Интеллект животных и человека

Интеллект человека

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией — это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Интеллект животных

Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии[1], cравнительной психологии и зоопсихологии.

История развития представлений об интеллекте животных

Способность животных к мышлению была предметом споров ещё с античных времён. Аристотель ещё в 5 веке др нашей эры обнаружил у животных способность к научению и даже допускал наличие у животных разума. Начало серьёзному научному исследованию интеллектуальных способностей животных, как и их психики вообще, положил Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов и естественный отбор». Его ученик Джон Роменс продолжил изучение, результатом которых стала книга «Ум животных». Подход Роменса отличается антропоморфизмом и недостаточным вниманием к строгости методологии. «Ум животных» основан на отдельных случаях, которые показались достойными внимания автору, его читателям или друзьям, а не на систематическом целенаправленном наблюдении.

Сторонники подобного «анекдотического подхода» подвергались суровой критике со стороны научного сообщества, главным образом в связи с ненадёжностью метода. В начале XX века в науках о поведении животных прочно и надолго утвердился прямо противоположный подход. Это было связано с возникновением научной школы бихевиоризма. Бихевиористы придавали большое значение научной строгости и точности используемых методов. Но вместе с тем, они в принципе исключали возможность изучения психики животных. Одним из основателей бихевиоризма является Конви Ллойд Морган, британский психолог. Ему, в частности, принадлежит знаменитое правило, известное как «Канон Моргана».

… то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале

Интеллектуальные способности животных

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга.

Язык

Ключевыми признаками языка как коммуникативной системы являются развитие в процессе социализации, произвольный характер знаков, наличие грамматики и открытость. Коммуникативные системы животных соответствуют отдельным признакам языка. В качестве примера можно привести широко известный пчелиный танец. Форма его элементов (виляние, перемещение по кругу) отделены от содержания (направление, расстояние, характеристики источника корма).

Хотя и имеются свидетельства о том, что некоторые говорящие птицы способны использовать свои подражательные способности для нужд межвидовой коммуникации, действия говорящих птиц (майны, попугаи ара) не отвечают этому определению.

Одним из подходов к изучению языка животных является экспериментальное обучение языку-посреднику. Большую популярность приобрели подобные эксперименты с участием человекообразных обезьян. Поскольку, из-за анатомо-физиологических особенностей, обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческой речи, первые попытки обучения их человеческому языку потерпели неудачу.

Математические способности

Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов. Более того, приматы способны производить арфиметические операции.

Справедливость канона Моргана, как и важность скрупулёзной оценки методов, хорошо иллюстрирует история Умного Ганса - лошади, демонстрировавшей исключительные математические способности. Умный Ганс был способен производить математические вычисления, и выстукивать ответ копытом. Тринадцать лет Ганс публично демонстрировал свои способности (в том числе и в отсутствие хозяина, исключавшее возможность дрессировки), пока в 1904 году Оскар Пфюнгст нем. Oskar Pfungst не установил, что лошадь реагировала на незаметные движения экзаменаторов.

Шкала Портмана

Все началось с работ профессора А. Портмана из Зоологического института города Базель (Швейцария). Исходя из последних научных данных, Портман создал так называемую "шкалу разума", которая в свою очередь расставила всех живых обитателей планеты по местам, согласно их интеллекту.

И вот что получилось: на первом месте, несомненно, человек (214 баллов), на втором - дельфин (195 баллов). Третье место безоговорочно занял слон (150 баллов), а наши младшие братья - обезьяны заняли только четвертое место, заработав при этом всего 63 балла. За ними идут зебра (42 балла), жираф (38 баллов), лиса (28 баллов) и так далее. Самым недалеким в плане интеллекта, согласно шкале Портмана, оказался бегемот - он набрал всего 18 баллов.

Дельфины

Многие утверждают, что дельфины достойны внимания, а их разум опередил человека. Доказано, что дельфины обладают абстрактным мышлением, отождествляют себя с изображением в зеркале и имеют хорошо развитую и до сих пор толком не изученную систему сигналов.

Дельфин по имени Полорус Джек двадцать пять лет "работал"... лоцманом в Новой Зеландии. Он настолько профессионально проводил суда через опаснейшие проливы, что капитаны кораблей доверяли ему гораздо больше, чем профессиональным лоцманам-людям.

Еще одна знаменитость - дельфин Таффи, сначала долгое время работавший почтальоном, проводником и подносчиком инструментов в одной американской подводной экспедиции. Затем смышленого дельфина приняли на работу ракетчики. Он успешно выполнял задания, связанные с поиском в океане и доставкой к берегу отработанных ступеней ракет.

Пару лет назад в морской аквариум неподалеку от Майами ученые доставили нескольких только что пойманных в океане дельфинов и подсадили их к уже одомашненным особям, разделив на всякий случай перегородкой. По свидетельству сторожей, всю следующую ночь из аквариума доносился шум - это старожилы завязали разговор с вновь прибывшими. Причем дельфины общались через перегородку, не видя друг друга.

Каково же было удивление ученых, когда утром они обнаружили, что новички уже прекрасно знают и отлично выполняют все те трюки, которым перед этим обучались их пойманные раньше собратья.

Слоны

На третьем месте, согласно шкале Портмана, находятся слоны. Здесь в первую очередь хочется отметить прекрасную память этих могучих животных. Они на всю жизнь запоминают людей, обходившихся с ними плохо или наоборот - хорошо, но и даже местность, в которой произошло достойное запоминания событие.

Ученые идентифицировали по крайней мере семьдесят различных сигналов, которыми обмениваются слоны. Они, как и киты, главным образом общаются посредством низкочастотных шумов, не слышимых человеческому уху. И вот исследователи, используя специальное оборудование, в том числе особые микрофоны, выяснили, что у слонов, оказывается, очень тонкий музыкальный слух. Известен случай, когда слона приучили узнавать и соответственно реагировать на двенадцать музыкальных мелодий. И несмотря на то, что с момента последней дрессировки прошло уже много времени, слон по-прежнему продолжает распознавать когда-то выученные песенки.

Слоны часто по собственной инициативе проявляют заботу о человеке. Нескольким детям, находившимся во время наводнения на пляже острова Пхукет (Таиланд), удалось спастись, потому что их вывел в безопасное место слон. Животное было ручным и очень популярным среди туристов. Его каждый день приводили на берег, чтобы развлекать детишек. Когда огромная волна накрыла пляж, все дети, какие только смогли поместиться на спине животного, залезли туда, и слон очень быстро безо всяких погонщиков покинул опасное место, доставив детей в безопасную зону.

Еще у слонов есть удивительное сходство с человеком - они никогда не забывают своих мертвых. Обнаружив обглоданные гиенами кости своего соплеменника, слоны приходят в необычайное волнение: они подхватывают останки хоботом и носят их некоторое время с места на место. Иногда легко наступают на кости и начинают мягко катать их по земле, как будто прощаясь с усопшим другом.

Обезьяны

Но обезьян роднят с нами не только социальные аспекты. В Вашингтонском университете долгое время жила, пожалуй, самая умная обезьяна в мире, шимпанзе по кличке Мойя. С момента рождения Мойи ученые стали обращаться с ней, как с немым человеческим детенышем, и довольно скоро достигли интереснейших результатов. Через несколько лет Мойя легко общалась со своими наставниками с помощью языка жестов для глухонемых, имея при этом в запасе сто восемьдесят слов и понятий. Шимпанзе умела считать, очень любила одеваться в человеческую одежду, всегда выбирая яркие тона, и имела добрый, покладистый характер. Прожила Мойя двадцать девять лет, что немало для обезьяны, и умерла от старости. Но эксперимент на этом не закончился. Сейчас на попечении университета находятся еще четыре шимпанзе, чей багаж человеческих знаний уже гораздо выше, чем у знаменитой Мойи.

Забавно, что возможности обезьян вовсе не ограничиваются умением объясняться на языке жестов и владением простыми действиями арифметики. Не так давно ученые обнаружили у бабуинов... склонность к программированию! Под чутким людским руководством группа подопытных бабуинов за короткий срок усвоила язык программирования "Бейсик 3.0".

Мартышки научились самостоятельно менять программные настройки и параметры файлов. Более того, достаточно было один раз показать бабуину путь к интересующей его картинке, как в дальнейшем он мог уже добраться до нее самостоятельно, запоминая при этом до семи уровней в меню.

Интересно, что как только мартышка становилась способной самостоятельно нажимать на клавиши или пользоваться компьютерным меню, ее статус среди сородичей резко возрастал.

Бобры работают посменно

В одном Вайомингском ущелье американские ученые обнаружили плотину шестиметровой высоты при ширине 10 м. Но это не предел - самая большая из всех известных бобровых плотин была найдена в американском штате Нью-Хэмпшир вблизи городка Берлин. В ее строительстве участвовало не менее 40 бобровых семей, а длина плотины достигала 1200 м! Как бобры "договариваются" между собой, кому и что делать, остается неясным. Для возведения и починки плотин, требуются усилия многих животных. Бобры работают посменно, и каждая "смена" состоит из небольшой группы особей. А некоторые бобры вообще любят работать поодиночке, но при этом четко придерживаются общего плана.

Как обучаются свиньи

Свинье, которая была меньше и слабее остальных, то место, где можно найти пищу, а затем подключил к эксперименту свинью-конкурента. Осведомленная свинья обычно направлялась прямо к ведру с едой, в то время как свинья, которая ничего не знала, ходила вокруг, осматривая пустые ведра. Затем свинья-конкурент научилась следовать за осведомленной свиньей к ведру в пищей. Она, видимо, понимала, что осведомленной свинье известно нечто, что она также может использовать. Когда она подходила к ведру, то благодаря своим более крупным размерам просто отталкивала от него осведомленную свинью и съедала пищу. Затем осведомленная свинья стала вести себя так, чтобы свести к минимуму шансы свиньи-конкурента. Она не шла сразу к ведру с едой, а старалась приближаться к нему, когда свинья-конкурент находилась вне поле зрения.

У подобного поведения есть два объяснения. Или осведомленная свинья могла предполагать наличие конкурента, что говорит о зачатках мышления, или ее поведение было результатом опыта, накопленного в результате проб и ошибок.

Свойства живых организмов

Всем живым организмам в большей или меньшей степени свойственны определенные размеры и форма, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость. Хотя этот перечень кажется вполне четким и определённым, граница между живым и неживым довольно условна, и будем ли называть, например, вирусы живыми или неживыми, зависит от того определения жизни, которое мы примем. Неживые объекты могут обладать одним или несколькими из перечисленных свойств, но никогда не проявляют всю совокупность этих свойств одновременно. Кристаллы в насыщенном растворе могут “расти”, кусочек металлического натрия начинает быстро “бегать” по поверхности воды, а капля масла, плавающая в смеси глицерина и спирта, выпускает псевдоподии и передвигается наподобие амёбы.

Подавляющее большинство проявления жизни в конечном счете можно объяснить на основании тех же физических и химических законов, которым подчиняются неживые системы. Из этого следует, что если бы мы достаточно хорошо знали химическую и физиологическую основу жизненных явлений, то мы, возможно, были бы в состоянии синтезировать живое вещество. В сущности ферментативный синтез специфических молекул ДНК, осуществленный в пробирке Артуром Конбергом в 1958г., уже можно рассматривать как важный первый шаг в этом направлении*. Противоположный взгляд, называемый витализмом, был широко распространен среди биологов до начала этого века; они считали, что жизнь обуславливают и контролируют силы особого рода, необъяснимые в понятиях физики и химии. Многие явления жизни, казавшиеся такими таинственными при их первом открытии, удалось понять без привлечения особой “жизненной силы”, и разумно будет предположить, что и другие проявления жизни при их дальнейшем исследовании окажутся объяснимыми на научной основе.

Интеллект животных и человека - student2.ru

* В конце 1967 г. А.Корнберг и его сотрудники получили новые важные результаты. Им удалось синтезировать специфическую ДНК вируса Æ Х174, обладающую биологической активностью. При заражении клеток эта искусственная ДНК ведет себя точно так же, как природная ДНК этого вируса.

[В.С.1] Специфическая организация.Каждый род живых организмов обладает характерными для него формой и внешним видом; взрослые индивидуумы каждого рода организмов, как правило, имеют характерную величину. Неживые объекты обычно имеют гораздо менее постоянные размеры и форму. Живые организмы не гомогенны, а состоят из различных частей, выполняющих специальные функции; таким образом, они характеризуются специфической сложной организацией. Структурной и функциональной единицей как растительных, так и животных организмов служит клетка - наиболее простая частица живого вещества, способная существовать самостоятельно. Но и сама клетка имеет специфическую организацию; клетки каждого типа обладают характерными размерами и формой, они имеют плазматическую мембрану, отделяющую живое вещество от окружающей среды, и содержат ядро - специализированную часть клетки, отдельную от остального ее вещества ядерной оболочкой. Ядро, как мы узнаем позже, играет важную роль в контроле и регулировании функций клетки. Тела высших животных и растений имеют ряд последовательно усложняющихся уровней организации: клетки организованы в ткани, ткани - в органы, а органы - в системы органов..

Обмен веществ. Совокупность всех химических процессов, осуществляемых протоплазмой и обеспечивающих ее рост, поддержание и восстановление, называется обменом веществ или метаболизмом. Протоплазма каждой клетки непрерывно изменяется: она поглощает новые вещества, подвергает их разнообразным химическим изменениям, строит новую протоплазму и превращает в кинетическую энергию и тепло потенциальную энергию, заключенную в крупных молекулах белков, жиров и углеводов, по мере того как эти вещества превращаются в другие, более простые соединения. Это постоянное расходование энергии представляет собой одну из специфических и характерных особенностей живых организмов. Некоторые типы протоплазмы отличаются высокой интенсивностью обмена; очень высока она, например, у бактерий. Другие типы, как, например, протоплазма семян и спор, имеют столь низкий уровень обмена, что его с трудном можно обнаружить. Даже в пределах одного вида организмов или у одной особи интенсивность обмена может меняться в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, общее состояние здоровья, активность эндокринных желез или беременность.

Процессы обмена могут быть анаболическими или катаболическими. Термин анаболизм относится к тем химическим процессам, при которых более простые вещества соединяются между собой с образованием более сложных веществ, что приводит к накоплению энергии, построению новой протоплазмы и росту. Катаболизмом же называют расщепление этих сложных веществ, приводящее к освобождению энергии и к износу и расходованию протоплазмы. Процессы того и другого типа протекают непрерывно; более того, они находятся в сложной взаимозависимости и их трудно отделить друг от друга. Сложные соединения расщепляются, и их составные части соединяются друг с другом в новых комбинациях, образуя другие вещества. Примером сочетания катаболизма с анаболизмом могут служить взаимные превращения углеводов, белков и жиров, непрерывно происходящие в клетках нашего тела. Поскольку большинство анаболических процессов требует затраты энергии, должны происходить какие-то катаболические процессы, которые доставляли бы энергию для реакций, связанных с построением новых молекул.

Как у растений, так и у животных есть анаболическая и катаболическая фазы обмена. Однако растения (за некоторым исключением) обладают способностью синтезировать свои собственные органические вещества из неорганических веществ почвы и воздуха; животные же зависят в своем питании от растений.

