Базовый модуль 1

Задание 1.Подчеркните ключевые слова в следующих предложениях.

1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умствен­ных действий при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения фор­мируется навык чтения, предусматривающий определенную по­следовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

6. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой ре­акцией ожидания, настраивающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Задание 2.Упростите предложения, отбросив избыточные слова и переформулировав их своими словами.

1. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе.

2. Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденции к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возмож­ностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.

3. Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

4. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале пpopaботки текста часто только при помощи непроизвольного запоми­нания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.

5. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

Задание 3.Заполнитепустые графы таблицы синонимичными выражениями.

Нейтральное Официальное Разговорное
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)
Нельзя ли мне позвонить?
Просьба соблюдать регламент
Разрешите обратиться к вам с просьбой
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)

Задание 4. Завершите фразы.

Сжатые кулаки говорят о…; опущенный подбородок говорит о том, что…; руки в боки говорят о…; скрещенные на груди руки говорят о том, что…; прикрывание рта ладонью говорит о том, что…; отведение взгляда в сторону говорит о том, что…; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что…; постукивание пальцами по столу говорит о том, что…; поднятый вверх подбородок говорит о том, что…; протянутые вперед руки говорят о том, что…; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что…

Задание 5.Прокомментируйте, чем отличаются бытовой разговор, интервью, деловая беседа, консультативная беседа?

Задание 6. Напишите аннотацию к какой-либо книге, фильму и т.д. на психологическую тематику, которую можно использовать в процессе консультирования.

Задание 7. Напишите рецензию:

1) на статью, посвященную проблематике вашей будущей профессиональной деятельности (психологическое консультирование);

2) на программу психологической помощи.

Задание 8. Представьте записи консультанта при проведении различных видов консультаций:

1) транскрипт индивидуального консультативного сеанса;

2) топик-гайд групповой консультации;

3) топик-гайд фокус-группы.

Задание 9. Напишите заключение по результатам психологического обследования:

1) заключение по проведенной экспертизе уровня нервно-психического развития (по Л. Коробейникову);

2) заключение по итогам индивидуальной психологической диагностики;

3) заключение по итогам сплошного диагностического обследования.

Задание 10. Напишите письмо психолога клиенту. Алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. Наметить перспективы адресата.

Для выполнения задания напишите письма:

1) клиенту, с которым не завершена работа;

2) третьему лицу, которое необходимо привлечь к работе;

3) человеку, обратившемуся за психологической помощью в периодическое издание;

4) человеку, обратившемуся за помощью на психологический сайт.

Вы можете написать письма, выбрав возможных адресатов самостоятельно или из предлагаемого списка:

· Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

· Папе мальчика (10 лет), который слишком суров к своему сыну.

· Маме юноши (19 лет), которая стремится во всем контролировать своего сына.

· Папе девочки (7 лет), который ушел из семьи.

· Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.

· Подростку (14 лет), у которого (ой) не складываются отношения в новом классе.

· Гамлету, размышляющему «быть или не быть».

Выбирая адресат самостоятельно (среди литературных героев или реальных людей), укажите возраст клиента и суть его проблемы.

Задание 11.Подготовьте текст информационного выступления.

Примерные темы:

· Как стать интересным собеседником.

· Что делает нас привлекательными.

· Похвальное слово кризису (личностному).

· Секреты выбора профессии.

· Как можно получить психологическую помощь.

· Профессия – психолог.

· Семья или карьера?

· Психологическое здоровье.

· Как быть хорошим родителем своему ребенку.

· Самопомощь в трудных ситуациях.

Задание 12.Подготовьте текстпротокольно-этикетного выступления(приветственная речь на открытии какого-либо психологического мероприятия, похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо, воодушевляющая речь на торжественном собрании и т.д.).

Задание 13.Подготовьте текст убеждающего (агитационного выступления) на любую психологическую тему:

1) для коллег-психологов;

2) для потенциальных клиентов;

3) для выступления в рамках психологического просвещения (родители, педагоги, учащиеся, работающие специалисты, руководители).

Прокомментируйте, какие виды аргументов вы использовали.

Задание 14.Прокомментируйте, в чем особенности использования речевых тактик в монологе и диалоге.

Задание 15. Представьте учебно-методическую карту диспута, дискуссии на психологическую тему.

Наши рекомендации