Основные принципы наблюдения

Основные принципы наблюдения

1. Объективность.

2. Систематичность.

3. Точность фиксации данных.

4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения.
Основные правила проведения наблюдения

1. Наблюдение предполагает постановку цели. Возможны две ос­новные цели наблюдения: 1) получение общей картины поведен­ческих проявлений животного; обычно это предварительный этап наблюдения, когда фиксируется все поведение животного, ис­следователь привыкает к особенностям данного вида или индиви­да, на основании полученных данных выделяются более конкрет­ные цели дальнейших наблюдений, периодичность и формы их проведения; 2) конкретная цель, предполагающая наблюдение за определенной формой поведения, определенные временные фазы или циклы жизнедеятельности и т.п. Цель наблюдения определяет собой выбор конкретной методики наблюдения.

2. Выбор методики наблюдения, адекватной поставленной цели и условиям наблюдения. Методика наблюдения должна соответ­ствовать поставленной цели, условиям проведения наблюдения (полевой ситуации или особенностям помещения: освещенность, расстояние, наличие преград и т.п.), возможностям применения средств фиксации данных (ручных или технических), особенно­стям подопытных животных.

3. Наблюдение должно проводиться неоднократно. Как указыва­лось выше, это обеспечивает соблюдение принципов объективно­сти и систематичности. Периодичность наблюдения зависит от цели и особенностей наблюдаемой формы поведения. Единичное на­блюдение может иметь статус научного факта, но интерпрети­роваться только как материал для постановки гипотезы и должно проверяться в дальнейших наблюдениях.

Основные принципы наблюдения

1. Объективность. Это важнейший принцип наблюдения, он связан с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных: мы не можем непосредственно проникнуть в субъек­тивный мир другого живого существа (особенно на дочеловече-ской стадии развития) и судим о содержании этого субъективно-го мира только по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только то, что он реально видит, т.е. поведенческие проявления животного, а ни в коем случае не свою интерпретацию состояния и пережива­ний наблюдаемого объекта. Все данные наблюдений и являются тем материалом, на основании которого, после проведения тща­тельной обработки и научного анализа, конструируются знания о психике. Из этого следует, что соблюдение этого принципа связа­но с квалификацией наблюдателя, его умением беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты. В этом отношении осо­бенности метода наблюдения в зоопсихологии и сравнительной психологии имеют много общего с таковыми в возрастной психо­логии (при изучении детей на довербальной стадии развития) и патопсихологии (при изучении субъектов с измененными состоя­ниями психики).

2. Систематичность. Наблюдение должно проводиться неодно­кратно и систематически. Это позволяет избежать ошибок, свя­занных с ситуативным состоянием животного или ситуативными факторами среды, которые невозможно выделить при однократ­ном наблюдении. Например, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индиви­дуальными особенностями нервной системы; гормональный фон разных фаз репродуктивного цикла у самок приматов существен­но влияет на проявление их поведения в группе и т. п. Для зоопси­хологии и сравнительной психологии это еще важно и потому, что мы не так хорошо знаем индивидуальные особенности живот­ных (по сравнению с таковыми знаниями о человеке), и суще­ствует опасность интерпретации общих для данного вида живот­ных закономерностей поведения и психики по данным только об отдельных их представителях.

3. Точность фиксации данных. Сложность наблюдения связана с тем, что исследователь одновременно наблюдает и фиксирует ре­зультаты наблюдения. Это предъявляет высокие требования к его профессиональным навыкам. Ситуацию наблюдения невозмож­но повторить, часто удается увидеть уникальные, неизвестные до этого факты или факты, противоречащие данным других наблю­дений. Поэтому необходима высокая точность регистрации, не допускающая разночтений в интерпретации. Например, при ис­следовании в естественных условиях высших обезьян в последние десятилетия выявлено много таких особенностей их поведения, которые раньше считались невозможными для этих животных и, более того, расценивались как отличительные черты поведения человека. Это касается, в частности, обучения самками шимпанзе своих детенышей разбивать камнем орехи, использовать палки и пробовать новые виды пищи. Даже теперь данные этих наблюде­ний еще не дают возможности понять, имеют ли самки понгидцелью обучить детеныша правильному способу поведения или только предохраняют его от возможности нанести себе вред не­умелыми действиями.

4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения. Наблюдение должно быть организовано таким обра­зом, чтобы не повлиять на поведение испытуемого. Это означает, что животное не должно знать о присутствии наблюдателя или воспринимать его как естественный компонент среды, не влияю­щий на данную ситуацию. Последнее возможно, если животные привыкли к исследователю и не изменяют свое поведение в его присутствии.

Виды наблюдения

1. Сплошное наблюдение. При сплошном наблюдении фиксиру­ется все поведение животных с возможной точностью и подроб­ностью. При этом получают данные об общей картине поведения, его динамике и наиболее явных индивидуальных особенностях объектов наблюдения. Обычно сплошное наблюдение предваряет другие виды наблюдения; на основании полученных в сплошном наблюдении данных формулируются общие гипотезы и конкрет­ные цели для дальнейшего исследования. Как самостоятельный прием, сплошное наблюдение используется для изучения суточ­ной динамики поведения. Периодически повторяемое наблюде­ние за суточной активностью животных используется при изуче­нии онтогенеза и циклического изменения активности животных (например, в разные фазы репродуктивного цикла).

2. Выборочное наблюдение. При выборочном наблюдении ста­вится конкретная цель. Целью может стать описание определен­ных форм поведения, например наблюдение за манипулятивной активностью, игровой деятельностью или взаимодействием жи­вотных друг с другом и т. п. В этом случае описывается только поведение данной формы, но более подробно, чем при сплош­ном наблюдении. Выделяются фазы суточной активности живот­ного, когда наблюдаемая форма поведения достаточно хорошо выражена. Наблюдение проводится многократно, что позволяет в итоге точно и подробно описать все его особенности. Возмож­но проведение выборочного наблюдения для изучения активно­сти животных в определенное время суток или в определенной ситуации.

3. Включенное наблюдение. Это такой вид наблюдения, при кото­ром наблюдатель включен во взаимодействие с наблюдаемым или участвует в общей ситуации, в которой осуществляется наблюде­ние (например, сам проводит эксперимент, дрессировку, осуще­ствляет уход за животным и т. п.). Включенное наблюдение позво­ляет получить очень точные данные, поскольку с большой досто­верностью выявляются цели и мотивы поведения животных, что далеко не всегда возможно даже в эксперименте. Включенное на­блюдение требует большого опыта и умения исследователя, поскольку велик риск направленного воздействия на животное для получения желаемых результатов, а кроме того, затруднена фиксация данных. Основное приходится фиксировать по памяти после окончания наблюдения. Последний недостаток может быть устранен с помощью технических средств фиксации, однако не всегда имеется возможность их применения.

Наши рекомендации