Диагностика личностной тревожности А.М.Прихожан
Методики с учащимися
№ | Возраст | Методика | Применение |
Потребности, ценностей, смысложизненные ориентаци | |||
1. | С 12-15 лет | Тест «Незаконченные предложения» Сакс, Леви (модификация Михал В.) | Диагностика отношений ребенка к своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний |
2. | Учащихся старше 13 лет | Диагностика личностной тревожности А.М.Прихожан | Определение личностной тревожности |
3. | С 15 лет | "Тест юмористических фраз" (ТЮФ) А.Г. Шмелёв, .С.Бабина | Определение наиболее напряженных и фрустрированных потребностей человека - источник его нервно-психического неблагополучия |
4. | С 14-17 лет | Тест смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев) | Определение цели в жизни, осмысления перспективы, представления о себе. |
5. | С 4,5-11 лет | Тест Руки (Hand Test) Б. Брайклин Э. Вагнер (адаптация Курбатовой Т.Н.) | Исследование личности. Изучение склонности к открытому агрессивному поведению |
6. | C 15 лет | Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) Рокич М. (модификация Сенина И.Г.) | Диагностика жизненных ценностей |
7. | С 15 лет | Методика «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталова | Изучение ценностных ориентаций личности |
Уровень адаптации и дезадаптации | |||
8. | От 14 лет и старше | Шкала социально-психологической адаптированности, разработанная К.Роджерсом и Р.Даймондом (в адаптации Т.В.Снегиревой) | Определение модели отношений человека с социальным окружением и с самим собой. |
Уровень самоуважения и самопритязаний | |||
9. | C 10 лет | Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан | Определение уровня самооценки |
Индивидуально-психологические свойства личности (особенности личностного развития) | |||
10. | С 10 лет | Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека И X. Хесса | Определение уровня невротизации |
11. | С 11 лет | Самочувствие. Активность. Настроение. В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева, М.Н.Мирошников | Исследование особенностей психоэмоционального состояния |
12. | С 12 лет | Опросник оценки личностной агрессивности Басс А., Дарки А. (адаптация Почебут Л.Г.) | Определение уровня состояния агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины (угрызения совести) |
13. | C 14 лет | Личностный опросник Я. Стреляу (адаптация Даниловой Н.Р., Шмелева Ф.Г.) | Изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов |
14. | С 10 лет | Личностный опросник Г. Айзенка | Предназначен для определения темперамента личности |
15. | С 15-17 лет | Личностный опросник ЕPI Айзенк Г. | Диагностика нейротизма, экстраверсии/интроверсии |
16. | С 11 лет | Методика диагностики самооценки психических состояний (ТФАР) Г.Айзенк | Тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность |
17. | С 13 лет | «Формула темперамента» Белов А. | Определение типа темперамента личности |
18. | С 15 лет | Опросник реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л. Ханина в адаптации А.Д.Андреевой | Уровень предрасположенности субъекта к тревоге |
19. | Обучающиеся | Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г.Эйдемиллера | Определение акцентуации характера |
20. | Обучающиеся | Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина" (А.С.Прутченков, А.А.Сиялов) | Определение типа акцентуации характера |
21. | С 14-16 лет | Личностный опросник Г.Шмишека | Определение типов акцентуации характера |
22. | С 14 лет | Методика определения акцентуации характера К.Леонгард | Определение типов акцентуации характера |
23. | С 8-12 лет | Тест школьной тревожности Филипса | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой |
24. | С 7 лет | Тест «Несуществующее животное» Друкаревич М.З. | Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы личности, самооценки и самосознания |
25. | C 7 лет | Тест «Автопортрет» Бернс Р. (вариант Романовой Е.С., Потемкиной О.Ф.) | Исследование особенностей личности |
26. | С 15 лет | Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта | Склонность к риску |
27. | Тест склонности к риску (автор К. Левитин) | Склонность к риску | |
28. | С 10 лет | Выявление суицидального риска у детей Н.Шавровска, О.Гончаренко, І.Мельникова | Выявление суицидального риска |
29. | Обучающиеся | Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона | Определение уровня ощущения одиночества |
30. | С 6-10 лет | Детский опросник неврозов (ДОН) Седнев В.В., Збарский З.Г., Бурцев А.К. | Выявление факторов риска формирования невротических расстройств |
31. | С 8-12 лет | Детский многофакторный личностный вопросник (Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).(адаптация Э.М.Александровской и И.Н.Гильяшевой). | Измерение 12 факторов личности (личностных черт) |
32. | Обучающиеся | Методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андронниковой | Определение склонности к виктивному поведению |
Работа с педагогическим коллективом | |||
33. | Взрослые | Оценка агрессивности педагога Ассингер А. | Межличностные отношения |
34. | Взрослые | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко В.В. | Определение уровня эмоционального выгорания |
Работа с родителями | |||
35. | Взрослые | Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф.Сопов, Л.В.Карпушина) | Определение жизненных ценностей |
1. Тест «Незаконченные предложения»
Сакс, Леви
(модификация Михал В.)
Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.
Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.
Инструкция
— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.
— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
— Каждое утро...
Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз.
Можно предложить еще один пример:
— Многое отдал бы за то, чтобы я...
При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 секунды и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.
В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т. д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложении на одну тему распределялись равномерно, а не группировав лись вместе.
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Я думаю, что людей больше...
2. Ребенок в семье...
3. Мы любим маму, а...
4. Бываем среди детей, но...
5. Мой брат (сестра)...
6. Я достаточно ловкий, чтобы... 7. Отцы иногда... ^ Дети, с которыми я играю...
9. Чтобы наш папа...
10. Мои близкие думают обо мне, что я...
11. Если бы мой брат (сестра)...
12. Мои друзья меня часто...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
14. Больной ребенок...
15. Я думал, что мама чаще всего...
16. Если бы не было школы...
17. Я весь трясусь, когда...
18. Когда думаю о школе, то...
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если.бы я...
21. Я самый слабый...
22. Мой учитель (учительница, учителя)...
23. Всегда мечтаю...
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (дети говорят об этом довольно часто).
«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).
Самопонимание ребенка изучается с помощью предложен ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.
Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы последующим категориям:
а) отношение к матери — 3, 15,
б) отношение к отцу — 7, 9,
в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11,
г) отношение к семье — 2, 10,
д) отношение к ровесникам — 4, 8,12,
е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18,
ж) отношение к людям в целом — 1,
з) отношение к собственным способностям — 6, 21,
и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19, к) отношение к болезни — 14,
л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.
Диагностика личностной тревожности А.М.Прихожан
Методика неоконченных предложений как методика вербально-проективного типа для выявления проблем у учащихся старше 13 лет является достаточно информативной.
Инструкция
Необходимо закончить предложения. Делайте это надо как можно быстрее. Если какое-то предложение покажется вам трудным и вы не сможете сразу придумать окончание, поставьте перед ним «галочку» и вернитесь в конце работы.
1. Будущее кажется мне…
2. Когда я сравниваю себя с другими…
3. Иногда мне кажется, что я …
4. Боюсь, что…
5. Очень хочу, чтобы…
6. Больше всего мне мешает…
7. Если бы было можно…
8. Обычно я …
9. Меня охватывает сильная тревога…
10. Предстоящие трудности…
11. Со мной…
12. Мне не хватает…
13. Я волнуюсь, когда…
14. Я был бы доволен, если…
15. Я нередко ловлю себя на том…
16. Я почти никогда…
17. Когда мне не везет, я …
18. Мне очень трудно…
19. Хотелось бы перестать бояться…
20. Я не могу…
21. Возможные неудачи…
22. Мои желания и мечты…
23. Часто я не замечаю…
24. Когда мне приходится ждать…
25. Я сильно беспокоюсь…
Все предложения делятся на две неравные части: 5 предложений (4,9,13,19,25) направлены на выявление объектов, областей действительности, вызывающих тревогу. Здесь представляет интерес круг этих объектов, их повторяемость. Важным показателем является также пропуск не менее 3 из этих предложений и постановка перед ними «V», свидетельствующими, что предложения оказались трудными для школьника. Эти показатели характеризуют круг вопросов как эффективно значимые для школьника, указывают на особую напряженность в этой сфере. Они свидетельствуют, о непродуктивных попытках преодолеть тревогу путем ее отрицания. Для анализа этих случаев необходима специально организованная беседа со школьником.
Все остальные предложения оцениваются по 3-бальной системе в зависимости от степени выраженной в нем тревоги. Подсчитывается общая сумма баллов по 20 предложениям: № 1-3, 5-8, 14-18,20. О наличии тревожности можно говорить в тех случаях, когда эта сумма превышает у девушек – 25, у юношей – 22 баллов.
