Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край

Авторизованная программа

Групповых занятий для учащихся 8-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Составитель:

Пояснительная записка

Детей часто спрашивают: «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?». Ребенок много думает и размышляет на этот счёт. Размышления о своем будущем приводят к выбору профессии.

Одним из направлений работы психолога с воспитанниками специальной (коррекционной) школы VIII вида является профориентация. Главная задача психолога в работе по этому направлению заключается в том, чтобы помочь ребенку профессионально самоопределиться. Для принятия осознанного и обоснованного решения по выбору профессиональной деятельности воспитанниками специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида необходимо дать учащимся представления

- о мире профессий,

- о требованиях профессии к способностям человека,

- о способах реализации профессионального выбора.

Для проведения качественной работы недостаточно одного года. Поэтому курс по профориентационной работе рассчитан на два года.

Как известно, на выбор привлекательной сферы профессиональной деятельности влияют различные факторы. Немаловажное значение имеет такой фактор как индивидуальные особенности человека. Если ребенок с нормально развитым интеллектом может освоить профессии любой сложности, то для детей с лёгкой степенью интеллектуального недоразвития выбор будущей профессии ограничивается специальностями, не требующими высокой квалификации. Не все ПУ имеют отделения, где можно пройти профессиональную подготовку без получения полного среднего образования. Для выпускников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей выбор профессиональных училищ ещё более ограничен, так как они нуждаются в полном государственном обеспечении. Поэтому большое внимание в данной программе уделяется изучению своих индивидуальных особенностей.

Умственная отсталость зачастую сопровождается эмоциональными, волевыми, речевыми, двигательными нарушениями, а также социальной незрелостью. Это ещё более ограничивает возможности профессионального выбора и успешной социально адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программно-методических разработок по проведению профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида недостаточно, чем и обусловлено появление этой программы.

Данный курс рассчитан на десять часов интенсивной групповой работы в 8 классе специальной (коррекционной) школы. Оптимальное количество учащихся в группе – 7-12 человек.

Цель программы состоит в создании условий для осознанного и адекватного выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы.

В связи с этим программой решаются следующие задачи:

1. Через игры, вопросы и творческие задания, связанные с профессиями, привести детей к осознанию ценности труда, пониманию того, что не существует ненужных профессий.

2. Формирование адекватных представлений о связи профессии и психофизиологических, психологических, индивидуальных особенностей человека.

3. Развитие потребности в познании своего внутреннего мира.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование следующих методов: групповая беседа, информирование, тренировочные упражнения, рисунок, ролевые игры, - а также психологические методики, направленные, во-первых, на выявление и анализ индивидуальных психологических качеств, а во-вторых, на обеспечение психологического развития учащихся.

Учебно – тематический план

Тема Часы Дата
Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда: Россия и Краснодарский край.    
Профессиональные интересы, склонности.  
Требования, предъявляемые профессий к человеку.  
Человек – техника.  
Человек – человек.  
Человек – природа.  
7* Человек – художественный образ.  
8* Человек – знак.  
Итоговое занятие «Такие разные профессии».  

* занятия носят ознакомительный характер с миром профессий данного типа, а также коррекционную направленность.

У меня растут года.

Будет мне шестнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

В.В. Маяковский.

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край.

Вводное слово

Выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении.

В этот момент вашей жизни каждый из вас подобен Ивану – царевичу, подъехавшему на коне к пересечению трёх дорог, на котором стоит камень с указанием направлений. Но ваша задача гораздо сложнее, так как, во-первых, направлений и дорог на вашем перекрестке во много раз больше (приложение №1), а во – вторых, в отличие от сказочного героя, вы не знаете, что ждёт вас впереди, чем вы рискуете и что можете выиграть, двигаясь в направлении выбранной профессии.

А поэтому к профессиональному выбору надо относиться очень серьезно и ответственно, а я постараюсь вам помочь в этом нелёгком деле.

*Упражнение «Готовность к занятию»

Ребята, давайте договоримся, что каждое занятие мы будем начинать с этого простого упражнения, а именно: демонстрировать друг другу открытые ладони. В этом случае я буду знать, что вы готовы взаимодействовать со мной и друг с другом.

Почему открытые ладони?Значение открытых рук восходит ещё к каменному веку – человек показывает собеседнику, что у него нет оружия или злого умысла. Сегодня этот жест используется, чтобы продемонстрировать открытость, честность. Открытые ладони – ключ к определению честности собеседника. Тот, кто обманывает, почти наверняка будет стараться спрятать руки.

Информация о рынке труда

Вашему поколению выпало вступать в жизнь в эпоху стремительных перемен. Это и замечательно, и трудно одновременно. Плюсы: многообразие выбора, новые профессии. Минусы: хаос, неразбериха, прежние правила и принципы профессионального самоопределения, построения профессиональной карьеры уже не действуют, а новые – ещё не сложились. Для того, чтобы быть успешными в условиях такой неопределенности, надо учиться делать выбор и быть активным на рынке труда.

Понятие «рынок труда» тоже новое для России. Рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности, то есть соединяет продавцов и покупателей. Товаром на рынке труда служит рабочая сила (совокупность физических и умственных способностей человека к труду). Проще говоря, это рынок купли – продажи рабочей силы.

РЫНОК ТРУДА

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Одной из примет нашего времени является безработица. Она реально существует в России. К этой проблеме по-разному относятся за рубежом и в нашей стране. Пример: «В купе поезда Москва – Берлин ехали трое, русский и два японца. Все говорили по–английски. Выяснилось, что японцы по железной дороге пересекают Россию от порта Находка. Оба увлекаются альпинизмом. По дороге делают остановки, «штурмуют» горы. Их главная цель Швейцарские Альпы и возвращение на родину с другого «конца» земного шара. Оба …безработные.

