Понятие и сущность библиотечного маркетинга

Обычная трактовка маркетинга имеет очень широкие границы. Известно его определение как совокупности: люди, продукт, товар, цена, место, продвижение. Часто маркетингом называют исследование рынка. Котлер определяет его как вид человеческой деятелности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Нужда приобретает специфическую форму услуги или товара, потребность превращается в запрос. Маркетинг воспринимается как комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучение внутренней и внешней среды, разработки стратегии и тактики с помощью маркетинговых программ. Маркетинг включает в себя множество видов деятельности: маркетинговые исследования, разработку новых товаров и услуг, организацию их распространения, установление цен, рекламу, продажу. Иногда маркетинг отождествляют лишь с коммерческой деятельностью. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту. Следует подчеркнуть принципиальные различия между коммециализацией и маркетингом. В концепции маркетинга объектом внимания вступают целевые группы населения, отдельные потребители с их нуждами и потребностями. Цели системы маркетинга: достижение высокого уровня потребления и потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, повышение качества жизни. Принципы маркетинга, предопределенные его пониманием как философии управления, составляют: тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса при принятии каждого управленческого решения; создание условий для максимальной адаптации деятельности библиотеки к требованиям внешней среды, к структуре читательского спроса, исходя не из коммерческой цели, а из долгосрочной перспективы взаимодействия с пользователями; взаимодействия с пользователями; воздействие на потребителя с помощью различных средств, прежде всего рекламы.

12). Галоўныя элементы комплексу маркетынга ў бібліятэцы.

Классический маркетинговый комплекс, по определению Патриции Калабрези (главный администратор по планированию и бюджету Музея Метрополитен), включает: товар, распространение, штат сотрудников, цену, маркетинговую коммуникацию.

Товар – 1-ый элемент маркетингового комплекса в библиотеках чаще реализуется как услуга, не имеющая конкретной материальной формы: информационное и справочно-библиографическое обслуживание, организация бизнес-библиотек и т.п.

2-ой элемент маркетинга включает все аспекты распространения услуг. Это сложный элемент, охватывающий широкий спектр мероприятий, благодаря которым услуга становится доступной потребителю. Сюда включаются часы работы библиотеки, удобные для населения, место расположения, например, выставка или киоск, организованные в вестибюле школы, наконец, умение работать с различной аудиторией.

3-ий элемент – сотрудники- относительно новый. Только в начале 90-ых гг. была осознана его важность в стратегии маркетинга. Без наличия хорошо укомплектованного штата профессионалов трудно добиться удовлетворительных контактов с общественностью. Поэтому специалисты в области маркетинга все чаще обращают внимание на этот элемент, относя его к внутреннему маркетингу и подчеркивая тем самым, что каждый сотрудник должен ощущать себя включенным в общую маркетинговую стратегию.

4-ый элемент маркетинга – цена, которую потребители готовы заплатить за получаемую услугу. В принципе каждая услуга обладает определенной стоимостью, и задачей маркетинга в аспекте ценовой политики является не только установление для платных услуг цены разумной и приемлемой, но и соблюдение грамотного баланса платности и бесплатности.

5-ый элемент маркетинга – маркетинговая коммуникация, призванная наилучшим образом организовать распространение сведений о тех или иных услугах, их специфических особенностях, цене.

15). Сістэма планаў бібліятэкі.

Ужываюцца розныя в ды плана :
- па тэрміну выканання: 1)перспектыўныя/стратэгічныя;

2)бягучыя(гадавы,квартальны,месячны,аператыўны)
- па аб'ёму работы: 1)зводныя (ЦБС) 2) план б-кі 3)план структурнага падраздзялення 4) індывідуальны план супрацоўніка
-універсальныя
- тэматычныя

Мадэль плана б-к:
1)перспектыўны/стратэгічны
2)абавязкова гадавы
3)кварт.план, структурнага падраздзялення,філіяла,аддзела
4) індывідуальныя месячныя планы супрацоўнікаў

