Структура и свойства психологии нации

Национальная психология имеет свою структуру, которая представляет собой совокупность национально-психологических явлений, составляющих ее содержание. Она включает в себя системообразующие и динамические компоненты.

К системообразующим компонентам относят:

1. Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличий от представителей других общностей, о национальных ценностях, истории, о ее нынешним состоянии.

2. Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям.

3. Национальные интересы и ориентации – это общественно-психологические явления отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

4. Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный признак, так и негативный оттенок.

5. Национальные традиции и привычки – сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Динамические компоненты психологии нации позволяют осмыслить и выявить специфику проявлений и функционирования национально-психологических феноменов:

1. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей.

2. Интеллектуально-познавательные – определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающиеся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных качеств у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения результатов.

3. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обуславливают функционирование у представителей той или этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

4. Коммуникативно-поведенческиеохватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения представителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства.

41. Массовидные социально-психологические явления (общественное мнение, коллективное переживание).

Массовидные социально-психологические явления – психические явления, характерные для групп людей: общественное мнение, межличностные отношения, традиции, настроение, соревнование, психологический климат, слухи, подражание, мода, паника, массовые психические реакции, установки, стереотипы и т. д.

Массовидные психические явления, преломляясь через ближайшую социальную среду –

коллектив, группу, оказывают влияние на личности, их общение и взаимоотношения.

Общественное мнение – единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей.

Общественное мнение. Общественное мнение - единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей.

Общественное мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях. В школе, например в коллективе учителей, учащихся, создается общественное мнение о том или ином ученике. Если в нем правильно отражены факты о делах и поведении, это благотворно влияет на школьника, на психологический климат класса, в котором он учится. Если же мнение основывается на ложной информации и таким образом оказывается неверным, оно может глубоко ранить школьника, изменить к худшему его общение и взаимоотношения со сверстниками, учителями. Под влиянием общественного мнения порой круто меняются привязанности ученика, сфера его общения.

Коллективное переживание - это особое психическое состояние, которое охватывает значительное количество людей, эмоции и настроение, которые тождественны между собой. Коллективные переживания объединяют людей и, соответственно, лежат в основе массовых общественных движений.

Выделяют два вида коллективных переживаний по Пссодержанию: положительные і негативные. Положительные, прогрессивные переживания ускоряют развитие человеческого общества. Негативные, реакционные, наоборот, тормозят его движение.

42.Массовидные социально-психологические явления (подражание, соревнование, мода, субкультура, массовый ажиотаж).(ДОПОЛНИТЬ ПРО СУБКУЛЬТУРУ И МАССОВЫЙ АЖИОТАЖ)

Массовидные социально-психологические явления – психические явления, характерные для групп людей: общественное мнение, межличностные отношения, традиции, настроение, соревнование, психологический климат, слухи, подражание, мода, паника, массовые психические реакции, установки, стереотипы и т. д.

Массовидные психические явления, преломляясь через ближайшую социальную среду –

коллектив, группу, оказывают влияние на личности, их общение и взаимоотношения.

Подражание. Сознательное или неосознанное копирование образца называется подражанием. В общественной жизни оно занимает важное место. Так, школьник подражает полюбившемуся герою фильма, перенимает его манеру поведения, мимику, жесты. Распространение моды целиком основано на подражании. Одежда, прически, мебель в квартире, манеры общения - все это может явиться объектом для подражания. Подражание как массовое социально-психологическое явление так или иначе преломляется в общении. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив.

Подражание может быть полностью неосознанным или не до конца осознанным. 'Особенно заметно это в группах детей младшего возраста. Неосознанное подражание наблюдается и при речевом общении. Человек, попавший в среду с чуждыми ему речевыми особенностями, через некоторое время, не желая этого, будет произносить слова так, как слышит их.

Таким образом, подражание, наряду с другими социальнопсихологическими явлениями, становится содержанием и формой общения и межличностных отношений в группе,, коллективе.

Соревнование. Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга, составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т. е. его содержание связано с нуждами, запросами общества. Чем содержательней основа соревнования, тем оно ценнее: повышается качество учебы, качество и количество выпускаемой продукции, спортивных результатов и т. д. В отличие от конкуренции, соревнование не имеет антагонистических тенденций.Оно не предполагает, что перевес над другой стороной будет достигнут любой ценой. Соревнование создает эмоциональную насыщенность, оно затрагивает сферу переживаний, поскольку есть противоборство, стремление каждой стороны выйти вперед, занять более высокое место.

