Истоки активности в трудовой деятельности
Потребности Интересы
Установки Цели
Мотивы Стимулы
Ценности
Активность человека в трудовом процессе
Рис.1. Истоки активности в трудовой деятельности[34]
С психологической точки зрения потребность индивида- это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию[35].
Потребность- это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования[36].
Потребность - это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях[37].
Количество и разнообразие потребностей огромно. Потребности делятся на первичные и вторичные.[38]
Первичные потребности, как правило, врожденные. К ним относятся физиологические потребности организма в пище, воде, сне, дыхании и т. д.
Вторичные потребности по своей природе являются психологическими. Это, например, потребности в уважении, успехе, привязанностях, богатстве, во власти и т. д.
Так же потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); материальными и нематериальными.
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный, обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.[39]
При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Интерес- это внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности, но только в том случае, если человек уверен, что достичь желаемое ему по силам. Конкретные причины того или иного типа поведения людей упираются, в конечном счете, в их интересы.[40]
Интересы классифицируются следующим образом:
1. По содержанию — материальные, духовные, профессиональные и проч.
2. По направленности — на деятельность или на результат.
3. По широте — концентрированные или распределенные.
4. По устойчивости — длительные или кратковременные.
Интересы могут быть обусловлены стремлением человека, обладать какими - то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он желает сохранить, или избавиться от него вследствие неудобств, которые приносит обладание им. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение, и он готов часто трудиться буквально даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы ее не делать.
Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, а, следовательно, осуществлять обратную связь с производством. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает товар, работу, способы своей жизнедеятельности, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Как мы видим на рисунке кроме потребностей, интересов существует еще один не менее значимый источник активности человека в трудовой деятельности - это мотивационные установки.
Мотивационная установка - это задание для себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Её можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения.[41]
Потребности человека определяют его поведение. Собственно, потребности суть мотива поведения человека.
Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего внешнего мира, отраженного в сознании, является мотив[42].
Мотив - это феномен сознания, это осознанное индивидуумом побуждение к деятельности.
Мотив труда- это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость[43].
Трудовой мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей[44].
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.
Таким образом, формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека. Для получения благ требуются личные трудовые усилия работника. Трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом),имеющим свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.
Сила мотиваопределяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.[45]
Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.
Мотивы труда можно разделить на биологические и социальные.
Биологическиемотивы соотносятся с физиологическими позывами и потребностями (голод, жажда, сон, секс и т. д.). То есть, например, для того чтобы удовлетворить чувство голода, человек должен сделать какую-либо простую работу - собрать плоды, поймать рыбу или же заработать денег другим способом и на них купить себе еды. Но первично его подвигает к труду биологический мотив. К социальным можно отнести следующие:
• Коллективизм (потребность быть в коллективе) характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России.
• Личное самоутверждение (самовыражение) характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста.
• Мотив самостоятельности присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело.
• Мотив надежности (стабильности) противоположен предыдущему.
• Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг.
• Мотив справедливости проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации.
• Мотив состязательности генетически присущ каждому человеку. Это основа организации соревнования на предприятии.
Способы достижения эффективного труда на предприятиях связаны с побуждениями людей. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели.
Цельв этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Люди стремятся повторять то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт называют законом результата. Мудрость и опыт, приобретаемые годами, ведут к тому, что в большинстве случаев человек еще на стадии осознания способен выбрать наиболее правильный в данных обстоятельствах тип поведения, приводящий к полному удовлетворению потребностей.
Мотивирование- это процесс организованного воздействия на мотивацию человека, на мотивы поведения людей с целью их изменения и направления в желательное русло.
Раздражение мотивов происходит под влиянием стимулов(stimulus - лат. Заостренная палка, которой в Риме погоняли животных). Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов. Многие авторы считают, что в качестве стимулов выступает то, что человек желал бы получить в результате определенных действий.
Стимул - это такое воздействие на человека, откуда бы оно ни исходило, и какой бы характер ни носила, которое оказывает влияние на его активность.[46]Это влияние основано на предоставлении гарантий достижения в результате данной активности предмета влечения, удовлетворяющего потребность.
