Особенности промышленного переворота в США
Возникновение в Северной Америке крупного буржуазного государства создали благоприятные социальные, демографические, внешнеполитические условия для развития капиталистической машинной индустрии. В стране складывались предпосылки для промышленного переворота. На смену мануфактурной стадии пришла фабрично-заводская. Этот период экономической истории США проходил позже, чем в Англии, почти одновременно с Францией, раньше чем в Германии.
В США, где капитализм начал развиваться позже, ремесленное и мануфактурное производство уже не было основной предпосылкой образования машинной индустрии, так на этот процесс влияли внешние факторы – мировой капиталистический рынок и мануфактурное разделение труда.
На новой колонизованной земле, где капитализм утверждался благодаря ее связи с метрополией, факторы и формы развития промышленности определялись тем, на какой стадии – мануфактурной или фабричной – оно начиналось.
В этом основная специфика индустриального развития США, где промышленность образовывалась по мере освоения большой территории на различных стадиях связанного между собой европейского и американского капитализма: от мануфактурного периода XVII-XVIII ст. до монополистического.
Первые рабочие машины появились в приатлантических штатах на основе развития ремесла и мануфактуры, а колонизация западных земель развернулась в основном на фабричной стадии капитализма. Кроме того, до гражданской войны 1861-1865 гг. в рамках единого капиталистического способа производства в США существовала система рабства и наемного труда. В таких условиях тип промышленного развития не мог быть единым для всей страны.
Для организации капиталистической фабрики в США, необходимыми были капитал, рабочая сила, рынки сбыта.
Предпосылки промышленного переворота в США:
1. Большую роль в развитии фабричной промышленности США сыграл иностранный капитал, который уже в первой половине XIX ст. проникает в Северную Америку (в основном английский), за 1790-1800 гг. ввезенный иностранный капитал превысил 500 млн. дол. Особенно интенсивно шел поток иностранных инвестиций в 30-ые гг. XIX ст. где находил широкое использование, особенно в строительстве железных дорог. В результате чего расширялась финансовая база капитализма и ускорялся процесс развития фабричного производства.
2. Фабричная промышленность США образовывалась на основе использования внутреннего капитала. Его накопление началось еще в период английского господства («трехугольная торговля», работорговля, контрабанда, пиратство, неэквивалентная торговля, внешняя торговля и др.)
3. Во многих странах начало промышленного переворота тормозилось нехваткой рабочей силы. В США эмигрировало огромное количество рабочей силы из Европейских стран
Революция конца XVIII ст. ликвидировала феодальные формы эксплуатации, облегчила миграцию населения, его экспроприацию и использование в системе фабричного производства.
Важную роль в развитии фермерства сыграло раннее проникновение крупного капитала в сельское хозяйство. Ограбление западных земель, спекуляция землей, стали важным источником накопления капитала. Собственники крупного капитала создавали крупные фермы с использованием наемного труда и машин. Мелкие фермеры в этой конкуренции разорялись, пополняя ряды пролетариата.
Значительную роль в разорении фермерства играл процесс экономической дифференциации. Фермерское хозяйство все больше втягивалось в товарооборот, усиливались связи фермерских хозяйств с мировым рынком. Цены на экспортную продукцию постоянно колебались, что ускоряло разорение мелких фермеров, а некоторые мелкие фермеры скупали землю у разорившихся фермеров, превращались в более крупных. Таким образом, в аграрном развитии США в 1783-1860 гг. встретились две противоположные тенденции. Колонизация расширяла сферу фермерского землевладения, а экспроприация сокращала его.
4. Если колонизация временно усложняла формирование рабочего класса, то она ускорила формирование предпосылок промышленного переворота. Внутренний рынок стал более емким. В рыночные отношения втягиваются все формы хозяйства. Идет углубление разделения труда, специализация, активизируется внутренняя торговля и торговые связи. Растет спрос фермеров на промышленную продукцию.
5. Большую роль в образовании рыночных предпосылок промышленного переворота сыграли факторы политического характера. Революция 1775-1783 гг. положительно повлияла на экономическое развитие США. Государство создает условия для развития промышленности, стимулирует строительство железных дорог, раздает государственные земли, субсидии для строительства шоссейных дорог, каналов и т.д. В торговле используют политику протекционизма. Тарифы 1816, 1824, 1828 гг. восстановили 25% налог на ввоз текстильных изделий, шерсти, железа, пеньки, свинца, стекла, шелка, полотна и др.
6. Вступивши в машинную стадию позже, чем Англия, предприниматели США полностью использовали английский технический опыт, значительно его обогатив. В результате этого промышленный переворот занял незначительное время, проходил быстро, высокими темпами и завершился в первой половине XIX ст.