Их русский попутчик никак не мог взять в толк, каким образом, лишившись заработка, они могут позволить себе двухлетнее кругосветное путешествие. Японцы объяснили: безработица, безусловно, зло, но не такое, чтобы ставить на жизни крест. Они работали на аккумуляторном заводе. Своё положение безработных объясняют временным сокращением производства аккумуляторов. Экономисты подсчитали, что спад будет продолжаться два года. Можно было бы подыскать другую работу. Но зачем это делать, если оба классные специалисты именно в этой области? Зачем искать работу, если им платят приличные пособия по безработице? Решили путешествовать. Вот видите, за рубежом люди спокойно относятся к этому явлению – безработице даже тогда, когда сами оказываются в роли безработных».

Беседа. Почему люди становятся безработными?

1.Закрытие убыточных предприятий.

2.Избавление предприятий от хороших специалистов, так как меняется его вид деятельности (переход на выпуск другой продукции).

3.Прибыль предприятий стала зависеть не от числа работающих, а от их усилий. И если раньше один и тот же объём работы делали 10 человек, то теперь с работой справляются трое, но за более высокую плату. Семеро – безработные.

В настоящее время, соотношение между занятым и незанятым населением России выглядит следующим образом:

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru 80000

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru 0

занятые незанятые

рис.1. Соотношение занятого и незанятого населения в Краснодарском крае ( в тысячах человек).

Надо отметить, что общее число занятых в производстве и сфере услуг снижается, а, следовательно, безработица растет или падает?

В краснодарском крае соотношение между занятым и незанятым населением выглядит аналогично общероссийскому.

Для определения перспективности выбираемой профессии, её важности, значимости для Отечества важно знать, к какой отрасли она относится и каковы направления развития этой отрасли.

Как видно из рис.2 в Краснодарском крае по числу занятых работников в отрасли преобладает промышленность (крупнейшими отраслями в ней являются машиностроение, металлообработка, химическая, нефтехимическая, пищевая промышленность).

рис. 2 «Занятость по отраслям» (Краснодарский край.)

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Однако ситуация на рынке труда часто меняется: исчезает необходимость в одних профессиях, появляется в других, поэтому чтобы быть успешным на рынке труда, нужно задуматься: «Кому я буду нужен через 5 лет?»

По мнению специалистов, останется в цене профессия повара, кондитера. В пищевой промышленности все чаще меняют оборудование. На повестке дня – тонкий вкус. Пищевики в настоящее время разрабатывают новые вкусы и продукты, которых пока просто не существовало.

Упражнение «Придумай меню»

Поделите детей на две группы. Раздайте карточки с названиями кафе (овощное, молочное и т.д.). Каждая группа должна придумать меню. Побеждает та группа, у которой меню будет оригинальнее.

Сценка «Испечем пирог»

Упражнение «Диалог пекаря и клиента» Поделите детей на пары. Один человек в паре – пекарь, а другой – король (министр, ученый). Попросите каждую пару придумать небольшую сценку - диалог между пекарем и посетителем пекарни, заказывающем пекарю какой-либо пирог и т.д.

По прогнозам аналитиков, швейное и текстильное производство в ближайшем будущем ждёт расцвет. Этому будут способствовать дизайнеры (дизайнер – это человек, который подбирает отделочные материалы, детали внешнего оформления).

Упражнение «Самый лучший портной»

Учитель, воспитатель раздаёт детям карточки с разными словами, например: бал, день рождения, школа, прогулка по лесу, отдых в санатории, путешествие на корабле, спортивное состязание и т.д. Один из детей портной. Каждый должен заказать у портного одежду для того или иного события, которое ему предстоит. Портной должен рассказать, какую одежду и из какого материала он сошьет для разных заказчиков. Если заказчика удовлетворяет ответ портного, он отдает ему свою карточку. Это значит, что заказ принят. В противном случае заказчик и портной меняются местами. Самый лучший тот портной, который соберёт больше всего заказов на одежду.

Сценка «Портной и заказчик»

Дети делятся на пары. Один человек в паре – портной, другой – заказчик. Дети должны придумать небольшие сценки – диалоги о том, как портной принимает заказ на пошив какой-либо одежды.

По данным специалистов, на рынке труда Краснодарского края растет необходимость в следующих профессиях:

*профессии квалифицированных рабочих:

-повара, кондитеры;

-киоскеры, лоточники, продавцы;

-газоэлектросварщики, резчики;

-слесари различных видов работ;

-плотники, столяры;

-каменщики, маляры, штукатуры;

-рамщики;

-автомеханики.

*профессии неквалифицированных рабочих:

-кондукторы;

-дворники;

-няни, помощники воспитателя.

Среди молодежи хорошо трудоустраиваются выпускники ПУ – рабочие профессии становятся все более востребованными.

Упражнение «Успокаивающие образы» Дети закрывают глаза и стараются представить следующие образы: домашнее животное (собака, птица, кошка), лунная дорожка, праздник, цветущий луг, храм, солнечный луч, подарок, шелест листьев (осенний парк), шум моря. Обсуждается, какой образ получился наиболее ярким.

Упражнение «Откровенно говоря»…

1.Самым полезным для меня было …

2.Мне не понравилось … (понравилось) …

3.На следующем занятии я хотел бы …

4.Моё настроение сегодня…

Учащиеся могут письменно закончить данные предложения.

Занятие 1, 2. Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда. Россия и Краснодарский край - student2.ru

Наши рекомендации