С стэма плана ЦБС ншая. Агульная л н я разв цця б-к на 5 гадоў. Перспект.план - гал.задачай якога з'я ляецца узровень,якога пав нна дасягнуць б-ка да канца плануемага перыяду. Персп.план:
- ун верс;
- тэматычны: план камплектавання фонда ,план навукова-метадычнай работы
Перспекты ны план змяшчае: 1)асн.паказальн к работы б-к па гадах
2)перспекты ныя к рунк дзейнасц б-к
3)кап тальныя работы,план-заданн размярко ваюцца па гадам

Гадавы план - асно ныя задачы змест работы б-к на год (у залежнасц ад б-к :каляндарны год,вучэбны год)
Склад:
- тэкставая частка(нормы,метады работы,тэрм ны выкан.)
- статыстычная частка
- л чбавыя паказчык
парадак складання:
1) фармул ро ка асно ных к рунка работы,асно ных задання кантрол.паказчыка
2) складанне абмярко ване праекта плана структурных падраздзялення ,дзе ул чваюцца усе прапановы
3) складаюцца абмярко ваюцца грамадск х арган зацыях(прафсаюзы)
4) зацвярджэнне плана

структура:
1) асно ныя задачы,падзе года
2) звод гало ных л чбавых паказчыка па асн.нак рункам дзейнасц - камплектаванне..
3) Фарм-не фонду адлюстраванне даведачным апараце
4) Мерапрыемствы па прымяненню+рэклама
5) Арган зац-я метадычная дзейнасць у дапамогу б-кам
6) Разв цце матэрыяльна-тэхн чнай тэхналаг чнай базы
7) Даходы расходы мерапрыемства
8) Павышэнне квал ф кацы кадра
9) Меры па удасканаленню к равання б-к

№16. Перспектыўнае, стратэгічнае планаванне і прагназаванне бібл. работы.

Перспектыўны план складаецца прыкладна на 5гадоў, адлюстроўвае аг-ную лінію развіцця б-кі. у ім галоўныя заданні працяглага значэння, узровень, якога павінна дасягнуць б-ка.

Перспект. планы могуць быць: універсальныя, тэматычныя (план камплектавання БФ і інш.)

Змяшчае : асноўныя паказчыкі б-кі, перспектыўныя кірункі дз-ці б-кі, капітальныя работы (рамонт і інш.). Заданні разіяркоўваюцца па гадах.

Пры стратэгічным план-ні кіраўніцтвам вызначаецца генеральная перспектыўная мэта – місія б-кі, якая канкрэтызуецца праз сістэму падпарадкаваных ёй мэтаў. Іх выкананне дэлегіруецца структурным падраздзяленням б-кі. Зверху вызначаюцца неабходныя кадравыя, матэрыяльныя рэсурсы.

Стратэгічны план – ад 5 год, праз 2-3 гады яго карэкціруюць. Пры стратэг-ным план-нні ўлічваюць не толькі тыя рэсурсы, якія мае б-ка, але і тыя, якія патрэбны пры рэалізацыі мэтаў.

Распрацоўка страт-га плана:

1.Аналіз стану б-кі (знешняга і ўнутр.)

2.Вызначэнне дрэва мэтаў

3.Выбар стратэгіі рэалізацыі

4.Распрацоўка палітыкі ажыццяўлення стратэгіі

5.Размеркаванне рэсурсаў

Структура стратэгічнага плана:

1.хар-ка асноўных мэт

2.меры для дасягнення

3.рэсурснае забеспячэнне

4.удасканаленне арган-най ст-ры, мерапрыемствы па комплекснаму, сац-му развіццю бібл. калектыва.

Адрозніваецца ад перспектыўнага план-ння тым, што складаецца не па гадах, а па тэрмінах рэалізацыі канкрэтных мэтаў.

18. Планаванне бюджэту працоўнага часу бібліятэкі.

Фонд рабочего времени - годовое число рабочих дней б-ки, стр-ного подразд., отдел. сотрудника, вычисл. из общего числа выходных и праздн.

Расход раб. вр. вычисл. как по каждому виду биб. раб., так и по б-ке, стр-ному подразделению, отдел. исполнителю.

Чтобы оплатить обхем раб., которая может быть выполнена в течении года, необходимо знать, каким раб. времеем будет располаг. и б-ка, и каждый ее отдельный сотрудник.

При вычисл. год. фонда рабочего времени из общего числа дней в году вычит. все нераб. дни, сокращ. раб. дней.