7. США находились далеко от европейских стран, от европейской конкуренции, от европейских войн. Как и в передовых европейских странах XVII-XVIII ст. в США возникает и укрепляет свои позиции американская буржуазия, в руках которой накапливаются огромные капиталы необходимые для промышленного переворота.
Материальной базой для промышленной революции в США, являлась мануфактурная организация хлопчатобумажной отрасли. Здесь ручной труд был расчленен на отдельные операции, что обусловило дифференциацию орудий труда, их производство и специализацию рабочих. Первые машины в хлопчатобумажной промышленности использовались в конце XVIII ст. Так в 1791г. в штате Род-Айленд, была построена фабрика с прядильными машинами Аркрата. На протяжении 90-х гг.XVIII ст. возникает еще несколько таких предприятий с применением водяной и паровой механической силы. Большое значение имело для хлопчатобумажной промышленности США изобретение в 1793 г. Э. Уитни. Это была хлопкоочистительная машина, она повысила производительность труда в этой отрасли в 150 раз.
Широкого размаха промышленный переворот в хлопчатобумажной промышленности достиг в первой половине XIX ст. В 1810 г. на хлопчатобумажных заводах работало 37 тыс. веретен, в 1815 – 130 тыс., в 1820 г. – 220 тыс.
Возникают крупные фабрики, в частности фабрика Ф. Лоуелла в Уолтеле (штат Массачусетс), где впервые в мире все процессы были механизированы, начиная от переработки сырья до готовой продукции. Прядильные и ткацкие операции проходили под общей крышей. Такое новшество поставило на повестку дня проблему автоматической передачи сырья и полуфабрикатов от одной машины к другой, из цеха в цех и т.д.
В 20-40 гг. XIX ст. были сделаны новые изобретения и технические усовершенствования, которые позволили осуществить техническую революцию в хлопчатобумажной отрасли. К ним относятся: цилиндрическая машина для механической набивки тканей, станки по выпуску узорчатой ткани и др. В 40-50 гг. революционный переворот произвела в отрасли мюль-машина. Машина, состоявшая из 1088 веретен, производила 3264 мотков пряжи в день, т.е. выполняла объем работы 3 тыс. человек. В 1860 г. в США работало 1091 хлопчатобумажных фабрик, а число веретен на них превышало 5200 тыс., из них на южные штаты приходилось всего 159 фабрик и 300 тыс. веретен.
В целом по стране в 1840 г. стоимость всей текстильной продукции, произведенных на фабричных предприятиях, составило 74 млн. дол., а произведенной в домашних условиях всего29 млн.
Основным центром текстильной промышленности становятся северо-восточные районы США. По объему механизации ткацкой отрасли эти штаты до 1830 г. превзошли Англию в среднем 33%. В начале 60-х гг. XIX ст. в США производили вдвое больше хлопчатобумажных тканей на душу населения, чем в Великобритании.
Определены изменения произошли и в шерстяной промышленности. Основным центром ее стал штат Коннектикут. К началу Гражданской войны в США работало 1700 текстильных фабрик с паровыми двигателями.
Вместе из хлопчатобумажной, шерстяной промышленностью в северо-восточных штатах быстро развивается мукомольная, спиртная, табачная, сахарная и др. отрасли.
Одной из особенностей промышленного переворота в США стало медленное использование паровых машин. Из 132 текстильных фабрик штата Род-Айленд только 4 использовали силу пара. В 1840 г. из 1240 текстильных фабрик США только 8% имели паровые двигатели. Это объясняется тем, что в США в этот период преобладали небольшие предприятия, где дешевый водяной двигатель был очень удобный и эффективный.
Постепенно паровые машины внедряются в производство. Кроме паровой машины Уатта в США внедрялись паровые двигатели американского изобретателя Ивенса. Это были более простые двигатели. В 1803 г. Ивенс начал производить первые паровые машины на заводах Филадельфии, Питсбурзи, Цинцинатти.
В 1860 г. на хлопчатобумажных фабриках Америки насчитывалось около 5,2 млн. механических веретен. По этим показателям они уступали только Англии. К началу гражданской войны в Северной Америке работало 1700 текстильных фабрик, используя паровые двигатели.
В первой половине XIX ст. быстро развивались транспортные коммуникации и связаны с ними отрасли промышленности. Строятся шоссейные дороги, сооружаются водные каналы в Пенсильвании за 30 лет (1802-1832) длина шоссейных дорог достигла 3500 км.
Началось строительство водных путей. В 1817-1825 гг. Был построен канал, который объединил реку Гудзон с озером Эри, что снизило расходы на транспортировку груза с Нью-Йорка до Буффало на 90%. Кемберленская дорога соединила Восток и Запад в 1818 г. Эта дорога снизила себестоимость, перевозок и способствовало экономическому подъему этих районов. В 1830 г. длина каналов равнялась 2040 км., а в 1850 г. – 950 км., т.е. выросла в 2,5 раз.