Подвижность. Третья особенность живых организмов - это их способность к движению. Подвижность большинства животных совершенно очевидна: они ползают, плавают, бегают или летают. У растений движения гораздо более медленны и не так заметны, но они все же происходят. Некоторые животные - губки, кораллы, устрицы, кое-какие паразиты - не передвигаются с места на место, но у большинства из них имеются реснички или жгутики, приводящие в движение окружающую их жидкую среду, которая доставляет этим животным пищу и все необходимое для жизни. Движение может быть результатом мышечного сокращения, биения микроскопических протоплазменных волосков, называемых ресничками и жгутиками, или медленного течения массы протоплазмы (амебоидное движение). Течение протоплазмы в клетках листьев растений известно также под названием циклоза.

Раздражимость. Живые организмы обладают раздражимостью: они реагируют на раздражители, т.е. на физические или химические изменения в непосредственно окружающей их среде. Раздражители, вызывающие реакцию у большинства животных и растений, - это изменения цвета, интенсивности или направления световых лучей, температура, давление, звук и изменения в химическом составе почвы, воды или атмосферы, окружающей организм. У человека и других сложноорганизованных животных некоторые высокоспециализи-рованные клетки тела обладают особой чувствительностью к раздражителям определенного типа: палочки и колбочки в сетчатке глаза реагируют на свет, определенные клетки в носу и во вкусовых почках языка - на химические раздражения, а специальные клетки кожи - на изменения температуры или давления. У низших животных и у растений такие специализированные клетки могут отсутствовать, но весь организм реагирует на раздражение. Одноклеточные животные и растения отвечают движением по направлению к раздражителю или от него при воздействии тепла или холода, некоторых химических веществ, света или при прикосновении микроиглы.

Раздражимость растительных клеток не всегда бывает такой заметной, как раздражимость животных клеток, но и растительные клетки чувствительны к изменениям окружающей их среды. Течение протоплазмы в клетках растений иногда ускоряется или прекращается под действием изменений в освещении. Некоторые растения (например, венерина мухоловка, растущая в болотах Каролины) обладают поразительной чувствительностью к прикосновению и могут ловить насекомых. Их листья способны перегибаться вдоль средней жилки, а края листьев снабжены волосками. В ответ на раздражение, производимое насекомым, лист складывается, его края сближаются, а волоски, переплетаясь, не позволяют добыче выскользнуть. Затем лист выделяет жидкость, которая убивает и переваривает насекомое. Способность ловить насекомых развилась как приспособление, позволяющее таким растениям получать часть необходимого для их роста азота из “поедаемой” добычи, так как почва, на которой они растут, очень бедна азотом.

Рост. Следующая особенность живых организмов - рост - представляет собой результат анаболизма. Прирост массы протоплазмы может происходить за счет увеличения размеров отдельных клеток, за счет увеличения числа клеток или за счет того и другого. Увеличение размеров клеток может быть следствием простого поглощения воды, но такого рода набухание обычно не рассматривается как рост. Понятие рост относится лишь к тем процессам, при которых увеличивается количество живого вещества организма, измеряемое количеством азота или белка. Рост различных частей организма может быть либо равномерным, либо одни части растут быстрее, так что пропорции тела по мере роста изменяются. Некоторые организмы (например, большинство деревьев) могут расти в течение неопределенно долгого времени. Большинство животных имеет ограниченный период роста, заканчивающийся по достижении взрослым животным определен-ных размеров. Одна из замечательных особенностей процесса роста состоит в том, что всякий растущий орган продолжает в то же время функционировать.

Размножение. Если есть какое-либо свойство, которое можно считать совершенно обязательным атрибутом жизни, так это способность к воспроизведению. Наиболее простые вирусы лишены обмена веществ, не двигаются и не растут, и все-таки, поскольку они способны воспроизводить себя (а также мутировать), большинство биологов считает их живыми организмами. Одно из основных положений биологии гласит, что “всё живое происходит только от живого”.