Стимул –воздействие на работника со стороны с целью активизации его деятельности.[47]
Стимулирование - это определенное преднамеренное воздействие, которое побуждает человека к активности, заставляет его действовать и в таком аспекте оно становиться решающим фактором управления людьми.
Стимулирование труда– это, прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.
Экономическаяфункция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственнаяфункция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальнаяфункция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе.
Соотношение мотива и стимула характеризуется несколькими основными чертами.
Во-первых, это взаимозависимость и взаимообусловленность мотива и стимула. Внутреннее побуждение (мотив) перерастает в определенную фактически осуществляемую деятельность лишь под влиянием внешнего побуждения (стимула), заставляющего работника поверить в возможность объекта удовлетворить его потребность.
Во-вторых, мотив и стимул - это две параллельные ступени одного и того же процесса мотивации деятельности работника.
В-третьих, в этом процессе стимул играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, поощряя его инициативу по поиску путей повышения производительности труда, освоению новых специальностей, росту квалификации и профессионализма, а это не только обеспечивает мотивационные установки.[48]
Таким образом, мотива и стимула - две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Поэтому на практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов и стимулов труда[49].
Существуют определенные требования к организации стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
|
|
| |||
| |||
Рис. 2 Виды стимулирования[50]
Стимулирование базируется на определенных принципах. К ним относятся:
1. Доступность.Каждый стимул должен быть доступен для всех работников.
Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.
2. Ощутимость.Существует некий порог действенности стимула, который
существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
3. Постепенность.Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
4.Минимизация разрывамежду результатом труда и его оплатой. Например, переход на еженедельную оплату труда. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознаграждения, так как действует принцип «Лучше меньше, но быстрее». Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда - это сильный мотивационный фактор.
5. Сочетание моральных и материальных стимулов.И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
6.Сочетание позитивных и негативных стимулов.В экономически развитых странах преобладает переход от негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафы) к позитивным стимулам (премированию, выплате вознаграждений). Это зависит от традиций сложившихся в обществе или коллективе, взглядов, нравов, а также стиля и методов руководства.
Успех стимулирующей деятельности в решающей степени зависит от правильности определения мотива деятельности, и в этой работе необходимо опираться на изучение и анализ потребностей работника, условий его труда и жизнедеятельности, личностных качеств, его мировоззрения. Правильное определение взаимосвязи и соотношения мотива и стимула имеет огромное практическое знание в работе менеджера по целенаправленному включению каждого работника в производственную деятельность коллектива и формированию сильной корпоративной культуры.
Таким образом, сложность мотивационной работы заключается в том, что один и тот же стимул может иметь совершенно различный мотивационный эффект для различных категорий работников в зависимости от их возраста, должностного положения, жизненных целей и т.п.
Рассмотрим подробнее действие механизма мотивации персонала (Рис. 3).
I.
Рис 3. Механизм мотивации персонала[51]
Мотивационный механизм управления поведением сотрудников базируется на таких факторах, как система формальных процедур и правил выполнения функций и работ, предназначенных для достижения целей фирмы и представления менеджмента о реальных интересах, мотивах, потребностях людей, работающих в организации, способах их удовлетворения, значимых ценностях и нормах поведения.
В настоящее время нет однозначных трактовок мотивационного механизма. Некоторые ученые определяют его как совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий. В основе содержания мотивационного механизма лежит представление о сущности мотивации и закономерностях поведения людей в организации.
Мотивационный механизм предприятия - это комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики.
Мотивационный механизм должен строится с учетом особенностей персонала, работающего в организации, включающих в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации работников. Мотивационный механизм должен учитывать существующую структуру управления персоналом организации, факторы, воздействующие на организацию внутри и извне, а также сложившиеся на фирме традиции и исторический опыт работы. Только тогда позиция мотивации и стимулирования в совокупности положительно повлияют на развитие организации.
.
Тема 5. Организационная культура в системе организационного поведения.
5.1. Понятие и функции организационной культуры.