В 1807 г. Фултоном был построен первый в мире пароход. В 1825 г. на реке Миссисипи и Огайо курсировало 125 пароходов, а в 1860 – одна тысяча. В связи с использованием водного транспорта стоимость перевозки грузов понизилось в десятки раз.
В период промышленного переворота очень важным для экономического развития страны было строительство железных дорог. Первая железная дорога соединила Балтимор с Вашингтоном в 1828 г. (52 км.). В 1850 г. длина железнодорожных путей составила 14,5 тыс. км, в 1860 г. – 49 тыс. км. По продолжительности железнодорожных путей США значительно обогнала все страны мира.
Особенно быстро железнодорожное строительство наблюдалось в 1840-1860 гг. В1860 г. капиталовложения в строительство железных дорог выросли до 1 млрд. дол., т.е. равнялись вкладам во всю промышленность США. Одной из особенностей железнодорожного строительства в США было то, что основным топливом для паровозов были дрова.
Развитие транспортной системы способствовал развитию внутреннего рынка, которая объединяла в единое целое экономические районы страны, способствовала разделению труда, развитию товарообъема, товарности хозяйства способствовала развитию тяжелой промышленности.
К числу наиболее отсталой отрасли США долгое время принадлежала металлургическая отрасль, которая до середины 30-х гг. работала на древесном угле. Но и в этой отрасли происходили изменения. Промышленный переворот в этой отрасли начался с внедрением проката, увеличением объема выплавки чугуна, использование минерального топлива. При этом в США в середине XIX ст. используется не кокс, а антрацит, большие залежи которого находились в Пенсильвании. Основным потребителем проката были железные дороги. В стране была создана могучая прокатная индустрия, а это привело к необходимости перехода всего производства на каменный уголь и создания крупных заводов-комбинатов, оснащенных паровыми двигателями.
В 1834 г. была задута первая домна на минеральном топливе, а в 1847-1857 г. в стране было построено 100 аналогичных доменных печей. За 50-е гг. XIX ст. в металлургической отрасли были созданы мощности, которые в 3 раза превышали все ранее созданные. Это позволило увеличить выплавку чугуна (на протяжении 1830-1860 гг.) в 5 раз. С 1850 г. в черной металлургии начали интенсивно использовать кокс. В 1850-1860 гг. выплавка стали выросла с 600 тыс. т. до 988 тыс. т.
Несмотря на быстрый рост металлургической отрасли, она не смогла полностью удовлетворить внутренние потребности страны в металле. Поэтому в 18850 г. в страну было завезено 409 тыс. т. железа.
В связи с ростом металлургической отрасли произошел рост добычи каменного угля с 50 тыс. т. В 1820 г. до 14,3 млн. т. В 1860 г., т.е. в 280 раз. Центр угольной промышленности перемещается с Вирджинии до Пенсильвании, где возникает район тяжелой промышленности.
В первой половине XIX ст. в США возникает машиностроительная отрасль. В 1803 г. в Филадельфии началось производство паровых машин. В 1828 г. была образована машиностроительная компания «Порт-Ричмонд - Компани» для производства паровых машин и оборудования. С 1838 г. начали работать машиностроительные предприятия Моргана. Крупные машиностроительные предприятия по производству паровых двигателей были в городах штатов Нью-Йорк, Пенсильвания и др.
Возникают станкостроительные предприятия. Однако эта отрасль развивалась медленно и расширила свое производство только после гражданской войны. По уровню механизации производство США в середине XIX ст. отставало от Англии.
Высокими темпами развивается сельскохозяйственное машиностроение, в результате чего в 40-50-е гг. XIX ст. начался технический прогресс в сельском хозяйстве США. Особая роль принадлежала комплексному применению трех усовершенствованных орудий – плуга, жатки и молотилки, которые охватывали три важнейших технологически связанных циклов полевых работ – вспашку, уборку урожая и молотьбу. Широко внедрялись также сеялки, культиваторы, сенокосилки, паровой трактор и другая техника. Это способствовало переходу от экстенсивного сельского хозяйства к интенсивному.
В машиностроении США большую роль сыграла тенденция к стандартизации производства. В 1808 г. изобретатель Э. Уитни ввел стандартизацию запчастей в производстве оружия. До середины 50-х гг. XIX ст. флот по тоннажу равнялся английскому флоту. Суда, построенные в США, по качеству были выше английских.
В 40-50 гг. XIX ст. (за исключением кризисов 1837-1842 гг.) были периодом быстрого промышленного подъема.
