Молодежь как объект социальной работы: технология оказания помощи

Молодежь – соц.-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. На данном этапе социализации человека формируетя готовность к выполнению общественных соц.ролей, на этот период приходится становление социальной и психофизиологической зрелости. Во многих странах мира молодежь-это соц. группа в возрасте 14-30 лет. Соц. работа с молодежью в России осуществляется к рамках госуд. молодежной политики и системы соц. обслуживания населения

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью — интегративной и дефицитной. Интегративная модель — это соц. работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи,. В этом аспекте соц. работа практически соотносится с таким видом проф.деятельности, как социальная педагогика.Реализация модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, людских и материальных ресурсов. В силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков. Технология– это система знаний о способах, средствах и обработке качественного преобразования челов. Соц.техн. – это система знаний об оптимальных способов преобразования и регулирования соц.отношений и процессов в жизнедеятельности людей а так же сама практика алгометрического применения способов преобразования и результатов соц.отношений и процессов. Отрасли тех.соц.раб стоят на 3 китах – проектирование, прогнозирование и управление. Напр. Есть стрессовая ситуация надо сделать шаг1+шаг2 что бы получить отсутствие этой стрессовой ситуации. Проектирование – выстраивание этих шагов. Т.е. как это сделать. Прогнозирование - спланировать некий результат т.е. что мы хотим получить (маячит цель и некий результат) Управление – госуд.политика т.е. какие механизмы есть в госуд. чтобы помочь.

Под соц. раб. с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к соц. функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей соц. раб. является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударствениых структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Особенность деятельности учрежд. соц. обслуживания мол. – они не только взаимодействуют с учрежд. здравоохранения и соц. развития, но и с учрежд. и специалистами, работающими с детьми, подростками и различными возрастными группами молодежи. Учреждения соц обслуживания мол. оказывают различные виды помощи, здесь можно говорить и о социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и детей, пострадавших от физического и психического насилия, и др. виды соц поддержки. Большое место в системе помощи молодежи уделяется программе молодежной занятости, в том числе и сезонной. Учреждения соц обслуживания молодежи большое внимание уделают досуговой деятельности, информационной, а также программам по патриотическому воспитанию и образованию молодежи.Типология учреждений соц обслуживания молодежи1.Социальная защита и поддержка – комплексный центр соц обслуживания мол.; соц служба для мол.; соц. центр для мол; центр соц. поддержки мол.; центр по работе с детьми, подростками и молодежью.; молодежный центр. 2.Социальная психолого-педагогическая помощь – центр соц.-психологической помощи; центр экстренной псих. помощи молодежи по телефону. 3.Досуговая деятельность – подростково молодежный клуб;комплекс соц.- досуговых центров для детей и молодежи; клуб для детей, подростков и молодежи. 4. Социальная реабилитация – молодежный центр планирования семьи; центр правовой помощи мол.; центр информации для мол.; оздоровительно-образовательное учреждение; центр гражданского патриотического воспитания детей и молодежи; центр развития физической культуры детей и мол. 5.Учреждения занятости – мол. биржа труда; центр по профориентации и трудоустроиству мол.; молодежный бизнес-инкубатор; центр молодежного предпринимательства; агенство сезонной занятости и информационного обеспечения мол. Технологии соц работы с мол. охватывают сферу занятости, досуга, соц реабилитации и соц. адаптации. Практика соц. раб. с мол. во многих странах связана с концепцией мобильной работы с молодежью. Мобильная работа с мол. – это проблемно–ориентированная деятельность кот развивалась из из индивидуальной и групповой работы, соц педагогики и соц. работы. Сущность мобильной социальной работы — контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивность. Принцип мобильной соц. раб—установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. В настоящее время существуют разнообразные формы мобильной социальной работы, в частности организация спортивных мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию Структура мобильной работы с молодежью включает 4 основных направления: Оказание индивидуальной помощи Работа с группами Работа на улице Работа в микросоциальной среде. Деление на данные направления условны, поскольку все они между собой связаны и образуют единое целое.Индивидуальная помощь – в основном сосредотачивается на таких проблемах, как семья, школа, образование, работа и безработица, употребление наркотиков, правонарушения, сексуальность и опасность заражения СПИДом. В тех случаях, когда на подростка большое влияние оказывает группа сверстников, они также включаются в процесс помощи.Работа с группами.неформальные группы играют определенную роль в становлении подрастающей личности. Социальное пространство группировки расценивается ее членами как условие для самовыражения и самоутверждения. На сегодняшний день группировки выступают в качестве места самоорганизации подростков. Соц. работа носит не репрессивные характер, а используя возможности группировки, вносит позитивный ресурс, который выстраивает педагогический процесс. Посредством использования сложившихся отношений, работы с динамикой в группе,ю руководства групповыми процессами достигается возможность преодоления нежелательных последствий.Работа на улицесосредоточена на улице, в местах сосредоточения групп подростков, где они проводят большую часть своего времени. Помощь и поддержка строятся на конкретных запросах подростков: от материальной помощи и помощи в решении проблемы в кризисной ситуации до организации досуга и реализации потребностей в конкретном микрорайоне.Работа в микросоциальной средесвязана с повседневными проблемами молодежи. Здесь можно говорить не только о проблемах интеграции и отторжения, но и о проблемах организации досуга молодежи, работы с их семьями, местными жителями. Работа в микросоциальной среде подразумевает работу с проблемными группами мол. Соц. раб. Устанавливают отношения с подорстками-наркоманами. В рамках клубной работы, досуговой деятельности соц.работники предлагают консультационные услуги по проблемам наркомании. В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т.е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения — от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.Другое важное направление социальной работы — апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эти новые методы способствовали снятию табу с темы сексуального насилия в семье.В ФРГ существует около 200 домов-приютов для женщин и девушек — жертв сексуального насилия, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в этих приютах могут не только женщины — жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность женских домов-приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления, и здесь во многом реализуются принципы антиавторитарного воспитания английского педагога Александра Нейла. Этапы технологии (по конспекту) : 1. Сбор инфор о к-те и его семье 2. Анализ окружения нашего к-та. На подростка оказывает влияние в разной степени: семья, школа, общество(в широком смысле), друзья/компания/улица. Друзья/компания – это эмоционально значимые факторы. Семья и друзья – могут быть жесткие противоречия, должны помочь сгладить. 3. Разработка технологии помощи. Учитываем возрастные, личностные, половозрастные особенности, юридич.проблемы. 4. Наладить взаимодействие соц служб для помощи (забираем с улицы, бьют дома – в приют, проблема со здоровьем – в санаторий, наркодиспансер. 5. Постоянно держать на контроле, корректировать – это важно при работе с подростками.

