Основных способа организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.Интегрированное (инклюзивное) обучение.
2.Специализированное обучение.
3.Смешанное обучение.
4.Дистанционное обучение.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
1.Интегрированное (инклюзивное) обучениепредполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения.
В учебном заведении при получении профессионального образования основой общности лиц с ОВЗ и обычных студентов являются государственные образовательные стандарты и распорядок, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы в дальнейшем могут быть конкурентоспособны на рынке труда. Для лиц с ОВЗ особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения.
Принцип инклюзивного образования:
1.Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства.
2.Инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад.
3.Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого.
4.В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая
2.Специализированное обучение(специальное образование) – это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.
Проводится на базе учебных заведений-интернатов, как правило, государственной принадлежности. В таком учебном заведении создается максимально адаптированная среда, что для многих лиц с ОВЗ со значительными поражениями опорно-двигательного аппарата, с глубокими поражениями зрения и слуха или их родителей может оказаться решающим при выборе учебного заведения.
Профессиональное образование в таких учебных заведениях осуществляется, как правило, во взаимодействии с государственной службой реабилитации. Специально создаваемые условия (с приспособлением территории и помещений, специальное техническое оборудование учебного процесса, специальное оснащение аудиторий, лабораторий, библиотек и т.д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в координации с выполнением индивидуальной программы реабилитации, способствуют созданию оптимальной развивающей и поддерживающей медико-психологической и педагогической среды в учебном заведении.
3.Смешанное обучениелиц с ОВЗ на практике осуществляется в специальных,отдельных группах – на подготовительном и начальном этапах обучения с переходом на последующем и завершающем этапах – в интегрированное, с включением учащихся-инвалидов в общие потоки.
Первый этапа состоит в осуществлении подготовительного обучения, психолого-педагогической и социально-средовой адаптации, профессиональной ориентации и профессионального обучения по блокам специальных дисциплин, к которым могут быть подключены дисциплины адаптационной направленности.
Второй этап производится по стандартным учебным планам и при специальном сопровождении обучаемых инвалидов;
Однако группы лиц с ОВЗ обучаются на территории обычного учебного заведения, что позволяет включить учащихся-инвалидов в его общественную, научную, культурную, спортивную жизнь вместе с остальными обучающимися.
4.Дистанционное обучение - это новая интегральная форма обучения, основывающаяся на контролируемой самостоятельной деятельности обучаемых по изучению специально разработанных учебных материалов и базирующаяся на использовании как новых, так и традиционных информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие всех участников учебного процесса. В системе образования дистанционное обучение отвечает гуманистическому принципу, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, пространственной или временной изолированности, социальной незащищенности или невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков.
Данная форма обучения представляется наиболее оптимальным способом организации учебного процесса лиц с ОВЗ, поскольку учась дистанционно, инвалид перестает быть ограниченным пространственными и временными рамками - у него появляется связь фактически со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.
Приложение 4 Презентации: