Классификация стилей семейного воспитания по Э.Г. Эйдемиллеру и А.Е. Личко

В зависимости от причин дисгармонии Е.А. Личко выделяет четыре типа семей.
1) семья, где нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);
4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
Следует отметить, что Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер разработали классификацию стилей воспитания детей подросткового возраста.
Опираясь на основные характеристики типов воспитания ребенка (степень гиперпротекции; удовлетворенность потребностей; требования, предъявляемые к ребенку; санкции, накладываемые на него; воспитательная неуверенность родителей), они дают формальное описание стилей.
1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
3. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание ``кумира семьи''. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
4. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их ``заместители'': мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
5. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит ``стена'' эмоциональной холодности и враждебности.
6. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль главы семьи. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему поручают заботу за младшими детьми или престарелыми.
Помимо этого авторами выделяются отклонения в стиле родительского воспитания:

предпочтение женских качеств (ПЖК);
предпочтение мужских качеств (ПМК);
предпочтение детских качеств (ПДК);
расширение сферы родительских чувств (РРЧ);
страх утраты ребенка (СУ);
неразвитость родительских чувств (НРЧ);
проекция собственных нежелательных качеств (ПНК);
внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).

7.​ Кризисы семьи как нарушение семейной жизнедеятельности.Кризис связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы.
Кризис современной семьи понимается демографами как кризис институциональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющийся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой общества», одной из важнейших и основных функций которой является репродуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабилизируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил. Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.
Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов.

8.​ Методы и методики диагностики семейных отношений. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
Известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» I (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.
Методы исследования индивидуальности супругов. Результат индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова).
Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости) – это автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них.
Использование результатов исследования индивидуальности супругов – одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощь» таких методик, как определение типа темперамента (Г. Айзенк), личностных факторов» (Р. Кеттелл), методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг), цветовой тест (М. Люшер) и др.

9.​ Особенности жизнедеятельности многодетной семьи. Многодетная семья — это семья, имеющая трех и более детей, не достигших восемнадцати лет. Такая семья является личностной микросредой для ребенка. Специфическая особенность такой среды составляет не столько её ограниченность, сколько то — решающее обстоятельство, что дети активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой первый социальный опыт, эмоционально переживает свою связь c ее составляющими. Степень развития ребенка, его стремления и увлечения, отправные возможности характеризуют в большей степени показатель жизнедеятельности многодетных семей.По итогам исследования, которое было проведено в 2010 г. Российским детским фондом было выявлено, что дети из многодетной семьи имеют более тесный контакт с родителями в сравнении с семьями, имеющие одного, двух детей. Отношения с сестрами и братьями оказались не столь близкими, как ожидалось. У мальчиков, из семей с тремя и более детьми, особенности взаимоотношений с сестрами и братьями находятся в достаточно критическом состоянии: 22 % из них имеют плохие отношения и только 43 % — хорошие.По такому критерию, как степень охваченности детей домашними бытовыми заботами и обязанностями выявлены характерные черты для многодетных семей. Дети из таких семей уделяют намного больше времени выполнению домашней работы. Однако они не считают, что такое положение каким-то образом мешает их внесемейной деятельности: учебному процессу, кружковой деятельности, играм. Если взять во внимание то, что такие дети учатся немного хуже, редко проводят время вне дома и их кругозор чуть уже, то выглядит это так, будто они принимают сложившуюся ситуацию как неизменное правило [1, с. 43].

Положение дел, касающееся состояния здоровья детей поднимается редко и оценивается спорно. В настоящее время у подростков из многодетной семьи выявляются хронические заболевания и простуды чаще, чем у подростков из небольших семей. В многодетных семьях достаточно много не только мальчиков, которые курят (28 %), но и девочек (17 %) . Более половины детей, которые были рождены в многодетных семьях, оказываются в группе повышенного риска по медицинским показателям.

Осведомление общественности подобной информацией становится важно из-за необходимости повышения доли сознательной ответственности родителей за здоровье своих детей [3, с. 14].

У всех семей, имеющих трех и более детей, есть общая социальная проблема, связанная с многодетностью. У таких детей проявляется неадекватная самооценка, неправильно сложившееся мнение о важности своей персоны, и все это может негативно отражаться на их грядущей судьбе.

В многодетных семьях «трудных» детей и подростков примерно 15 %. Именно они становятся первостепенным объектом пристального внимания не столько социального работника, сколько социального педагога и не потому, что они «хуже» других, а потому, что они чаще других детей сталкиваются с трудностями адаптации в окружающей среде.

