Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина

Д.Б. Эльконин рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития».

Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими (таблица 23).

Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

1. Социальная ситуация развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.

Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность - это главная деятельность по ее значению для психического развития:

- в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

- в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

- от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

Таблица 23

Периодичность процессов психического развития

Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина - student2.ru

Д.Б. Эльконин в пределах одной и той же деятельности выделил ее этапы:

1. Усвоение мотивов и задач деятельности.

2. Активное познание ребенком предметов в действии с ними.

3. Познание ребенком взаимоотношений с людьми. Общение.

Д.Б. Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом (таблица 24):

Таблица 24

Последовательность психологических возрастов по Д.Б. Эльконину

Возрастной период Ведущая деятельность На что направлена познавательная деятельность Какая сфера психики преимущественно развитивается Новообразования возраста
Младенческий (0-1) Непосредственно-эмоциональное общение На познание отношений Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общении. Эмоциональные отношения
Раннее детство (1-3) Предметно-манипулятивная деятельность На познание предмета Познавательные процессы Речь и наглядно-действенное мышление
Дошкольный возраст (3-7) Ролевая игра На познание отношений Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
Младший школьный возраст (7-11) Учение На познание начала наук Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.
Подростковый возраст Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности На познание системы отношений в разных ситуациях Личностная (потребностно-мотивационная) Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.
Старший школьный возраст (15-17) Учебно-профессиональная На познание профессий Познавательная Мировоззрение, познавательные интересы.

Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью - учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).

Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.

Д.Б. Эльконин показывает ведущие виды деятельности, которые соответствуют возрастным периодам. Указывает, на что направлена та или иная ведущая деятельность, какие сферы психики преимущественно развивает и новообразования возраста (таблица 25).

Таблица 25

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина - student2.ru

Наши рекомендации