Методические рекомендации по выполнению практических работ

ОП. 02 Психология

для специальности СПО 050141 Физическая культура

______________________________________

Тюмень 2013

Методические рекомендации составлены (или разработаны) преподавателем ГАОУ СПО ТО «ЗСГК» __________________________________________

Рассмотрено на заседании ПЦК ______________________________________

Протокол № _____ от ______________ (если рассматривали)

Рекомендовано экспертным советом колледжа к использованию в учебном процессе

Протокол № ___ от ___________ (если рассматривали экспертным советом)

В пособии рекомендациях приведены порядок и методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине _____________, предназначенные для студентов специальности _________________

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка. 5

2. Методические рекомендации по выполнению практических работ. 5

3. Практические работы.. 7

3.1. Практическая работа №1 «???????». Ошибка! Закладка не определена.

3.2. Практическая работа №2 «???????». Ошибка! Закладка не определена.

3.3. Практическая работа №3 «???????». Ошибка! Закладка не определена.

4. Литература. 43


Пояснительная записка

Пособие предназначено для обучающихся специальности

050720«Физическая культура» по дисциплине Психология очной и заочной форм обучения.

Выполнение практических работ способствует формированию следующих умений и компетенций:

- Умения: применять знания по психологии при решении педагогических задач;

- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

- применять знания по психологии при решении педагогических задач;

- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

Профессиональные компетенции:

- основы психологии личности;

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Главная задача практикума — углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в психологические психодиагностические исследования. Его целевое назначение — самосовершенствование и самовоспитание будущих учителей как профессионалов.

В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основных свойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.

Познавательные процессы.

Эмоционально-волевые процессы.

Индивидуально-типологические особенности личности.

Каждый раздел предваряется кратким описанием основных психических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике.

Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны, и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогический деятельности, — с другой, то особое внимание в нем отведено четкости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности:

a. предназначение методики и цель исследования;

b. материал и оборудование;

c. процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции;

d. обработка результатов;

e. анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованию результатов с целью самосовершенствования испытуемого.

Учебная работа студентов с методиками предполагает изучение теоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций, учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедурой исследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведению диагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить к проведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет о работе вместе с выводами и рекомендациями.

Так как предлагаемые практикумом методики имеют психодиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками. Эти требования таковы.

Специалисту — пользователю методики вменяется в обязанность:

A. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.

B. Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.

C. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

D. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

E. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-не психологами.

F. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

G. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.

Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, что основная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать о психологических качествах человека и применять знания в целях совершенствования личности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчет о проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировал процесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдением выполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогал решить возникшие проблемы психологической этики.

Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторять исследования через определенные промежутки времени.

При выполнении практических работ придерживайтесь следующего алгоритма:

- изучите теоретический материал по теме практической работы (лекции, учебники, дополнительная литература и др.);

- прочитайте и продумайте порядок выполнения работы;

- подготовьте необходимое оборудование, справочные и нормативные источники информации;

- выполните работу согласно описанию;

- оформите отчет и представьте его преподавателю;

- при необходимости приведите рабочее место в порядок.

\Практические работы

Практическая работа №1.

Групповая . дискуссия, этапы ее развития и психологические средства повышения эффективности групповой дискуссии

Практическая работа №2

Диагностика качеств внимания

1..Изучение продуктивности внимания с помощью методики двухцветной таблицы (тест Шульте

тест «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕКЛЮЧЕ­НИЕ ВНИМАНИЯ»

Ход опыта. 1 вариант.

Испытуемый пишет на доске числа (о.т 1 До 20 одновременно громко считает и обратном поряд­ке от 20 до 1. Сравнить время выполнения, количество ошибок, степень затруднения у разных испытуемых;

2-вариант. по рис. испытуемый должен найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке и черные цифры в убывающем порядке, т. е. 1 — белое, 24 — черное, 2 — белое, 23 — черное и т. д. Фиксируется время выполне­ния задания, количество ошибок.

Таблица

        15    
             
             
             
             
             
      .20        

Анализ результатов:

баллы   5 бал.   4 бал.   3 бал.   2 б ал.   1 бал.  
время   2м 40с   2м 41с —   5м 31с —   6м 31с —      
выпол­   и менее   Ьм 30с   6м 30с   8м      
нения                      
коли­                      
чество       1-2   3—4   5 .  
ошибок                      

.

РАЗДЕЛ I!!
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Важнейшей функцией психической деятельности является ориентировка. В той или иной степени ее выполняют и обеспечивают не только все психические процессы, но и свойства личности. Однако максимальная нагрузка при этом падает на познавательные процессы: ощущение, восприятие и непосредственно связанные с ними память и внимание.

Ощущения и восприятия относятся к элементарным познавательным процессам, но эта традиционная их характеристика справедлива только при сравнении их с понятийным или гипотетико-теоретическим мышлением. Ощущения и восприятия являются регуляторами жизнедеятельности индивида в ответ на раздражители, которые действуют в настоящий момент, а память – воспроизводит то, что было в прошлом опыте. И результаты и сами эти процессы могут у человека стать осознанными или же протекать бессознательно, но их неизменной функцией остается ориентировка в состоянии организма и сигнализация об отношениях человека с миром, на основе его отражения.

Тема 3.1.

Наши рекомендации