Потери раб. ремени по времен. нетрудоспосю составл. 2-5% от фонда раб. времени.

Далее число раб. дн. перев. в число раб. часов: умнож. кол-во раб. дн. на сред. продолж. раб. дня.

В практ. б-го планирования в годов. план б-ки опред-ся объем раб. не только на весь год, но и на кажд. квартал.

Планирование расхода годового фонда раб. вр. начин. с составл. перечня работ, которые будут произв. б-кой в теч. года каждым сотр.

В кажд. из разд. перечисл. процессы и операции, кот. будут осущ. в подраздел. б-ки.

Когда перечень работ сост., по каждому их виду намеч. примерное количественные показатели.

Когда определен перечень и планированный объем раб., в помощью норм произв-ся подсч. кол-ва раб. вр.

В итоге получ-й результат сравнивается с фондом раб. вр. Далее фонд раб. вр. сопоставляется с запланир. его расходом по стр-м подразд. и принят. управл. реш. с целью равномер. распределения аб. между отдел. и филиалом.

19. Кіраванне інавац. прац.: сутнасць і класіфікацыя новаўвядзеняў, арганізацыя інвац. працэсу.

Інавацыйны працэс:

1). Вывучэнне бібліятэчнай практыкі (даказваюць, што яно неабходна).

2). Пошук ноўшэства (крыніцы: апублікаваныя кнігі, артыкулы; неапублікаваныя матэрыялы, дэпаніруемыя рукапісы, справаздачы).

3). Ацэнка (наколькі станоўчыя бакі, ступень даступнасці да канкрэтнай бібліятэкі).

4). Адбор ноўшэства.

5). Іспыт ноўшэства.

6). Стварэнне ноўшэства, занатаванне на рабочым эксперыменце.

7). Распаўсюджванне па сетцы бібліятэк.

8). Распрацоўка метадычных рэкамендацый па ўжыванні ў практыку.

9). Засваенне новаўвядзенняў.

№ 20 Современная метод.работа: характеристика разных концепций и подходов.

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность – обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы.

В освоении изменяющегося пространства решающая роль принадлежит методической работе, направлениями которой становятся:

1). Диагностика состояния и уровня адаптации к изменениям каждой конкретной библиотеки.

2). Разработка перспективных программ.

Все это называется «управлением изменениями». Управление изменениями означает, по сути, развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое.

Модель развития К.Левина включает осуществление трех стадий процесса изменений:

1). Подготовку к изменениям.

2). Переход.

3). Закрепление.

Успешная реализация каждой стадии предопределяется уровнем методической работы. От профессионализма методистов зависит и выработка эффективной стратегии управления изменениями. Известны 3 альтернативы изменения:

1). Стратегия специалиста.

2). Стратегия обучения.

3). Стратегия совместной деятельности.

Стратегия специалиста (методиста приглашают в библиотеку и дают задание: спланировать изменения, например, организовать маркетинговую службу).

Стратегия обучения (дополняет 1-ую учебными мероприятиями).

Стратегия совместной деятельности (руководство и сотрудники библиотеки совместно с методистом направляют процесс изменений).

Также есть подразделение специальных услуг – консультирование библиотекарей по юридическим, социальным, психологическим аспектам руководства коллективами, методам и формам управления.

Библиотечная статистика.

БС – это научная дисциплина (и соответственно учебная дисциплина в высших и средних специальных учебных заведениях), формирующаяся на стыке статистики и библиотековедения, изучает количественные отношения различных процессов и явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием. Разрабатывает приемы количественного анализа, которые позволяют выявить закономерности развития библиотек.

Задачи библиотечной статистики:

1). Разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы, пропорции развития библиотечной деятельности.

2). Создание методов расчета и взаимной увязки показателей, анализ факторов, обуславливающих основные тенденции развития.

3). Обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития.

4). Исследования фактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений и ситуаций.

Обычно выделяют три этапа статистического исследования: статистическое наблюдение, сводка и обработка материалов, анализ данных.

Отчетность – важнейший метод статистической работы, обеспечивающий управление статистическими сведениями по установленным формам и в установленные сроки.

Наши рекомендации