, особенно групповой процесс конформности, представляет собой уступчивость в том смысле, что оно зависит от надзора. Оно основано на принадлежности к одной и той же группе и социальной взаимозависимости и мотивируется желанием социального признания и одобрения. Чем больше человек привязан к своей группе, тем больше он нуждается в ее одобрении и тем вероятнее его желание оправдать ожидания группы, чтобы получить это одобрение. Следовательно, уступчивость определяется сплоченностью группы.
Как отмечалось выше (см. главу 2), уступчивость отождествляется с нормативным влиянием, и мотивационной основой этого влияния является желание получить вознаграждение и избежать наказания, а прежде всего — желание добиться социального одобрения и не быть отвергнутым. Принято считать, что сплоченность усиливает нормативную власть группы, но до тех пор, пока привязанность к другим ассоциируется у индивидуума с доверием к ним и с ощущением своего сходства с ними, сплоченность группы может также усиливать и информационное влияние (убеждение).
Эти идеи нашли свое дальнейшее развитие в теориях Келмана (Kelman, 1958,1961) и Френчаи Равена (French & Raven, 1959). Кел-ман выделил три процесса: уступчивость, основанную на власти других «поощрять и наказывать»; идентификацию — процесс, в котором привязанность к другим приводит к личному принятию их взглядов на то время, что длятся социальные отношения с ними, и интерна-лизацию — влияние, основанное на содержании получаемой информации и доверии к ней (информационное влияние) (Kelman, 1958,
1961). Интернализация представляет собой новую категорию влияния, в которой привязанность к другим не просто основа власти и не связана с тем, насколько эти другие вызывают доверие, а представляет собой форму принятия ценностей других людей, которая мотивируется желанием быть таким же, как другие. Термин «идентификация» возвращает нас назад, к Фестингеру (Festinger, 1953) и к Фрейду (Freud, 1921).
По мнению Френча и Равена, влияние отражает психологические силы, которые один человек способен употребить по отношению к другому (French & Raven, 1959). Способность употреблять силу не отражает достигаемой степени влияния, поскольку в этот процесс вмешивается противодействие тех, кто сопротивляется влиянию, и другие факторы. Однако, если отбросить эти осложнения, можно сказать, что, по мнению Френча и Равена, основой влияния является власть. Френч и Равен (French & Raven, 1959; Raven, 1965) перечислили сначала пять, а позднее и шесть типов основ власти, т. е. шесть типов социально-психологических отношений между одним человеком и другими, которые позволяют ему влиять на них. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что зависимость одного человека (Р) от другого (О) дает второму власть над первым и право влиять на него. Заслуга Френча и Равена заключается в том, что они систематизировали и классифицировали различные типы зависимости и вызываемые ими различные формы влияния.
Шесть процессов влияния — это: вознаграждающая и принуждающая власть (власть над людьми, позволяющая вознаграждать и наказывать их), которые авторы назвали зависимыми типами власти (т. е. вызывающими уступчивость);референтная, экспертная и информационная власть, причем каждая из этих разновидностей — подвид того, что мы называем информационным влиянием, и легитимная власть, т. е. законный авторитет. Референтная власть основана на идентификации (отождествлении) себя с другими, но, в отличие от идентификации «по Келману», — это в высшей степени информационный процесс. Коллинз и Равен определили его как процесс, более или менее эквивалентный теории социального сравнения относительно тестирования социальной реальности Фестингера (Collins & Raven, 1969). Референтная власть не может быть ни уступчивостью, ни простой мотивацией, как другие. Это власть тех, кому индивидуум симпатизирует, которая проявляется в том, что он смотрит на мир
1 68 Глава 5. 'Власть, уступчивость и самопрезентация
Уступчивость и теории влияния 169
их глазами. И экспертная, и информационная власть приводят к ин-тернализованному влиянию, но базируются скорее на знаниях, воспринятых другим, и на обработанной им информации, чем на идентификации референтной группы. Они представляют собой некий более рациональный, когнитивный и менее социальный процесс влияния. Экспертная власть — это власть, основанная на признанной компетентности человека в какой-либо конкретной области и на доверии к нему. Информационная власть очень близка к тому, что Бер-нштейн и Винокур (см. главу 3) понимали под термином «информационное влияние», — влияние, определяемое реальным содержанием сообщения.