Соревнование есть форма взаимосвязи людей. Поэтому оно определяет" и выявляет" межличностные отношения, характер общения внутри коллектива, группы. При наличии соревнования сложившиеся межличностные отношения в коллективе не меняются по существу, ноприобретают иной оттенок

Соревнование требует умственного," физического и эмоциональ-ного-напряжения. Эмоциональный настрой колеблется в зависимости от хода соревнования. Так, эмоциональный накал усиливается, если возникает разрыв в результатах соревнующихся сторон. Напряжение борьбы увеличивается по мере сокращения срока, отведенного на соревновательную борьбу. В соревновательной борьбе особую важность приобретает сработанность, взаимопонимание отдельных членов группы, коллектива. В этом случае единое стремление, единый порыв, единая эмоция выливаются в результат, невозможный без соревновательной борьбы. Разлад, несогласованность в действиях, взаимные упреки и разнотипные эмоции не приводят к успеху.

Мода.

Мода – социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности.

Понятие моды относится как к прическе, манере одеваться, поведению, так и к месту покупки (в дорогих магазинах, в супермаркетах или на базаре), образу жизни, обустройству дома, квартиры, виду автомобиля, политическим воззрениям, идеологии и даже религии.

Функции моды:
1) функция выделения – желание выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, речью и т. д.), приподнимая этим свой статус, возвышая себя, отделяя от других;

2) функция подражания – стремление хотя бы внешне походить на людей из референтной группы;

3) экономическая функция – мода способствует продвижению товаров на рынке в условиях его пресыщения;

4) функция манипуляции массовым сознанием в нужном направлении (отвлечение или, наоборот привлечение внимания и т. д.);

5)функция дифференциации – мода показывает принадлежность к определенной группе, слою общества и др.

Субкультура— свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

Кроме того, субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Массовый ажиотаж – излишняя возбужденность, повышенный интерес в каком-либо вопросе или деле. Ажиотаж сопровождается массовым волнением, обсуждением, обращением всеобщего внимания на что-либо. Так, в условиях дефицита на рынке резко пробуждается ажиотаж на какой-либо продукт, вызванный паникой и страхом остаться без продовольствия.

43. Стихийные социально-психологические явления(поведение толпы, паника).

Паника — это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

У паники могут быть внешние и внутренние причины.

Внешние: различные угрозы для жизни человека и близких к нему людей, поступающие из окружающей среды, например природные катастрофы(землетрясения, пожар,цунами и тд), социальные катаклизмы (государственный переворот, исчезновение из продажи жизненно необходимых товаров, обесценивание денег, рост преступности ).

Внутренние: - это процессы, происходящие в самом человеке, а также процессы, происходящие вне его, в непосредственном социальном окружении, в обществе в целом или в природе- те, которые человек неправильно воспринимает и интерпретирует. (серьезная болезнь,).

Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

· паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей)

· паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

· паника это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

· для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

поведение Толпы - многочисленные скопления людей.

К ним относятся: стихийные бедствия, общественный транспорт, массовые зрелища, политические акции, места массовых празднований и отдыха.

Характеристики толпы: В неограниченных пространствах толпа формируется кольцеобразно, имеет центр и периферийные слои.

В ограниченных пространствах форма зависит от физических ограничений. Величина толпы определяется количеством собравшихся людей.

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м. Границы толпы имеют подвижную форму.

Состав толпы зависит от причин, по которым она возникает. Особое поведение человека в толпе: 1)нивелирование индивидуальных различий в толпе 2)увеличение силы одного человека, в составе толпы 3)снижение интеллектуальной характеристики 4)снижение самоконтроля в зависимости от ситуации и вида толпы 5)в толпе распределяется внимание 6)иррациональность поведения в толпе

Основные признаки толпы: 1)многочисленность 2)высокая контактность (люди находятся близко друг от друга) 3)эмоциональная возбужденность 4)неорганизованность (стихийность) 5)неустойчивость цели (бесцельность)

Виды толпы: 1)по уровню активности: пассивные (отсутствие эмоционального возбуждения, стимула, быстро собирается, и рассеиваться) активные (всякая толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения): агрессивные (решает проблемы насильственным путем) спасающаяся (паническая толпа) стяжательская (стремление к грабежу, мародерству).

44. Толпа и коллективное бессознательное. Влияние толпы на психику человека.

Наши рекомендации