Проблема отношения к своему времени
Текст№20
Задание№1. Прочитайте текст В. Дегоева, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
У каждого поколения есть причины сетовать на своё время и потому, что благословенных времён у истории не бывает, и потому, что благословенными чаще всего кажутся чужие времена. В переломные периоды особенно обостряется массовое чувство обделённости, а вместе с ним — и тоска о золотых веках, в которых посчастливилось жить предшественникам. Между тем последние вовсе и не подозревали, что им несказанно повезло и что они станут объектами зависти для потомков. Как раз наоборот: завидовали грядущим поколениям. Вспомним хотя бы В.Г.Белинского, мечтавшего увидеть Россию через сто лет, то есть аккурат в 1941 году! Человечество в некотором смысле разрывается между ностальгией по «счастливому прошлому» и мечтами о «светлом будущем».
Сегодня многие россияне клянут доставшуюся им жизнь, и не без оснований. Власть предержащие и партии, стремящиеся стать таковой, предлагают народу себя в качестве символа веры и пастырей, знающих кратчайший путь к счастью. Они обещают быстро сделать то, что требует немалого времени по определению, независимо от наличия или отсутствия принципиальной возможности выполнить это обещание. В конечном счете это — призыв к терпению и ориентации на грядущее. Историку в отличие от политиков нечего предложить обществу в утешение, разве что кошмары минувшего века, по сравнению с которыми нынешние горести могут показаться не столь безысходными. Правда, ХХ век памятен и другими явлениями, достойными сбережения и необратимого воплощения в действительность. Их утрата вызывает только сожаление.
Однако люди уже не хотят жить ни благостным прошлым, ни обетованным будущим. Они хотят просто жить — без войн, потрясений и нищеты. Жить сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства, в каждом закоулке человеческого бытия. Это нисколько не мешает их стремлению познать свою эпоху и, конечно, заглянуть вперёд, через годы, десятилетия, века. Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.
(В. Дегоев)
1.Какова тема текста В. Дегоева?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· острая;
· важная;
· серьезная;
· спорная;
· неотложная;
· основная;
· глубокая;
· назревшая;
· неразрешимая…
4.Выражена ли в тексте позиция автора (В. Дегоев) по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема может заставить нас: | Позиция автора |
Открыто выразить свое отношение (к чему?..), чтобы | Усиливает положительное или отрицательное отношение к чему-либо; | |
Научиться видеть и слышать свое время для того, чтобы… | Утверждает, (что?)… | |
Заняться глубоким изучением вопроса (какого?) для того, чтобы… | Пишет интересно и ново о старых проблемах; Уточняет (что?) | |
Оценить собственную позицию по отношению (к чему?) | Передает глубину проблем (чего?); |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:
«Ужасный век, ужасные сердца!»- так когда-то отзывался А.С. Пушкин о своем веке. И современное поколение, сожалению, также недовольно временем, в котором живет. Людям кажется, что «чужие времена» благословеннее. Вот проблема, над которой предлагает нам задуматься автор статьи В. Дегоев.
Вопрос отношения к нравам своего времени, рассматриваемый тексте, является важным и значимым для каждого из нас. Нельзя не видеть и не слышать «своего века», нельзя его не оценивать. Но и огульно обвинять его не стоит, а ведь «сегодня многие россияне клянут доставшуюся им жизнь». Чего скрывать: многие из нас считают, что предыдущие поколения жили лучше, потому что обладали высокими нравственными ценностями, которые современностью утеряны. С этой позиции данную тему можно назвать социально-нравственной.
Автор стремится донести до читателя мысль: у каждого поколения «обостряется массовое чувство обделенности», которое в свою очередь рождает несправедливое отношение к своему времени. Не случайно,акцентирует наше вниманиеВ. Дегоев, «человечество в некотором смысле разрывается между ностальгией по «счастливому прошлому» и мечтами о «светлом будущем». Поэтому он делает вывод: нужно жить «сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства», чтобы объективно оценивать себя и свое время.
Я не могу не согласиться с автором, осуждающим позицию своих современников, излишне придирчиво относящихся к происходящему вокруг. Я поддерживаю тех, кто отвергает и не приемлет изъяны своего времени и понимаю причины такого беспокойства. При этом мне так хочется заглянуть в прекрасное будущее, с которым столкнутся наши потомки, и все-таки увидеть счастливую жизнь, лишенную нравственных язв и социальных пороков.
Многие русские поэты и писатели были недовольны своей эпохой и старались отобразить «червоточины своего времени». Так, в романе И.А. Гончарова «Обломов» автор выражает крайнее недовольство таким распространенным явлением, как ассоциальная лень - бездеятельностью, присущей дворянам. Да и современной России, чего греха таить, многие из нас поражены «обломовщиной», как болезнью, выражающаейся в нежелании встать с дивана, сбросить халат и туфли…
Кроме того, и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» отчетливо звучит авторская оценка времени, в котором жил писатель. Очевидно неприятие приверженцев современной Тургеневу нигилистической теории (теории «вульгарного материализма»). Так, словами Павла Петровича Кирсанова Тургенев осаждает нигилиста Евгения Базарова, говоря о том, что раньше были просто дураки, а теперь нигилисты. Он уверен, что его время изъязвлено теорией отрицания полезности искусства, поэзии, красоты, чистоты человеческих отношений. Молодому поколению, по мысли автора, следовало бы услышать упреки своих «отцов» и изменить принципы отношения к жизни.
Итак, прочитав текст В. Дегоева, я пришла к выводу, что свое время нужно все-таки любить. Но любовь эта не должна быть слепой: всем нам нужно научиться его оценивать объективно, а оценив, противостоять порокам как социальным, так и нравственным.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста В. Дегоева?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста В.Дегоевым? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (В. Дегоева), рассуждающего об отношении человека ко времени, в котором он живет? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста В.Дегоевым? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту В.Дегоева? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: