Основные направления деятельности библиотеки как целостной системы в изменяющемся мире

Библиотека является не только важнейшим информационным ресурсом, но и культурно-образовательным центром социума. От уровня библиотечно-информационного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования. С целью решения социально-значимой задачи укрепления статуса библиотеки и повышения престижа библиотекаря необходимо взаимодействие всех заинтересованных организаций, включая федеральные, региональные органы власти и общественные объединения.

Сегодня сложной проблемой остается низкий уровень оплаты труда библиотекарей: средняя месячная заработная плата библиотечного работника общеобразовательного учреждения в обследованных регионах составляет 1950 рублей.

В то же время библиотекари являются активными участниками инновационных преобразований общеобразовательных учреждений. При этом они не только традиционно поддерживают эту деятельность, но и переосмысливают роль и задачи самой библиотеки в образовательном процессе. Уже сейчас многие библиотеки начинают работать как информационно-библиотечные центры, медиатеки: они создают единый справочно-библиографический аппарат на имеющиеся в общеобразовательном учреждении информационные ресурсы, включают в структуру фондов нетрадиционные носители информации, оказывают методическую помощь другим структурным подразделениям общеобразовательного учреждения.

Вместе с тем следует отметить острую нехватку достоверной статистической информации о библиотеках.

В последние годы вопрос о библиотеках находится в центре общественного внимания. Ключевые проблемы их функционирования обсуждались на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (25.09.2012) на межведомственной коллегии МПТР России, Минобразования России и Минкультуры России (июнь 2002 г.), на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (октябрь 2002 г.).

Сегодня определены следующие направления совершенствования деятельности библиотек:

- обновление нормативной правовой документации библиотек;

- техническое оснащение библиотек; создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий, информатизации библиотечной деятельности и включения библиотеки в процессы компьютеризации;

- формирование книжных фондов библиотек;

- разработка новых организационных форм деятельности библиотек;

- развитие межбиблиотечного взаимодействия библиотек России;

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников библиотек, организация их аттестации [5].

В совершенствовании нуждается нормативная правовая база деятельности библиотек.

Очевидна необходимость разработки нормативных правовых и методических документов, являющихся инструментами управления деятельностью библиотек и одновременно регулирующих процесс ее развития.

Другой важнейшей проблемой является материально-техническое обеспечение библиотек. Специальные исследования по этому вопросу выявили заметный разрыв между имеющейся ресурсной базой библиотеки и все возрастающей ее ролью в условиях модернизации российского общества. Зачастую библиотека испытывает дефицит площадей. Дефицит площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов: нерационально размещаются рабочие зоны, не создаются комфортные условия для работы библиотекарей и читателей, осложняется доступ к документам и материалам, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы хранения документов, что негативно сказывается на сохранности фондов.

Одной из задач библиотек является предоставление услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, что позволит предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удаленных источниках информации. Однако большинство библиотек не имеет выхода в Интернет, в них отсутствует необходимое оборудование, техника (ксерокс, принтер, компьютер, программные продукты и др.). Все это понижает уровень библиотечного обслуживания, препятствует проведению комплексной автоматизации библиотечной деятельности, формированию медиатеки в структуре библиотеки, не содействует перерастанию библиотеки в информационный центр [17].

Достижение нового качества информационного обслуживания невозможно без кардинального улучшения состояния библиотеки.

В настоящее время библиотеки осваивают маркетинговый подход к формированию фондов, учитывают как читательские потребности, так и условия книжного рынка. Научная организация фонда, в первую очередь, его пополнение и продвижение к читателям, оперативное обслуживание всех групп читателей библиотеки в соответствии с их информационными потребностями и запросами – одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки.

Библиотека нуждается в обновлении и пополнении не только учебных, но и основных книжных фондов. Существенно снижают качество библиотечно-информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной и научно-популярной, методической и научно-педагогической, справочной и энциклопедической литературы, наглядных пособий и периодических изданий.

Перспективной является разработка новых организационных форм деятельности библиотек. Межбиблиотечный обмен в данном случае мог бы выступить как форма ресурсной интеграции. Создание организационной схемы такого обмена на основе мониторинга библиотечных фондов может послужить первым шагом на пути к более глубокой межбиблиотечной интеграции и созданию библиотечных ресурсных центров в системе образования. Для развития межбиблиотечного обмена необходимо создание открытых региональных баз данных о фондах библиотек (в том числе о невостребованной литературе), развивать «горизонтальные» связи между библиотеками через профессиональные объединения, ассоциации, центры и т.п.

Развитиесистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификациибиблиотекарей остается неотъемлемой задачей кадрового менеджмента.

Время диктует новые правила профессиональной деятельности библиотекаря: такие показатели, как количество мероприятий, число читателей и выдача книг уже не являются определяющими в оценке деятельности библиотеки. От библиотекаря – ждут умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной работы. Библиотекарь (и библиограф) информационного центра должен обладать навыками аналитико-синтетической переработки информации и методиками ее создания и распространения, а для организации результативного фандрайзинга библиотекарю требуются юридические и экономические знания. Без подготовки и переподготовки библиотечных кадров в указанных направлениях будет затруднен переход от библиотек, выполняющих функции хранилищ учебной литературы, к библиотекам, создающим информационно-образовательную среду. Первостепенную важность приобретает не только наличие у школьных библиотекарей традиционных профессиональных знаний и умений, но и овладение ими навыками пользователей компьютерной техникой и умениями работы с информацией [31].

Особую роль в решении проблемы кадрового обеспечения играет не только подготовка, повышение квалификации библиотекарей, но и переподготовкаспециалистов, работающих в системе общего образования.

Таким образом, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, оперативно и адекватно реагируя на потребности и запросы общества, требует дальнейшего развития и совершенствования.

В заключение необходимо отметить, что в Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт организации деятельности библиотек.

Будущее библиотек зависит как от государственных мер по их поддержке, так и от способности библиотеки гибко реагировать на изменения потребностей всего общества.

1.2 Структурные элементы системы «библиотека»

Библиотека как система состоит из следующих подсистем: библиотечный фонд (БФ), контингент абонентов (КА), библиотечный персонал (БП) и материально-техническая база (МТБ). Такого мнения придерживаются многие специалисты библиотечно-библиографической деятельности.

Каждая из подсистем выполняет в системе «библиотека» собственные, качественно обособленные и вместе с тем общесистемные функции. Благодаря этому и обеспечивается целостность библиотеки как системного образования.

Библиотечный фонд как элемент системы «библиотека»

История убеждает, что для библиотек форма существования информации фактически не была сколько-нибудь серьезным препятствием для ее отбора, хранения и организации использования. Библиотека здесь исходит из того, соответствует ли ее содержа­ние задачам библиотеки и интересам читателя.

Иными словами, документом библиотечного фонда считается любая зафиксированная в про­странстве и времени нооинформация. Форма и способ фиксирования здесь допускаются любые. Таким образом, именно термин «документ» передает смысл понятия и, кроме того, уже вошел в научный обиход в более широком значении, чем «книга».

Библиотечный фонд взаимосвязан со всеми подсистемами библиотеки и библиотекой в целом. Рассмотрим воздействие документного фонда на остальные элементы системы.

Следует отметить, что количество и содержание доку­ментов в библиотечном фонде прямо влияют на характеристики А: их состав, число, потребности. Большой, но по содержанию в должной мере не соответ­ствующий интересам абонентов фонд не найдет большого количества же­лающих его освоить. Фонд, соответствующий составу и интересам абонен­тов, но недостаточно большой по величине, так же не привлечет всех воз­можных абонентов, так как из-за наличия очередей на нужные документы не сможет оперативно удовлетворять запросы. Изменение профиля фонда неза­медлительно сказывается на контингенте абонентов.

Выше уже отмечалось, что на определенном этапе развития библиотек и человеческого общества возникает объективная необходимость в регулиро­вании связей между документом и пользователем. Противоречия между до­кументом и абонентом призван устранить библиотекарь (Б), т.е. без множе­ства документов не было бы надобности в библиотекаре.

Не менее важна связь документ - материально-техническое устройство и соответственно подсистем БФ - МТБ.

Величина и дифференциация фонда по различным признакам оказыва­ет непосредственное влияние на кубатуру, планировку помещений и весь внешний облик библиотеки.

Как материальный объект документный фонд требует отличающихся от других элементов системы «библиотека» температурно-влажностного режима, тех­нической, физико-химической, биологической защиты от повреждений и ис­чезновения. Машиночитаемые материалы вообще могут применяться лишь в совокупности с соответствующими техническими средствами, предназначен­ными для их создания, хранения и использования. В этом случае «связь Д – МТБ» настолько прочна, что без нее не может использоваться ни Д, ни МТБ. Прогресс в области совершенствования машиновоспринимаемого документа незамедлительно сказывается на техническом средстве и наоборот. Отказ от неперспективных форм Д влечет за собой отказ и то соответствующих тех­нических средств.

Вместе с тем документ, а с ним и библиотечный фонд в свою очередь испытывают влияние других основных элементов и соответственно подсис­тем библиотеки.

Так, количество и потребности абонентов влияют на состав и величину фонда, причем на практике при создании библиотеки исходят именно из потребностей абонентов и лишь за тем руководствуются формой и содержани­ем документа.

Социально-демографическими характеристиками абонентов определя­ются типы, виды, возраст и другие признаки документов, из которых состоит библиотечный фонд. Количество однородных интересов определяет экземплярность того или иного вида документа, содержащегося в библиотеке.

Но отношения между документом и абонентом библиотеки регулиру­ются не самопроизвольно, а при посредстве библиотекаря. В отношении ме­жду Д и А ему принадлежит основная роль: определить и отобрать наиболее соответствующие потребностям абонентов документы: упорядочить связи между ними (путем обработки и хранения); с помощью справочного аппарата довести их содержание до сведения абонентов; добиться их активного и аде­кватного использования; культурой обслуживания обеспечить оптимальные условия их восприятия.

Активно влияет на библиотечный фонд и материально-техническая ба­за библиотеки, средства механизации и автоматизации. От величины и кон­фигурации библиотечных помещений, от номенклатуры и характеристик технических средств библиотечного оборудования непосредственно зависят технология и условия комплектования, учета, обработки, размещения, хра­нения документов и средств доставки документов по заявкам абонентов, а также средств раскрытия библиотечного фонда перед абонентами.

Свои задачи библиотеки решают эффективнее, если на поиск и ожида­ние затребованных источников абонент тратит минимум времени, к тому же имеет возможность получить с него копию. Полезно это и для библиотечного фонда, он меньше изнашивается, повышается гарантия хранения.

Абонент как элемент системы «библиотека»

Согласно «Словарю библиотечных терминов», «читатель – это лицо, регулярно посещающее библиотеку с целью получения литературы для чтения» (9, с.188). Нельзя не согласиться с Ю.Н. Столяровым, что при таком определении «действительно не подпадают под понятие «читатель» многие из тех, кто пользуется библиотечным фондом непосредственно или опосредованно» [44, с.102]

В связи с появлением таких видов документов, которые не требуется читать в буквальном смысле слова, это понятие еще более сузилось. Как за­мечает Ю.Н. Столяров, «сам факт чтения чего бы то ни было представляет собой хотя и важный, но все же промежуточный момент в процессе воспри­ятия информации» [44, с. 102] самое главное - получение, осмысление и ис­пользование необходимых сведений. Чтение - всего лишь один из наиболее распространенных в условиях библиотеки путей достижения этой цели.

