Виды профессиональной морали
Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.
Виды и специфика профессиональной этики.
Типологический анализ человеческой деятельности позволяет выделить основные виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Рассмотрим основные из них.
· Врачебная этика (ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение);
· Педагогическая этика (рассматривает педагога как носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного человека);
· Этика ученого (предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность);
· Творческая этика (ожидает от людей творческих профессий проповедования высших ценностей);
· Инженерная этика (предполагает ответственность за изобретения – их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации);
· Судебная этика (базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона);
Профессиональный кодекс (ПК) – это нормы поведения (правила, образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности. Например, существует ПК врачей (клятва Гиппократа), основной принцип которого «не навреди!», ПК военнослужащих (присяга), предписывающий им защищать интересы своей страны и т.д.
ПК могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций. Кроме этого, профессиональные отношения регулируются различными санкциями (поощрения, наказания).
12. Профессиональная этика современного социального работника: общее и особенное
Этический кодекс - свод нравственных норм и правил, предписываемых к исполнению, принятых ассоциацией или профсоюзом профессиональных социальных работников и предназначенных в качестве стандарта этических отношений в профессиональной деятельности.
Этический кодекс должен базироваться на устойчивых постулатах морали, но он не может быть застывшим, должен развиваться и дополняться с появлением или осознанием новых требований морали. Например, изменение социальной экономической среды меняет личностные ценности. Со временем могут появляться новые законы, и может меняться сущность профессиональной социальной работы, что влечет появление новых этических норм.
В целом этические требования к специалисту, предъявляемые в кодексе, сводятся к двум группам:
первая - требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности;
вторая - требования к личности профессионала.
Личностные качества профессионала в социальной работе необходимы для достижения следующих эффектов:
1. Качества, обеспечивающие эффективность работы с клиентом или группой клиентов.
2. Качества, необходимые для самосовершенствования, профессионального и личностного роста и выстраивания профессиональной карьеры.
3. Качества, способные поднимать престиж профессии и на этой основе повышать качество защиты клиентов и самозащиту специалистов.
Основу содержательных требований к кодексу социального работника составляют моральная норма и моральные правила.
Моральная норма - общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.
Моральные правила - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда.
Основные принципы Кодекса социального работника:
Специалист по социальной работе должен заниматься практикой.
Социальный работник должен придерживаться социальной объективности.
Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть.
Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста.
Социальный работник должен осознанно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации.
Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение проблем.
Социальный работник должен с достоинством вести деловые отношения с клиентом.
Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента.
Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента.
Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.
Социальный работник должен изжить в себе те привычки, склонности и т.д., которые являются вредными либо отрицательно оцениваются общественным мнением. Это немаловажно, ибо в противном случае деятельность такого специалиста выйдет не только за рамки этических норм, но и элементарной логики: "Пытается избавить от пороков других, сохраняя их в себе"
Основные понятия и принципы профессиональной этики социального работника
Профессиональная этика социальной работы – профессиональная мораль, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, складывающимся в процессе труда, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности
Принципы профессиональной этики— наиболее общие требования, выражающие основное направление поведения специалиста по социальной работе.
принципы:
Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту (клиентуре) и обществу. ». Социальный работник, как специалист, должен в первую очередь помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении потребностей именно такого характера, а также принять меры для вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи.
Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий
Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Социальный работник, предлагая клиенту план действий, по его мнению наиболее полно отвечающий нуждам клиента, аргументирует свое мнение, но тем не менее, клиент имеет право отказаться от предложенного варианта. Он имеет право отказаться от продолжения уже начатой работы, если его мнение в силу каких-либо причин изменилось.
Принятие клиента таким, каков он есть.
Конфиденциальность — один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента
Доброжелательность
Бескорыстие
Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что социальный работник предполагает предпринять для решения его проблем