Многодетность в определенной степени отражается отрицательно на социализации и развитии детей. Существует немало мнений о благоприятной «атмосфере многодетности», о поддержке друг друга, обоюдной пользе, но в реальной жизни такие семьи являются большой редкостью. В статье «Многодетная семья в зеркале статистики» ее автор, ссылаясь на результаты исследования, приходит к выводу, что большое количество детей в одной семье не так уж благоприятно, как может показаться на первый взгляд.

По данным исследований психологов и юристов в многодетных семьях, которые живут в городах, сравнительно выше доля правонарушений и проступков, совершенных несовершеннолетними, а так же у них более выражена педагогическая безнадзорность. По словам специалистов, в десяти из ста семей, имеющих трех и более детей, нравственно-психологическая обстановка достаточно тяжелая [5, с. 17].

В зарубежных психологических исследованиях представленные результаты подтверждают, что количество детей в семье, порядок их рождения влияют на развитие не только индивидуальных, но и умственных особенностей детей. Эти показатели семьи оказываются важнейшими факторами, влияющими на становление психологической индивидуальности ребенка и его неординарности, оказывая не только благоприятное, но и выраженное негативное влияние на его развитие.

В исследованиях Вагнера 1985 года говорится о том, что дети из многодетных семей, по сравнению со сверстниками из малодетных семей, менее гибкие, менее способны сопротивляться неопределенности, более осторожные, взволнованы и ранимы, более нуждаются в одобрении. У этих детей в среднем скромнее Я-концепция, они скорее конформны, чем самостоятельны, а самоконтроль берет вверх над самовыражением. Вдобавок к этому, у детей из многодетных семей значительно выше показатели организованности и лидерских качеств [4, с. 29].

Что же касается влияния многодетности на интеллектуальное развитие, то наиболее обширный и глубокий анализ данной проблемы принадлежит

Р. Зайонецу. Данные его работ часто противоречивы, однако преобладающая тенденция заключается в том, что лучшие данные IQ имеют первый и последний ребенок, хуже — средние номера. Взаимосвязь порядка рождения и уровня интеллектуального развития каждого ребенка может быть и положительной, но только, при условии большого интервала между временем рождения каждого последующего ребенка [1, с. 21].

Анастази рассматривает три возможных механизма, приводящих к отрицательной связи интеллекта и размера семьи:

· наследственные структурные факторы. Менее способные родители передают наследственные ограничения потомкам;

· психологические различия в семейной микросреде, зависящей, прежде всего, от родителей, и влияющей на детей, то есть в мотивационных и эмоциональных характеристиках семьи;

· размер семьи сам по себе, как основной причинный фактор. Независимо от интеллекта родителей на каждого ребенка придется меньше «воспитательных ресурсов» [2, с. 35].

Некоторые специалисты и исследователи замечают существенные перемены в родительском поведении с увеличением размера семьи. Как фактор, оказывающий положительное влияния на развития ребенка в многодетной семье отмечается большая сосредоточенность на всех, без исключения, членах семьи, совместное проведение свободного времени, совместных игр, повышающуюся роль отца. Но возникают и негативные моменты: тоталитаризм, наказания, строгая дисциплина, более жесткая критика и контроль, и возможно самое важное — менее индивидуализированное отношение к воспитанию. В многодетных семьях можно отслеживать отчетливую тенденцию воспитывать детей по общим принципам, без учета индивидуальных особенностей.

Из вышесказанного становится понятно то, что именно проблема разностороннего развития детей из многодетных семей, расширение их кругозора и самосовершенствование нуждается в первостепенном внимании современного общества. Подростки в таких семьях имеют состояние здоровья немного хуже среднестатистических показателей; высокую вероятность приобрести вредные привычки; куда более высокую сосредоточенность на делах по обслуживанию семьи; меньший уровень взаимопонимания с родителями. Становится очевидным, что многодетные семьи имеют проблемы не только, присущие любой семье, но и присущие только такой категории семей.

10.​ Модели выбора брачного партнера. Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville К., 1977).
Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания) (NyeL, BerardoE, 1973).
Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности (Winch R., 1954). Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине (Крайг Г., 2002).
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом (Centers R., 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.
Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак (Adams В.В., 1979).
Теория «стимул – ценность – роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1. на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2. брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) – ценность (сходство взглядов) – роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям) (MursteinB., 1970).