Внимание заслуживают также учащиеся, набравшие по всем 20 предложениям незначительное число баллов: девушки не более 5, юноши не более 2, особенно когда это происходит на фоне очевидного объективного неблагополучия и сопровождается отрицанием переживания страха, тревог в ответ на соответствующие начала предложений. Все это с высокой вероятностью свидетельствует об искажениях в личностном развитии школьника: о наличии у него результативности к реальному неблагополучию, закрытости даже опыта носящего защитный характер и препятствующий его полноценному формированию. Полезную дополнительную информацию, в частности об основных проблемах школьника, наличии и характеристике конфликтов, можно получить в процессе качественного анализа ответов. Показательными здесь являются пропуски ответов и начала тех предложений, которые вызвали у школьника затруднения. Все эти данные могут быть использованы для разработки схемы беседы с учащимся.
3.Тест юмористических фраз
(А.Г. Шмелев, А.С. Бабина, ТЮФ)
ТЮФ – оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуальной проективной методики.
Релевантной практической задачей ТЮФ является (по мнению авторов) прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования.
В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов - юмористических фраз.
Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса
Этот тест, состоящий из 100 юмористических фраз, позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:
1. Агрессия — самозащита.
2. Межполовые отношения.
3. Пагубные привычки (в данном случае — пьянство).
4. Деньги.
5. Мода.
6. Карьера.
7. Семейные неурядицы.
8. Социальные проблемы.
9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.
10. Человеческая глупость.
Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.
Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.
В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах:
- о наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.
- о наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.
- о наличии комплексов, связанных с данной сферой.
Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог.
Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:
Инструкция: «Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них».
Список юмористических фраз
- Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.
- Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже приходится сгибаться.
- Счастье не в деньгах, а в их количестве.
- Крик моды понятнее всего на чужом языке.
- Без женщин жить нельзя на свете — тем более в темноте.
- Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
- Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
- С кем поведешься, с тем и наберешься.
- Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
- Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене.
- «Терпение и труд все перетрут», — напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
- Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.
- Не брал за горло никого, кроме бутылки.
- Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
- Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
- И фиговый листок отпадает.
- Одежда! Мой компас земной, а удача—награда за смелость.
- Не было ни гроша, и не будет ни шиша.
- Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
- Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
- Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
- Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
- Выпился в алкоголики.
- «Семь раз отмерь — один раз отрежь», — объяснял старый палач молодому.
- Брала от жизни все, что входило в моду.
- Деньги — тем меньшее зло, чем их меньше.
- Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.
- Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.
- Выбирая из двух зол — выбирай оба: потом и этого не будет.
- Она шипела на мужа как газированная вода.
- Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала.
- Не бойтесь этой гранаты: она — ручная.
- Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.
- «Не хлебом единым жив человек!» — кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
- Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!
- Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.
- «Нелегок этот писательский труд», — говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
- Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол.
- «Деньги есть деньги!» — В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
- Призвание хорошо, а звание лучше.
- Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.
- Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.
- Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
- «Душит — значит любит» (Дездемона).
- В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
- Нашел место в жизни — найди жене.
- Писал с принципиальных кассовых позиций.
- Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.
- Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
- Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?
- Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель — тоже.
- Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.
- «У меня ничего не осталось, кроме тебя», — признался он ей... за три дня до зарплаты.
- Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.
- Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.
- Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.
- «Пить — здоровью вредить», — сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
- И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.
- Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
- Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
- «Удивительное — ядом!» — сказал Сальери.
- Нарушение моды королями становится модой для подданных.
- Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.
- Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.
- Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая — с дерева жизни.
- Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
- Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.
- Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.
- Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
- Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
- Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.
- Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.
- В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.
- Мечтает устроиться на доходное лобное место.
- При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
- В этой столовой можно не только червяка заморить.
- Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
- Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.
- Если все время мыслить, то на что же существовать?
- Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» — тут, другая — там.
- Мода на форму черепа стоила ей немалого.
- Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
- Ломал голову, а сломал шею.
- «А здесь я работаю для потомства», — гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.
- Закон всеобщего тяготения к шаблону.
- Всем модам Отелло предпочитал декольте.
- Интеллигенты умирают сидя.
- Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
- Столько еще дантесов прозябает в неизвестности!
- Забытый писатель искал забвение в вине.
- Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
- Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.
- Бывает осень и у людей.
- Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
- Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
- Перед злоупотреблением не разбалтывай!
- Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
- Не всякая кучка — могучая.
- Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
- Графомания — это потребность души или семейного бюджета.