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения , которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации. Основная цель организационного поведения – помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.Специалистами в области администрирования и управления человеческими ресурсами проявляется ярко выраженный интерес к феномену организационной культуры. Это связано с их стремление получить дополнительные возможности оптимизирования управления организацией или ее конкретными подструктурами, более полно использовать потенциал каждого работника и коллектива в целом, а также повысить управляемость организацией. Конкретно подобные ожидания связываются:[52]
♦ с информированностью относительно роли данного феномена в регуляции
поведения людей, что позволяет руководителям более целенаправленно
собирать и анализировать сведения, отражающие положение дел в организации. Оптимизировать процесс выработки решений; то, что ранее казалось
малозначимым, несущественным, случайным, после ознакомления с ролью
организационной культуры, как составляющей социальной системы организации, может предстать в ином свете;
♦ осведомленностью о технологиях получения соответствующей информации и возможностях ее интерпретации;
♦ знаниями технологий воздействия, опирающихся на использование конкретных элементов организационной культуры для того, чтобы оптимизировать деятельность организации;
♦ со сведениями о принципах, которыми следует руководствоваться при использовании указанных знаний о практике управления.
Удовлетворению этих потребностей и должно служить психологическое обеспечение управления данной составляющей человеческих ресурсов.
Прежде чем остановиться на рассмотрении феномена организационной культуры, обратимся к тем терминам, которые можно рассматривать как исходные или близкие по сути к понятию «организационная культура».К их числу, в первую очередь, относятся культура, культура профессиональная и культура труда.
Культура— это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных нормой учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений к природе, между собой и к самим себе» .
Важно отметить, что согласно представлениям, традиционным для отечественной социологии, составные элементы различных проявлений культуры могут иметь как духовную, так и материальную природу. Однако некоторые авторы понимают культуру более узко. С такой позицией мы встречаемся, например, у М. Кубра, рассматривающего ее как систему коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, что присущи определенной общности Функция культуры, по его мнению, — коллективное программирование человеческого разума .
Понятно, что культура — явление конкретно-историческое. Кроме того, важным является ее национальный аспект. В этом случае говорят о национальной культуре.Данный термин служит определению ценностей, убеждений, норм поведения и традиций, которые характеризуют человеческое общество в определенной стране. В целом культура отражает исторический опыт сообществ, основные условия их жизни и опыт взаимодействия с другими общностями.
Культура труда— система, функционирование и развитие которой обеспечивает определенное социальное качество трудового процесса. Объективными ее показателями являются технико-технологические и социальные нормативы, обусловленные уровнем развития техники, технологии, организации производства и образующие систему требований к человеку как субъекту труда — исполнителю производственных функций и личности. На субъективном уровне культура труда проявляется в социокультурных потребностях работников и ценностном отношении к труду .
Профессиональная культура— социально-профессиональное качество субъекта труда, представляющее собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса. Она является личностным аспектом культуры труда .
М. Кубра отмечает, чтопрофессиональную культуру разделяют все лица, принадлежащие к одной и той же профессии, например юристы, врачи, гражданские инженеры или бухгалтеры Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую играют в обществе ее представители. На нее влияют профессиональное образование и подготовка, и обычно ее общие характеристики не зависят от организационных и национальных границ .
Особое место в ее рамках занимают этические ценности, которые вырабатывают профессиональные сообщества.
Рассматривая подходы к определению термина -«организационная культура», следует отметить отсутствие единства мнений у различных авторов. Как правило понятие «организационная культура» означает систему общего мнения и ценностей. Разделяемых всеми членами коллектива.
[53]М. И. Магура определяет основные составляющие организационной культуры:
♦ ценности, установки, приоритеты работников, связанные с их работой в
данной организации;
♦ систему отношений, определяющую восприятие работниками своей работы и организации, в которой они работают;
♦ поведенческие нормы, определяющие действия и поведение работников;
♦ действия и поведение работников в конкретных ситуациях.
Наиболее полный анализ организационной культуры представлен Шейном. Она определяется им как «патерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которых оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем».
