Должностные обязанности и квалификационная характеристика руководителя строительной организации

Должностные обязанности. Осуществляет руководство произ­водственно-хозяйственной деятельностью. Обеспечивает выпол­нение плановых заданий, ритмичный выпуск продукции высоко­го качества, эффективное использование основных и оборотных фондов, соблюдение правильного соотношения между темпами роста производительности труда и средней заработной платой. Проводит работу по совершенствованию организации производ­ства, его технологии, механизации и автоматизации производствен­ных процессов, предупреждению брака и повышению качества изделий, экономии всех видов ресурсов, внедрению научной орга­низации труда, аттестации и рационализации рабочих мест, ис­пользованию резервов повышения производительности труда, а также по повышению рентабельности производства, снижению трудоемкости и себестоимости продукции. Организует планиро­вание, учет, составление и своевременное предоставление отчет­ности о производственной деятельности управления, работу по развитию и укреплению хозрасчета, улучшению нормирования труда, правильному применению форм и систем заработной пла­ты и материального стимулирования, обобщению и распростране­нию передовых приемов и методов труда, изучению и внедрению передового отечественного и зарубежного опыта конструирования и технологии производства аналогичной продукции, развитию изобретательства и рационализации. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств и соблюдение графиков их ремонта, безопасные и здоро­вые условия труда, а также предоставление работающим льгот по условиям труда. Координирует работу мастеров и цеховых служа­щих. Осуществляет подбор кадров рабочих и служащих, их расста­новку и рациональное использование. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. Представляет предложения о поощрении от­личившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной дисциплины, применении при необходимости мер материального воздействия. Создает условия проявления творческой инициативы и активности работающих для достижения высоких результатов работы. Оказывает поддержку и обеспечивает распространение творческих починов и начинаний, проводит воспитательную работу в коллективе.

Должен знать. Постановления, распоряжения, приказы выше­стоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности управления, перспективы развития (технического) цеха, предприятия, технические требования, предъявляемые к продук­ции управления, технологию ее производства, оборудование цеха и правила его эксплуатации, порядок и методы технико-экономического и производственного планирования, методы хозяйственного расчета, действующее положение по оплате труда и формы материального стимулирования, передовой отечественный и зару­бежный опыт в области производства аналогичной продукции основы экономики, организации труда, производства и управления; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационные требования. Высшее техническое образова­ние и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее трех лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее пяти лет.

Задание 6. «Два диалога»

Сравните два диалога и ответьте на вопрос: В каком из диалогов процесс коммуникации проходит эффективно?

Пример 1

Руководитель группы: Здравствуйте, Андрей Владимирович, я не понял этого приказа. Мы не можем управиться с этим сегодня. Почему им кажется, что мы можем сделать это?

Менеджер отдела: Но это приказ. Поэтому сделайте это как можно быстрее. Сроки нас поджимают.

Руководитель группы: Разве они не знают, что мы отстаем от графика из-за трудностей с программным обеспечением?

Менеджер отдела: Послушайте, я не отвечаю за то, что происходит наверху. Я просто должен удостовериться в том, что работа выполнена, вот и все.

Руководитель группы: Группе это не понравится.

Менеджер отдела: Это ты должен справляться с ними, а не я.

Пример 2

Руководитель группы: Здравствуйте Андрей Владимирович, я не понял этого приказа. Мы не мо­жем управиться с этим сегодня. Почему им кажется, что мы можем сделать это?

Менеджер отдела: Похоже, тебя это огорчает.

Руководитель групп: Конечно. Просто мы отстали от графика, потому что бились над той компьютерной программой. А теперь еще и это.

Менеджер отдела: Как будто у тебя и так мало работы?

Руководитель группы: Да, я просто не знаю, как сказать ребятам об этом. Они сегодня по-настоящему расстроены. Как будто все, что мы делаем, уходит в песок.

Менеджер отдела: Я думаю, тебе кажется, что несправедливо нагружать их дополнительной работой.

Руководитель группы: Да, конечно. Но я знаю, что всех поджимают сроки. Если дела обстоят таким образом, я постараюсь объяснить им все это.

Менеджер отдела: Спасибо. Если ты попытаешься сделать это, я приложу все усилия для корректировки графика в будущем.

Задание 7. По предложенному ниже алгоритму описать коммуникативное поведение в вашей организации.

Алгоритм:

1.Дать краткую характеристику организации с точки зрения ее основных то­варов и услуг, выпускаемых на рынке.

2. Определить цель существования организации.