Понятие «посетитель» не может быть принято в настоящее время в ка­честве обобщающего по причине того, что не каждый пользующийся биб­лиотекой посещает ее.

На рубеже 50-60-х гг. появляется словосочетание «потребитель ин­формации», которое выгодно отличается от понятия «читатель» большей широтой содержания. Но для библиотеки оно чрезмерно широко, так как библиотека оперирует не всеми видами информации, а только частью.

Понятие «читатель» не стало всеобъемлющим в библиотечном деле. Поиски термина, который может претендовать на роль обобщающего, адек­ватно отражающего содержание понятия и согласующегося с библиотечной терминологией привели к тому, что на роль такого термина был предложен «абонент». Абонент - это лицо или группа лиц, имеющих право пользования чем-нибудь в течение определенного срока. Как видно, в данном определе­нии нет акцента на определенном способе восприятия информации, он до­пускает любой из способов, имеющих место в библиотеке. Слово «абонент» «не только более точно отражает существо соответствующего понятия, но и обеспечивает преемственность в развитии библиотечной лексики, что также является его достоинством» [44,с.104]

Абонент как элемент системы «библиотека» играет в ней исключи­тельно важную роль; все остальные элементы предназначены для него, в служении ему - цель и смысл их существования.

На связь элементов Д и А указывает тот факт, что разработка практиче­ски всех «фондовых» проблем базируется на показателях, связанных с кон­тингентом абонентов и их чтением: читаемостью, посещаемостью, обращае­мостью, числом абонентов, книговыдачей, полнотой удовлетворения запро­сов и т.п.

Методологической и теоретической основой теории формирования библиотечного фонда служит так называемый «закон соответствия»: состав и величина фонда должны соответствовать, с одной стороны, задачам, решае­мым библиотекой в обществе на данном этапе его развития, а с другой - про­грессивным читательским потребностям.

Если связь Д-А порождает кумулятивную функцию библиотеки, то из связи А-Д вырастает функция использования (утилитарная) сосредоточенных в библиотеке документов. Технологически кумулятивная функция реализу­ется в отборе и хранении необходимых документов, причем срок хранения зависит от времени, в течение которого эти документы представляют реаль­ную или потенциальную ценность. Утилитарная функция воплощается в об­служивании абонентов требующимися им документами. Обе эти функции - всеобщие сущностные функции библиотеки, порождающие, в свою очередь, все многообразие остальных функций, в которых реализуется содержатель­ная сторона библиотечной деятельности.

Также нерасторжима связь А - Б.

Элемент А в ряду других факторов должен определять число, уровень квалификации библиотекарей и вспомогательного персонала, ряд профес­сиональных обязанностей. Исследователи замечают, что «при изучении со­циально-демографических особенностей читательского контингента, а также потребностей, интересов, запросов, вкусов, стимулов чтения, работы в режиме «запрос-ответ» скорее можно говорить о непосредственном и опосредо­ванном руководстве абонентом действиями библиотекаря, чем наоборот». [44,с.123]

Из связей элемента А с другими элементами системы наименее изуче­на связь А - МТБ.

В общем случае абонент рассматривает библиотеку с чисто прагмати­ческой точки зрения, главным образом как:

-удобное местонахождение нужных ему документов;

-удобное место для работы с документами;

-центр общения с людьми, имеющие родственные ему читательские интересы.

Антропометрические, психофизиологические данные абонентов диктуют требования к габариту читательских мест, оборудования, кубатуре помещений, набору мебели, оформлению помещений, наличию поме­щений рекреационных и санитарно-гигиенических.

Особенно велико влияние элемента А на элемент МТБ в части пла­нировки библиотечного здания. Технология процесса обслуживания або­нентов предполагает такую планировку, при которой движение потока абонентов соответствует последовательности операций, из которых скла­дывается пользование библиотекой, также следует исключить возмож­ность пересечения с другими технологическими процессами.

Наши рекомендации