Подростковый возраст как переходный от детства к взрослости.

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14-15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребенка мо­жет происходить и на год раньше, и на год позже.

Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического». Основное содержание подросткового возраста составляет начало пере­хода от детства к взрослости. Это значит, что по всем главным линиям его развития - физического, социального, умственного, эмоционально-личностного и др. - у подростка происходит становление качественно новых обра­зований, появляются элементы взрослости. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы 1) пере­стройки организма и 2) самосознания, 3) формирования нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, 4) расширения сферы интересов и умственного развития, 5) становления морально-этических инстанций, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения.

Переходность данного периода ярко проявляется в том, что в подростке тесно переплетаются и сосуществуют черты «детскости» и «взрослости», касающиеся разных сторон его развития. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных поколений детей есть моменты двоякого рода: 1) моменты, тормозящие развитие взрослости, так сказать инфантилизирующие (занятость детей только учением при отсутствии у большинства из них каких-либо других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих роди­телей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, во всем опекать); 2) моменты, стимулирующие взросление (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового со­зревания, большая занятость многих родителей и как возмож­ное следствие этого - ранняя самостоятельность детей).

Таким образом, оценка подросткового периода как трудного - критического - обусловлена двумя обстоятельствами: 1) бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интере­сов и отношений ребенка; 2) появлением у подростка значительных субъек­тивных трудностей и переживаний, а у взрослых - трудностей в его воспитании: подросток часто не поддается воздействиям родителей, у него появляются разные формы непослушания, сопротив­ления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, стропти­вость, замкнутость, скрытность).

Изменение социальной ситуации развития - рост информационных перегрузок и изменения характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет) порождают ряд особенностей развития современных подростков. Ф.Фукуяма (2004) указывает на то, что человечество сегодня переживает две революции, связанные с двумя глобальными технологиями – информационной и биотехнологической, – информационно-технологическую и биотехнологическую, затрагивающую саму природу человека. Это обстоятельство находит отражение в ряде проблем, прямо связанных с содержанием и формами как ведущей деятельности подросткового возраста – интимно-личностным общением, так и учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин (1971) выделяет эпоху подростничества, включающую два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность как деятельность овладения системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения становится ведущей.

Говоря о подростковом возрасте, необходимо иметь в виду два кризиса – предваряющий стабильный возраст и завершающий его. Это кризисы младшего подросткового возраста (12 лет) и подростковый кризис (15 лет). Оба кризиса связаны с развитием самосознания личности, принципиально меняющим характер развития – от развития по социальному проекту подросток переходит к саморазвитию, что кардинальным образом меняет и характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития (систему значимых социальных и межличностных отношений) в целом.

Переход в среднюю школу (10-11 лет) совпадает с предкритической фазой развития ребенка – переходом к кризису младшего подросткового кризиса. Этот период исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предподростковому возрасту, Г.А.Цукерман называет его «ничейная земля».

Проблема психологической готовности обучения ребенка в основной школе связана с необходимостью формирования у младших школьников системы психологических качеств, необходимых для продолжения учения на ступени основной школы. Такая система включает субъектность учащегося, находящую проявление в учебной деятельности и социально-личностных отношениях (Поливанова К.Н., Цукерман Г.А.), качественно новый уровень развития мотивов учения (Маркова А.К., Дубровина И.В., Поливанова К.Н.), способность к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д.Б.Элькоини, В.В.Давыдов), компетентность в учебном сотрудничестве (Цукерман Г.А.), сформированность конкретно-операционального интеллекта и начальных форм формально-логического интеллекта. Центральным системообразующим психологическим новообразованием здесь выступает субъектность учебной деятельности как потребность и возможность самостоятельного поиска и реализации знаний. Учебная субъектность выражается в целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативе (Цукерман Г.А.). При переходе из начальной в среднюю школу ребенок уже имеет достаточно четкие представления о характере и содержании учебной деятельности, об основных учебных действиях, о формах и содержании учебного сотрудничества. Именно поэтому становление субъектности связано, в первую очередь с формированием новой мотивационной направленности – на овладение этой деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов. Новый уровень развития мотивации воплощается в новой внутренней позиции учащегося, отличительной особенностью которой является направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, поиску и овладению учебными действиями, освоению и самостоятельному осуществлению контрольных и оценочных действий; инициативе в организации учебного сотрудничества.

Наши рекомендации