3.Привести схему организационной структуры вашей организации.

4. Выделить на схеме организационной структуры расположение коммуни­кационных каналов, наиболее распостраненных в вашей организации. 5.Определить вид коммуникационной сети.

6. Описать содержание коммуникационных каналов согласно схеме комму­никационной сети.

7. Определить наличие обратной связи согласно схеме организационной сети

8. Назвать действия, в которых проявляется реакция (как со стороны руково­дителя, так и со стороны подчиненного) на полученную информацию.

9. Назвать основные коммуникативные барьеры, препятствующие обратной связи.

Вывод:Необходимо ответить на следующие вопросы:

Является ли данный процесс коммуникации эффективным? Соответствует ли данная коммуникативная сеть достижению главной цели в организации? Какие средства общения (вербальные, невербальные) являются наиболее ти­пичными для вашего руководителя?

Задание 8.Ознакомьтесь с отдельными элементами корпоративной куль­туры на примере современной отечественной фирмы «Довгань» и ответьте на поставленные вопросы.

Основные принципы философии бизнеса корпорации «Дов­гань»:

• все, что делает команда, должно быть полезно самой коман­де и людям, в ней работающим;

• деятельность корпорации должна быть полезна обществу.

Основная проблема быстрорастущей компании — нехватка кад­ров. Подбор осуществляется практически постоянно, ежедневно, из людей в возрасте до 30 лет. Глава руководствуется при этом сле­дующим стереотипом: требуется «заряженность» на победу, успех, «нам нужны люди, которые должны будут через пять лет создавать уникальные технологии, а для этого нужны смелость и интеллект». Как правило, через 2—3 недели новичок получает самостоятель­ную работу, сопряженную с высокой ответственностью, иногда делая карьеру за один, два месяца.

Кредо руководителя: в России главный ресурс — люди. Поэто­му кадровая политика играет важнейшую роль. Руководитель от­вечает за жизнь, здоровье сотрудников, за благополучие их семей. Формула успеха главы фирмы: высокая работоспособность как ос­нова появления нового взгляда на вещи. Самое главное в бизнесе — команда. За всю историю существования фирмы из нее никто не ушел. Увольняли непорядочных людей и бездельников. Сейчас сло­жилась универсальная команда: «У нас работают ненормальные в хорошем смысле слова люди».

В начале своей бизнес-карьеры руководитель обратился к специалистам-психологам по подбору персонала. Два месяца в фирме трудилась целая бригада специалистов-психологов, для которых было закуплено специальное оборудование и установлены высо­кие гонорары. Специалисты протестировали более 100 человек с высшим образованием и отобрали двоих. Тем не менее, глава фир­мы вынужден был уволить их в течение первого же месяца рабо­ты. Отныне он подбирает персонал только сам — глядя в глаза человеку.

Ответьте на вопросы:

1. В чем могут быть причины неудачи психологов при подборе персонала для корпорации?

2.Сторонником каких подходов к управлению персоналом про­возглашает себя глава фирмы?

3. Полностью ли оправдана опора только на молодых людей, не является ли это уходом от индивидуального подхода, игнорирова­нием потенциальной эффективности сочетания молодости и опы­та?

4. Достаточно ли при подборе ключевых специалистов, членов команды руководителя только «посмотреть в глаза» претендента?

5. Каковы элементы корпоративной культуры, нравственный потенциал, политика фирмы по отношению к обществу, которые следуют из приведенного интервью?

6. Есть ли основания считать, что провозглашаемые главой фир­мы принципы ведения бизнеса подкреплены адекватной кадровой политикой и другими элементами культуры фирмы?

Задание 9.По предложенному ниже алгоритму описать организационную культуру в вашей организации.

Алгоритм:

1. Описать организацию по следующим параметрам

1.1. Определить миссию организации.

1.2. Назвать цель организации.

1.3. Перечислить основное содержание труда, которые выполняют различ­ные подразделения.

1.4. Привести данные по сотрудникам организации, которые определяют уровень образованности и общий уровень культуры работников.

2. Описать организацию с точки зрения основных элементов корпоративной культуры:

2.1.Назвать стиль руководства и назвать действия, в которых этот стиль про­является

2.2. Перечислить основные традиции, церемонии и ритуалы, характерные для данной организации.

2.3. Описать внешний вид персонала.

2.4. Выявить ярких представителей организации, чьи ценности, убеждения, установки служат примером для подражания.

3. Назвать систему ценностей, которые определяют поведение сотрудников.

4. Определить тип корпоративной культуры.