Коллинз и Равен отмечали, что прямых свидетельств в пользу существования власти, требующей уступок, вознаграждающей за подчинение и принуждающей к нему, на удивление мало (Collins & Raven, 1969). Исследователи считают эти процессы настолько очевидными, что не находят даже нужным доказывать их существование. Более того, теория подкрепления (reinforcement theory) и идеи социального обмена (social exchange ideas) столь хорошо известны социальным психологам, что предположить, будто обещанием вознаграждения можно контролировать поведение, значит позволить себе повторить избитую истину. Однако проблема заключается в отсутствии четкого определения понятия «вознаграждение» (или «затраты»), поскольку невозможно воспользоваться для этого каким-либо объективным классом стимулов. Например, кто-то считает вознаграждением деньги, но при определенных условиях предложение денег, воспринятое как взятка, способно вызвать у него резко отрицательную реакцию (Schlenker et al., 1980). Что будет признано вознаграждением, зависит от психологического смысла стимула в определенных условиях (от того, как именно воспринимается объективный стимул), и именно поэтому нередко бывает гораздо легче объяснить потом, почему то или иное вознаграждение удовлетворило человека, чем предсказать заранее, какое вознаграждение удовлетворит его. Те, кто придерживается теории подкрепления, заведомо не способны ошибаться, потому что редко заранее оговаривают, что будет сочтено вознаграждением и почему. Даже в тех случаях, когда вознаграждения и затраты правдоподобно объясняют социальный контроль, они могут не быть точным объяснением. Например, «кондиционирование» вербальных реакций (т. е. увеличение частоты желаемых ответов с по-
мощью «подкрепляющего» одобрительного шума) можно объяснить и по-другому, если предположить, что испытуемые просто догадались, чего ждет от них экспериментатор или что он хочет услышать (Collins & Raven, 1969). Нередко бывает трудно сказать, что является наиболее правдоподобным объяснением происходящего: подкрепление или некий более когнитивный процесс.
Конечно, это банальность — утверждать, что в известной мере при определенных условиях один человек, контролируя вознаграждения, может контролировать поведение другого человека. Теории подкрепления и социального обмена объясняют все социальные контакты как контролируемые через вознаграждения (Ng, 1980). Шленкер считает, что в любой ситуации индивидуум действует таким образом, чтобы добиться предпочтительного для него соотношения вознаграждение/затраты (Schlenker, 1980). Подобная генерализация чревата опасностью тавтологии. Ключевой момент заключается в том, что в некоторых ситуациях поведение индивидуума контролируется уступчивостью, превращенной им в инструмент достижения некоторых субъективно значимых целей. В других ситуациях подобный контроль способен вызвать «реактивность» (Brehm, 1966), агрессию или иные ответные действия. Некоторые исследователи полагают, что реактивность и неуступчивость тоже являются примерами максимизации вознаграждения. Понятно, что если все объяснять как максимизацию вознаграждения, то будет возможность предсказать, почему индивидуумы предпочитают добиваться разных вознаграждений разными способами.
То, что угрозы всегда приводят к уступчивости, менее очевидно. Весьма вероятно, что использование принуждающей власти может привести к негативной оценке того, кто ее использует, и к другим негативным реакциям по отношению к нему, в результате чего он может утратить свое влияние (Collins & Raven, 1969; Worchel & Brehm, 1971). Свидетельства в пользу существования референтной власти были рассмотрены в главе 2. Модель реализации референтной влас-ад, снабженная полезными деталями, разработана Коллинзом и Ра-веном (Collins & Raven, 1969).
, Пример экспертной власти приводят Бохнер и Инско (Bochner & Jnsko, 1966). Когда испытуемым было сказано, что информация о том, Нто им нужно спать по ночам значительно меньше, чем они привыкли, исходит от психолога, лауреата Нобелевской премии, это произ-
1 7 0 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Власть или влияние? 1 71
вело на них гораздо более сильное впечатление, чем тогда, когда ее источником был назван менее престижный и не заслуживающий такого доверия автор. Испытуемым было трудно подвергнуть сомнению компетентность Нобелевского лауреата, поэтому чем более «экстремистской» становилась его позиция, тем активнее они соглашались с ней, и это продолжалось до тех пор, пока «рекомендации» не перешли границу правдоподобия (т. е. до тех пор, пока «лауреат» не посоветовал вообще не спать по ночам).
Московичи пишет о трех разных способах разрешения конфликтов: рациональная демонстрация правильности или неправильности мнения (т. е. предоставление доказательства с использованием согласительных процедур), использование власти для навязывания решения и взаимное влияние во время переговорного процесса (Moscovici, 1985). Информационная власть — это власть, направленная на изменение мнения людей с использованием вариантов первого метода. Человек предъявляет факты и свидетельства, сами по себе достаточные для того, чтобы мнения изменились. Если это так, то можно ли назвать такую власть настоящим влиянием в том смысле этого слова, какой вкладывают в него теоретики? Она изменяет поведение, но только в контексте ранее установленного набора норм, ценностей и правил. Информация может оказать влияние только тогда, когда уже задействованы остальные процессы влияния. На человека, скорее, влияет не просто информация, а валидная информация, и он всегда может поинтересоваться тем, насколько валидна та или иная информация. Информационная власть всегда должна зависеть от других процессов, которые определяют информацию как валидную или хотя бы намекают на то, что доступна такая информация, которая внутренне валидна (подробнее эти вопросы будут рассмотрены в главе 6). Наиболее известный пример легитимной власти содержится в исследовании подчинения авторитету, выполненном Стэнли Милграмом, и будет рассмотрен в этой же главе, но в другом разделе (Milgram, 1974).