Классические опыты, опровергающие теорию самоп-роизвольного зарождения жизни, произвел итальянец Франческо Реди около 1680г. Реди очень простым способом доказал, что “черви” (личинки мух) не образуются из гниющего мяса. Он положил по куску мяса в три банки, одну из которых оставил открытой, второю обвязал тонкой марлей, а третью - пергаментом. Все три куска мяса начали гнить, но “черви” появились только в мясе, находившемся в открытой банке. Несколько червяков появилось на марле, покрывавшей вторую банку, но в мясе их не было, как не было и в мясе, закрытом пергаментом. Таким образом Реди доказал, что “черви” не возникли из гниющего мяса, а вывелись из яиц, отложенными мухами, привлеченными запахом разлагающегося мяса. Дальнейшие наблюдения показали, что из личинок развиваются взрослые мухи, которые снова откладывают яйца. Примерно через два столетия Луи Пастер установил, что и бактерии возникают не путем самозарождения, а только от предсуществовавших бактерий. Субмикроскопические фильтру-ющиеся вирусы не образуются из невирусного материала, а происходит только от существовавших ранее вирусов.

Процесс размножения может сводиться к простому разделению одного индивидуума на два. Однако у большей части животных и растений он связан с образованием специализированных яйцевых и семенных клеток, которые, соединяясь между собой, образуют оплодотворенное яйцо (зиготу), развивающееся в новый организм. У некоторых паразитических червей процесс размножения совершается путем образования нескольких совершенно различных форм, каждая из которых порождает последующую, пока цикл не завершится вторичным появлением взрослой формы.

Приспособление, или адаптация. Способность растения или животного приспособляет ему выживать в мире, полном неожиданных перемен. Тот или иной вид может либо отыскивать пригодную для его жизни среду, либо претерпевать изменения, делающие его лучше приспособленным к существующим в данный момент внешним условиям. Адаптация может осуществляться путем немедленного изменения, основанного на раздражимости протоплазмы, или путем длительного процесса мутирования и отбора. Очевидно, что отдельное растение или животное не может приспособиться ко всем возможным условиям среды, а это означает, что существуют определенные области, где оно не в состоянии будет выжить. Перечень факторов, которые могут ограничивать распространение вида, почти бесконечно: вода, свет,. Температура, пища, хищники, конкуренты, паразиты и т.д.

почти все необходимое для своей жизнедеятельности организм получает из внешней среды.
Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называетсяповедением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.  
Переводя все это на более понятный язык, можно сказать, что потребность в пище у волка вызывает великое множество разнообразных движений, направленных на поиск добычи и охоту на нее, а так же поглощение пищи и удовлетворение существующей потребности. Все это можно назвать охотничьим поведением.
В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между ними нет четкой границы, и большинство поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и другого типа.
Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.      
  Приобретенными (в результате научения)называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.
В принципе животному выгодно обладать как врожденными, так и приобретенными формами поведения.
Преимущество врожденного поведенческого акта, например отдергивания руки от огня, заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему приходилось учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы.
Приобретенные формы поведения могут со временем изменяться при изменении условий жизни животного.
Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятсябезусловные рефлексы и инстинкты. Последовательно охарактеризуем их.
Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация
Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).
Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно, то есть автоматически возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе пальца и др. Набор безусловных рефлексов одинаков у особей одного вида, поэтому их и называют видовыми. Их наличие является таким же обязательным видовым признаком, как форма тела, количество пальцев или рисунок на крыльях бабочки.
Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги.Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.
Выделяют несколько разных типов безусловных рефлексов, в зависимости от разных подходов к их классификации.
Осуществление врожденных безусловных рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром. Опять-таки переводя вышеизложенное на более понятный язык, можно сказать, что изменение внутреннего постоянства организма - повышение, например, количества гормонов в крови - приводит к проявлению половых рефлексов, а неожиданный шорох - воздействие внешнего мира - к настораживанию и проявлению ориентировочного рефлекса.
Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.
Инстинкты и их характеристика
Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это более сложная, чем безусловный рефлекс, врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма.
Инстинктивное поведение специфично для каждого вида. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.
Рассмотрим истинктивное поведение на примере гнездового поведения птиц.
  Многие перелетные птицы весной отыскивают новое или занимают старое место, подходящее для строительства гнезда. Обычно самцы мелких воробьиных птиц занимают подходящую территорию и громкой песней сообщают об этом, сражаясь с самцами и привлекая самок.
Для самочек очень важным ключевым раздражителем является не только замечательное оперение и песни самца, но и вид места, подходящего для строительства гнезда.
Лишь в этом случае птичка остается и пара приступает к следующей стадии инстинктивного поведения - спариванию и постройке гнезда.  
  В строительстве чаще всего принимают участие обе птицы. Внешний вид гнезда, материалы, используемые для его постройки являются достаточно точной визитной карточкой вида - невозможно перепутать гнезда грача и вороны. Умение построить гнездо - это тоже инстинкт, передаваемый в поколениях.
   