В 1837-1847 гг. продукция основных отраслей промышленности выросла в 2-4 раза; добыча угля в 4 раза; выплавка чугуна в 4 раза; потребление хлопка в 3,5 раза.
Техническому прогрессу способствовала миграция населения с Европы. В 30-е гг. прибыло 600 тыс. эмигрантов, а в 1860 г. – 5 млн. чел. Они из своих стран развитого капитализма переносили в США технические достижения и способствовали их внедрению. Промышленность США получила подготовленные кадры профессиональных рабочих. В тоже время в стране быстрая механизация американской промышленности была связана с недостатком рабочих рук. В связи с заселением свободных земель на Западе наемные рабочие часто превращались в фермеров, это приводило к нехватке рабочих рук в промышленности.
Большая заинтересованность американских предпринимателей в механизации производства способствовали развитию изобретений. Если в 1790-1800 гг. количество выданных патентов составило 276, то в 1840-1850 гг. – 6480; а в 1851-1860 гг. – 23140 изобретений. Можно назвать некоторые из них: машина для очистки хлопка (1793); первый пароход (1807). В 1809 г. изобретена машина для изготовления бумаги; косилка (1831); телефон (1832); швейная машина (1841); паровой молот Несмита; электромагнитный телеграф Морзе (1842); типографская машина (1847); турбина (1849); револьверный станок (1854);шлифовальный, фрезерный станки, печатная машина (1867) и др.
Промышленный переворот вызвал большие социальные изменения в американском обществе. Удельный вес сельского населения в 1790 г. составлял 95%, то в 1860 г. – 59,2%: Абсолютная часть городского населения страны возросла с 202 тыс. до 6217 тыс., или почти в 30 раз. Если 1810 г. в США было всего два города с населением 50 тыс. человек, то в 1860 г. – 16, причем население Нью-Йорка и Филадельфии превышало 500 тыс. человек. Число лиц, занятых в промышленности увеличилось с 1820 по 1860 г. с 350 тыс. до 21 млн. человек, или в 6 раз.
Промышленный переворот сопровождался быстрым развитием внутренней и внешней торговли. Объем внешней торговли вырос за период с 1790 г. по 1860 г. с 43,2 до 687,2 млн. дол, т.е. в 16 раз. В экспорте преобладало сельскохозяйственное сырье – хлопок, кожа, шерсть. Готовые товары составляли 13%. Торговля совершалась со многими странами, в том числе с Европой, Китаем, Индией и др.
Развитию капитализма в США способствовала политика протекционизма. Американское правительство при помощи высоких таможенных тарифов защищало американскую промышленность от конкуренции иностранных товаров. Это нашло свое отражение в тарифах 1816, 1824, 1828, которые устанавливали налоги от 7,5 до 30% и выше.
В ходе промышленного переворота быстро развивается в США банковское дело. За период с 1811 по 1816 гг. число банков выросло с 88 до 148. В 1860 г. В стране функционировало 1601 банк. В 1816 г. в интересах финансовой и земельной буржуазии был создан банк США с капиталом 335 млн. дол. Он предоставлял кредиты для покупки земли. Этот банк постепенно становился собственником больших земельных массивов, которые потом продавал по спекулятивным ценам. В 1836 г. Государственный банк был ликвидирован. Государственные вклады были распределены между банками штатов. Банки приблизили кредит к промышленности, торговле, сельскому хозяйству.
Экономика США в условиях промышленного капитализма развивалась циклично. Особенно были сильные экономические кризисы: 1825.1836,1847,1857 гг.
Таким образом, к 60-м гг. XIX ст. в некоторых северо-восточных штатах (Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания) промышленный переворот подходил к завершению. Десятки крупных местных заводов изготовляли станки, оборудования для легкой промышленности, паровые машины, локомотивы, железнодорожные рельсы и др. В 1860 г. В США насчитывалось 140433 промышленных предприятий с капиталом выше 1 млрд. дол. Стоимость их годичной продукции составила около 2 млрд. дол.
Возникли новые географические центры промышленного производства. Одним из них была Новая Англия, которая давала 2/3 хлопчатобумажной и шерстяной промышленности. Центром металлургической промышленности становится Пенсильвания.
В 1860 г. стоимость промышленности сельскохозяйственной продукции в США уравнялись.
В 1860 г. США по общему уровню экономического развития вышли на второе место в мире после Англии и стали одной из сильнейших мировых государств.
Но необходимо принять во внимание многоукладность и неравномерность экономического развития США с учетом динамичной территориальной экспансии и наличия рабства, необходимо понять, что в национальном масштабе промышленный переворот мог завершиться лишь после гражданской войны 1861-1865 гг., т.е. после ликвидации плантационной, рабской системы на Юге.