Определения по справочной литературе

Готовность к школьному обучению, определённый уровень морфофункционального и психического развития ребёнка, при котором систематическое школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, срыву социально-психологической адаптации. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения.

Готовность к школе - интегральная характеристика, включающая определённый уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др.

Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функциональное развитие. Готовность к обучению не является абсолютным показателем и зависит от требований школы, объёма и интенсивности учебной нагрузки, направленности и дифференцированности обучения и других условий.

(Педагогический энциклопедический словарь)

Психологическая готовность к школьному обучению - это сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.

Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).

Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

(И.М.Кондаков «Психологический словарь»)

Приложение 2

Определение понятия «психологическая готовность к школьному обучению» в работах известных психологов и педагогов

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует по причине многогранности самой его сути.

А. Анастази определяет понятие школьной готовности как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими характеристиками"

Понятие "другие поведенческие характеристики" в данном случае довольно широко и может включать в себя неограниченный ряд критериев.

Более удачное и точное определение дает И. Шванцара. Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок "становится способным" обучаться в школе. И. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.

Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

А.И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как: мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

П.А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы: необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как "установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью".

Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре и многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие аспекты:

а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности. Е.И.Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

- дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

-овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

б) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно - личностное общение, по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой предметной практической деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать за ранее результаты своих действий, планировать их. По мере развития любознательности, познавательных процессов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических процессов, совершенствованием знаковой функции коры головного мозга, овладением навыками мыслительной деятельности (сравнением, классификацией, обобщением понятий, умением планировать свои действия, последовательностью умозаключений и т.д.).

Личностная готовность к школе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы и поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки личности.

Личностная готовность ребенка к школе предполагает и определенный уровень развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.

Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Социально-психологическая готовность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

ТЕМА 17(а): «Готовность к школьному обучению».

Тип урока: лабораторный (применение ЗУН).

Цель:повышение психологической грамотности будущих учителей в самостоятельной, практической исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Научить учащихся применять полученные знания в практической, самостоятельной, исследовательской деятельности.

2. Развивать умение конспектировать материал учебника, отбирая для записи самое существенное и значимое. Работать с полученными результатами исследования, анализируя и интерпретируя данные психодиагностики.

3. Воспитывать интерес к познанию детской психики, через практическую исследовательскую деятельность.

Оборудование:материал к лабораторной работе (15 экземпляров)

Литература к теме:И.П.Шахова. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология», стр.114-119.

Структура урока:

I часть:

- проверка выполнения внеаудиторной экспериментальной части лабораторно-практической работы;

- фронтальный опрос по изученному материалу учебника;

- постановка задач на урок.

II часть:

- обработка полученных результатов исследования.

III часть:

- рефлексия (чему я научилась(ся) в ходе выполнения лабораторной работы; в чем заключались основные трудности?).

Д./з.:оформить лабораторную работу к сдаче на оценку. Законспектировать материал учебника И.В.Дубровина и др.. Психология, стр. 354 – 359. Подготовится к ответам на вопросы в конце параграфа.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

Цель:собрать сведения о запасе представлений и ориентировке ребенка в окружающем мире.

Требования к проведению психологической беседы:

· Беседа не должна выглядеть опросом. В процессе беседы экспериментатор должен создать атмосферу доверия и ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования.

· Экспериментатор должен знать все вопросы наизусть.

· Уметь быстро и правильно оценивать ответы ребенка.

· Предоставить ребенку свободно высказываться на вопросы.

· Вести подробную запись ответов ребенка (можно использовать магнитофонную запись).

· При необходимости следует повторит вопрос, если ребенок не достаточно хорошо его понял.

· Возвращаться к тем вопросам, на которые ребенок не ответил, и уточнят ответ ребенка.

Вопросы к психологической беседе:

1. Назови свою фамилию, имя и отчество.

2. Назови фамилию, имя и отчество своей мамы (папы).

3. Кем и где работает твоя мама (папа)?

4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь мужчиной или женщиной?

6. У тебя есть брат или сестра, кто из них старше, а кто младше?