   
Гнездо является ключевым стимулом - запускает цепь новых истинктивных реакций - начинается откладка яиц. Вид гнезда с яйцами - новый ключевой раздражитель - вызывает новый инстинкт - насиживание, а появление птенцов и их открытые клювы - выкармливание, и так далее...
   
Таким образом мы видим, что каждый последующий рефлекторный акт стимулируется предыдущим, и инстинктивное поведение представляет собой серию врожденных реакций организма на воздействие внешнего мира.
В этом сложном поведении все большую роль начинают играть и приобретенные формы поведения - молодые птицы могут свое первое гнездо построить и не столь удачным, чем все последующие.
Инстинктивность внешне очень разумного поведения птиц можно поверить в некоторых экспериментах. Достаточно создать ситуацию, требующую нестандартных решений, и можно наблюдать как разрушается, становится нелепым внешне очень разумное поведение. Например, курица, которой вместо цыплят подложили котят, некоторое время пытается вести себя с ними, как с цыплятами.
Инстинктивное поведение генетически запрограммировано, и его практически нельзя изменить. Оно обеспечивает организм набором готовых поведенческих реакций, позволяющих животным без обучения проявлять довольно сложное адаптивное поведение.
При этом нужно учитывать, что развитие сложных инстинктов включает элемент научения. Поведение нельзя механически расчленить на врожденные и приобретенные формы. Поведение – мозаика, обусловленная непрерывным взаимодействием организма и среды.

Индивидуальное узнавание сородичей у взрослых стайных птиц очень важно в связи с созданием иерархии доминирования. У кур наиболее вероятной основой индивидуального узнавания служит гребень в сочетании с клювом или сережками.
У колониально гнездящихся береговых птиц индивидуальное распознавание очень существенно как для членов супружеской пары, так и для родителей и их потомков. Без такого узнавания родительские заботы могли бы распространяться на чужих птенцов. Поразительно, что во многих случаях это узнавание основано на индивидуальных особенностях голосовых сигналов.
Видоспецифические оборонительные реакции. Боллс в своей очень важной статье критиковал положения традиционной теории научения применительно к избегание. Он отметил, что в лабораторных условиях животные решают некоторые задачи на избегание быстрее, чем другие, и высказал предположение, что эти различия могут быть поняты при учете видоспецифических оборонительных реакций. Согласно Боллсу, животные в природе не учатся избегать опасности постепенно, как можно было бы заключить из лабораторных данных: тогда они погибали бы прежде, чем научение закончится. Скорее новые или неожиданные стимулы вызывают проявление врожденных оборонительных реакций.
"Научение" будет быстрым, если реакция избегания, которую нужно выработать у животного, представляет собой одну из оборонительных реакций, характерных для данной ситуации, близка к ней. Но когда животное обучают реакции, несовместимой с его видоспецифическим оборонительным поведением, она будет усваиваться очень медленно. Например, гораздо труднее заставить крысу поворачивать колесо или нажимать на рычаг, чтобы избежать электрического удара, чем научить ее убегать из опасной зоны. Предположения Боллса послужили стимулом для интенсивного исследования связи между видоспецифическими оборонительными реакциями выработкой избегания, и полученные результаты в целом соответствуют его гипотезе.

[2]

[3]

[4]

[5]

Наши рекомендации