3. В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

1. установление взаимосвязи (критерий – легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);

2. самораскрытие – возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

3. формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

4. реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии) (Reissl. L., 1976).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.
Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при супружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.
Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соот-ветствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

11.​ Молодая семья: задачи, особенности, проблемы.
Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.
Кроме того, необходимо проанализировать трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени — молодая семья с новорожденным.
Психологическая суть брака — подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение может не одобрять или сопротивляться браку. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера решена, у пары могут возникнуть серьезные трудности.
Одна из характерных в этой ситуации трудностей — несогласие родителей. Его причины не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Такое поведение родителей соответствует одной из общественных функций семьи — контролю за поведением детей. Но точно оценить обоснованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возможны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат заключить брак, а родители вместо обсуждения выражают слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко урегулировать сложные, иногда конфликтные отношения.
Психологическая зависимость молодых людей от родителей проявляется в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, демонстрируя лояльность к генетической семье, создавать свою, независимую от нее. Эту зависимость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое толкает их постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому еще эмоциональнее) их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других.
Данное противоречие отчетливо проявляется в отношении молодежи и молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей.
По данным одного из опросов абитуриентов, около 30% юношей и 45% девушек придерживаются мнения, что молодым супругам совсем не нужна помощь старшего поколения в решении вопросов общения в молодой семье. Но за такую же полную материальную независимость молодой семьи от родителей высказалось только 10% опрошенных.
Таким образом, начальная, имеющаяся до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация подобной установки проблематична.
Материальная и эмоциональная зависимость многих молодых семей указывает на необходимость достижения самостоятельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологическая зрелость достигается труднее, чем материальная. Молодожены часто не имеют достаточного опыта применения совместных решений. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных семейных вопросов нередко выясняется, что для принятия решений молодым супругам хватало и информации, и ясною понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представление о семье, нежелание отказаться от некоторых привилегий или интересов.
Начало семейной жизни, «медовый месяц» — особенно приятный, по общему представлению, этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т. д. Понятно, что эти задачи не всегда решаются гладко. Это обнаруживается в том факте, что около 2% распадающихся браков существовали менее года*. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов — новая, отрицательная информация о супруге.
Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным знанием будущего супруга и/или его семьи. Данная причина обуславливает заметную часть трудностей, возникающих в первые месяцы семейной жизни.
Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его рождение изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к выросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т. д. Бели все эти и другие не перечисленные задачи приходится решать быстро, а к ним еще прибавляются нерешенные проблемы из ранее бывших этапов развития семьи, то сама ситуация, требующая быстрого изменения семейных отношений, становится стрессором
Указанный семейный конфликт иллюстрирует одну из типичных схем кризиса молодой семьи. Такому кризису свойственно отсутствие одного разрушающего семью фактора. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу.
Следует указать, что похожие кризисы в некоторой части молодых семей как бы запланированы. По данным уже упомянутых опросов, 21% будущих молодоженов и 19,6% молодых супругов среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали на беременность. Очевидно, что добрачная беременность не является безусловной причиной будущего семейного кризиса. Чаще всего она только подталкивает к юридическому подтверждению постоянной интимной и психологической связи. Но она может подтолкнуть к этому и те пары, которые недостаточно подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей. Кроме того, такие пары нередко не подготовлены к браку. Психологически наиболее проблемной становится ситуация беременности после кратковременного знакомства.
Неблагоприятные тенденции развития супружеских отношений и их предпосылки и каких-то случаях разрушают семью, в других способствуют большой дифференциации отцовских и материнских обязанностей.
До рождения ребенка оба супруга имеют похожие возможности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения ребенка даже очень помогающий отец и далее работает, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Вот это создает предпосылки как для благоприятного, так и для неблагоприятного развития семьи. Реализация этих предпосылок зависит от многих факторов, среди которых особенно влиятельным становится имеющийся опыт общения супругов. Если они научились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали возникавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими переживаниями и таким образом расширяют интересы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о довольно различных сферах деятельности. В таком случае разделение ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи.
Обобщая описанные тенденции, можно выделить некоторые более общие моменты. Наиболее важный из них — это положительное отношение молодых супругов друг к другу. Многие из них интересуются чувствами друг друга, понимают, что есть перспектива совершенствовать свои отношения. На этом благоприятном фоне даже значительные разногласия обычно проявляются только в какой-то одной сфере жизнедеятельности семьи, затрагивают только одну из ее функций. Поэтому молодожены, которые конфликтуют, например, из-за быта, могут быть удовлетворены общим досугом, интимными отношениями и т. д. Это обстоятельство заметно отличает молодые семьи от совместно живущих длительное время семей, в которых конфликт чаще всего распространяется на многие или все сферы семейной жизни. Получив возможность «паузы» в конфликте, молодые семьи нередко самостоятельно находят приемлемые для себя решения, сохраняют и улучшают семейные отношения.

12.​ Мотивы выбора брачного партнера.(см.вопр 5 и 10)

Наши рекомендации