Адаптация– процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни. Социализация-процесс усвоения чел-ком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, соц.норм и ценностей, позволяющих функцион-ть в качестве полноправного члена об-ва.

35. Организация, формы и методы социальной работы с лицами без определенного места жительства Граждане БОМЖ рассматриваются как сложное социальное явление Бездомный – человек, находящийся в состоянии бездомности, то есть не имеющий права собственности на жилое помещение или права пользования, кот он мог бы использовать для проживания или пребывания, а также не имеющий регистрации по месту ж. или по месту пребывания. Предмет технологии – трудности с получением жилья, ограничения в трудоустройстве, трудности с соц связями, неустойчивое соц окружение ( трудности во взаимоотношениях с семьей, конфликтные ситуации), эмоц неустойчивость, тревожность, низкая самооценка, слабые или своеобразные коммуникативные навыки, механизмы совладения с трудной ситуацией неконструктивны, пассивность, беспомощность. Важной частью работы является изменение установок, например, помощь клиенту в восстановлении навыков ухода за собой, правового статуса, содействие в профессиональном самоопределении. Бомжи бывают: 1. Лица с психической патологией, алкоши и наркоши, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей; жертвы мошенничества с жильем.2. Бывшие зеки, утратившие соц связи (родственники продали хату или они умерли, нежелание родственников жить вместе, несовершенство функ-рования структур по учету и распред.жилья) 3.Скрывются от закона.4. Выселенные по решению суда с занимаемой служебной ж/п (уволился или уволили – потерял жилье)5. Беженцы (иностр.гр), вынужденные переселенцы (наши гр-не), незаконно въехавшие в РФ из других стран.6. Дети, убегающие от родителей, из восп уч и домов-интернатов. Работа с бездомными: инфо о службах и организациях, в кот можно получить помощь, оказание первичной (мед., профилакт. помощи, питание, одежда, ночлег), юр.помощь (восстан. паспорта, решение жилищ вопросов, защита перед карательными органами, псих.помощь (внутриличност.проблемы, изменение мотивации), помощь в восстановл. связи с семьей, содействие в разреш.конфликтов, трудоустр-во (проф.ориентация, анализ физ и труд подготовки к-та), нередко приходится в роли спасателей выступать (срочная госпитализация в соц уч-ния). Учрежения: дома ночного пребывания; специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых; центры социальной адаптации (для бывших зеков, имеют общаги, могут жить до 6 мес.); социальные гостиницы (10 суток живут бесплатно, консультации по трудоустр., юр. помощь, мед.помощь, одежда, обеды) и приюты (ночлежки). Основные задачи учреждения соц.помощи:1. Предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам.2. Оказание содействия в осуществлении мероприятий по соц. адаптации лиц, утративших социально-полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест заключения), к условиям жизни в обществе. В 2007 в СПб открылся «Гор. пункт учета граждан РФ БОМЖ». Рассмотрим технологию работы с бомжами на его примере: 1. Выявление и контакт 2. Направление в органы внутр. дел (на предмет необходимости задержания, может он в розыске 3. Выдача справки о регистрации в пункте 4. Направление в мед. уч-ния (проверка заразных заболеваний) 5. Направление в уч-ния соц адаптации или мед.уч-ния или спец. интернаты, дома ночного пребывания, соц.гостиницы и приюты. Из конспекта: - отправляем в соц приюты, ночлежки; - если может трудиться-работать, если не может- в меж учр-ние; если на улице - адрес приюта; информирование; для пребывание в ночлежке или мед учр-нии составить информационное письмо. В 1 приюте только 1,5 месяца. Соц.адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.). Лекция: Технология – это система знаний о способах, средствах и обработке качественного преобразования челов. Соц.техн. – это система знаний об оптимальных способов преобразования и регулирования соц.отношений и процессов в жизнедеятельности людей а так же сама практика алгометрического применения способов преобразования и результатов соц.отношений и процессов. Отрасли тех.соц.раб стоят на 3 китах – проектирование, прогнозирование и управление. Напр. Есть стрессовая ситуация надо сделать шаг1+шаг2 что бы получить отсутствие этой стрессовой ситуации. Проектирование – выстраивание этих шагов. Т.е. как это сделать. Прогнозирование - спланировать некий результат т.е. что мы хотим получить (маячит цель и некий результат) Управление – госуд.политика т.е. какие механизмы есть в госуд. чтобы помочь.

Наши рекомендации