Кайслер и Кайслер (Kiesler & Kiesler, 1969) попытались объединить идеи Фестингера (Festinger, 1953), Келмана (Kelman, 1958) и Френча и Равена (French & Raven, 1959). Они высказали гипотезу, согласно которой трактовки личного принятия человеком групповых норм, принадлежащие этим исследователям, можно совместить, если принять, что легитимная, референтная и экспертная власть увеличивают привлекательность источника и что влияние привлекатель-
ности на личное принятие зависит от продолжающихся социальных этношений с источником. Иными словами, они предположили, что членство в позитивной референтной группе может привести к личному принятию ее норм, а не только к уступчивости. Однако более традиционная точка зрения заключается в том, что групповая взаимозависимость и привязанность к другим ведут к уступчивости и что для личного принятия индивидуумом групповых норм более важно сходство других с ним самим и их «достоверность». Экспериментально доказано, что привлекательность других людей для индивидуума связана с «достоверностью» через воспринимаемое им сходство этих нравящихся ему людей с ним самим и доверие к ним.
В общем, исследователи согласны с тем, что уступчивость индивидуума отражает тот факт, что в достижении желаемого результата он зависим от других: если другие контролируют желаемые результаты и индивидуум находится под наблюдением этих «других», уступчивость неизбежна. Привязанность к другим может облегчить принятие непосредственно (если она является выражением идентификации референтной группы) или косвенно (если она влияет на восприятие «достоверности» других); она также увеличивает значимость результатов, контролируемых группой (т. е. чем больше индивидуум привязан к группе, тем выше цена его «изгнания» из нее).
Власть или влияние?
Все рассмотренные выше теории могут быть соотнесены с теорией влияния, основанной на зависимости (см. главу 4). Следует напомнить, что Московичи критикует теорию зависимости за присущее ей смешение понятий «власть» и «влияние». Он утверждает, что теория зависимости низводит все влияние до процесса, направленного в одну сторону, т. е. до подчинения тем, кто имеет власть, поскольку обладает ресурсами, знаниями или «может взять числом». Он полагает, что влияние прежде всего связано с социальным конфликтом и с коллективными обсуждениями общего стабильного мира, а не с зависимостью одних людей от других, владеющих информацией.
Тем не менее Московичи, обсуждая модальности влияния, продолжает определять конформность как подчинение социальному давлению большинства. Следовательно, можно предположить, что он возражает не против того, что конформность не следствие проявления власти (хотя раньше его позиция была именно такой), а против
1 72 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Теория социального давления 1 7 3
того, что конформность — универсальный процесс. Помимо конформности, «работают» также и нормализация, и конверсия. Заслуживает внимания то, что подобная трактовка конформности придает гораздо большее значение тем ее аспектам, которые связаны с уступчивостью, чем «исходная» теория зависимости. Можно сказать, что сторонники теории зависимости принимают такую теорию «власти», которая допускает, что конформность имеет и информационные аспекты, даже если эти аспекты представляют собой «улицы с односторонним движением». В отличие от них, Московичи предлагает генетическую модель коллективных совместных социальных отношений, основанных на переговорах, но характеризует конформность исключительно как «властный процесс».
Известны также и другие точки зрения. Некоторые из них являются результатом поиска унифицированной концепции процессов влияния либо с позиций «социального давления» (Latane, 1981; La-tane & Wolf, 1981), либо с позиции «субъективно ожидаемой вьпт>-ды» от принятия «сигнала» (Ng, 1980). Изучение управления впечатлением и публичной самопрезентации представляется в настоящее время наиболее активной и необычной попыткой исследовать «властный процесс» с точки зрения конформиста.