Материалы для контроля

ТЕСТ «Входной контроль знаний»(отметьте наиболее точный ответ)

1.Организационное поведение — это:

а) поведение организации и ее действия во внешней и внут­ренней среде;

б) комплекс поступков и действий человека, отражающих ре­акцию на все обстоятельства его существования и организа­ции, точнее, в группе людей, социально-экономической си­стеме;

в) поведение коллектива организации, основанное на его психологических характеристиках.

2. Какие факторы наиболее полно определяют организацион­ное поведение:

а) личностные особенности самого человека, социально-пси­хологическая среда, комплекс событий, характеризующих функционирование и развитие организации;

б) объем, ценность и структура информации; усвоенные со­циальные и организационные нормативы; уровень знания и культуры;

в) все перечисленные выше.

3.Какие из перечисленных ниже блоков входят в содержание дисциплины «Орга­низационное поведение»:

а) содержание деятельности и модель качеств менеджера;

б) исследование систем управления;

в) организационная культура;

г) делегирование полномочий;

д) теория мотивации персонала;

е) типы организационных структур;

ж) все перечисленные выше.

4. Какие подструктуры не включает внутренняя структура лич­ности:

а) темперамент;

б) характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т.д.;

в) хобби, увлечения;

г) опыт, навыки, умения.

5. Какова цель создания организации:

а) решение своих проблем и достижение общих целей орга­низации;

б) только получение прибыли;

в) повышение благосостояния общества.

6. Что включает термин «внешняя среда»? Укажите то, что счи­таете верным:

а) экономические условия;

б) потребители;

в) законодательство;

г) техника и технология;

д) взаимоотношения в коллективе;

е) организационная культура;

ж) система ценностей в обществе;

з) конкуренты.

7. Какой из методов стимулирования является наиболее эффективным:

а) метод наказания;

б) метод поощрения;

в) совмещение этих двух методов.

8. Определите последовательность стадий развития коллектива:

а) «эффективность»;

б) «ближний бой»;

в) «притирка»;

г) «зрелость»;

д) «экспериментирование».

9. В силу каких причин менеджеры создают свою команду? Выберите необходимые причины:

а) количество стрессовых ситуаций уменьшается, если ре­шать проблемы сообща;

б) для передачи своих профессиональных навыков своим пос­ледователям;

в) чтобы команда решала за менеджера его проблемы;

г) вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность;

д) команды могут рисковать в большей степени, чем каж­дый член команды в отдельности;

е) для увеличения прибыли;

ж) коллективный подход — это признак сильного и реши­тельного стиля управления.

10. Должен ли руководитель находить индивидуальный подход к каждому работнику:

а) да;

б) нет.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТЕСТЫ

1. Какая из перечисленных стадий не имеет отношения к процессу восприя­тия:

а) внимание/отбор;

б) интерпретация,

в) просмотр;

г) воспроизведение.

2. Что из перечисленного не является ошибкой восприятия:

а) стереотипы;

б) эффект Барнума;

в) эффект ореола;

г) эффект контраста.

3.Ошибки восприятия:

а) достаточно редки;

б) достаточно часты;

в) влияют только на стадию интерпретации;

г) делают процесс вос­приятия более точным.

4.Управление впечатлением:

а) применимо только к менедже­рам;

б) применимо только к подчиненным;

в) может включать в себя согла­сие с мнением окружающих и оказание им услуг;

г) может включать в себя неповиновение вышестоящему руководству с целью показать твердость собственного ха­рактера.

5. Управление восприятием включает в себя озабоченность вопросами:

а) структурирования и интерпретации информации;

б) обра­ботки информации;

в) сужения схем;

г) поиска подтверждающей информа­ции.

6. При совершении фундаментальной ошибки атрибуции влияние:

а) ситуационных факторов переоценивается;

б) личных факторов недооце­нивается;

в) факторов личности переоценивается;

г) ситуационных факто­ров недооценивается.

7. Формирование стереотипов происходит в тех случаях, когда о человеке ду­мают:

а) как об отличающемся от остальных представителей данной группы;

б) как об обладающем характеристиками, обычно ассоции­рующимися с членами данной группы;

в) как о напоминающем одних членов данной группы, но отличающемся от других;

г) как о не вполне компе­тентном.

8. Демографические характеристики включают в себя:

а) задатки и способности;

б) личностные признаки;

в) основные характеристики, сфор­мировавшие то, чем является человек;

г) ценности и установки.