7. Сколько тебе лет? А сколько будет через 1 год, через 2 года?

8. Сейчас утро или вечер?

9. Когда ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь? Что бывает раньше обед или ужин?

10. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

11. Когда можно кататься на коньках и лыжах?

12. Почему снег бывает зимой, а не летом?

13. Чем занимается почтальон, врач, учитель?

14. Зачем нужны в школе звонок, доска, парта?

15. Ты хочешь пойти в школу? Почему?

16. Какую руку поднимают ученики, когда хотят ответить?

17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, стол, твоя рубашка?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны человеку глаза и уши?

19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?

20. Кто больше корова или коза? У кого больше лап у кошки или у петуха?

21. Что больше 8 или 5, 5 или 3?

22. Что нужно делать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов ребенка:

· За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса, ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных).

· Ребенок получает 0,5 балла за правильный ответ, но не полный.

· Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные (например, «Мой папа работает на заводе инженером»). Ошибочными являются ответы: «Мама Таня».

· К контрольным вопросам относятся: 4, 7, 10, 14, 22. Они оцениваются: № 4 – 2 балла за полный домашний адрес с названием города; № 7 – 3 балла возраст ребенка с учетом месяцев, 1 балл – возраст; № 10 – 2 балла, где более трех признаков и 1 балл, где менее трех признаков; № 14 – за каждое правильное указание применения школьных атрибутов – 1 балл; № 22 – 2 балла за правильный ответ.

· Вопрос № 15 оценивается совместно с вопросами № 14 и № 16. За все три вопроса ребенок должен набрать 4 балла. Если в вопросе № 14 ребенок получил 3 балла, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов беседы:

· 24 – 29 баллов – школьно – зрелые дети;

· 20-23 балла – средне – зрелые;

· 15 – 19 баллов – незрелые.

Дети, получившие при беседе менее 15 баллов проходят дополнительное психолого – педагогическое обследование.

Оформление результатов психологической беседы:

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ БАЛЛ ПРИМЕЧАНИЕ
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        
8.        
9.        
10.        
11.        
12.        
13.        
14.        
15.        
16.        
17.        
18.        
19.        
20.        
21.        
22.        
    Общее кол-во баллов:    

Вывод по результатам психологической беседы:

ТЕСТ ВЕКСЛЕРА «ОБЩАЯ ПОНЯТЛИВОСТЬ».

Цель:выявить умение ребенка оперировать запасом знаний, умение находить выход из сложившихся ситуаций, не перекладывая ответственность на других (самостоятельность).

Требования к проведению теста:

· Ребенку задается вопрос и если по истечении 10 –15 секунд ответ на получен, то вопрос следует повторить.

· Во время вопросов при ответах, ребенка следует подбадривать.

· Если ответ ребенка очень краткий необходимо предложить уточнить его.

· Если ребенок не отвечает на три вопроса подряд, то тест снимается.

Вопросы теста:

1. Что нужно делать, если ты порежешь палец?

2. Что нужно сделать, если ты потерял(а) игрушку своего друга (подруги)?

3. Что ты сделаешь, если тебя послали купить хлеб, а в магазине его нет?

4. Что ты сделаешь, если увидишь, как поезд приближается к поврежденным рельсам?

5. Что нужно сделать, если мальчик или девочка младше тебя начнут драться с тобой?

6. Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева?

7. Почему преступников запирают?

8. Почему, когда тонет корабль, в первую очередь надо спасать детей и женщин?

9. Почему автомобильную дорогу перекрывают, когда идет поезд?

10. Почему, когда поступают в институт, сдают экзамены?

Оценка ответов ребенка:

За первые 5 вопросов ребенок получает:

2 балла – ребенок знает, что надо делать и берет ответственность на себя;

1 балл – ребенок знает, что надо делать, но перекладывает ответственность на другого;

0 баллов – ребенок дает неправильный ответ на поставленный вопрос или не знает, что надо делать.

После 5-го вопроса:

2 балла – ребенок назвал две правильные причины;

1 балл – ребенок назвал одну правильную причину;

0 баллов – ребенок не назвал ни одной правильной причины.

Наши рекомендации