Y. Историко-культурный комментарий

I.Культурно-историческая школа. Методологическая система И. Тэна.

II.Эволюционный метод. Культурно-историческая доктрина Ф. Брютеньера.

III.Сравнительно-исторический, или компаративный метод. Открытия Д. Дёнлопа. Деятельность А. Веселовского.

IY.Эстопсихологический метод. Теоретические взгляды Э. Геннекена.

Y. Историко-культурный комментарий.

Понятие историко-культурного пространства произведения. Отличие его от хронотопа. Идея, событие, прототип, историческая ситуация. Привлечение этнографии и этнологии, фольклора и религии. Роман А. Белого «Серебряный голубь» в интепретации М. Бахтина.

Стиль «Серебряного голубя». Отсутствие цельного механизма в фабуле. Пролог романа. Изображение Петербурга как схемы произвольно возникшего города. Схематизм – лейтмотив романа. Аполлон Аполлонович Аблеухов как схема, как царский указ. Влияние толстовского Каренина на портрет Аблеухова. Квадрат, куб в мышлении героя. Николай Аполлонович Аблеухов как схема своего отца, принявшая более тонкую форму – молодого ученого ,кантианца. Любовная катастрофа Николая. Месть за неудачу отцу, обществу. Связь с революционным подпольем. Бомба с часовым механизмом, втиснутая в банку из-под сардин и подложенная в спальню собственного отца как мотив вырождения. «Красное домино» как маскарадный символ русской революционности, провокация, рождающаяся на улицах города. Представитель революционного подполья Дудкин. Сон героя. Связь образа с Смердяковым, Иваном Карамазовым, Раскольниковым. Распятие Дудкина как пародие на распятие. Новаторство Белого в романе «Котик Летаев»: отсутствие фабулы, спиральность повествования. Космизм образа Котика. А. Белый и английские писатели.

Рекомендуемая литература

1. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М.,1988.

2. Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т: Т. 5: Работы 1940-х - начала 1960-х гг. М., 1997.

3. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

4. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и искусстве IХ – ХVI вв. М., 1992.

5. Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. М., 2007.

6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

7. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. М., 2006.

8. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре / Сост., подг. текстов, ст., коммент. А.Л. Топоркова. М., 2007.

Лекция 5. (Дополнительная, входит в предыдущую.) Сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный анализ) и вспомогательный лингвистический. Различия и особенности повторяемости (1 час)

Понятия мотива, лейтмотива, концепта. А.Н.Веселовский и его работа «Историческая поэтика». Книга Е. М. Мелетинского «Поэтика мифа» (1976). Работа Б. М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы. Очерки истории русской литературы ХХ века» (1994). Проблемы поэтики в работах Х. Блума «Страх влияния» и «Карта перечитывания».

Некоторые отличия мотива и концепта. Лингвистический, или текстовый анализ. Работа с учебно-методическим пособием Н. С. Валгиной «Теория текста». Основной понятийный аппарат пособия. Текст, контекст, интертекст в лингвистике. Концепт в учебном пособии Н.С. Валгиной «Теория текста».

Рекомендуемая литература

1. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., Логос, 2003.

  1. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.
  2. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: Научно-популярные статьи: В 4 т. / М., 1995.
  3. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М., 1994.
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  5. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955.
  6. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.

II. Вспомогательные виды филологического анализа текста

Лекция 6. Естественно-научный комментарий (1 час)

Анализ с привлечением естественно-научного комментария. Повесть «Гора звезды» и драма «Земля» В. Брюсова, «Мы» Е. Замятина, роман «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, роман «Контакт» К. Сагана, роман «Туманность Андромеды» И. Ефремова, повесть бр. Стругацких «Гадкие лебеди». Обоснованное и необоснованное в их творчестве. Фантастика и наука. Фантастика, фантазия и проблемы художественного творчества.

Рекомендуемая литература

1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн., 1998.

2. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

3. Колчанов В.В. К гипотезе стереометрических различий между мифическим и научно-фантастическим объяснениями мира у М. Булгакова и Е. Замятина (материалы к спецсеминару «Мифопоэтика русских писателей-модернистов» // Самостоятельная работа студентов-филологов. Ч.III. Вып. 1.Тамбов: ТГУ, 2003.

4. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.

5. Лахузен Т., Максимов Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем… Роман «Мы» Е. И. Замятина. СПб., 1994.

6. Хюбнер К. Критика научного разума.М.,1994.

7. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Пер. П.С. Попова; прим. А.В. Михайлова. СПб., 1996.

III. Модернистские (специальные) методы филологического анализа текста (филологические дискурсы)

Лекция 7. Формалистское литературоведение. (1 час)

Теории изобразительного искусства Г. Вёльфлина. «Морфологии романа» В. Дибелиуса. Теория «языковой стилистики» Л. Шпитцера. ОПОЯЗ и Московский лингвистический кружок. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о языке как функции, системы. Переосмысливание литературных явлений: переход от ранней механистической доктрины, в силу которой произведение рассматривалось как «сумма» (В. Б. Шкловский) составляющих его «приёмов» («формальная поэтика»), к взгляду на произведение как «систему» (Ю. Н. Тынянов) функциональных единиц (представление, характерное для «функциональной поэтики»). Опорные пункты эстетики формализма - трактовка искусства как игры художественного мышления, как акта исключительно формального, не несущего никаких практических функций. Учение явления остранения («Теория прозы» Шкловского). Представители Пражского лингвистического кружка (Я. Мукаржовский, Р. Якобсон). Книга В. Шкловского «Энергия заблуждения. Книга о сюжете». Формалистское литературоведение и его идеи на современном этапе.

Рекомендуемая литература

Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн., 1998.

Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965.

Шкловский В. Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. М., 1981.

Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.

Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

Лекция 8. Психоанализ. Структурно-антропологический, или структурно-генетический метод. (1 час)

Сюжет «Эдипа» и истолкование его З. Фрейдом; привлечение психоаналитиком антропологических данных.

«Электра» как знаковая книга перцепции и интроверсии фрейдовской школы.

Работы К. Леви-Строса «Структурная антропология», «Неприрученная мысль» и «Мифологики». Метод истолкования им легенды об Эдипе. Понятие мифемы. Четырехмерная модель сюжета. Отношение действия и противодействия как девиат поведения человека. Метод Леви-Строса и проблемы современного компьютера: выхолащивание мифического содержания.

Метод генетического структурализма Л. Гольдмана: драматургия Ж. Б. Расина.

Тексты

Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

Флоренский П. О Блоке // Лит. учеба. 1990. № 6. С. 93—114.

Рекомендуемая литература

1. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Федерико Майора, пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М., 1999.

2. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века / Авториз. пер. с англ., предисл. Н.В. Котрелева. М., 1993.

3. Гольдман Л. Структурно-генетический метод в истории литературы. М., 2007.

4.Делёз Ж. Критика и клиника / Пер. с фр. О.Е. Волчек и С. Л. Фокина; послесл. и примеч. С.Л. Фокина. СПб., 2002.

5.Делёз Ж. Логика смысла. Theatrum philosophicum / Пер. с фр. Я.И. Свирского. М., 1998.

6.Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

7.Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М., 1995.

8.Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М., 1998.

Лекция 9. Мифопоэтический подход. (2 часа)

Мифопоэтический метод как модернистская вариация сравнительно-исторического подхода.

1.Юнгианство. Знаковая книга метода «Ответ Иову». «Реконструкты» мифа и символа в работах Аге А. Ханзен-Лёве «Русский символизм. Система поэтических мотивов».

2.Нуменозный, или таутегорический подход. Возражения против символической интерпретации произведений искусства. «Онтологические основания» стихов Ф. Гёльдерлина: 1) Единое, само в себе различающеся: паратаксис, гипотаксис и синтез; 2) Образ и сущность; cубъект и объект; 3) Нуменозное; 4) Близость и чуждость мифического опыта. Греки; 5) Время.

3.Символистская и романтическая интерпретация мифа в литературе: Меонизм Н. Минского, эстетика С. Пшибышевского и миф у символистов.

Теория меонизма Н. Минского. С. Пшибышевский и старшие символисты В. Брюсов и К. Бальмонт. Продолжатель эстетской теории, культовый феномен 1900-х годов, польский писатель и теоретик Ст Пшибышевский. Принципы искусства по Пшибышевскому: асоциальность, аидеологичность, аполитичность, аморальность как принципы мифического отражения реальности. Новый романтический герой. Мифический подход в работах Вяч. Иванова «По звездам», «Борозды и межи», «Родное и вселенское». А. Белый и его трактаты «Символизм как миропонимание» и «Душа самосознающая». А. Белый и Ф. Ницше. Место Эдипа в символистской школе. Эдиповские аллюзии в творчестве А. Блока: декадентские образы Эдипа и Сфинкса в «Незнакомке» и «Скифах».

