Психология массовых явлений

МАССОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ — совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в больших группах. К М. я. относят многообразные виды поведения толпы,. массовую истерию и массовую панику, слухи, моды, а также социально-психологические особенности народов, общественные настроения общественное мнение и т. п.

Слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Слухи - распространенное массовое явление в больших группах.

Паника - это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Наиболее важными характеристиками паники выступают следующие:

паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; паника— это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей; для людей в паническом состоянии характерна так называемая "поведенческая неопределенность" (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман, имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.) Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп.

  1. социально – психологическая характеристика личности: понятие гендерные роли, социальные установки и стереотипы личности.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Можно выделить два основных подхода:

- одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания,

- другие делают упор на социальное свойство индивида как на «совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Гендерные роли — один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Гендерные роли – закрепленные в морали, правилах, положениях закона функции и формы поведения женщин и мужчин. Термин "гендер" появился сравнительно недавно. Основное значение английского слова gender – социальный пол, в отличие от биологического пола – "sex".

Биологически в человеке заложены гендерные роли, отвечающие этим условиям:

· мужчина – охотник и воин, мужественный, агрессивный, сильный, склонный к риску, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений;

· женщина – воспитательница детей, хранительница очага – женственная, сострадающая, заботливая, мягкая.

Сейчас идёт процесс изменения и сближения гендерных ролей. все больше проявляющих себя в традиционно мужских сферах социальной активности (политика, бизнес, армия, "мужские" виды спорта), хотя одновременно идёт процесс изменения гендерных ролей мужчин, принимающих все большее участие в традиционно женских сферах социальной активности (воспитание детей, домашнее хозяйство).

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива.

Социальная установка включает три аспекта:

- когнитивный - осознание объекта;

- аффективный - эмоциональная оценка объекта;

- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.

+ их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты.

Наши рекомендации