[54]Э. Шейн выделяет следующие уровни культуры:
♦ артефакты (видимые организационные структуры и процессы: провозглашенные ценности, мифы, ритуалы, особенности взаимодействия);
♦ провозглашаемые ценности (стратегии, цели, философии);
♦ базовые представления (представляющиеся чем-то самоочевидным убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства, первичный источник ценностей и поступков).
Культура как набор базовых представлений определяет, на что мы должны обращать внимание, в чем состоит смысл тех или иных предметов или явлений, какой должна быть эмоциональная реакция на происходящее, какие действия следует предпринимать в той или иной ситуации. Это своего рода ментальная карта мира. Сомнение в состоятельности базового представления вызывает тревогу и ощущение незащищенности. Коллективные базовые представления — как на групповом, так и на индивидуальном уровне — выполняют роль «психологических когнитивных защитных механизмов».
[55]Примером их проявления может служить, эпизод из рассказа известного филиппинского писателя Ника Хоакина «Путь янки-пилигрима». Повествуемая история относится к концу 1940-х гг. По сюжету филиппинское семейство приглашает на уик-энд американского солдата — внука американского бизнесмена, вызывавшего искреннее уважение и симпатию этого семейства. Вместе с тем любезность этих людей была превратно истолкована молодым человеком. Приведенный далее отрывок — его письмо матери, в котором он пытается осмыслить ситуацию.
И все же я не могу отделаться от чувства, что я в чем-то ошибся. Возможно, их понятия о честности не совпадают с нашими и в таким случае, как мы вообще можем судить о них? Или, может быть, все дело в том, что я американец. Ты не можешь себе представить, мам, как трудно здесь американцам добиться, чтобы нас считали людьми. Мы для них не просто Том, Дик, Гарри. Мы самая богатая в мире страна. Мы — «паккарды» и Голливуд, и сигареты «Кэмел», и Гарвард, и Б-29, и апельсины «санкист», и Эмпайр Стейт Билдинг. Но не люди. Мы — изобильные охотничьи угодья. Мы — долларовый знак во плоти. Они не способны думать о нас, не прикидывая, что с нас можно получить. Возможно, по натуре они не так уж расчетливы. Их делают такими наши деньги и расточительность. На нас, как на Мидасе, лежит проклятие: мы развращаем все, чего касаемся .
Базовое представление героя касается места его страны « ее культуры среди прочих. Важно отметить, что этот отрывок — скорее всего, проявление базового представления самого автора об американском образе и американцах.
Каких аспектов жизни организации и бытия в целом содержательно касаются базовые представления? Оказывается, их спектр достаточно широк. Вместе с тем чтобы понять сущность конкретных организационных культур, представляется важным указать те аспекты действительности, в отношении которых они формируются.
Базовые представления могут быть связаны с предпосылками внешней адаптации организации, властности:
♦ основной миссией организации, ее главными задачами, тайными и явными
функциями;
♦ целями, определяемыми основной миссией организации;
♦ средствами достижения поставленных целей — таких, как организационная
структура, разделение труда, система компенсаций и система руководства;
♦ критериями оценки работы группы, решающей определенные задачи;
♦ стратегией исправления при отклонении от целей.
Поскольку одна из функций организационной культуры — обеспечение внутренней интеграции, то, соответственно, выделяются и базовые представления, вовлеченные в ее обеспечение:
-♦ способы кодирования значимой информации: свой язык и концептуальные понятия, характерные для сообщества (слэнг, метафоры, типичные присказки и поговорки);
♦ критерии принадлежности к группе (критерий отнесения к «своим» — «чужим»);
♦ правила распределения властных и служебных полномочий, критериев и
правил занятия и потери статуса, определения прав;
♦ правила распределения поощрений и наказаний: когда и какие могут при
меняться меры поощрения и наказания.
