Активизация человеческого ресурса

Человеческие ресурсы включают как ресурсную трудовую составляющую, т.е. персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом, так и социокультурные характеристики, личностно-психологические свойства людей, проявляющиеся в их отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям. Причем акцент делается на такую составляющую «человеческих ресурсов», как «человеческий капитал», который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационными способностями работников, их профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности.

Активизация человеческих ресурсов организации (предприятия) как функция управления (менеджмента) представляет собой совокупность всех концепций и мер, направленных на содействие человеку добиваться изменений в способах труда при учете индивидуальных потребностей человека, а также целей, которые преследует сама организация.

Целью активизации человеческих ресурсов является развитие способности сотрудников и создание условий для профессионального выполнения ими своих задач на всех уровнях деятельности. Цели развития человеческого ресурса всегда устанавливаются в планах стратегического развития предприятий и тесно связана с кадровой политикой предприятия.

Активизация человеческих ресурсов является долговременной задачей, которая должна осуществляться совместно руководителями подразделений на всех уровнях и включать:

· развитие и обучение кадров,

· формирование структуры и организационной культуры предприятия,

· мотивацию активной деятельности работников, способствующей раскрытию способностей и талантов каждого из них для эффективного решения стоящих перед ними производственных задач.

Начальной стадией деятельности по развитию человеческих ресурсов является разработка и реализация программ для принятых работников. Дальнейшая активизация человеческих ресурсов предприятия связана с обучением, профессиональной переподготовкой, повышением квалификации в учебных заведениях и других организациях и формах.

В арсенал методов развития персонала, его активизации также могут входить:

Ø адаптация вновь принятых или назначенных работников

Ø посредством введения в курс дела и ознакомление с существующими проблемами;

Ø вовлечение работников в анализ существующих проблем или конкретных случаев и создание соответствующих проектов по их устранению;

Ø формирование групп или кружков качества;

Ø дискуссии и обсуждения в коллективах с целью развития персонала, в ходе которых основное внимание уделяется обучению логически мыслить и работать в составе группы;

Ø дистанционное обучение;

Ø заочное обучение;

Ø изучение практических ситуаций;

Ø индивидуальное обучение;

Ø консультирование;

Ø наставничество;

Ø ознакомление с опытом других предприятий или подразделений;

Ø передача полномочий (делегирование);

Ø подготовка докладов, сообщений, обзоров, информации — как способ повышения квалификации, при котором происходит систематизация знаний или информации по определенным проблемам и передача данных знаний;

Ø формирование и развитие управленческих и рабочих команд;

Ø подготовка или знакомство с инструкциями, пособиями;

Ø разработка рабочих процедур и стандартов;

Ø расширение круга обязанностей;

Ø проведение «деловых игр» по существующим проблемам;

Ø ротация рабочих мест, в процессе которой происходит передача знаний и накопление опыта посредством систематического обмена рабочими местами, участие в семинарах и выставках;

Ø самообразование;

Ø стажировки;

Ø участие в проектах;

Ø временное замещение должности и т.п.

Активизация человеческих ресурсов ориентирована на спрос со стороны организаций (предприятий) таких требований к практической работе персонала, в основе которых — нововведения, инновации, изобретательство, творчество.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой мотивация как функция управления?

2. В чем отличия мотивации и стимулирования персонала?

3. В чем суть содержательных теорий мотивации? Кто авторы этих теорий?

4. В чем суть процессуальных теорий мотивации? Кто авторы этих теорий?

5. Опишите основные методы развития человеческих ресурсов.

6. Каковы основные цели активизации человеческих ресурсов и основные слагаемые деятельности по активизации человеческих ресурсов на предприятии?

7. Какое место в активизации человеческих ресурсов организации занимает организационная культура?

8. Каково влияние рабочих или управленческих команд на развитие активности ее участников?

9. Является ли активизация человеческих ресурсов функцией менеджмента?

Рекомендуемая литература

1. Виханский, Наумов Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс, 1995.

2. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами, 1999

3. Управление персоналом организации, под ред Кибанова, 1997

4. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М.: Приор-издат, 2006. - 224с.

5. Акимова, Т.А. Теория организации: учебник / Т.А.Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Теория управления: учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ[13]

Вопросы:

9.1. Сущность инновационного менеджмента, субъекты и объекты управленческих инноваций

9.2. Управленческие инновации в административно-управленческой деятельности

9.3. Принципы организации управленческих инноваций

9.4. Процесс организации управленческих инноваций

Наши рекомендации