4.Другие виды мифопоэтического анализа: 1) аллегорическая и эвгемерическая интерпретация; 2) интерпретация как «болезни языка»; 3) как поэзии и «прекрасной видимости»; 5) ритуально-социологическая интерпретация; 5) трансцендентальная интерпретация

Рекомендуемая литература

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 томах. М., 1995.
  2. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века. М., 1993.
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.
  4. Веселовский А. Народные представления славян. М., 2006.
  5. Геннеп Ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 2002.
  6. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
  7. Колчанов В.В. К гипотезе стереометрических различий между мифическим и научно-фантастическим объяснениями мира у М. Булгакова и Е. Замятина (материалы к спецсеминару «Мифопоэтика русских писателей-модернистов» // Самостоятельная работа студентов-филологов. Ч.III. Вып. 1.Тамбов: ТГУ, 2003.
  8. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.
  9. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2005.
  10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  11. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. М., 2004.
  12. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.
  13. Элиаде М. Мефистофель и андрогин / Пер. с фр. Е.В. Баевской, О.В. Давтян. СПб., 1998.
  14. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб., 1998.

Лекция 10. Эзотерический (оккультный) подход. (2 часа)

Нумерологический метод подхода к роману Е. Замятина «Мы» Л. Геллера: «Все устроено согласно числам», или эзотерические коды Евгения Замятина». Антропософский подход Р. Штайнера к эпосу о Гильгамеше: «Оккультная история. События и лица мировой истории в свете духовной науки». Оккультный подход А. Белого к творчеству И. Гете в работе «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности» (1917). Влияние трактата на поэму С. Есенина «Товарищ». Цикл статей Н. Богомолова «Русская литература и оккультизм». Мистерия как вид художественного творчества. Мистериальный вектор русской литературы: предварительные замечания и терминология.

Рекомендуемая литература

1. Геллер Л. «Все устроено согласно числам», или эзотерические коды Евгения Замятина» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: коллективная монография: кн. ХIY. Тамбов, 2007. С.20-45.

2. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.

3. Богомолов Н. А. Русская литература и оккультизм. М., 2000.

4. Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М., 2000.

5. Штейнер Р. Оккультная история. Полн. собр. соч. Т. 126. СПб., 2004.

6. Штейнер Р. Порог духовного мира. Афористические рассуждения. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Из летописи мира. Т. 1. Пенза, 1991.

Лекция 11. Экзегетический подход. (1 час)

Современная медиевистика: проблемы интерпретации священных текстов. Церковная литература и приравненная к ней. Христология о «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, «Белой гвардии» М. Булгакова. «Литургический дискурс» (С. Федотова) «мелосов» Вяч. Иванова. Метод истолкования о. П. Флоренским стихов А. Блока. Критические замечания к методу. Работы о русских писателях М. М. Дунаева «Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в ХYII – ХХ веках» (2003)

Рекомендуемая литература

1. Библия и русская литература: хрестоматия / Автор-составитель М. Г. Качурин. СПб., 1995.

2. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. М, 2003.

3. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: В 5 т. / Под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск, 1994 - 2008.

4. Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2003.

Лекция 12. Вульгарно-экзегетический подход. (1 час)

Форма литературно-критического жанра пасквиля. Русское литературоведение в ХХI веке: юродство или бесовство? Слободнюк С. Л. «Идущие путями зла»: Дьяволы Серебряного века. Древний гностицизм в русской литературе 1890-1930-х гг. гг.)» (1998) и «Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения Александра Блока: онтология небытия» (2002).

Связь работ Слободнюка с вульгарно-социологиченским методом 30-х годов «напостовцев» и «налитпостовцев» Л. Авербаха и Г. Лелевича.

Рекомендуемая литература

Кузнецов В.В. Русское литературоведение в ХХI веке: юродство или бесовство? (К анализу одного литературно-критического жанра) // Вестник Тамбовского университета. Кафедра истории русской литературы. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 203-210.

Слободнюк С. Л. «Идущие путями зла»: Дьяволы Серебряного века. Древний гностицизм в русской литературе 1890-1930-х гг. гг.). СПб., 1998.

Слободнюк С. Л. Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения Александра Блока: онтология небытия. СПб., 2002.