В качестве базовых не меньшим значением для делового и межличностного взаимодействия в организации обладают представления о более абстрактных и более глубоких аспектах существования. К их числу относятся:
♦ представления, отражающие понимание природы истины и способы ее по
лучения (характерным для конкретной организационной культуры может быть ориентация на догму, или позицию, основанную на традиции и/или религии; основанную на вере в непогрешимость мудрецов, лидеров; или полученную в процессе рассмотрения и обсуждения вопроса; или в споре, или на основе опыта; или с использованием научного подхода);
♦ представления, определяющие базовую концепцию времени, в частности,
базовую временную ориентацию, отражающую, что рассматривается как более важное: настоящее, прошлое или будущее; установку на монохронию или
полихронию (последовательное или одновременное исполнение дел), ориентацию на естественное течение процессов или на то, что все в делах должно
развиваться по плану; на конкретные временные границы прогнозирования;
♦ представления о пространстве, его распределении, предназначении, о владении им, о символическом значении пространства, занимаемого индивидом,
о роли пространства при определении отдельных аспектов человеческих взаимоотношений (например, степени близости через фиксацию определенной
интимной, персональной, социальной или публичной дистанции) или минимальных пространственных потребностей индивида как частного лица;
♦ представление о значимости для взаимодействия элементов невербальной
коммуникации (поз, жестов и т. д),
♦ представления о человеке и основных его качествах, таких как позитивная,
негативная или нейтральная его сущность, способность к совершенствованию, альтруистическая или индивидуалистическая направленность;
♦ представления о должном уровне и характере активности индивида, соответствующей базовой жизненной ориентации (например, особая ценность
видится в ориентации на действие, проявляющейся в контроле происходящего и активном вмешательстве в него, или на установление надлежащих
отношений с окружением и усиление собственного влияния путем создания
политических альянсов и упрочения персональной харизмы); актуальным
для группы представляется овладение внешним миром, или приспособление к нему, или гармонизации с ним благодаря всемерному развитию способностей ее собственных членов;
♦ представления о месте работы в жизни человека и отношениях между работой, семьей и личными делами; о сущности женских и мужских ролей;
♦ представления, задающие правила отношений между членами группы и
определяющие распределение властных полномочий и симпатий (начала,
на которых должна строиться жизнь группы кооперативные или конкурентные, индивидуалистические, групповые или коммунальные); система отношений между работниками и работодателями; степень необходимого участия
сотрудника в работе организационных систем, построенных по иерархическому признаку;
♦ представления об источниках власти и ее основаниях (традиции, наследование властных полномочий, моральный консенсус, закон или харизма);
♦ представления, определяющие способы разрешения конфликтных ситуаций и принятия решений;
♦ представления о характере ролевых отношений (допустимой степени их
эмоциональной нагруженности; их диффузности (многослойности) или
специфичности; ориентация на универсальные (общие для всех) или партикулярные (учитывающие уникальность частной ситуации) критерии при
взаимодействии; значимость происхождения, принадлежности к определенному клану, реальных достижений человека;
♦ представления о том, чему в большей степени отвечают индивидуальные действия: интересам самого индивида или коллектива, межличностной конкуренции или, напротив, внутригрупповому сотрудничеству.
Оказалось, что многообразие вариантов организационных культур можно типизировать. Так, например, принято выделять бюрократическую, органическую, предпринимательскую и партисипативную организационные культуры. Основанием для этого выделения служит преимущественная апелляция организации к конкретному виду мотивации своих сотрудников, представление о допустимости и целесообразности их привлечения к управлению как на уровне первичных рабочих групп, так и на более высоком организационном уровне, о потенциале развития каждого человека и рабочих групп. Фактически, каждая из выделенных в соответствии с этой классификацией культур является отражением той или иной управленческой парадигмы, начиная от классического менеджмента вплоть до концепции организационного развития .
Возможны и иные варианты классификации. Например, выделяются:
♦ авторитарная культура, характеризующаяся централизацией власти, четкой
структурой соподчинения;
♦ бюрократическая, когда полномочия и ответственность определяются позицией в иерархии;
♦ культура, ориентированная на задачу, характерным признаком которой является концентрация ценностей вокруг качественных показателей деятельности;
♦ культура, ориентированная на человека, свойственная организациям, про
возглашающим своей миссией служение человеку, рассматривающая чело
века основной ценностью, в том числе и в рамках организации .
Понятно, что отнесение конкретной организационной культуры к определенному типу хотя и упрощает анализ ситуации, но и огрубляет его. Целесообразнее составлять более детальное представление о специфике каждого случая.