Тема 1. Социальная ситуация развития подростков
Вопросы к семинарам
1. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
3. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту.
Темы рефератов и докладов
1. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.
2. Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста».
3. Условия кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.
Практические задания
Задание 1.Продолжите предложения:
a) Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с …
b) Сравнение себя со взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он …
c) Суть социальной ситуации развития заключается в том, что подросток …
d) Основные психологические потребности подростка – …
e) Переходность психики подростка состоит в …
Задание 2. Каким образом соотносится содержание социальной ситуации развития подростка с лингвистическим значением слова "подросток" (от латинского «adolescere» – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки)?
Задание 3. Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Однако отношение подростка к взрослому двойственное. Поясните, в чем проявляется эта двойственность. Приведите пример.
Задание 4. Исправьте ошибки в приведенном тексте:
Подросток не стремится осознать и развить свою уникальность, что порождает потребность в обособлении от семейного "Мы". Однако он способен глубоко и объективно оценивать самого себя, его "Я" стремится к "Мы", которое составляют сверстники. В этот период характерно господство взрослого сообщества над детским. К началу подросткового возраста складывается парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстниками уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений со взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль послушания.
Задание 5. Приведите примеры собственно подростковых психологических реакций, которые возникают при взаимодействии с окружающей средой (по А.Е. Личко): реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых); реакция "отрицательной имитации" (поведение, контрастное по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи); реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения); реакция увлечения (хобби-реакция); реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемами и т.д.).
Задание 6. Законспектируйте статью К.Н. Поливановой: Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – № 1. – 1996. – с. 20 – 33.
Задание 7. Прочитайте лекционный материал и рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия, с помощью которых описываются закономерности и специфика социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Задайте графическую схему (систему основных понятий) изученного Вами материала – своеобразное наглядное пособие на тему «Психологические особенности подросткового возраста».
Тема 2. Деятельность в подростковом возрасте
Вопросы к семинарам
1. Ведущая деятельность подростков.
2. Общение подростков.
3. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества.
4. Учебная деятельность подростков.
Темы рефератов и докладов
1. Поведение и усвоение морально-этических норм.
2. Подросток в неформальных молодежных объединениях.
3. Дружба подростков.
4. Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Практические задания
Задание 1. Продолжите предложения:
a) Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение …
b) В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются … .
c) Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно, поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает у него … .
d) Благополучная форма перехода к новому типу отношений со взрослыми возможна, если … .
e) Проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростничества, однако сила, частота проявлений зависят во многом от … .
f) Необходимым условием благополучных отношений подростка и взрослого является … .
Задание 2.Исправьте ошибки в тексте:
В учебной деятельности подростков имеются свои трудности и противоречия. Прежде всего, отмечается повышенная восприимчивость к отдельным сторонам обучения, в первую очередь тем, которые подчеркивают взрослость подростка. Привлекательностью не обладают самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоления на пути понимания сложного материала, возможность самому строить познавательную деятельность за пределами школы. Вместе с тем у подростков нередко повышается общий интерес к учению в школе, школа является для ученика центром его духовной жизни.
Задание 3. Установите соответствие между возрастом (10–11 лет, 121–3 лет, 14–15 лет) и мотивами общения со сверстником:
a) стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности;
b) желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе;
c) мотив занять определенное место в коллективе сверстников.
Задание 4. Перечислите основания, которые благоприятствуют сохранению прежнего отношения взрослых к подростку как к ребенку.
Задание 5.Попытайтесь вспомнить и проанализировать особенности Ваших взаимоотношений со сверстниками в подростковый период. Как развивались отношения со сверстниками? Какие полезные знания, навыки и ценности Вы приобрели в группе сверстников? Можете ли Вы вспомнить конкретные обстоятельства, способствовавшие их приобретению? Какие «уроки» Вам преподали в то время ваши лучшие друзья? Как относились ко всему этому взрослые? Какие негативные влияния группы сверстников Вам пришлось испытать? Как можно было этого избежать или как-то препятствовать этому? Сделайте вывод: какое влияние оказывают отношения со сверстниками на социальное и личностное развитие в подростковом возрасте.
Задание 6. Поясните, как изменяется учебная деятельность в подростковом возрасте по следующим параметрам:
· по отношению к учению; по содержанию учебной деятельности;
· по способам усвоения материала;
· по умению преодолевать трудности в учебной работе;
· по широте и глубине познавательных интересов.
Задание 7. В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Как Вы считаете, какие из них доминируют в подростковом возрасте и почему?
Задание 8. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
Основным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте является:
a) забота о своем положении в будущем;
b) стремление к положению школьника;
c) интерес к учебе;
d) завоевание определенного места в классе.
Задание 9. Сформулируйте требования к организации учебной деятельности подростков, отражающие специфику этого этапа возрастного развития.