9. Личностные характеристики определяются:

а) окружающей сре­дой;

б) наследственностью;

в) и окружающей средой, и наследственностью;

г) склонностями и способностями человека.

10. Ценности и установки:

а) сходны с задатками и способностями;

б) заменяют друг друга;

в) связаны друг с другом;

г) сходны с демографичес­кими характеристиками.

11. На какой стадии становления группы ее члены на самом деле начина­ют представлять собой единое формирование:

а) «бурление»;

б) «становление норм»;

в) «выполнения работы»;

г) «расформирования».

12. Эффективной называется такая группа, которая достигает высокого уровня выполнения заданий, удовлетворенности своих членов и:

а) координации;

б) гармонии;

в) креативности;

г) жизнеспособности.

13. Характеристика заданий, система вознаграждения и размер группы пред­ставляют собой:

а) групповые процессы;

б) групповую динамику;

в) групповые вводимые ресурсы;

г) факторы сохранения человеческих ресурсов.

14. Лучше всего, если в группу, занятую решением проблемы, входит:

а) не больше 3-4;

б) 5-7;

в) 8-10;

г) примерно 12-13.

15. Когда две группы вступают в конкуренцию друг с другом, внутри каждой группы можно ожидать:

а) повышения внутригрупповой ло­яльности;

б) меньшего доверия к лидеру;

в) падения внимания к выполне­нию задания;

г) учащения конфликтов.

16. Тенденция групп - утрачивать способность к критической оценке в процессе принятия решения известна как:

а) групповое мышление;

б) эффект Ринглсманна;

в) конгруэнтность решения;

г) групповой консенсус.

17.Что может препятствовать прогрессу группы в достижении ее целей:

а) синергия;

б) групповое мышление;

в) дилемма между разнообразием и консенсусом;

г) межгрупповая динамика.

18. Какую роль в поведении организации играет неформальное лидерство?

а) сплачивает, интегрирует коллектив;

б) рождает конфликтные ситуации, борьбу авторитетов;

в) определяет характер организации;

г) повышает эффективность управления.

19. Чем обусловлена необходимость стратегического лидерства для предприятий России в настоящее время?

а) заменой устаревшего оборудования;

б) нечувствительностью к запросам потребителей;

в) требованиями экономической безопасности страны;

г) конкурентной борьбой с зарубежными фирмами.

20.Во взаимоотношениях типа «высший против низшего» лица, обладающие большей силой склонны:

а) аккумулировать добавочную силу, престиж, финансовую выгоду;

б) соглашаться с точкой зрения другой стороны;

в) к провокационным и агрессивным действиям;

г) изменению стиля лидерства.

21. Какое из перечисленных средств не используют руководители высшего звена для сохранения и поддержания своей власти над подчиненными?

а) установление запутанных процедур соучастия работников в управлении;

б) материальное стимулирование;

в) стремление устранить сопротивление и противостояние работников;

г) не восприятие недовольства работников.

22. Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов?

а) эксперта;

б) традиции;

в) через страх;

г) харизмы.

23. Воздействие на поведение с помощью манипуляций применяется в отсутствие формальной власти. Ими обычно пользуются:

а) начальники по отношению к подчиненным;

б) дети по отношению к родителям;

в) подчиненные по отношению к начальникам;

г) менеджер по отношению к своему секретарю.

24. Для получения власти над подчиненными руководителю необходимо обладать:

а) контролем над его жизнью;

б) контролем над его возможностями самовыражения;

в) контролем над его достатком;

г) контролем над активными потребностями человека.

25. Какой механизм влияния на поведение не подходит для равных взаимоотношений между коллегами?

а) власть;

б) манипулирование, направленное влияние;

в) сотрудничество;

г) убеждение.

26. Какое определение понятия «коммуникации» Вы сочтете наиболее предпочтительным?

а) это связи между людьми, возникающие в процессе их совместной деятельности;

б) это передача информации на большие расстояния;

в) это обмен информацией между людьми;

г) это осуществление управления посредством информации.

27.Общение – это обмен информацией между людьми. Эффективный обмен знаниями или эмоциями:

а) в принципе невозможен;

б) не имеет отношения к успешной работе организации;

в) необходим только в авторитарных структурах;

г) жизненно важен для здоровых взаимоотношений.

28. Когда кого-либо критикуют, высказывания должны:

а) быть общими и неконкретными;

б) даваться тогда, когда отправитель почувствует необходимость в этом;

в) иметь отношение к тому, что получатель может изменить;

г) даваться все одновременно.

Наши рекомендации