Теория социального давления
Авторами теории социального давления, учитывающей воздействие на индивидуума других людей, являются Латанэ и его коллеги (Latane, 1981; Latane &Nida, 1980). Они определяют социальное давление как «большое число различных изменений психологического состояния и субъективных чувств, мотивов и эмоций, знаний и убеждений, ценностей и поведенческих реакций, которые происходят в индивидууме, будь то человек или животное, в результате реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других индивидуумов или ихдействий» (Latane, 1981, р. 343). Авторы теории исходят из того, что, когда индивидуум становится «мишенью» и подвергается давлению, источником которого являются другие люди, конечный результат представляет собой сложную функцию «силы», «безотлагательности» и числа оказывающих это давление людей. Считается, что маргинальное (marginal) давление каждого сверх добавленного дополнительного человека меньше, чем давление последнего добавленного человека, но точная функциональная зависимость не опре-
делена. Аналогично, когда к одному человеку, играющему роль «мишени», на которую направлены внешние силы, присоединяются другие люди, давление распределяется таким образом, что «чистый» результат обратно пропорционален силе, безотлагательности и числу стоящих вместе людей. Под «силой» источника давления понимают его «значимость, власть, важность или интенсивность» (например, престиж, возраст, социально-экономический статус, отношения с «мишенью» и власть над ней). «Безотлагательность» означает близость во времени и в пространстве и отсутствие мешающих барьеров и фильтров.
Латанэ применил эту теорию для изучения социальной конформности и влияния, однако при изучении зависимости конформности от численности группы им были получены лишь неоднозначные результаты (Latane, 1981). Например, оказалось, что в экспериментах, проведенных по сценарию Аша (и при изучении влияния меньшинства), «давление» меньшинства, представленного одним человеком, имеет тенденцию к минимальному значению. Судя по всему, большее значение, чем количественный состав подгруппы, оказывающей влияние, имеет четкий консенсус между ее членами (Moscovici & Lage, 1976). Латанэ и Вульф, воспользовавшись теорией социального давления, попытались объединить такие феномены, как влияние большинства и меньшинства, утверждая, что между ними существует только чисто количественное различие, являющееся функцией различий в относительной силе, безотлагательности и количестве влияющих людей. Подобная точка зрения основана на том, что большинству должна быть свойственна тенденция оказывать большее давление, чем то, которое оказывает меньшинство (Wolf, 1985), и что влияние подгруппы должно увеличиваться хотя бы минимально по мере увеличения ее численного состава по сравнению с составом груп-пы-«мишени». Справедливость последнего предположения была подтверждена многими исследователями (Latane & Wolf, 1981; Mullen, 1983; Tanford & Penrod, 1984). Однако другие положения этой теории, в частности влияние таких факторов давления, как сила и безотлагательность, убедительного подтверждения не получили (Mullen, 1985,1986).
В общем, можно сказать, что ценность теории социального давления как объясняющей теории неоднозначна. Сам Латанэ откровенно говорит о. том, что его «теория» не «очень конкретна. Она не объясняет, при каких условиях проявляется социальное давление, и не рас-
1 7 4 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Управление впечатлением, или самопрезентация 175
крывает механизма его передачи. Она не пытается ни "объяснить" протекание какого бы ни было конкретного процесса из множества социальных процессов, которые необходимы для того, чтобы проявились все те эффекты, которые я назвал "социальным давлением", ни подменить собой теории, которые это делают» (Latane, 1981, р. 343). Иными словами, создается впечатление, что эта теория — прежде всего попытка количественно описать ряд эмпирически выявленных зависимостей, а не теоретическое обоснование лежащих в их основе процессов. Трудность заключается, например, в том, что рассмотрение и влияния большинства, и влияния меньшинства как примеров социального давления на самом деле означает допущение того, что они олицетворяют единый психологический процесс. Также не очень понятно, каким образом эта модель социального давления сочетается с экспериментальными данными, свидетельствующими о том, что при определенных условиях большинство, и меньшинство способно оказывать качественно разное влияние, и о том, что процесс влияния зависит не только от силы, безотлагательности и количества влияющих, но и от других факторов. Так, «безотлагательное» (публичное, прямое) влияние меньшинства зависит от того, воспринимается ли оно как внутригрупповое или внегрупповое (Martin, 1988a). Существует опасность, что умышленная неточность таких понятий, как давление, сила и незамедлительность, позволит этой теории замаскировать требующие серьезного внимания проблемы процесса влияния. Маллен подверг сомнению также и прогностическую ценность теории социального давления, отметив, что она способна только спрогнозировать направление влияния, но не его точную величину (Mullen, 1985,1986). Он обращает внимание на то, что уравнение, описывающее зависимость влияния от численного состава влияющей группы, выведено post hoc1 (на основании полученных экспериментальных данных), и в разных исследованиях разное. Он считает теорию социального давления исключительно описательной, post hoc, и ничего не объясняющей. Латанэ открыто не возражал на эту критику (Latane, 1981): судя по всему, его цель — поиск и обобщение большого числа эмпирически сходных зависимостей, имеющих отношение к влиянию группы на индивидуум. Не исключено, что подобный подход окажется более полезным для обобщения данных, полученных при изучении разных феноменов, чем для объяснения социального влияния.
1 После этого. — Примеч. пер.