Лекция 13. Что такое семиотика? Семиотический анализ. (1 час)

Трудности методологии. Источник метода: формализм. Открытия тартуской школы: книги З. Минц об А. Блоке, работы Д. Магомедовой. Топоров В. Н. «Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического».

Что такое семиотика? Три определения. Основные подходы: иммаментизм, интертекстуализм, семиозис. Философские основы семиотики. Основные черты новой парадигмы, согласно Капре. Семиотика как состояние ума. Критика семиотического метода, строящегося на принципах механицизма, позитивизма и исключения субъекта познания из сферы самого познания.

Схема семиотического анализа произведения

- Выделение отдельных знаков в произведении. Их взаимодействие, анализ и трактовка.

- Взаимодействие знака(ов) и системы(м) в соответствии с сюжетной динамикой произведения. Анализ и трактовка.

- Взаимодействие двух или более знаковых систем в соответствии с сюжетной динамикой произведения.

Социокультурная дифференциация (проблема семиотических кодов взаимодействии нескольких знаковых систем)

Изменение ряда их характеристик в процессе сюжетной динамики на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»-образование; -происхождение; -социальный статус. Смена показателей (одежда, речь, манеры, мимика). Взаимодействие с третьей системой (Пугачевым).

Рекомендуемая литература

1. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М., 2007.

2. Исследования по лингвистике и семиотике: Сборник статей к юбилею Вяч. Вс. Иванова. М., 2010.

3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999.

4. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности // Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 496-497.

5. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

6. Faryno J. Введение в литературоведение. Katowice, 1980. Ч.1. С.6.

Лекция 14. Постмодернистский дискурс. Современная драма абсурда. (1 ч.)

Истолкование легенды об Эдипе на новом этапе: постмодернистская школа. Знаковая книга второй половины ХХ века «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

Современная ситуация в современной драматургии, напоминающая 1920-е годы ХХ столетия и ее отличие. Три направления современной драматургии: «новая волна», авангард и постмодернизм. Призраки «театра про любовь» Э. Радзинского и вампиловской «Утиной охоты» в драме абсурда.

Творчество молодого поколения драматургов: Н. Коляды, М. Угаровой, О. Данилова, М. Арбатовой, О. Михайловой. Иное ощущение жизни в отличие от старых драматургов. Советское прошлое не столько как знание конкретных условий, сколько как миф, роковая сила, не зависимая от воли и разума.

Пьеса О. Данилова «Мы идем смотреть Чапаева». Пьеса как миф о герое, который придет и спасет мир. Доводка идеи ожидания до абсурда.

Театральный андеграунд. Интерес к творчеству обериутов (Д. Хармс, А.Введенский), к европейской абсурдистской драме С. Беккета и Э. Ионеско, к драме парадокса Э. Олби. Русская традиция: «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя, «Тени» М.Салтыкова-Щедрина, «восемь снов» булгаковского «Бега», пьесы-сказки Шварца. Мотив мира как сумасшедшего дома, который населяют люди-оборотни, люди-придурки, люди-фантомы. «Чудная баба» Н. Садуры, «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен. Ерофеева. Убежденность в том, что быстротечная земная реальность – вовсе не единственное, что дано человеку и что способно выразить его сущность. Персонажи пьесы О. Мухиной «Таня-Танечка». Утопическое пространство пьесы – местечко Бибирево. Пространство пьесы М. Арбатовой «Алексеев и тени». Герой и пространство в пьесе О. Михайловой «Стрелец». Фантасмагорийность сюжета. Фантасмагория в пьесе О. Михайловой «Русский сон». Скоморошничанье, шутовство как главные литературные приемы в пьесе Б. Гаврилова «Когда старики умирать уходили…». Драматургия Н. Коляды. Пьеса «Рогатка» в постановке Р. Виктюка. Слава спектакля, смакующая уродства и разнузданную дикость физиологических влечений. Сюжет пьесы. Драматургия, впитывающая концепции постмодернизма с его идеей самокомментирования культуры, восприятия окружающего мира как «текста». Пьесы В. Сорокина («В землянке», «Пельмени»), А. Шипенко, М. Угарова. Пьеса М. Угарова «Русский инвалид за 18 июля…». Отрицание психологизма и реализма в искусстве.

Рекомендуемая литература

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.

  1. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IХ – ХVI вв. М., 1988.

3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2003.

  1. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998.
  2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.

Практические занятия

Традиционные методы анализа

Наши рекомендации